Развитие сельского туризма в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 19:32, курсовая работа

Описание работы

Цель: проанализировать развитие сельского туризма в РБ.

Задачи:

1. Отразить понятие сельского туризма, изучить теоретические и организационные основы его развития;

2. Провести анализ развития сельского туризма в Республике Беларусь;

3. Выявить проблемы и перспективы развития сельского туризма в РБ.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 150.36 Кб (Скачать)

  Во-вторых, значительная часть населения городов  имеет тесные родственные связи с деревней. Многие жители городов имеют родственников старших поколений в сельской местности, у которых зачастую проводят отпуска и каникулы. Доля горожан с такой формой проведения свободного времени постоянно сокращается в связи с постепенной утерей родственных связей с сельским населением. Тем не менее, эта доля в Беларуси в несколько раз больше, чем в странах ЕС, так как процессы интенсивной урбанизации, сопровождающиеся массовыми миграциями из села в город, у нас проходили во второй половине 20 в., на 30-40 лет позже, чем в странах Евросоюза.

  В-третьих, в Беларуси виды отдыха вне города (например, организация пикников), широко распространенные среди населения, легко осуществимы туристами  самостоятельно. В странах ЕС это  сделать сложнее, так как в  них господствует частная собственность  на землю. За посещение частных владений, где предоставляются услуги по организации того же пикника, обязательно придется заплатить. В таких условиях лучше выкристаллизовывается агротуристическая специализация не только отдельных домашних хозяйств, но и целых сельских регионов, что и наблюдается в странах Евросоюза. В Беларуси же господство государственной собственности на земельные угодья делает их общедоступными для бесплатного использования в рекреационных целях, что косвенно сдерживает процессы концентрации туристского обслуживания в сельской местности и специализации отдельных хозяйств на агротуризме.[10]

  Сдерживающими факторами развития агротуризма также являются некоторые социально-географические и природные условия. Среди социально-географических главным фактором является специфика сельской системы расселения, в которой доминируют средние и крупные сельские поселения, что явилось результатом активного внедрения коллективных форм ведения сельского хозяйства. В то же время для организации агротуризма больше подходит хуторская система расселения. В этом отношении наиболее благоприятным регионом Беларуси является Поозерье. Среди природных факторов, которые способствуют меньшему развитию агротуризма в Беларуси по сравнению со странами ЕС, следует отметить более короткий благоприятный период для летнего отдыха. Меньшая продолжительность благоприятного периода объективно способствует снижению объемов туристского обслуживания за год и повышению затратоемкости агротуристских услуг. Сезонность спроса, между тем, можно сгладить, предлагая туристам в межсезонье различные развлекательные программы, основанные на старинных праздниках, обрядах и обычаях. Так, например, "мёртвые" с точки зрения спроса февраль-март можно сделать привлекательными благодаря празднованию масленицы, проводов зимы и др. народных праздников.

  В заключение отметим, дополнительно, что без развития внутреннего агротуризма и отработки навыков, способов и ассортимента туристского обслуживания на отечественных агротуристах, невозможно успешное развитие международного агротуризма, требующего, помимо прочего, знаний иностранных языков, и культурных особенностей зарубежных стран.[7, c.71]

  Идея  развития агроэкотуризма в белорусском обществе требует проведения определённых мероприятий в области нормативно-правовых актов, финансирования, налогообложения, маркетинговой политики и т.д.:

1. Агроэкотуризм требует осуществления специальной политики и соответствующих программ в нашей республике, т.к. его нельзя устойчиво развивать, просто копируя то, что уже сделано в других странах, а тем более нельзя допускать его развития на беспорядочной основе;

2. Государственным органам власти следует упростить визовой режим при въезде в Республику Беларусь иностранных туристов. Изнурительные таможенные формальности сокращают количество потенциальных туристов, желающих отдохнуть в нашей стране;

3. Для  развития агроэкотуризма требуются практические и эффективные системы координации между всеми заинтересованными сторонами, включая правительство, частные предприятия, местные органы власти;

4. Следует  установить надлежащие юридические  и организационные механизмы в целях содействия и эффективной организации местных жителей во всём туристическом процессе, включая определение политики, планирования, управления, налогообложения;

5. Необходимо  создавать благоприятные инвестиционные  условия (предоставлять кредитные, налоговые и другие льготы) в целях притока отечественного и иностранного капитала;

6. Следует  уделить внимание проблеме сертификации  белорусских усадеб для того, чтобы гарантировать соответствие  их качества международному уровню;

7. Дизайн  сельских усадеб, в т. ч. гостиниц и других средств размещения, ресторанов, кафе, баров, должен осуществляться таким образом, чтобы не допускать или сводить к минимуму любое негативное воздействие на природную среду;

8. Аналогичным  образом, средства транспорта  и коммуникаций, используемые в указанных районах, должны иметь низкий уровень загрязнения;

9. Агроэкотуризм должен способствовать охране и улучшению природных территорий;

10. Профессионализм  - важное условие развития туристической  деятельности в Республике Беларусь и агроэкотуризма в частности;

11. Туристы,  предпочитающие указанный вид  отдыха, нуждаются в подробной специализированной информации как до-, так и во время поездки Предоставление полной и своевременной информации - один из основных элементов профессиональной деятельности в сфере туризма;

12. Следует  создавать информационные центры  основных регионов республики в области агроэкотуризма. В настоящее время только ОО "Агро - и экотуризм" владеет оперативными данными о предлагаемом отдыхе сельской усадьбе;

13. В  рекламных материалах по агроэкотуризму должна содержаться достаточная информация о впечатлениях, на которые могут рассчитывать туристы, включая сведения о рельефе и климате, животном и растительном мире, и, в целом, о посещаемой местности. Сюда должна также включаться правдивая информация о размещении и организации питания, а также рекомендации о том, что можно и что нельзя делать в данном туристском центре;

14. В  зарубежных СМИ регулярно проводить  информационно-ознакомительные мероприятия с целью формирования привлекательного имиджа Беларуси на мировом туристском рынке.[9]

  Т.о. процесс развития агроэкотуризма в Беларуси имеет ряд сдерживающих факторов: близость значительного числа потенциальных потребителей к деревне (родственные и дружеские связи), распространённость дачного отдыха, отсутствие частной собственности на землю и как следствие широкие возможности для самостоятельного отдыха на лоне природы, некоторые социально-географические и природные условия. 
 
 
 
 
 
 

Заключение

  Международная практика также свидетельствует  о том, что сегодня в различных областях мировой экономики появились новые проблемы, например экологические — в сфере международного туризма, субсидирования, дифференциации производства и развития в сельской местности различных прибыльных видов деятельности — в сфере сельского хозяйства.

  Сельский  туризм — именно та новая сфера деятельности и исследований, где прослеживается взаимодействие направлений как экономического, так и неэкономического характера, как мирового, так и национального уровней, в частности, предоставление внутренних и международных туристических услуг.

  Белорусский сельский туризм начал развиваться в XIX в. Субъекты хозяйствования находят данный вид бизнеса перспективным в силу ряда причин. Так, в силу недостаточного уровня доходов среди белорусского населения отсутствуют средства на путевку на дорогой фешенебельный курорт, существует стереотип отдыха в сельской местности, сельский отдых рекомендован врачами, есть возможность питаться достаточно дешевой, выращенной в условиях органического земледелия продукцией, есть реальная возможность приобщиться к сельскохозяйственным работам для собственного удовольствия.

  Для успешного развития нового направления  деятельности в сфере туризма региона требуется мобилизация сил всех участников проекта, членов ассоциации агротуристов (организаторов проекта; владельцев средств размещения; информационно-рекламных служб; финансовых организаций; предприятий туристского комплекса). Лишь взаимодействие всех четырех взаимосвязанных структур способно обеспечить эффективное, комплексное и прогрессивное развитие сельского туризма. 
 
 

Список  использованной литературы:

1. Горбылёва, З.М. Экономика туризма: Учебное пособие. - Мн.: БГЭУ,2004.

2. Дурович, А.П. Маркетинг в туризме: Учебное пособие. - Мн.: Новое знание, 2001.

3. Клицунова, В.А. Роль сельского туризма в возрождении и  устойчивом развитии белорусского села – Мн.:Юнипак, 2004.

4. Клицунова, В.А. Сельский туризм Беларуси: истоки и перспективы – Мн.: Юнипак, 2004.

5. Клицунова, В.А. Сельский туризм как перспективное направление   развития туристической отрасли в Беларуси: Материалы IV между нар.науч.

конф. -  Минск: НИЭИ Минэкономики РБ, 2004.

6. Клицунова, В. Туризм с приставкой "агро" – Мн.: Беларуская думка 2004.

7. Котляров, Е.А. География отдыха и туризма. Формирование и развитие территориальных рекреационных комплексов. – М.: Мысль, 1978.

8. Лученок, С.А. Агротуризм: мировой опыт и развитие в Республике Беларусь - Минск: Белорусский государственный экономический университет, 2008.

9.Электронный ресурс. – Режим доступа:  http://www.ruralbelarus.by. – Дата

доступа: 20.03.11

10. Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.agroportal.ru.– Дата доступа: 24.02.11.

11. Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.agrotourism.narod.ru.- Дата доступа: 24.02.11.

12. Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.infoBank.by.– Дата доступа: 2.03.11. 
 
 
 
 
 

Приложение1.

Агротуризм

Сфера разнообразных  услуг

Сектор внутреннего  и международного туризма

Предпринимательская деятельность в сельской местности 

Основные  эконом., эколог., соц. проблемы, проблемы национальной культуры

Приостановка процесса урбанизации, развитие сельской местности

Диверсификация с/х производства, созд.всельск.местн.прибыльных видов производства товаров и услуг.

Решение глобальных эколог. Проблем, вопр. Охраны природы

Расшир.ограниченного земледелия

Решение соц. вопросов

Развитие  в сельск. местности инфраструктуры

Возрождение нац.культуры, ремесел, традиций

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение2. 
 

 
 
 
 

ГЛАВА ІI. Практическая часть

Составление каталога агроусадеб Брестской области

Информация о работе Развитие сельского туризма в РБ