Религиозный туризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 15:19, реферат

Описание работы

В последнее десятилетие на рынке туризма активизировалось такое направление как религиозный (паломнический) туризм. Религиозный туризм связан с посещением религиозных святынь и духовным совершенствованием. Религиозный туризм играет большую роль в системе международного и внутреннего туризма отдельных государств мира. Люди продолжают отправляться в паломнические и экскурсионные поездки по святым местам и религиозным центрам.

Содержание

Введение
Глава 1.Религиозный туризм: сущность и его виды
1.1 Понятие «религиозный туризм» и его сущность
1.2 Виды и формы религиозного туризма
Глава 2.Тенденции развития религиозного туризма
2.1 Индустрия религиозного туризма
2.2 География развития паломничества в мире
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

религиозный туризм.docx

— 47.35 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

Глава 1.Религиозный туризм: сущность и его виды

1.1 Понятие «религиозный  туризм» и его сущность

1.2 Виды и формы религиозного  туризма

Глава 2.Тенденции развития религиозного туризма

2.1 Индустрия религиозного  туризма

2.2 География развития  паломничества в мире

Заключение

Библиографический список

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В последнее  десятилетие на рынке туризма  активизировалось такое направление  как религиозный (паломнический) туризм. Религиозный туризм связан с посещением религиозных святынь и духовным совершенствованием. Религиозный туризм играет большую роль в системе  международного и внутреннего туризма  отдельных государств мира. Люди продолжают отправляться в паломнические и  экскурсионные поездки по святым местам и религиозным центрам. Одни стремятся принять участие в  религиозных церемониях, помолиться, совершить жертвоприношения, другие - ближе познакомиться с религией, приобщиться к духовным достижениям.

Религиозный туризм является составной частью современной  индустрии туризма. Соборы, мечети, культовые музеи и духовные центры - это туристские объекты, которые  пользуются всё возрастающим спросом.

На сегодняшний  день более 90% объектов туристского  интереса в мире так или иначе  связаны с культом или религией, имеющими место в настоящее время  или уже утратившими свое значение, или забытыми . И это в первую очередь касается России - с ее многочисленными православными храмами и монастырями, а также культовыми сооружениями других религий.

Интенсивность потоков туристов, путешествующих по миру с паломническими и религиозными целями, ежегодно увеличивается. Если в 2001 г. уровень количества поездок  с религиозными целями был примерно равен количеству поездок с целью  обучения или лечения, то в 2005 г. он в 4 раза превысил эти направления  в туризме и стал сопоставим с  поездками с целью развлечения. Это не считая паломнических поездок.

В XX в. бурно развивалась индустрия туризма, совершенствовались средства транспорта и связи. У людей появилось больше возможностей посещать святые места "своей" религии. Также в эпоху интернационализации усилился диалог культур.

Рынок религиозного туризма в Приморском крае, как  и в России еще очень молод. Это направление начало активно  развиваться лишь в последнее  десятилетие. Отчасти это происходит потому, что в отечественной литературе мало публикаций по данному виду туризма. Религиозный туризм является составной  частью современной индустрии туризма. Соборы, мечети, культовые музеи  и духовные центры - это туристические  объекты, которые пользуются все  возрастающим спросом.

Только за последние  три-четыре года в России значительно  увеличилось количество туристов, совершающих  паломничество к святыням России, а так же направляющихся за границу  с религиозно-познавательными целями. Основные маршруты таких поездок  пролегли в Израиль, Италию, Грецию, Кипр, Турцию, Саудовскую Аравию и т.д. Наибольшее распространение в нашей  стране получили такие религиозные  направления, как христианство (православие  и католицизм), ислам и иудаизм

Все больший  удельный вес стали занимать религиозные  поездки, но сам процесс перемещения  и проживания туристов «диким» образом  не выводит этот вид туризма на должный уровень. Тема религиозного туризма рассматривается во многих популярных журналах по туризму, таких  как «Вояж», «Туризм и отдых», «Иностранец» и т.д. С научной  же точки зрения эта тема освещена крайне скромно.

Целью дипломной  работы является изучение религиозного туризма в Приморском крае, его  направлений и перспектив развития.

На основании  поставленной цели были выделены задачи:

1. Провести анализ состояния  религиозного туризма в России  и использовать его как основу  для анализа данного направления  в Приморье.

2. Изучить ресурсы религиозного  туризма в Приморском крае  в целом, и в Уссурийском  городском округе в частности.

3. Провести маркетинговое исследования для выявления востребованности религиозного туризма на территории Уссурийского городского округа.

4. Разработать на основе  полученных результатов тур на  один из религиозных объектов.

Объектом исследования является религиозный туризм в Приморье и его ресурсы. В качестве предмета исследования выбрано изучение особенностей религиозного туризма в Приморье и реальный потенциал его использования.

Рабочей гипотезой  является предположение, что разработка религиозных туров позволит повысить интерес населения к внутреннему  туризму, активизирует туристскую привлекательность  Приморского края.

Практическая  значимость работы заключается в  проведённом анализе туристского  потенциала религиозных объектов и  разработке на его основе экскурсии  в женский монастырь.

 

Глава 1.Религиозный туризм: сущность и его виды

 

 

    1. Понятие «религиозный туризм» и его сущность

 

Паломничество - путешествие к известным культовым  местам с целью поклонения и участия  в религиозных церемониях. Паломничество - древнейший вид культовых действий. Как правило, паломничество нацелено на участие в религиозных обрядах, совершаемых в наиболее известных  культовых святынях (храмах). В процессе паломничества совершается поклонение местам, связанным с жизнью крупнейших религиозных деятелей.

Целью паломничества  является выполнение религиозного долга  верующим, получение особой благодати  за предоставление тех трудностей, которые препятствуют паломничеству, а также участие в культовых  действиях, имеющих наиболее благодатный, освященный характер.

Нередко паломник стремится получить новые сведения о стране или культовых объектах только с целью расширения своих  религиозных представлений. Однако современное паломничество имеет  и существенный познавательный аспект. Современный паломник - человек, совершающий  путешествие, чтобы только прикоснуться к религиозным святыням, увидеть  места, связанные с историей крупнейших религий, но не принимать участие  в культовых действиях. Здесь  познавательные цели вытесняют собственно религиозные [1].

В настоящее  время паломничество выступает  в качестве важнейшего культового действия в буддизме, индуизме, сикхизме, исламе и христианстве.

Паломничество издревле поощрялось в буддизме, культура которого распространено на восток, север  и юг во многом благодаря монахам-миссионерам. Северный буддизм сохраняет традиции паломничества до настоящих дней. Притягательными целями для буддистов  Махаяны являются места пребывания основателя буддизма Будды, отмеченные ступами, куполообразными строениями без внутренних помещений. Кроме  того, буддисты стремятся побывать в известных монастырях. В России центром паломничества буддистов  является Иволгинский дацан под Улан-Удэ.Миллионы людей совершают паломнические поездки в современной Индии. Среди центров паломничества следует отметить город Варанаси, крупнейший религиозный центр, город сотни храмов. По преданию, именно около этого города Будда произнес свою первую проповедь. Свои святые места есть у шивиатов и внушитов, представляющих два основных направления индуизма. Священным действием для каждого индуса является омовение в водах реки Ганг.

Следует отметить, что одна мировая религия - ислам - рассматривает паломничество в  качестве обязательного требования для каждого мусульманина. Правда, с тех пор, как мусульмане расселились  по всему свету, это требование не является безусловно необходимым. Все же паломничество в Мекку остается весьма желательным и очень почетным предприятием. Вторым по значимости местом паломничества служит Медина, город пророка, где находится его могила. Священным городом для каждого мусульманина является Иерусалим. Отсюда, со Святой скалы на горе Мориа, по легенде, пророк Мухаммед поднялся к аллаху и лицезрел его (по-арабски мирадж - вознесение пророка). Кроме святых мест в Саудовской Аравии (могила прока в Медине и Кааба в Мекке), являющихся святынями мусульман всего мира, существуют места поклонения мусульман отдельных течений.

Сильны традиции паломничества и среди последователей иудаизма. Согласно вероучению иудаизма, существует только один культовый центр, в котором может совершаться  богослужение - Иерусалимский храм. Он является объектом паломничества  всех евреев древнего мира. После его разрушения римскими войсками в 70-м году местом паломничества стала Стена Плача, предположительно созданная из каменных блоков древнего храма. Стена по сей день остается для евреев самым подлинным и весовым символом их единства и связи с исторической родиной. Сильны традиции паломничества в христианстве.

Экскурсионные и паломнические поездки занимают у христиан значительное место. Это  обусловлено тем, что в христианстве существует многовековая традиция паломничества, популярны посещения религиозных  объектов экскурсантами. Но эти традиции существуют и в других религиях. Дело также в том, что христианство - самая многочисленная по количеству приверженцев религия в мире, насчитывающая  почти 2 млрд. человек (почти каждый третий житель Земли является христианином) [4].

Христианство включает в себя пять основных направлений: православие, католицизм, протестантизм, монофиситство и несторианство; многочисленные религиозные течения, движения и деноминации.

Специфику христианских паломничеств во многом определяют особенности  религиозного сознания верующих, которые, в свою очередь, тесно связаны  с характером вероучения и культовой  практикой христианства. Мотивами паломничества, могут быть желание помолиться чудотворной иконе, находящейся в определенном храме (монастыре), исповедоваться в месте, сильном в духовном плане и (или) у известного религиозного деятеля (священника, монаха, старца), выполнить богоугодные работы по строительству, уборке и т.д. храма или монастыря, сделать пожертвования, приобщиться к благодати и т.д. Верующие Русской православной церкви (РПЦ) во время паломничества по монастырям по зову своего сердца совершают духовные послушания. Настоятель благословляет послушание, и человеку даются определенный вид работ и их сроких[5].

В христианстве паломничество утверждается как  особый вид культового поведения  с IV в. Этому способствовало появление монашества и культа святых. Наиболее притягательной целью паломничества оставались Палестина, Иерусалим, где находится храм Гроба Господня (первая половина IV в). Храм Гроба Господня располагается на горе легендарного распятия Иисуса Христа в месте предполагаемого нахождения его гроба. В храме находится ряд часовен, связанных с эпизодами мучений и кончины Иисуса Христа и принадлежащих различным христианским церквям. Самые волнующие и торжественные для верующих службы здесь совершаются в канун Пасхи, праздника воскресения Христа [20].

Кроме Иерусалима, интерес вызывают места рождения и деятельности Иисуса Христа - Вифлеем  и Назарет [2]. Массовым паломничество стало в эпоху средних веков. Сотни тысяч людей отправлялись на Ближний Восток, чтобы прикоснуться к христианским святыням. Поездки паломников совершались из портов Франции и Италии и были достаточно хорошо организованы. С развитием процесса секуляризации (потерей влияния церкви на общество) интенсивность паломничества стала падать, и к началу XX столетия массовое паломничество прекратилось.

Притягательны для католиков и национальные культовые памятники в Италии, Испании, Франции. Среди них следует  отметить не только действующие католические соборы, но и аббатства, монастырские комплексы. Всемирную известность  приобрел французский город Лурд, который привлекает тысячи людей, надеющихся получить выздоровление от тяжких недугов[17].

Паломничество - излюбленная форма культового служения в православии. После принятия христианства в X в. русские люди по примеру христиан Запада и Востока стали совершать  посещение святынь Константинополя  и Палестины. Кроме того, на Руси издревле не только крестьяне, но и  представители других сословий совершали  посещение самых известных национальных православных святынь - храмов, лавр, монастырей[6].

В настоящее  время все больше паломников посещают города Саров и Козельск. Первый город известен обителю Серафима Саровского, наиболее известного русского святого первой половины XIX столетия. Свои места паломничества существуют и в Ростовской области. Два года назад канонизирован первый, местно чтимый святой - Павел Таганрогский. Поездки к его мощам собирают многих верующих. Как объект посещения привлекателен и Свято-Донской Старочеркасский мужской монастырь.

Организация коллективного  паломничества является трудоемкой деятельностью, в чем нетрудно убедиться  на примере паломничества в Мекку. Уже в эпоху средних веков  создавались братства и ордена, помогающие паломникам достигать привлекающие их святые места. В настоящее время  организаторами паломничества, как  правило, выступают религиозные  организации, которые налаживают сотрудничество с туристическими фирмами[3].

Целью паломничества  является выполнение религиозного долга.

Туризм есть совокупность отношений и явлений людей, которые  возникают во время перемещения  и пребывания людей в местах, отличных от их постоянного места проживания и работы [1].

Туристом, путешествующим с религиозными целями, является человек, выезжающий за пределы обычной среды, на срок не более года для посещения  святых мест и центров религий. Под  религиозным туризмом следует понимать виды деятельности, связанные с предоставлением  услуг и удовлетворением потребностей туристов, направляющихся к святым местам и религиозным центрам, находящимся  за пределами обычной для них  среды.

Информация о работе Религиозный туризм