Развитие сельского туризма в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 19:32, курсовая работа

Описание работы

Цель: проанализировать развитие сельского туризма в РБ.

Задачи:

1. Отразить понятие сельского туризма, изучить теоретические и организационные основы его развития;

2. Провести анализ развития сельского туризма в Республике Беларусь;

3. Выявить проблемы и перспективы развития сельского туризма в РБ.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 150.36 Кб (Скачать)

Введение

  Проведение  отпуска в деревне у нас  издавна было одним из распространенных видов отдыха. Даже наши дачные поселки, садово-огородные кооперативы, дома в деревне служат попыткой развить эту идею. Но затем более популярными стали поездки на море, в Грецию, Испанию и другие теплые страны. Все это как-то  заслонило привлекательность провинциального отдыха.

  С начала 80-х годов нашего столетия наметился сдвиг в приоритетах  путешественников. Вместо жаркого солнца всё чаще предпочтение отдаётся тенистым лесам, а вместо городских громад – поселениям традиционных народностей. Это заставляет говорить о феномене так называемого сельского туризма, особого сектора туристской области, который, по некоторым оценкам, уже охватывает более 10% туристского рынка.

  Неожиданно  сельский туризм становится чем-то вроде  последнего крика моды, который привлекает миллионы европейцев с весьма устойчивым достатком. Сейчас все большее число людей предпочитает патриархальное спокойствие, первозданность, экологическую чистоту стандартизированной суете и пестроте фешенебельного курорта. Во всяком случае, Австрия, Словакия, Германия, Чехия, Польша интенсивно наращивают свои мощности по прием у агроэкотуристов. Достаточно сказать, что в одной Австрии до 10 процентов крестьянских усадеб предоставляют услуги по размещению и питанию туристов. Беларусь выделяется среди стран Восточной Европы своим природным и культурным богатством и необыкновенным людским потенциалом. Восхищают ее  живописные деревеньки с красивейшей традиционной архитектурой, старинные маленькие города, исторические места, уголки, овеянные легендами и поэзией, традиционная народная культура, вкусная и разнообразная кухня, но  более всего - гостеприимность и открытость белорусов - людей с Душой. Все  это создает великолепные предпосылки для развития сети белорусских агроусадеб.

  В Национальной программе развития туризма  в Республике Беларусь на 2006 - 2010 годы агроэкотуризм выделен в качестве одного из важнейших направлений развития. Перед специалистами, владельцами агроусадеб, органами власти поставлен ряд задач: создание туристских деревень с традиционной народной архитектурой на основе существующих сельских поселений, расположенных в живописной местности; активизация использования резервов сельского населения посредством организации сельских туров с  проживанием и питанием в деревенских домах, усадьбах; создание агротуристских комплексов на базе сельскохозяйственных производственных кооперативов и т.д.

  Данная  тема очень актуальна, так как  в  Республике Беларусь сельский туризм – достаточно новое явление. В нашей стране есть огромный потенциал в данном направлении благодаря экоресурсам. Естественно, существует и множество проблем.

Цель: проанализировать развитие сельского туризма в РБ.

Задачи:

1. Отразить понятие сельского туризма, изучить теоретические и организационные основы его развития;

2. Провести анализ развития сельского туризма в Республике Беларусь;

3. Выявить проблемы и перспективы развития сельского туризма в РБ.

Объект  исследования: сфера туризма.

Предмет исследования: средства размещения в сельском туризме (агроусадьбы) 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА І. Пояснительная  записка

    1. Сельский туризм: определение, особенности, организация. Плюсы и минусы сельского туризма
 

  Сельский  туризм - это вид деятельности, организуемый в сельской местности, при котором формируются и предоставляются для приезжих гостей комплексные услуги по проживанию, отдыху, питанию, экскурсионному обслуживанию, организации досуга и спортивных мероприятий, занятиям активными видами туризма, организации рыбалки, охоты, приобретению знаний и навыков. Сельский туризм ориентирован на использование сельскохозяйственных, природных, культурно-исторических и иных ресурсов сельской местности и ее специфики для создания комплексного туристского продукта.

  Будем считать понятия сельского и деревенского туризма синонимами агротуризма, не вдаваясь в тонкости и детали существующих зарубежных моделей по разному определяющих этот вид деятельности. [4,c.5]

  Сельский  туризм считают социально-ориентированным туризмом. Ему присущи следующие признаки:

- индивидуальность, семейность, поездки в кругу друзей;

- применение медленных и умеренно быстрых средств передвижения;

- спонтанные решения по элементам программы;

- мотивация изнутри;

- стиль жизни в соответствии с культурой посещаемой территории;

- активность и разнообразие;

- путешественник познает новую культуру;

- тактичность.

  При наличии разнообразных видов и особенностей сельского туризма, его классическая модель предполагает, что организацией туризма на селе занимаются исключительно фермеры или члены их семей, извлекающие из этого дополнительный доход, но не меняющие при этом своего производственного профиля. Главная особенность в том, что клиенту-гостю предлагают проживание в сельской местности и знакомство с жизнью и бытом фермеров.

  Туристы некоторое время ведут сельский образ жизни среди природы, знакомятся с ценностями народной культуры, прикладного искусства, с национальными песнями и танцами, местными обычаями, принимают участие в традиционном сельском труде, народных праздниках и фестивалях.

  Сельский  туризм ориентирован на ознакомление со спецификой (с особенностями) местного сельскохозяйственного природопользования, традиционным деревенским бытом и создает экономические предпосылки для развития дружественных природе методов ведения сельского хозяйства.

  В последнее время сельский туризм становится все популярнее среди  владельцев небольших предприятий и все востребованнее среди туристов. В Европе существует примерно 190 тыс. структур размещения в сельской местности и практически каждый четвертый турист, в основном горожанин среднего достатка, проводит каникулы в селе. Среди факторов, повлиявших на развитие этой формы туризма, следует отметить:

- рост мобильности граждан за счет увеличения количества личного транспорта;

- более эффективная организация свободного времени (выходные, более частые и короткие каникулы);

- рост динамичности и уровня стрессов в современной городской жизни;

- разнообразие и рост качества услуг, предлагаемых владельцами туристических структур в сельской местности, их специализация. [3, c.21]

  Сельский  туризм возник как следствие быстрого развития гостиничной индустрии  в крупных курортных зонах (приморские курорты, порты, сана-торные центры). Эта форма туризма стала привлекательна для туристов, которые предпочитают покой, природную естественность, непосредственные контакты с местными традициями. В последнее время сельские туристические направления становятся все популярнее, а сельский туристический бизнес регистрирует из года в год все больший объем продаж, привлекая все большее количество бизнесменов в эту сферу деятельности. В настоящее время в динамике международных туристических потоков наблюдаются тенденции, благоприятные для сельского туризма:

- ориентация туристов на небольшие и комфортабельные структуры размещения, в которых господствует семейная атмосфера;

- активное времяпровождение вне городских зон (экскурсии, прогулки, специфические виды спорта);

- повышенный интерес к культурным ценностям, традициям, местным праздникам.[4, c.15]

  Развитие  сельского туризма основывается на уравновешенном менеджменте потребностей сельской местности. Туристическое предложение в сельской местности складывается из нескольких компонентов:

- неповторимость местного характера;

- конкретные преимущества для туриста;

- преобладание естественного начала;

- экономическая эффективность;

- специализированный маркетинг;

- отлично вписывается в местный архитектурный стиль.

  Кроме того, сельский туризм произвел и социальные перемены в жизни села. Взаимоотношения между принимающей стороной и туристами развиваются, обычно по следующему сценарию: прибыл как турист, а уехал как друг.

  Одна  из тенденций последних лет показывает особый интерес горожан к отдыху на природе в сельской местности  в крестьянских традиционных домах. Три составляющие массового отдыха на море (от английского Sun-Sea-Sand - солнце-море-песок) в европейских странах были заменены на пейзаж-традиции-отдых (Landscape-Lore-Leisure). Как туристский продукт - сельский туризм предлагает целый пакет услуг, начиная от размещения в сельском доме, экскурсий, питания и заканчивая активным участием в сельской жизни. Мотивацией к отдыху в сельской местности является:

- желание быть ближе к природе, возможность дышать свежим воздухом;

- возможность познакомиться с другой культурой и традициями;

- желание участвовать в разных праздниках, общаться;

- по причинам семейных традиций;

- отсутствие средств для отдыха в других местах;

- возможность практиковать различные виды спорта во время отдыха и т.д.

[1, c.19]

  Отдых в селе носит больше активный, чем  пассивный характер. Здесь туристам предлагаются занятия активного характера, а также возможность познать нечто новое:

1. Этнофольклорные мероприятия - предполагают участие в творческих ателье народных умельцев, просмотр этнофольклорных концертов, участие в народных празднествах, посещение выставок, музеев и т.д.;

2. Участие в сборе ягод, грибов, яблок и т.д.;

3. Изучение истории государства, географической зоны, населенного пункта: предполагает посещение исторических музеев, крепостей, мемориалов, организация лагерей для проведения археологических раскопок под руководством специалистов;

4. Отдых в спокойных местах с прекрасными пейзажами;

5. Организация экскурсий в пейзажные заповедники;

6. Активный отдых - рыбалка и охота;

7. Прогулки по лесу со сбором грибов, ягод, лекарственных трав и т.д.;

8. Спортивные мероприятия;

  Понятно, что владельцы сельской усадьбы не могут обеспечить все типы развлечений даже для своих туристов. Поэтому необходимо сотрудничество с другими структурами, которые обслуживают гостей села. Обычно такими партнерами становятся:

- структуры размещения (рестораны, бары, таверны);

- владельцы транспортных средств (традиционный, ретроварианты);

- центры народных промыслов и ремесленного производства, художественные и этнофольклорные коллективы, музеи, представительные хозяйства, администрация заповедника. [2, c.53]

  Сельский  туризм, как любая отрасль туризма  имеет свои плюсы и минусы.

Так, положительным  для сельского населения являются:

-  возможность  дополнительного заработка в  доступной деятельности (прием туристов, продажа им продукции подсобного  хозяйства, сопровождение на рыбалку,  за грибами, орехами, конный  прокат, транспортные услуги);

-  возможность  для взрослых членов семьи  заняться созидательным трудом;

-  интересное  общение с туристами из разных  регионов, стран;

-  стимул  для приведения своего приусадебного  участка в порядок;

-  стимул  для изучения иностранных языков, приобретения навыков работы  на компьютере;

-  повышение  образовательного и культурного  уровня;

-  повышение  интереса сельских жителей к  сохранению природы.

  Положительные стороны для органов власти и  управления:

Информация о работе Развитие сельского туризма в РБ