Принимающим турфирмам
необходимо сделать все возможное,
чтобы самим производить и продавать
как можно большее количество дополнительных
услуг, если же нет такой возможности,
то следует договориться с продавцами
дополнительных услуг о получении от них
комиссионных вознаграждений. Большой
выбор дополнительных услуг, предлагаемых
иностранным туристам российскими турфирмами,
не только способствует улучшению экономических
показателей их работы, но и поднимает
престиж и авторитет фирмы в глазах иностранных
туристов, свидетельствуя о высоком качестве
обслуживания.
Индивидуальные и групповые туры. Все
туристские поездки в зависимости от особенности
личности, характера туриста и его бюджета
совершаются на групповой или индивидуальной
основе. Индивидуальные поездки предоставляют
потребителю больше независимости и самостоятельности,
но они более дорогостоящие и поэтому
малодоступны массовому туристу. Групповые
поездки, наоборот, более дешевые, доступные
массовому туристу, но в таких поездках
каждый участник обязан подчиняться установленному
для группы порядку путешествия. Доля
индивидуальных поездок иностранных туристов
в нашу страну в рамках организованного
туризма составляет около 10 %. Остальные
90 % приходятся на групповые поездки. По
сравнению с зарубежной практикой доля
индивидуального туризма в нашей стране
незначительна. Возможность ее увеличения
связана с необходимостью улучшения качества
обслуживания, что может быть достигнуто
за счет развития инфраструктуры индивидуального
обслуживания и соответствующей подготовки
обслуживающего персонала. Кроме того,
организация индивидуальных поездок является
трудоемким процессом, требующим максимального
использования компьютерной технологии
для бронирования, проведения расчетов
и других операций, а также высокой квалификации
персонала турфирм. С другой стороны, индивидуальный
туризм с экономической точки зрения очень
выгоден для туристских фирм, так как дает
более высокие валютные поступления в
расчете на одного туриста по сравнению
с доходами от групповых туров. Поэтому
в стратегии маркетинга необходимо найти
должное место мерам по развитию индивидуального
туризма, проведя в этом направлении, как
соответствующие исследования, так и необходимые
организационно- технические мероприятия.
Групповым туром считается поездка нескольких
человек по единым маршруту, программе,
срокам и набору услуг. Не существует жестких
норм количественного состава участников
группового тура. Минимальной нормой обычно
считается 10 человек. Однако турфирмы
в целях стимулирования продажи своих
туров нередко соглашаются на условия
групповых туров для 5 -- 6 человек. Что касается
максимального количества участников
групповых туров, то здесь нет каких-либо
ограничений. Как правило, количество
участников группы при наличии спроса
определяется физическими возможностями
забронированных средств размещения,
транспорта, питания. Поскольку организация
групповых туров связана с использованием
большего объема туруслуг, которые в разгар
туристского сезона становятся крайне
дефицитными, формирование туров начинается
задолго до их продажи и исполнения. На
рынок выносятся групповые туры, под которые
принимающая турфирма уже получила от
предприятий обслуживания твердую гарантию
бронирования услуг. Индустрия туризма
в значительной части ориентирована на
принципы территориального формирования
туристического продукта. Поэтому среди
многих экономических особенностей функционирования
транспорта для территориальных систем
в работе выделены три следующие: взаимозаменяемость
не только по видам транспорта, но и по
направлениям: удешевление себестоимости
пассажирских перевозок по отношению
к себестоимости туристического продукта;
ограниченность экономических выгод,
когда по мере удаления от транспортных
магистралей эти выгоды резко уменьшаются.
Принципиальная роль транспорта в территориальных
системах является также основополагающей
и для решения междисциплинарной проблемы
единой транспортной сети, под которой
понимают единство территории, которую
она обслуживает и в пределах которой
осуществляется единый процесс транспортировки.
Транспортная система позволяет связать
функционирующие на определенной территории
объекты экономики, население и рекреационные
зоны. Туристский транспорт, внедренный
в транспортную сеть, определяет доступность
использования туристских зон. Таким образом,
транспорт способствует развитию регионов,
содействует повышению престижа страны.
С другой стороны, в крупных городах и
на дорогах транспортные средства создают
экологическую нагрузку на природу и человека.
На долю транспорта приходится до 70% химического
и до 90% шумового загрязнения среды. Велика
роль транспорта в решении социальных
проблем, обеспечении деловых, культурных
и туристских поездок населения, развитии
культурного обмена внутри страны и за
рубежом. Транспорт обеспечивает развитие
международных экономических отношений,
способствуя осуществлению взаимовыгодного
обмена между различными странами. В России,
обладающей огромной территорией, именно
транспорт объединяет все отрасли экономики,
обеспечивает целостность государственной
системы и существенным образом влияет
на развитие туризма. В современном мире
с развитием технологий возросла роль
воздушного транспорта как наиболее быстрого
средства перемещения на большие расстояния.
Его бурное развитие в середине прошлого
века потребовало создание самолетов,
отвечающих различным целям путешествий
и имеющих высокий уровень комфорта. На
борту воздушных судов и в аэропортах
пассажирам предлагается разнообразный
и совершенный сервис, делающий путешествия
приятными и доступными широким слоям
населения. Автомобильный транспорт играет
существенную роль в организации туристских
путешествий. Это связано с его мобильностью,
информативностью и дешевизной по сравнению
с другими видами транспорта. Отличительной
особенностью автомобильных перевозок
является то, что они используются для
массовых перемещений. Большая часть
автобусов арендуется в Беларуси, хотя
некоторые компании сотрудничают с фирмами
из Литвы («Интерс»), Финляндии («Туртранс-Вояж»),
Германии («Анкор», «Интерс»), Польши («Интерс»).
В пик спроса эксплуатации находится порядка
40 единиц автобусной техники. При минимальном
спросе в рейсах работают менее 10 автобусов.
На зарубежном направлении используются,
как правило, 50-местные автобусы марок
Mercedes, Setra, Neoplan, Bova, Scania, «стаж работы» техники
составляет от 2 до 7 лет. Одной из тенденций
в развитии европейского автопарка является
вывод из эксплуатации двухэтажных автобусов.
Исключение могут составлять только самые
дешевые маршруты. Нежелание использовать
двухэтажные автобусы вполне объективно.
Посадка и высадка пассажиров может занимать
до 15 минут. Если тур подразумевает частые
остановки, то не трудно посчитать, как
в данном случае снижается эффективность
туристических перевозок. Такова точка
зрения большинства компаний-туроператоров.
Но кроме соображений эффективности со
стороны представителей бизнеса есть
еще и мнение потребителей. Желание клиента,
как известно, закон. По мнению большинства
«автобусных путешественников», двухэтажные
автобусы менее комфортабельны, чем полутораэтажные.
Дело не только в преодолении многочисленных
ступеней на второй этаж, но и в более тесном
санузле, неудобстве пользования мини-кухней
и т.д. Из Москвы на автобусе можно отправиться
на экскурсии в Европу, по городам России
или же на отдых к Черному морю (Крым, Кавказ).
Однако, дешевизна таких туров (2 недели
от $200) достигается не столько экономией
на дороге, сколько чрезмерно экономичным
размещением, поскольку переезд на железнодорожном
транспорте стоит ненамного дороже. Есть
двух- или трехдневный «классический»
вариант автобусных экскурсионных туров
по России маршруты Владимир Суздаль или
Мышкин Тверь. За 56 дней можно посмотреть
несколько городов Золотого кольца или,
например, проехать по маршруту Псков
Пушкинские горы Новгород с посещением
по дороге мелких городков. Однако до 90%
автобусных туров продолжительностью
свыше 4 дней приходится именно на зарубежные
путешествия. При этом исключительно автобус
из Москвы сейчас почти не предлагают:
как правило, до «стартовых точек» - Минска,
Бреста, Мюнхена, Калининграда, Берлина
и обратно туристов отправляют поездом
или самолетом. Это позволяет не только
на день-два сократить время в пути, но
и избавиться от сложных ночных переездов.
География автобусных направлений охватывает
практически все европейские страны Скандинавию
(Финляндия, Швеция, Норвегия), Южную Европу
(Италия, Португалия, Испания, Хорватия,
Болгария), Бенилюкс, Францию, Германию,
Великобританию; есть интересные программы
по Альпийским и Балканским странам. Но
где бы, ни пролегал маршрут, важно с самого
начала определиться с программой: спринт
по основным точкам на карте или более
короткий маршрут, но с относительно вдумчивым
осмотром каждой страны или города. Впрочем,
автобусный тур это не обязательно спешная
прогулка по городам. Предлагаются путевки
и с авиаперелетом в какую-то одну страну
(чаще всего это Италия или Франция) и автобусным
путешествием уже внутри ее границ. Кроме
того, в начале 2008 г., например, был открыт
совершенно новый тур в Иорданию по маршруту
Акоба Амман Петра. У российского турбизнеса
есть своя специфика, связанная в основном
с категориями клиентов и структурой спроса
на автобусные туры. В конечном итоге все
это отражается на состоянии автопарка
туристических компаний. Операторов российского
автобусного туризма можно разделить
на три категории.
Первая группа работает
преимущественно на заграничном направлении.
По информации туристических фирм, к самым
популярным европейским направлениям
относятся Франция, Германия, Испания,
Италия, Австрия, Швейцария и Голландия;
высок спрос на Скандинавские страны,
все большую популярность приобретает
Великобритания. Клиенты этой группы компаний
граждане РФ. Предпочтения россиян объясняются
в основном ценовым фактором, а также уровнем
сервиса. Разница в цене на заграничные
и российские автобусные путешествия
такова, что наши соотечественники все
чаще делают выбор в пользу заграничных
маршрутов. Соответственно, туроператоры,
работающие на зарубежных направлениях,
используют автобусы преимущественно
иностранного производства. Выбор в пользу
иномарок очевиден. Во-первых, за рубежом
без особых проблем можно будет исправить
любую неполадку уровень развития СТО
там не в пример российской практике. Во-вторых,
допуск российских автобусов на заграничные,
в частности европейские, маршруты по-прежнему
тормозится высокими экологическими нормами.
Вторая группа
турфирм работает в основном на локальном
рынке. Клиентами являются как россияне,
так и граждане других стран. Наиболее
прибыльным сегментом являются, естественно,
иностранцы. Стремясь не потерять этот
сегмент потребителей, для их перевозки
российские компании используют преимущественно
технику иностранного производства. Однако
стоит отметить, что если некоторое время
назад интерес иностранных граждан к России
постоянно увеличивался, то сейчас наблюдается
обратная тенденция. Специалисты туриндустрии
связывают это прежде всего с ухудшением
криминогенной обстановки в стране, а
именно, с терроризмом, а также с общим
ростом цен.
У третьей группы
фирм нет четкой специализации только
локальный рынок или только зарубежье.
В портфеле этих операторов имеются заказы
как российских, так и зарубежных клиентов.
Соответственно, в парке также нет жесткой
приверженности к иностранным либо отечественным
маркам.
Говоря об «автобусных вкусах» российских
туроператоров следует иметь в виду, что
напрямую о брэндовых предпочтениях можно
говорить, когда компания располагает
собственным парком. Однако многие компании
прибегают к услугам транспортных организаций.
В этом случае они ограничены предложением
данного рынка аренды. Как утверждают
специалисты, высокий сезон для автобусных
путешествий с апреля по октябрь, а наивысшие
всплески спроса приходятся на майские
праздники и июль-август традиционное
время отпусков и каникул. И если в среднем
в сезон цена недельного вояжа варьируется
от 200 (Польша, Чехия) до 900 евро (Великобритания,
длинные трансъевропейские маршруты),
то в «пиковые даты» может повышаться
на 25% и больше. Вообще же, определить оптимальное
время года для автобусных туров в целом
невозможно. Если, например, июль во Франции
или Скандинавии хотя и жарковат, но в
современном кондиционированном автобусе
вполне переносим, то, например, поездка
в те, же сроки в Иорданию может стать весьма
сложной для не слишком привычного к ближневосточной
жаре россиянина. Опытные автобусные туристы
стараются ездить в мае-июне или сентябре:
оптимально и по погоде, и по деньгам. Туроператоры,
как правило, не скупятся на различные
новшества и средства привлечения клиентов.
Так, система интернет-бронирования некоторых
компаний позволяет заранее выбрать конкретное
место в автобусе.
4.
Тонкости автобусных
туров.
Подбирая варианты
автобусных туров, важно не ошибиться
в выборе маршрута. Какие варианты лучше
подходят для тех, кто впервые отправляется
в автобусный тур, а какие - для опытных
приверженцев «туров на колёсах»? Тем,
кто впервые отправляется в автобусный
тур, нужно искать непродолжительные туры
с минимальным количеством ночных переездов.
Идеальный вариант - доступный по цене
«экспресс-тур», охватывающий заметное
количество стран. Автобусные путешественники
«со стажем», как правило, интересуют более
подробные варианты с «нераскрученными»
новыми городами. При этом ночные переезды
для многих опытных туристов уже не проблема,
а наоборот - заметный «плюс», поскольку
оставляют больше времени для дневных
экскурсий.
Особенности сервиса и обслуживания:
Все автобусы для туров снабжены кондиционером,
биотуалетом и умывальником. Плюс, в подавляющем
большинстве случаев, ещё и мини-кухней,
прибором для подачи кипятка, аудио- и
видеосистемами. У автобусных туров всегда
ярко выраженный экскурсионный «уклон»,
поэтому туристов обеспечивают немалым
количеством информационных материалов
- путеводителями, картами, разговорниками,
схемами музеев и т.п. Вообще, в автобусных
турах основной упор всегда делается на
насыщенность экскурсионной программы,
а не «звёздность» отеля (в отличие от
«пляжных» туров), а также качество транспорта,
профессионализм гида, объём и качество
подаваемой информации.
Куда можно
поехать?
Сегодня на туристических автобусах можно
добраться до большинства европейских
стран. Поездки в Прагу или Париж стали
классикой. Автобусы с туристами едут
в Норвегию, Португалию, Швейцарию, Великобританию,
Германию, Италию, Грецию, Испанию, заезжают
на Лазурный берег. Летом турфирмы предлагают
совместить поездку с отдыхом у моря, зимой
- с празднованием Нового года и посещением
европейских карнавалов. Чехия - настоящий
рай для автобусного туризма. По этому
направлению можно найти наибольшее количество
путевок. Дороги тут хорошие, а места живописные.
Есть что посмотреть. Можно посмотреть
на настоящую жизнь чехов, посетить Прагу,
покататься на теплоходе по романтической
реке Влтаваю. Королевский пивзавод "Крушовице"
- одновременно выставочный зал и чаны
с кипящим пивом, которое можно продегустировать.
Карловы Вары - город обширных парков,
прекрасной архитектуры, город который
прославился производством фарфора, хрусталем
марки "Мозер", ликером "Бехеровки",
курортными вафлями, но, в первую очередь
- горячими минеральными источниками.
Он никого не оставляет равнодушным. Размещение
в отеле категории 3*. Стоимость тура 180
евро. Оплачивается дополнительно: чешская
виза, проезд в общественном транспорте,
факультативные экскурсии; входные билеты,
экскурсия в Карловы Вары.
Европейское турне. Путешествовать по
Европе очень интересно. Маршрут Венгрия
- Австрия - Италия - Испания воистину впечатляет.
Самые прекрасные европейские страны
откроют в одночасье перед вами двери.
Вена поразит вас прекрасным зданием Венской
оперы, которая помнит волшебные звуки
Штрауса. Также вы сможете посетить город
Верону - родину знаменитых Ромео и Джульетты.
Во Флоренции - родине Возрождения вы можете
насладиться церковью Сан-Лоренцо, площадью
Синьории с великолепным Давидом, главным
Собором города - св. Марии с цветком, Старым
рынком, мостом ювелиров Понте Веккио.
Ну, а Рим - просто вне всякой конкуренции.
Любой уважающий себя путешественник
просто обязан побывать в этом старинном
городе. Помимо этого Италия полна чудесными
городами с очень интересной и древней
историей - это Пиза, Неаполь, Венеция,
Сиена. Испания - не менее привлекательная
страна. Здесь, многовековая история тоже
оставила массу памяток. Франция, знаменитая
своим вином, покажет свою жемчужину -
Ниццу. Хотя и стоимость таких туров немалая
- 1270$.
5.
Практические советы
для туристов на автобусном
туре.
Итак, автобусные
туры. Тенденция роста популярности
автобусных туров обусловлена в первую
очередь невысокой ценой этих туров, и
тем самым доступностью таких путевок.
Ведь согласитесь, не каждый может заплатить
больше тысячи долларов за тур в Швейцарию,
а вот четыреста-пятьсот долларов уже
более доступная цена. Авиабилет до Парижа
стоит почти 400 долларов, на автобусе же
в такую сумму обойдется почти вся путевка.
Туры, например, с посещением Великобритании,
Финляндии, Швеции, Дании или Норвегии
стоят дороже из-за того, что часть пути
проходит на паромах.
Кто-то, впервые
съездив в автобусный тур, возвращается
в абсолютном восторге, полный впечатлений
и отправляется покорять мир на автобусе
снова и снова, а кто-то навсегда отказывается
от такого вида путешествий и вспоминает
о единственном опыте с недовольной миной
на лице. Почему же у похожих, казалось
бы, людей остаются такие разные впечатления.
Да просто потому, что недовольные оказались,
не подготовлены к такому виду передвижения
и наличию некоторого дискомфорта. Так
что же надо, чтобы остаться довольным
автобусным туром? Мы постараемся дать
несколько советов, руководствуясь которыми,
Вы сможете получить максимум удовольствия
от предстоящей поездки.
Обычно в стоимость
автобусного тура включают проезд,
проживание в двухместном номере
с завтраком в отеле 2-3 "звезды"
и стоимость экскурсий. Стоимость визы
и страховки, как правило, в цену не включается,
а оплачивается отдельно. Обратите внимание
на количество ночных переездов в автобусном
туре, чем их больше, тем более утомительна
поездка, но зато они снижают стоимость.
Учтите, что посмотреть все подробно в
автобусном туре вам вряд ли удастся, особенно,
если в ваш тур включено больше одной страны,
придется ограничиться "хрестоматийными
достопримечательностями". Часто на
осмотр города, посещаемого проездом,
дается всего 2-4 часа, а что такое 4 часа,
например, для осмотра Амстердама. Но зато
Вы сможете, если уж не осмотреть весь
город, то хотя бы составить о нем общее
мнение и выбрать те города, которые стоит
посетить еще раз.
Купите подробную
карту Европы и обозначьте маршрут,
который Вы выбрали. Посчитайте, сколько
часов приблизительно Вы будете ехать
от одной ночевки до следующей. Это позволит
Вам получить правильное представление
о маршруте и "отрезвит" эйфорию от
перечисленных турфирмой городов на протяжении
автобусного тура.
Одним из важнейших
элементов автобусного тура является,
конечно, автобус. Обязательно узнайте,
каким будет автобус, какой фирмы
и в каком техническом состоянии.
Это позволит Вам избежать разочарования
перед поездкой и во время поездки.
Необходимо знать, что минимальное расстояние
между креслами в международных автобусах
- 60 сантиметров, максимальное - 87. Если
Вы высокого роста, обязательно выясните,
какие расстояния будут в Вашем автобусе.
Чем меньше посадочных мест, тем дороже
билеты. Самый шикарный вид во время пути
открывается со второго этажа двухэтажного
автобуса. Места у лобового стекла обычно
стоят дороже, чем все остальные. Тем не
менее, их раскупают практически сразу,
и если Вы хотите всю дорогу наслаждаться
роскошной панорамой - заказывайте тур
заранее.
В международных
автобусах обычно присутствуют:
туалет; заранее
уточните можно ли им пользоваться
и как часто;
кондиционер; заранее
уточните, как он работает - постоянно,
по желанию водителя и т.п. Хочется напомнить
неизбалованным туристам, что наличие
люка в крыше автобуса и кондиционера
не одно и то же, помните это при общении
с турфирмой;
телевизор, видеомагнитофон;
кипяток в дороге;
откидывающиеся
сидения;
небольшой холодильник.
Желательно, чтобы
все эти перечисленные выше удобства
автобуса, впрочем, как и все остальное,
обещанное Вам тур фирмой, было прописано
в заключенном между Вами договоре. Итак,
все вопросы решены, и можно отправляться
в дорогу. Не нужно брать в дорогу весь
свой гардероб, в особенности его, парадно-выходную
часть. В джинсах, футболке и легенькой
курточке Вы впишетесь в европейскую толпу
значительно лучше, чем в вечернем платье
и туфлях на шпильке. Наличие последних
вообще чревато большими осложнениями,
лучше бежать навстречу неизведанному
в стареньких кроссовках, чем ковылять
в новых туфлях до ближайшей скамейки.
Даже если Вы привыкли проводить весь
день на каблуках, не обольщайтесь, целый
день пеших прогулок на мощеных булыжником
улочках Вам все равно не потянуть. Обязательно
возьмите с собой удобную обувь.
Чтобы чувствовать
себя комфортно во время длительных
переездов, подумайте заранее, чем
Вы можете себя развлечь. Возьмите пару
книг или веселых видеокассет, которые
будут интересны всем пассажирам.
А вот ночные переезды скрасят
плед и маленькая подушечка "подковка"
под шею, этот груз не станет в дороге лишним
и улучшит Ваш сон в некомфортных условиях.
Удобно иметь при себе влажные спиртовые
салфетки и лекарства, которые могут пригодиться
в дороге.
Возьмите чай
и кофе в пакетиках, в автобусе
обычно есть кипяток и можно будет порадовать
себя чашечкой ароматного напитка. Если
хотите сэкономить на питании или же просто
любите частые "перекусы", запасайтесь
супами моментального приготовления,
сыром, колбасой и хлебом-"нарезкой",
Вам будет не так обидно смотреть на весело
жующих в дороге соседей. А вот курить
в автобусах строжайше запрещено, заядлым
курильщикам придется ограничиться перекурами
каждые 4-5 часов во время остановок автобуса.
Багаж удобнее
всего разложить в несколько
сумок: с продуктами, с вещами, необходимыми
в автобусе, и с вещами, которые Вам понадобятся
только в гостинице. Учтите, что на границе
Вам придется вынести все свои вещи из
автобуса для предъявления их таможенным
работникам.