Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 15:34, курсовая работа
целью данной работы является рассмотрение и анализ наиболее распространенных подходов и взглядов на экологический туризм.
ВВЕДЕНИЕ 3
I ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА 5
1.1 Предпосылки зарождения экологического туризма 5
1.2 Воздействие туризма на природные комплексы 6
1.3 Определение экологического туризма 7
1.4 Признаки экологического туризма 8
1.5 Виды экологического туризма 10
1.6 Национальные парки, заповедники и резервации 11
1.7 Средства размещения и экологический туризм 15
1.8 Динамика роста и емкость экотуристского рынка 20
1.9 Маркетинговый профиль экотуриста 21
1.10 Факторы и прогнозы развития экотуризма 23
II РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА В РОССИИ 25
2.1. Туристское природопользование. 25
2.2. Эколого-туристский потенциал российских регионов 28
2.3. Российский экотуризм в предложении иностранных компаний. 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
В
видовой структуре
В
информационном релизе Международного
Совета по туризму и путешествиям
подчеркивается, что к 2010 г. туризм внесет
значительный вклад в развитие национальных
и региональных экономик, создаст
более 100 млн новых рабочих мест.
Отмечалось, что экотуризм станет самым
действенным инструментом устойчивого
развития и экономического роста отсталых
районах мира. В полной мере это относится
и к горным территориям [7].
Ii Развитие экологического туризма в россии
С начала 1980-х годов в развитии туризма заметными стали две взаимосвязанные мировые тенденции [7]. Во-первых, глобальное распространение высокотехнологичных стандартизованных туристских услуг. Во-вторых, диверсификация спроса, проявляющаяся как закономерная контр-тенденция. Возникают и развиваются не только новые туристские «дестинации» (направления, регионы), но и новые формы туризма. С диверсификацией связан и высокий темп роста в новом сегменте рынка - в экологическом туризме. Этот рост составляет по оценкам экспертов Всемирной туристской организации до 7% в год. Он может быть прямо сопряжен с растущей экологизацией общественного сознания, с экологическим императивом (2).
Массовый
и индустриализированный
Действительно, крупный капитал, вкладывая значительные средства в развитие туризма, требовал максимальной прибыли за кратчайшие сроки. При этом природный ландшафт и местное население воспринимались лишь как предпосылки, как средство для достижения цели.
Рост массового и нерегулируемого посещения регионов и стран, отличающийся особенно привлекательными ландшафтами и своеобразием традиционной местной культуры, оказывал существенное негативное воздействие и на их природную, и на их социально-культурную среду. Уничтожались редкие растения, вырубались деревья, загрязнялись водоемы, исчезали или значительно сокращались популяции многих видов животных, разрушалась первозданность уникальных природных экосистем, нарушались сложившийся веками культурный и социальный уклад жизни. Результатом развития массового туризма такого типа нередко оказывались истощение природных ресурсов, разрушение культурных ценностей и местной экономики «принимающих» стран [4].
Так, глобальное развитие стандартизованного массового «пляжного» туризма уже нанесло и продолжает наносить особенно значительный ущерб окружающей среде многих регионов. Неблагополучными в целом являются побережья наиболее посещаемых Средиземноморья, Карибского бассейна, Красного моря, Мальдивских островов.
Классический пример негативного развития демонстрировали берега Испании, особенно острова Майорки. Это произошло в конце периода знаменитого туристского бума. Сплошная застройка побережий отелями, пансионами и т.п. и концентрация огромных масс туристов в узкой прибрежной зоне привели в начале 80-х годов 20 столетия к серьезному загрязнению и самих берегов, и прибрежных морских вод, повлекли за собой кардинальные негативные изменения в сельском хозяйстве, ухудшили социальную обстановку. Возник даже специальный термин «балеаризация», имеющий сугубо негативное содержание. Ныне, ценой значительных усилий в некоторых местах на берегах Испании, в том числе и на Майорке, ситуацию удается улучшить [6].
Другой известный пример серьезнейшего ущерба природе это история развития массового охотничьего туризма в Африке. Там, начиная с 20-х годов 20 века, массовые охотничьи сафари, объектом которых была знаменитая африканская пятерка (слон, носорог, буйвол, лев и леопард), привели к почти полному уничтожению носорогов и чрезвычайно опасному сокращению численности остальных объектов этих сафари.
В эти же годы возникает осознание последствий деятельности человека. Общественное внимание к окружающей среде, особенно в индустриальных странах, необычайно возрастает. Огромную популярность приобретают телепередачи о природе и путешествиях. Появляются туры «по специальным интересам» – наблюдения за птицами, пешие походы в интересные природные уголки под руководством квалифицированных гидов. В США, в связи с угрозой сокращения мировой популяции китов, развивается широкая программа туров по наблюдению за ними. В 1966 году эта деятельность получила настолько большой резонанс, что в результате давления общественности несколько видов китов были взяты под абсолютную охрану.
Возникновение и широкое развитие экологически ответственного туризма, инициированное совместными усилиями природоохранных организаций, некоторых туроператоров, а также ученых и экспертов по туризму, были бы невозможны и непродуктивны, если бы не отвечали определенным, достаточно ясно выраженным потребностям общества [4].
Эти потребности, соответствующие общему усилению роли экологического императива, в западноевропейских странах стали отчетливо проявляться с начала 70-х годов.
Так, в Германии за период с 1970 по 1987 год количество туристов, выбирающих туры с ориентацией на пассивный отдых, уменьшилось от 67% до 24%. За это же время количество туристов, отдыхающих более активно - с дополнительными экскурсиями, походами и т.п. - увеличилось с 12% до 22%, а число туристов, предпочитающих оздоровительные туры экологической направленности, возросло от 2% до 7% [2].
Такие изменения в ориентации спроса на туристские услуги, имеющие характер устойчивых тенденций, обусловлены тремя основными группами факторов.
Во-первых, общим ростом благосостояния и повышением уровня образования граждан, что приводит к увеличению их свободного времени, а также к расширению возможностей истратить это время на активный отдых. Так, если в 1970 году доля рабочих в общем потоке германских туристов составляла 46%, то в 1987 году она уменьшилась до 39%. За это же время доля служащих, имеющих по сравнению с рабочими более высокий уровень образования, больше свободного времени и более высокие доходы, увеличилась от 29% до 38% [2].
Во-вторых, изменением ценностных ориентацией граждан в жизни и в отдыхе. Отчетливым стало стремление к разнообразию и смене программ и занятий во время отдыха, к его насыщению новыми впечатлениями и знаниями, а также разумной физической нагрузкой.
В
третьих, по мере развития туризма как
формы отдыха, вовлечения в туризм
все большего числа людей и
накопления личного опыта, отдыхающие
научились лучше идентифицировать свои
собственные интересы и потребности и
отделять их от стандартных, массовых
моделей поведения. Это довольно сложный
и трудный процесс. Нужно суметь преодолеть
давление стандартной рекламы массовых
туристских услуг, приобрести навыки к
изучению материалов о природе и культуре
тех стран и мест, куда турист намерен
поехать или куда ему предлагают поехать
[7].
Природа и традиционная культура России предоставляют большие потенциальные возможности для развития экотуризма.
Разнообразие, уникальность, привлекательность и обширность российских ландшафтов, еще не охваченных процессами урбанизации, интенсивным сельским хозяйством и т.п. весьма велики. Сохранились в России и районы с традиционными, аборигенными формами хозяйства, представляющие большую эколого-культурную ценность. Таких районов еще немало на Севере, в Сибири, в горах [11].
Следует, однако, иметь в виду, что, несмотря на обширность неосвоенных или слабо освоенных пространств, состояние окружающей среды на территории России во многих регионах далеко от благополучного, в том числе и вне крупнейших индустриальных центров. Эта ситуация обусловлена отсталыми технологиями как в промышленности, так и в сельском и лесном хозяйстве, слабым контролем за компаниями-монополистами, добывающими сырье, как правило, в удаленных районах, а также правовым нигилизмом.
Наконец, одним из ограничений для развития экотуризма является высокая чувствительность многих экосистем России к антропогенным воздействиям, их хрупкость, причем как раз в районах, привлекательных «дикой» природой или аборигенными формами хозяйства. Характерный пример это деградация растительного покрова тундры, где выпасали чрезмерно большие стада оленей, размеры которых определялись без должного учета емкости пастбищ.
Особое значение для развития российского экотуризма имеет наша уникальная сеть охраняемых природных территорий и, прежде всего, тридцать пять сравнительно молодых национальный парков и сто один классический заповедник, многие из которых обладают мировой известностью [11].
Здесь уместно отметить, что рекреация и туризм в России имеют ряд особенностей, отличающих их от западноевропейских.
Во-первых, в России туризм рассматривается как одна из форм рекреации, в то время как в европейской, да и в мировой традиции туризм представляет собой понятие более широкое и включает в себя рекреацию как одну из форм туризма.
Во-вторых, российские туризм и рекреация до недавнего времени почти не были связаны с охраной природы и с охраняемыми территориями. Напротив, исторически наиболее строгая и наиболее распространенная в России территориальная форма охраны природы, представленная заповедниками, до самого последнего времени полностью исключала туризм. И только с 80-х годов ХХ столетия, когда в СССР и потом в России начали появляться национальные парки, включившиеся в процесс развития экотуризма, эта ситуация постепенно стала меняться и приближаться к мировой традиции [4].
В результате сейчас основным звеном в системе особо охраняемых природных территорий России, развивающим природно-ориентированный и экологически ответственный туризм, являются национальные парки, хотя и не все из тех, что созданы к настоящему времени. На втором месте оказываются государственные заповедники (по преимуществу, биосферные), практикующие строго контролируемый экотуризм.
Надежных сведений о количестве экотуристов, посещающих национальные парки и заповедники, не существует. С некоторым приближением об этом потоке можно судить по отчетам федеральных охраняемых территорий, но несовершенство форм учета посетителей не позволяет считать полученные на их основе данные вполне достоверными.
Заметно увеличение числа посетителей национальных парков от 2000 к 2004 году. По-видимому, эта тенденция сохранится. Следует также отметить, что в последние годы число российских экотуристов растет не только за счет увеличения потока посетителей в национальные парки. Все более популярным становится зеленый сельский туризм (особенно в Республике Алтай), увеличивается количество экотуров, приуроченных не исключительно к территориям национальных парков или заповедников, но просто к районам с благоприятной и красивой природой, к районам расположения историко-культурных музеев-заповедников, памятников природы, к другим привлекательным местам [4].
Вместе с тем, потенциальные возможности развития экотуризма в нашей стране используются недостаточно. При этом в некоторые популярные регионы устремляется много туристов, другие же остаются вне сферы деятельности туроператоров, а также местных предпринимателей и властей.
Эколого-туристский потенциал регионов сопоставим с существующим для этих регионов предложением экологических туров, отображенным с сети Интернет, в том числе и на сайтах региональных администраций.
В основных чертах существующая региональная структура экотуризма России формируется следующими группами факторов:
• размещением особо охраняемых территорий;
• разнообразием (в значительной мере - биоразнообразием) и аттрактивностью экосистем и ландшафтов регионов,
• биоклиматической и экологической благоприятностью,
• транспортной доступностью и удаленностью от центров расселения, служащих источниками клиентов, чем определяется стоимость поездки;
•
инфраструктурной обеспеченностью
и уровнем социально-
• известностью и популярностью регионов и маршрутов (по этим параметрам существенно различаются группы регионов, популярных у «самодеятельных» туристов, и регионов, известных клиентам через рекламу в масс-медиа) [11].