Развитие индустрии гостеприимства в средние века

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 23:11, реферат

Описание работы

. Внешне они представляли собой карточки на плотной бумаге со списком блюд, подаваемых для короля, в единственном экземпляре. Например, были такие меню: "menu nоn pour la table" — "маленькая записка по приготовлению обеда", подаваемая как приказание для поваров; "la carte de menu plaisir" — "список утонченных удовольствий", который предназначался для короля перед обедом. На пирах в замках короля и знати обслуживались сотни гостей.

Работа содержит 1 файл

3.docx

— 80.11 Кб (Скачать)

     Заметную  роль в образовании Древнерусского государства, по всей вероятности, сыграли  походы варягов, сделавшие Русь одним  из центров транзитной торговли между  Востоком и Западом*.

     Торговлю  между Европой и Азией необходимо было воссоздать. И периферийные земли  восточных славян, которые до этого  практически не были включены в культурный взаимообмен между двумя частями  света, вдруг становятся ключевыми. Дело в том, что на данном географическом пространстве существуют системы рек, которые текут практически во всех направлениях. Используя эти  естественные системы коммуникации — а других, заметим, у наших  предков и не было, — можно  было преодолевать огромные пространства, «переплывая» из одной системы рек  в другую, лишь иногда пользуясь  «волоком», т. е. посуху перетаскивая корабли  из одной реки в другую.

Эти водные пути, видимо, были известны давно и  активно использовались славянами, которые, мало торгуя друг с другом из-за преобладания натурального хозяйства, издревле вели внешнюю торговлю. Причем торговля велась и в северном направлении — до Балтийского моря, и в Южном — до Черного и Каспийского морей.

     Древнерусское государство раскинулось от Ладоги до Черного моря с севера на юг, и  от Закарпатья до Средней Волги с  запада на восток. И в основе создания (возникновения) его лежали как миграционные процессы, так и военные и торговые походы русичей и варягов.

     Исторически сложилось, что объектом внешней  политики может считаться и внешняя  торговля в тот период времени. Все  иностранные купцы получали у  великого князя разрешение на проезд через его территорию и торговлю на нем. Всегда в первую очередь князю  показывались все образцы завезенных товаров. Иностранные купцы объединялись в национальные союзы, которые искали определенных льгот, в свою очередь  они добивались и определенных льгот  для нашего государства у себя на родине, т. е. отношения поднимались, переплетаясь, с уровня торговли на более высокий межгосударственный уровень.

     К ближнему зарубежью надо отнести  те страны и народы, с которыми граничило  Древнерусское государство, ведя активную торговлю и осуществляя военные  экспедиции: Норвежское королевство, Корела, Свея, Малая и Великая Пермь, Литва, Чудь, Ляшская земля, Тиверцы, Уличи, Болгарская сторона (государство хана Аспаруха), Молдова, Угория, печенеги, половцы, тор-ки, черные клобуки, берендеи, Хазарский каганат, Волжская Булгария.

     Внешнеполитические  отношения поддерживались также  с Английским королевством, Священной  Римской империей германской нации, Византией, Австрийскими маркграфами  и герцогами, Французским королевством (Капетингов).

     Для осуществления морских и речных походов на Руси существовал ладейный флот. Это был флот по преимуществу торговый. Для мореходов были характерны плавания купцов, а не военные походы. За весь X в., например, флот был использован для войны не более 9 — 10 лет.

     Торговля  на пути «из варяг в греки» велась через Константинополь, или, как его называли на Руси, Царьград, но также торговали и с византийскими колониями в Крыму. Из Византии на Русь поступали дорогие ткани, золотые и серебряные украшения, вина, фрукты.

     В 936 г. русские ладьи в составе Византийского флота побывали с торговым визитом в Италии. Есть упоминания и на еще более ранние совместные торговые контакты славян и Византии — в 629 г. состоялся «вояж» на Крит, аналогичное «путешествие» было повторено в 961 г.

     Для дальних торговых и военных походов  был необходим не только флот, но и надежные знания по географии. «Повесть временных лет» является, в определенном смысле, и географическим трудом. В  ней дана поразительно полная информация относительно расселения славянских племен, их соседей. Точные географические данные содержатся и в чисто литературном произведении «Слово о полку Игореве». И если «отечественная» география  была изучена славянами неплохо, то знания по «зарубежной» географии  были во многом посредственными. На славянский язык были переведены уже ставшие устаревшими такие труды, как «Христианская топография» Козьмы Индикоплова и «Физиолог». Сведения, содержащиеся в них, воспринимались как доподлинно верные.

     Путешествия нашли свое отражение и в героическом  былинном эпосе, созданном в X в. Былины, или старины, посвящались русским богатырям Илье Муромцу, Алеше Поповичу, Добрыне Никитичу. Богатыри воплощали в себе лучшие человеческие качества: патриотизм, честность, смелость, верность, силу. Все они являются защитниками русского государства. Характерной чертой их образа жизни были военные походы.

     Другой  мир раскрывается в новгородских былинах. Гусляр Садко совершает путешествие на морское дно, где покоряет своей игрой морского царя. Отражение в эпическом произведении этого «заморского тура» не случайно. Они знакомят нас с жизнью Новгорода, который в большей степени был ориентирован как в экономике, так и в культурной жизни на международные отношения.

     Сюжетов, общих с европейскими, в былинах много. Но прослеживается и значительное отличие нашего эпоса от эпоса раннего европейского средневековья. И здесь, и там идет борьба с иноплеменниками. Но основная идея былин и древнерусских летописных повестей — освобождение, а в рыцарских хрониках — завоевание, крещение иноверцев. В русских былинах полностью отсутствует идея религиозной войны, впрочем, также нет и идей расовой непримиримости и вражды. На западе девиз: «Кто не убит, тот окрещен». «Символ веры» на Руси следующий:

     «Вот  постойте-тко за веру, за Отечество,

     Вот постойте-тко за славный стольный Киев-град».

     Большое место в былинах отводится  каликам-перехожим. В тот период времени под каликами понимали паломников в Святую землю. Испокон веку было принято помогать каликам и кормить их ради Христа, так как они шли поклоняться Гробу Господню. Они не только не противопоставляются богатырям, но часто сами являются богатырями. Это не случайно, так как психологический мир былинных героев включает в себя понятия осознания и искупления грехов. Паломничество было традиционной формой искупления. Оно само по себе приравнивалось к подвигу. Идет, таким образом, приравнивание духовного подвига к ратному. Из этих героев можно назвать Дмитрия Солунского, Анику-воина, Алексея Божьего человека и др. Они — богатыри духа.

     Паломничество началось на Руси еще со времен Владимира  Крестителя. Оно рассматривалось  как духовно-очистительный подвиг. Паломничество было весьма опасным  странствием. По свидетельству инока Зосимы, дьякона Сергиева монастыря, «ходя по святым местам и подъях раны довольны от злых арапов. Аз же грешный все терпя за имя Божие» [41]. Описания «хожений» являются первыми путевыми очерками в русской литературе. Их жанровая емкость сочетается с документальностью путеводителя, где можно почерпнуть и много исторических сведений, при этом для них характерен религиозно-нравственный пафос.

     Первым  известным произведением на Руси, в котором описывался паломнический  «тур», является знаменитое «Хожение» или «Хождение» игумена Даниила. Оно представляет собой описание путешествия игумена одного из черниговских монастырей — Даниила (2-я половина XI — начало XII вв.), который, возглавил группу русских паломников. Он посетил Палестину в 1104—1107 гг., проведя там 16 месяцев и участвуя в одном из крестовых походов, возглавляемым королем Балдуином, а затем подробно все описал в «Житии и хождении Даниила, Русской земли игумена».

     Об  игумене Данииле известно немногое, а все, что известно, носит зачастую предположительный характер. «Хожение...» было необыкновенно популярно в средневековье, к настоящему времени известно более ста пятидесяти его списков.

     Произведение  Даниила является точным с точки  зрения географии и весьма репрезентативным с точки зрения фактологии путеводителем в Палестину. Паломник, зная расстояние в километрах или днях пути, может точно рассчитать, когда он прибудет в тот или иной пункт своего путешествия. Но этот «путеводитель», разумеется, рассчитан не на праздного туриста, а на человека, который идет на поклонение к святыням христианства. «Остров Мармар, где миро выходит из глубины морской и многие святые мученики были потоплены мучителем. Остров Те-неда — здесь покоится прах святого мученика Аввакума. Против того острова на берегу был великий город именем Троя, тут апостол Павел утверждал христианство. От Тенеды до острова Ми-тилийского верст сто, здесь покоится прах митрополита Мити-лийского» и т. п. Если купца Марко Поло интересуют те или иные товары и их производство с точки зрения выгодности их на мировом рынке, то у Даниила описывается только производство ладана.

Даниил  подробно останавливается на чувствах паломников, не могущих и не желающих скрыть слез радости, когда они впервые  видят Иерусалим. Он «проводит» очень  фактологически насыщенную экскурсию по городу, рассказывая о церкви Вознесения, дает подробное описание Гроба Господня: «Высечена в каменной стене, наподобие небольшой пещерки с малыми дверцами, как можно человеку влезть на коленях, склоняясь. Пещера квадратна, четыре локтя в длину и четыре в ширину. И как влезешь малыми дверцами в эту малую пещеру, то на правой стороне будет небольшая лавка, высеченная из того же пещерного камня. И на той лавке лежало тело Иисуса Христа. Ныне эта лавка священная, покрыта мраморными плитами. В стороне проделали три круглых оконца, и в эти оконцы виден святой камень, и тут поклоняются все христиане.». Игумен Даниил не просто перечисляет святыни: место распятия Христа, жертвенник Авраама, столп Давида, дома Урии и Соломона, или дает характеристику мест, связанных с жизнью Спасителя: Вифлеем, Гефсимания, Вифания, Елеонская гора и т.д., но и приводит соответствующие сюжеты из Святого Писа-ния, поясняющие и проясняющие для паломников значение этих мест. «Хожение...» можно рассматривать как своеобразный биб-лейский «краткий курс».

     Даниилу повезло с «гидами», он сумел осмотреть  практически все достопримечательности  Палестины, а также побывал в  Акре, Бейруте, Антиохии. Полон горечи его рассказ о странствии через раскаленные пески пустыни из Иерусалима к реке Иордан, изо-билующие разбойниками. И хотя там «всего» 20 верст, для некоторых это были последние версты в их жизни.

     Даниил  сподобился особой милости у игумена  церкви Возне-Цсения, ему одному разрешили пройти ко Гробу Господню. Даниил свидетельствует: «Я измерил гроб в длину и ширину и высоту. При людях невозможно никому его измерять.» [41]. Но размеров святыни он, конечно, не дает, понимая, что это святотатство.

     Нельзя  обойти вниманием и «Путешествие Новгородского архиепископа Антония  в Царьград» в XII столетии. Имя этого замечательного путешественника в миру было Добрыня Андрейкович. На рубеже XII —XIII вв. он побывал в Царьграде. Когда именно началось его путешествие, неизвестно, но в его записках говорится о том, что он прибыл в Царьград в мае 1200 г. Как правило, путь из Руси в Палестину составлял тогда около полутора лет. После возвращения из паломнического «тура» он принял постриг в Хутынском Спасском монастыре под именем Антоний, а затем был избран новгородцами своим архиепископом. Этого чина жи-тели Новгорода удостаивали его трижды.

     «Путешествие...»  Антония представляет огромный интерес, в частности, потому, что он посетил  столицу Византии до разгрома ее крестоносцами  в 1204 г. Им описаны наиболее значимые

святые  места Царьграда и его окрестностей. Это церкви Богородицы (Фарская), св. Козьмы и Домиана, св. Луки, св. Георгия и др. Особенно подробно Антоний останавливается на описании интерьера храма св. Софии: ее иконах, мозаиках, удивительном алтаре и чудотворных столбах, а также богослужения в нем. Посещает он и монастыри, в частности Студийский. «Путешествие...» представляло собой неплохой путеводитель для паломников по Царьграду.

     В Никоновской летописи под 1389 г. помещено «Хожение Пи-меново в Царьград», составленное смоленским дьяконом Игнатием. «Хожение...» представляет большой интерес и с точки зрения светской науки — географии. В нем дано первое описание Дона: от верховьев до устья. А кроме того, сопоставлены опустошенная юго-восточная Русь, стонущая под монголо-татарским игом и жизнь в Золотой Орде. «Было же это путешествие печально и уныло, ибо пустыня всюду. Нигде не видно людей — только великая пустыня и множество зверей... Дошли до земли татар, а их множество на Дону-реке, как песок. Видели стада татарские, немыслимое множество всякого скота» [42].

     Более подробные сведения о Царьграде  можно было получить из «Путешествия в Святую Землю» московских купцов Трифона Коробейникова и Юрия Грекова. Трифон Коробейников был участником посольства Ивана IV в Царьград и на Афон*, которое было отправлено в 1582 г. Иван Грозный хотел также замолить свой грех — убийство сына Ивана. Членам посольства поэтому было наказано молиться в Святых местах об упокоении его души. Второй раз Трифон Коробейников и Юрий Греков побывали не только в Царьграде, но и Иерусалиме в 1593 — 1594 гг. На этот раз у них был наказ благодарить Бога о радостном событии в царской семье: у Федора Иоанновича и царицы Ирины родилась дочь Феодосия.

Информация о работе Развитие индустрии гостеприимства в средние века