Развитие экологического туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 15:34, курсовая работа

Описание работы

целью данной работы является рассмотрение и анализ наиболее распространенных подходов и взглядов на экологический туризм.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
I ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА 5
1.1 Предпосылки зарождения экологического туризма 5
1.2 Воздействие туризма на природные комплексы 6
1.3 Определение экологического туризма 7
1.4 Признаки экологического туризма 8
1.5 Виды экологического туризма 10
1.6 Национальные парки, заповедники и резервации 11
1.7 Средства размещения и экологический туризм 15
1.8 Динамика роста и емкость экотуристского рынка 20
1.9 Маркетинговый профиль экотуриста 21
1.10 Факторы и прогнозы развития экотуризма 23
II РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА В РОССИИ 25
2.1. Туристское природопользование. 25
2.2. Эколого-туристский потенциал российских регионов 28
2.3. Российский экотуризм в предложении иностранных компаний. 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47

Работа содержит 1 файл

Курсовая. Развитие экологического туризма.doc

— 229.50 Кб (Скачать)

    • refill (перезаправка). Этот принцип касается в первую очередь офисного оборудования – факсов, копиров, принтеров. Перезаправленные картриджи для лазерных принтеров стоят в два и более раз дешевле новых. К примеру, новый картридж для принтера HP LJ 1100 стоит в среднем 55 долл., а перезаправленный – 20–25 долл.

    • replace (замена). В рамках этого принципа встает вопрос о снижении и последовательном отказе от использования моющих средств, содержащих хлор, а также замене систем кондиционирования, основанных на фреонах.

    • reuse (повторное использование). Использование возвратной тары для моющих средств в отелях Grecotel позволило за 1998–2001 гг. предотвратить образование более 10 тонн отходов пластика.

    • recycle (переработка). Переработка отходов является одним из основных методов предотвращения их накопления в окружающей среде. Переработке подвержено подавляющее большинство видов отходов, но основная проблема, возникающая на пути их переработки, – сортировка отходов, которая существенно затрудняет весь процесс. Поэтому многие отели сразу сортируют отходы. Например, в отеле Sanga-Saby отходы разделяются на 23 фракции, что позволило повысить уровень переработки отходов к 1998 г. до 80 %.

    Кроме того, отсортированные отходы могут  продаваться перерабатывающим компаниям  как вторсырье и приносить  дополнительную прибыль.

    • repair (ремонт, поддержание в рабочем состоянии). Своевременный ремонт оборудования и поддержание его в надлежащем состоянии продлевает срок его службы и экономит финансовые средства отеля [1].

    В системе экологического менеджмента  все экологические аспекты взаимосвязаны, что можно продемонстрировать на примере влияния одного из принципов обращения с отходами (repair) на ресурсосбережение. В данном аспекте, помимо технического ухода за оборудованием, опять возникает необходимость привлечения клиентов к экологической деятельности. Например, клиентов Grecotel в случае если они заметят протечку, проблему с электрооборудованием и т. д., просят незамедлительно сообщить об этом сотрудникам отеля. Во многих отелях по всему миру, в частности в отелях группы Accor Hotels, периодичность смены полотенец и постельного белья определяет сам клиент, это позволяет сократить расход стиральных порошков, воды, электроэнергии и соответственно сократить связанные с этим финансовые расходы.

      Экономия ресурсов и, как следствие,  финансовая экономия возможны также за счет установки менее энергоемкого оборудования или за счет оптимизации работы уже существующего. В отеле Grand Stanford Inter-Continental была снижена температура стирки с 90 °C до 60 °C без ущерба для качества стирки, что позволило ежегодно экономить значительные средства без каких-либо финансовых затрат. Учитывая «человеческий фактор» в вопросе перерасхода электроэнергии – невыключенный свет или иные энергопотребители, во многих отелях используются специальные устройства, отключающие электроэнергию в пустующем номере. Спектр таких устройств достаточно широк: инфракрасные датчики, электромагнитные ключи, брелоки, которые необходимо вставить в специальный разъем около входной двери, чтобы в номер начало подаваться электричество. Опыт Hotel Nikko, где используются такие электромагнитные ключи, показывает, что эти ключи в день экономят электричества на 3 % больше своей стоимости, соответственно срок окупаемости этих ключей чуть более двух месяцев [5].

    Одним из главных элементов эффективно функционирующей системы экологического менеджмента является анализ проводимой и планирование будущей деятельности. Для получения наилучших результатов необходимо оценивать эффективность реализованных мероприятий. Среди всей массы отелей на этом поле выделяются отели группы Accor Hotels, в которых специалистами разработана методика оценки эффективности энерго– и водопотребления, основанная на сравнении теоретически необходимого и реально потребляемого количества электроэнергии и воды. Результаты осуществляемой в рамках системы экологического менеджмента деятельности отелей по энерго– и ресурсосбережению показывают их несомненную экономическую эффективность. Данные, предоставленные сотрудниками Hotel Nikko, наглядно это демонстрируют. Не сложно заметить, что ежегодная экономия средств составляет от 12 тыс. до 50 тыс. долл. Такие результаты стали возможны в том числе благодаря тесному сотрудничеству отеля с факультетом инженерного обслуживания зданий (Department of Building Services Engineering) Политехнического университета Гонконга (Hong Kong Polytechnic University). С одной стороны, это сотрудничество помогает отелю решить свои экологические проблемы, а с другой – выполняется один из важнейших принципов, на которых построена система экологического менеджмента – сотрудничества с внешними заинтересованными сторонами [1].

    Кроме того, привлечение студентов для  выполнения отдельных видов работ  имеет множество преимуществ:

    – подготовка специалистов, которые возможно будут в дальнейшем работать в отеле;

    – разработка новых, более эффективных технологий;

    – более низкая по сравнению с дипломированными специалистами оплата труда.

    Это сотрудничество является пилотным проектом Ассоциации отелей Гонконга (Hong Kong Hotel Association) по внедрению системы экологического менеджмента в гостиничную индустрию.

    Данный  проект имеет следующие цели:

    – снизить воздействие на окружающую среду;

    – сделать гостиничную индустрию Гонконга более конкурентоспособной и прибыльной;

    – разработать методические материалы для упрощения внедрения системы экологического менеджмента в остальных отелях Гонконга.

    Этот  проект был одобрен и поддержан  такими международными организациями, как ООН (в рамках программы по охране окружающей среды) и Международная  ассоциация отелей и ресторанов (International Hotel and Restaurant Association, IHRA). С целью поощрения экологической деятельности IHRA учредила ежегодную премию за активную деятельность в области охраны окружающей среды для членов руководства отелей. Лауреатами этой премии в разные годы становились менеджеры отелей Sanga-Saby, Hotel Nikko, Grand Stanford Inter-Continental [5]. 

    1.   Динамика роста и емкость экотуристского рынка
 
 

    По  данным ВТО, в 1993 г. на экотуризм приходилось 7% всех международных путешествий, а по расчетам всемирного института  ресурсов, при общем ежегодном росте мирового туризма на 4% количество посещений и доходы от экотуризма в различных регионах мира увеличиваются на 10 - 30% ежегодно. Наиболее высокие показатели характерны для Азиатско-Тихоокеанскоготуристского региона. По мнению специалистов, от 40 до 60% всех международных туристов посещают центры экотуризма, из них 20-40% ориентированы на туристские ресурсы дикой природы.

    В то же самое время почти такими же темпами возрастает количество участников охотничьих и рыболовных туров. Например, в Международный клуб сафари (SCI), являющийся крупнейшей мировой охотничьей организацией, ежегодно вступает около 500 новых членов [2].

    По  данным Информационного центра по путешествиям США, более 7% путешествующих американцев (около 8 млн чел.) участвовали хотя бы в одном экотуре и более 30% (35 млн чел.) заявили, что совершат такое путешествие в течение ближайших Трех лет. Таким образом, более 43 млн американцев можно отнести к категории экотуристов. Исследования, проводимые среди Туристов из США, показали, что 77% из них хотя бы раз провели свой отпуск, связав его с природой, приключениями или изучением культуры других народов. Например, в США только гору Рейнир ежегодно посещает более 10 000 туристов. В том же 1994 г. 54 млн американцев приняли участие в наблюдении за птицами, что составляет 157% прироста по сравнению с 1982-1983 гг. (21 млн). Путешествия в ООПТ США приносят совокупный доход в 14,2 млрд долл. США и обеспечивают 300 тыс. рабочих мест, тем или иным образом связанных с туризмом.

    Исследование туроператоров США, работающих в международном экотуризме, выявило, что в 1987 г. из 78 только трое имело более 1000 клиентов в год. К 1992 г. рост предложения составил 125% уровня восьмидесятых. В 1994 г. уже 35 фирм обслуживали более 1000 международных экотуристов в год, а пятерка ведущих контролировала 40% рынка с показателем 49 012 клиентов в год [6].

    В Непале с 1980 по 1991 г. число туристов, принявших участие в трекинговых  турах, возросло на 255%. Например, весной 2000 г. в районе Эвереста находилось более 50 международных экспедиций. Ежегодно Королевство зарабатывает на экотуризме до 200 млн долл. США. В Коста-Рике, в одной из ведущей принимающей экотуристской стране, количество ежегодных экотуристских прибытий вырастает на 781 тыс. Более 66% туристов, посещающих страну, путешествуют в ООПТ. В Гондурасе ежегодный прирост экотуристов составляет 13-15%. В Кении за период 1983-1993 гг. количество экотуристов возросло на 45%. Более 80% туристов, прибывающих в страну, ориентированы на природные туристские ресурсы [2, 6]. 

    1.   Маркетинговый профиль экотуриста
 
 

    Как известно, определение маркетингового профиля потребителя туристских услуг позволяет выделить характерные психологические, поведенческие и мотивационные аспекты выбора тура. Это дает возможность четко определить маркетинговую стратегию турфирмы по пяти составляющим: продукт, цена, место, продвижение, связи с общественностью. 

    Исследование  маркетингового профиля международного экотуриста осуществлялось американскими  консалинговыми фирмами "HLA&ARA" по заказу Международного общества эко-туризма (TIES). В результате были получены следующие данные, характеризующие североамериканского экотуриста [10]:

    - возраст - 35-54 года, хотя имеются  различные отклонения от среднего  показателя;

    - половая структура потребителей - 50% женщины и 50% мужчины;

    - образование - как минимум колледж;

    - предпочитаемое для путешествия  общество - 60% путешествуют вдвоем, 15% - с семьей, 13% - в одиночку;

    - предпочитаемая продолжительность  тура - 8-14 дней;

    - желание тратить деньги в путешествии - отмечено, что эко-туристы готовы тратить в среднем на 1-1,5 тыс. долл. США, т. е. больше, чем обычные туристы;

    - наличие аттрактивных элементов  тура - дикая природа; изучение  живой природы; пешие прогулки, трекинг; изучение культуры, истории местных жителей - все это вызывает наибольший интерес у опытных экотуристов; мотивы, побуждающие отправиться в путешествие - наслаждение пейзажем, природой; тяга к новым местам, познанию.

    Дальнейшие  исследования позволили выделить три  наиболее важных элемента экотура, определяющих выбор клиента [10]:

    1) уникальность района будущего  путешествия;

    2) наличие и профессионализм гидов;

    3) возможность активного отдыха (прогулки, пешие и конные переходы, занятия  спортивным туризмом и т.д.).

    Для экотуристов, интересующихся местной культурой, добавляется возможность посетить древние руины, музеи, встретиться с местными жителями. Более 10% опытных экотуристов назвали профессионализм гидов важнейшей составляющей выбора. Это связано с тем, что большое количество клиентов турфирм жалуются на недостаток информации о природе, культуре и истории мест, которые они посещают.

    Любопытно, что рекреационные потребности  экотуристов меняются особенно быстро: только 45% проводят следующее путешествие, как и предыдущее. Остальные стремятся к поиску нового, в том числе и приключений. Поэтому туроператоры должны чутко реагировать на опыт клиентов, разрабатывая новые туры и предлагая отлаженные программы для новичков.

    Опытные экотуристы, как правило, сочетают несколько  видов активного отдыха в одном туре (трекинг, конные переходы, рафтинг и каноэнг, каньонинг и т.д.), уделяя большое внимание путешествиям по воде.

    Что касается выбора средств размещения, то 40% экотуристов предпочитают останавливаться  в деревнях; 27% - в палаточных лагерях; 21% - в комфортабельных отелях; 33% - в других отелях. По данным Службы туризма Канады, в приключенческом туризме 41% туристов предпочитают останавливаться в коттеджах и хижинах, а более 40% - в палаточных лагерях и биваках [10].  

    1. Факторы и прогнозы развития экотуризма
 
 

    Анализируя  динамику международных путешествий, прогнозы международных туристских организаций (WTO, WTTC), мне-' ния отечественных  экспертов, можно выделить следующие  тенденции в развитии современного международного туризма в целом и экотуризма в частности.

    Согласно  прогнозу ВТО "Tourism Vision 2020", к 2020 г. количество международных туристских посещений возрастет до 1,6 млрд единиц. В 2000 г. ожидалось 702 млн международных  посещений, в 2010 г. - 1,018 млрд, в 2020 г. - 1,6 млрд посещений. Это в 3 раза выше, чем в 1996 г. (592 млн посещений). В то же самое время необходимо помнить о том, что работа по унификации национальных систем учета развития туризма только началась. Поэтому не стоит рассматривать указанные цифры как окончательные. Но даже в сложившихся условиях можно говорить о более чем благоприятном прогнозе развития отрасли [7].

    В ближайшем будущем наиболее перспективными видами туризма будут круизы, экологический, приключенческий, познавательный и  тематический туризм.

    Как отмечает Г. А. Папирян, "с развитием туризма появится новый турист. Это означает, что традиционный вид семейного туризма с проведением отпуска каждый год где-нибудь на море постепенно уступит место новым видам, а именно экотуризму, приключенческому и познавательному туризму. Мода на пассивный отдых пройдет, начнется переориентация туристских потоков. Высокие темпы роста будут характерны для поездок в горы, а также для путешествий с элементами приключений и риска" [10].

Информация о работе Развитие экологического туризма