Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 19:32, курсовая работа
Цель: проанализировать развитие сельского туризма в РБ.
Задачи:
1. Отразить понятие сельского туризма, изучить теоретические и организационные основы его развития;
2. Провести анализ развития сельского туризма в Республике Беларусь;
3. Выявить проблемы и перспективы развития сельского туризма в РБ.
-привлечение граждан к занятию сельским и экологическим туризмом;
-усиление их экономической и социальной активности;
-популяризация сельского и экологического туризма среди населения;
-содействие развитию национального законодательства;
-содействие развитию международного сотрудничества.
Сделано за время работы:
-Подготовлена команда преподавателей-тренеров в области сельского туризма;
-Проведено более 50 семинаров для желающих заниматься сельским туризмом (в разных регионах Беларуси);
-Состоялась презентация агро- и экотуризма Беларуси на Первом европейском конгрессе сельского туризма в Испании (октябрь 2003 г.) и Всемирном конгрессе по экотуризму в Осло (май 2007 г.);
-Реализовано более 10 международных проектов в области агроэкотуризма и устойчивого развития;
-Проведен фестиваль сельского туризма в д. Заборье Россонского района Витебской области, в котором приняли участие Министр спорта и туризма, вице-губернатор Витебской области, представители СМИ, хозяева сельских усадеб, туристы из городов Беларуси;
-Организовано постоянное присутствие стенда «Сельский туризм Беларуси» на международных ярмарках и биржах в г. Минске;
-Обеспечено активное участие в международных конгрессах, семинарах, форумах (Первая конференция по сельскому туризму Беларуси, 2003 г.; Первый конгресс сельского туризма, Испания, 2003 г.; форум «SlowFood»; семинары Всемирной туристской организации (WTO), Украина, 2003 г., Латвия, 2003 г., Чехия, 2004 г.; Бизнес форум Клайпеда, 2005 г.; Крупнейшая туристическая выставка ITB, Берлин, 2006, 2008 гг.; Всемирный конгресс по экотуризму, Осло, 2007 г.; Генеральная Ассамблея Всемирной туристской организации, Колумбия, 2007 г.);
-Принято участие в нескольких крупных международных туристических выставках: ITB в Берлине (май 2006 г, март 2008 г.), Reisepavillon в Ганновере (февраль 2006 г.);
-Принято участие в разработке «Национальной программы развития туризма в Республике Беларусь на 2006 – 2010 гг.», «Закона о туризме» и Указа Президента Республики Беларусь № 372 «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь»;
-Обеспечено членство Беларуси в известных организациях ECEAT (Европейский центр экологического и агротуризма) и TIES (Международное общество экотуризма);
-Созданы сайты – www.ruralbelarus.by, www.greenbelarus.com, www.greenways.by.
Основные направления деятельности:
-подготовка обучающих программ, проведение семинаров, тренингов;
-разработка стандартов для классификации усадеб, сертификация усадеб в соответствии со стандартом организации;
-продвижение туристического продукта «Отдых в белорусской деревни» на международном и внутреннем рынках;
- взаимодействие с другими организациями в области развития агроэкотуризма;
-совершенствование и разработка новых туристических продуктов.[12]
Основные источники финансирования Организации – это членские взносы, гранты, добровольные пожертвования, донорская помощь. Именно они позволили объединению работать так активно.
У инициаторов создания организации и членов правления имеется значительный опыт деятельности в этой области. Большинство ее учредителей занимались организацией «сельского» туризма в другом качестве: сотрудники туристских агентств, менеджеры туристско-экскурсионных программ в музейном комплексе «Дудутки». Они имеют значительный опыт в организации туристских услуг в сельской местности. [5, c.57]
Согласно официальной информации, на 1 января 2009 года в 110 районах Беларуси насчитывалось 474 агроэкоусадьбы — в 2,5 раза больше по сравнению с 2007 годом, и в 14 раз — с 2006-м. По данным ОО "Агро- и экотуризм", реально из них работают примерно 250 усадеб. Если в 2007 году у нас в стране было 18 тысяч агротуристов, то в 2008 году — уже 39 тысяч, которые оставили 2 млрд белорусских рублей. Это довольно хороший показатель для Европы. Тогда, как предполагаемный предел для Беларуси — 1000-1500. Это говорит о том, что сельский туризм в Беларуси находится на начальной стадии.[12]
[Приложение2]
1.4
Проблемы, направления
и перспективы развития
сельского туризма в
Беларуси
В ноябре 2002 года отечественные энтузиасты зарегистрировали общественную организацию "Агро- и экотуризм". 2 июня 2006 года был подписан президентский Указ №372 "О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь". Что изменилось за это время?
С 2008 года в Беларуси агротуризмом могут заниматься жители не только сельской местности, но и малых городов с численностью населения до 20 тыс. человек.
Согласно официальной информации, на 1 января 2009 года в 110 районах Беларуси насчитывалось 474 агроэкоусадьбы — в 2,5 раза больше по сравнению с 2007 годом, и в 14 раз — с 2006-м. По данным ОО "Агро- и экотуризм", реально из них работают примерно 250 усадеб. Если в 2007 году у нас в стране было 18 тысяч агротуристов, то в 2008 году — уже 39 тысяч, которые оставили 2 млрд белорусских рублей.
Известное британское туристическое издание «TravelMail» в 2009 году назвало Беларусь в числе 10 лучших мест для туризма (наряду с Австралией, США, Египтом, Польшей, Мексикой, ОАЭ, Карибскими и Галапагосскими островами, Малайзией).
До 2011 года в стране планируется создать 287 туристических маршрутов, в том числе 97 пешеходных, 54 велосипедных, 38 конных, 35 водных, 3 авиационных, 2 железнодорожных и 58 автомобильных. Будет создано 868 новых туристических объектов, построено 19 гостиниц, 34 гостиницы реконструировано, открыто 178 агроусадеб.
В Республике сельский туризм (агротуризм) начал развиваться не так давно, однако динамика по числу усадеб и туристов весьма внушительна.
Первым шагам развития агротуризма в Беларуси сопутствовала весьма лояльная политика государства: президентский указ, освобождавший основателей агроусадеб от налогов, постановление Совмина, льготные кредиты "Белагропромбанка».[11]
Однако в данном сегменте туристического бизнеса есть и проблемы.
Государство не склонно смотреть на агротуризм, как на сегмент турбизнеса с большим потенциалом. Трудно предсказать, в какой плоскости будет двигаться отрасль дальше. Поскольку Беларусь все же ориентируется на сельскохозяйственный сектор, возможно, наша страна станет пионером в данной области.
Касательно иностранных инвестиций, можно отметить, что иностранцы не очень заинтересованы в этом. Учитывая уровень доходов белорусов, они не видят в белорусах крупных клиентов. Поэтому нужно организовать поток иностранных туристов в Беларусь. Однако и здесь существуют проблемы. Помимо инфраструктуры, которой в РБ пока нет, нужно организовать мотивацию для их приезда.
Говоря
о привлечении иностранных
Что мешает развитию этой сферы? В первую очередь, это отсутствие у Беларуси положительного международного имиджа, скоординированной программы продвижения и маркетинговой концепции. Беловежская пуща, к примеру, будет рекламироваться на европейских телеканалах вне белорусского контекста. Одна из существенных проблем – визовый режим. Причем проблема не столько в денежных затратах, сколько во временных.
Одна из главных задач Министерства спорта и туризма на 2009 год — создать условия для того, чтобы турист задерживался в регионе, как можно дольше. По словам зам министра спорта и туризма Чеслава Шульги, достичь этого можно, в том числе за счет создания агроусадеб в каждом населенном пункте, который располагает объектом туристского интереса. Но сегодня, по оценке специалистов, лишь 45% наших памятников используются достаточно эффективно. Ставка делается на хуторской фонд и старинные усадьбы, находящиеся под кураторством Министерства культуры. "Сегодня мы используем их неэффективно. Пока не выработан механизм передачи старинных усадеб в пользование или во владение людям, которые готовы вложить деньги в их восстановление, — констатирует Чеслав Шульга. — Пришло время, пока мы еще не разрушили полностью эту старину, подойти вплотную к решению этого вопроса".
Таким
образом, для успешного развития
нового направления деятельности в
сфере туризма региона
В предыдущих главах мы рассмотрели положительные факторы и ресурсный потенциал развития агротуризма в Беларуси. Однако для решения задачи успешного развития агротуризма необходим анализ факторов, влияющих на этот процесс как положительно, так и отрицательно. К положительным факторам развития агротуризма относятся толерантность сельского населения, наличие привлекательных природных и сельских ландшафтов, сохранность этнических особенностей и раритетных элементов материальной культуры и быта белорусской деревни. В ряде сельских регионов сохранились народные промыслы и ремесла, которые считаются одними из факторов аттрактивности сельских поселений.
Практически во всех публикациях, посвященных агротуризму, вышеотмеченные преимущества окрашивают перспективы развития белорусского агротуризма в радужные тона. При этом в качестве главного аргумента указывается лучшее состояние естественных ландшафтов Беларуси по сравнению со странами, где агротуризм получил широкое распространение. Здесь Беларусь, как правило, сравнивают со странами Евросоюза. Не преуменьшая значения природно-экологического преимущества нашей страны, заметим, что анализу сдерживающих факторов развития агротуризма уделяется недостаточное внимание. Хотя именно сдерживающие факторы могут стать объективным препятствием на пути формирования нового туристического субрынка под названием "агротуризм".
Главными целями развития агротуризма являются удовлетворение спроса населения на отдых в сельской местности и повышение уровня жизни сельчан. Чтобы проблема повышения доходов сельского населения посредством организации туристского обслуживания решалась эффективно, необходимо формирование рынка агротуристических услуг. Это значит, что туристское обслуживание в деревне должно быть поставлено на поток, по крайней мере, в летний туристический сезон, а не осуществляться эпизодически или зависеть от случайных гостей. Решение задачи ощутимого повышения уровня доходов сельского населения за счет туризма требует формирования массового рынка агротуризма с достаточным количеством потребителей для его устойчивого функционирования. Однако массовость агротуристских потоков - это перспектива будущего, так как в настоящее время в Беларуси широко распространены более дешевые формы отдыха, являющиеся альтернативой агротуристскому обслуживанию.
Во-первых, это - проведение свободного времени на садово-дачных участках, где горожане имеют возможность отдохнуть вне урбанизированной среды, заняться сельским трудом в свое удовольствие. В последнее время все большая часть населения рассматривает свои дачи не как источник получения дополнительных продуктов питания, а как место отдыха, что связано с экономическим подъемом и повышением доходов населения до уровня, позволяющего удовлетворять потребности в продовольственных товарах практически полностью. Здесь, однако, следует отметить проблему сохранения дачных домов в целости и сохранности, так как воровство и поджоги стали не редкость. Люди, не имеющие дачи, в данном случае приобретают альтернативу: постоянно волноваться о своем имуществе или спокойно жить и работать в городе при этом каждый раз выбирать новые места отдыха в сельской местности.