Разработка мероприятий по снижению дебиторской и кредиторской задолженности

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 16:01, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломного проекта является разработка мероприятий по снижению дебиторской и кредиторской задолженности.
В соответствии с этим, задачами работы являются:
Рассмотрение понятий и состава дебиторской и кредиторской задолженности.
Проанализировать финансово-хозяйственную деятельность туристической компании.
Разработать пути снижения дебиторской и кредиторской задолженности.

Содержание

Целью дипломного проекта является разработка мероприятий по снижению дебиторской и кредиторской задолженности.
В соответствии с этим, задачами работы являются:
Рассмотрение понятий и состава дебиторской и кредиторской задолженности.
Проанализировать финансово-хозяйственную деятельность туристической компании.
Разработать пути снижения дебиторской и кредиторской задолженности.

Работа содержит 1 файл

Диплом УПРАВЛЕНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ В ТУРИЗМЕ.docx

— 227.92 Кб (Скачать)

Коэффициенты оборачиваемости  дебиторской задолженности, или средств в расчетах, рассчитываются по одной из следующих формул [26]:

 Кдеб. (в оборотах) = = (1)  

=

               Кдеб. (в оборотах) = =              (2)

=

Величина средней дебиторской  задолженности находится, как сумма  ее значений на начало и конец периода, деленная на два.

Коэффициент оборачиваемости  дебиторской задолженности в  днях показывает, какова в среднем  продолжительность промежутка времени  от ее возникновения до погашения.

Избежать искажающего  влияния продаж за наличный расчет можно, если в туристской фирме налажен учет объемов (услуг), продаваемой с рассрочкой платежей [26]: 

    Кдеб. (в оборотах) =                                                                                                (3)


 

   Кдеб. (в оборотах) =                                                                                        (4)


 

Ускорение оборачиваемости  средств в расчетах и сокращение сроков оборачиваемости в динамике рассматриваются как положительная тенденция. Показатели оборачиваемости целесообразно сравнивать с нормативными показателями. К сожалению, в настоящее время отсутствует нормативная база таких показателей в отраслевом разрезе. Поэтому приходится либо рассматривать и анализировать динамику показателей оборачиваемости, либо сравнивать их с уровнем, достигнутым успешно действующими предприятиями аналогичного профиля, функционирующими в тех же условиях.

Увеличение периода оборачиваемости  дебиторской задолженности может  свидетельствовать об ухудшении  условий оплаты продукции (услуг) по договорам, финансовых затруднениях у потребителей, снижении эффективности деятельности маркетинговых и сбытовых подразделений и др.

Для того, чтобы увеличить приток денежных средств, разумно ввести на предприятии различные виды договоров с гибкими условиями формы оплаты и гибким ценообразованием. Так, на предприятиях сферы туризма, в частности турфирмах, распространена система предоплаты.

Предложение скидок является обоснованным в нескольких ситуациях:

    1. Снижение цены приведет к расширению продаж. В результате возможен рост общей прибыли. Например, цены на номера в гостиницах в межсезонье намного ниже цен в высокий сезон. Это вызвано привлечением гостей, так как работа такого предприятия не может прекратиться полностью на несколько месяцев. Возможно и уменьшение доли переменных затрат, например, за счет временного сокращения количества персонала.
    2. Скидки привлекают большое количество денежных средств в условиях дефицита на предприятии. Предусматривается даже краткосрочное критическое снижение цен вплоть до отрицательного финансового результата от проведения конкретных сделок. Например, турфирма оплатила чартерный рейс и произвела бронирование мест в гостинице. Однако ее ожидания не оправдались, так как оказалось невозможным набрать необходимое количество туристов. В этом случае тур продается практически по себестоимости, а зачастую и ниже. Сумма скидки тем больше, чем ближе срок реализации тура.
    3. Система скидок за ускорение оплаты более эффективна, чем система штрафных санкций за просроченную оплату.

В условиях инфляции следует  точно определить возможность предоставления скидки по досрочной оплате. Система  скидок способствует защите предприятия  от инфляционных убытков и относительно дешевому пополнению оборотного капитала.

Способами воздействия на дебиторов с целью погашения  задолженности являются направление  писем, телефонные звонки, персональные визиты и, наконец, продажа задолженности  специальным организациям. Последний  вид воздействия на дебиторов представляет собой факторинг — операцию по приобретению факторинговой компанией или банком права на взыскание долга. В результате у турфирмы, продавшей дебиторскую задолженность, появляются денежные средства, которые она может вложить в ведение бизнеса. Таким образом, происходит ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности. Кроме того, турфирма освобождается от кредитного риска, связанного с возможной неуплатой долга.

Впервые факторинговые операции стали применяться американскими  банками. Компания, покупающая денежные требования, называется фактор-фирмой или факторинговой компанией.

При этой операции турфирма (кредитор) после совершения факторинговой  операции немедленно получает 70-90% от номинальной  стоимости счетов-фактур долга. Остальные 30-10% после вычета процента за комиссию (за услуги) фактор фирма зачисляет  на блокированный счет турфирмы (кредитора). По этому блокированному счету турфирма не может получить денежные средства до тех пор, пока дебитор не расплатится с фактор-фирмой. Как только дебитор оплачивает свои обязательства, факторинговая компания разблокирует счет и возвращает остаток турфирме (кредитору). Так турфирма и фактор-фирма взаимно страхуются от риска неплатежа дебитора и невозвращения долга фактор-фирмой кредитору.

Различают два вида факторинга:

    • открытый факторинг – фактор-фирма сообщает дебитору об уступке ей требований кредитором;
    • скрытый факторинг – дебитор не информируется о продаже обязательств кредитором фактор-фирме.

Использование факторинга наиболее эффективно для небольших и средних  туристских предприятий, расширяющих  объемы продаж или выходящих на новые  туристские рынки. Он характерен также  для вновь создаваемых туристских предприятий, испытывающих недостаток денежных средств из-за несвоевременности  поступления платежей от дебиторов, наличия чрезмерных запасов и трудностей в организации производственного процесса. Факторинг дает возможность кредитору ускорить оборот капитала. Часто вновь создаваемые туристские предприятия имеют неблагоприятную структуру баланса, из-за чего их кредитный статус не позволяет получать доступ к банковским кредитам. Посредничество фактор-фирм в этом случае позволяет через быстрое поступление денежных средств снять проблему краткосрочного кредитования.

Анализ и управление кредиторской задолженностью

Кредиторская задолженность  отражает стоимостную оценку финансовых обязательств предприятия перед различными субъектами экономических отношений. Кредиторская задолженность входит в состав его краткосрочных пассивов и должна быть погашена в срок, не превышающий 12 месяцев после отчетной даты (в противном случае задолженность учитывается по статье "Прочие долгосрочные пассивы"). В составе кредиторской задолженности выделяются обязательства:

  • перед поставщиками и заказчиками за поставленные материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги;
  • перед работниками по оплате труда (начисленная, но не выплаченная заработная плата);
  • перед социальными фондами по выплатам на государственное социальное страхование, в пенсионный фонд, в фонды медицинского страхования и занятости;
  • перед бюджетом по всем видам платежей;
  • перед сторонними организациями и физическими лицами по авансам, полученным в соответствии с договорами и контрактами.

Для того, чтобы эффективно управлять долгами компании необходимо, во-первых, определить их оптимальную структуру для конкретного предприятия и в конкретной ситуации: составить бюджет кредиторской задолженности, разработать систему показателей (коэффициентов), характеризующих, как количественную, так и качественную оценку состояния и развития отношений с кредиторами компании и принять определенные значения таких показателей за плановые. Во-вторых, в зависимости от выявленных несоответствий и причин их возникновения, должен быть разработан и осуществлен комплекс практических мероприятий по приведению структуры долгов в соответствие с плановыми (оптимальными) параметрами.

Для того, чтобы отношения с кредиторами максимально соответствовали целям обеспечения финансовой устойчивости (безопасности) компании и увеличению ее прибыльности и конкурентоспособности, менеджменту компании необходимо выработать четкую стратегическую линию в отношении характера привлечения и использования заемного капитала.

Первый основополагающий вопрос, который в связи с этим встает перед руководством фирмы  это: вести бизнес за счет собственных  или привлеченных средств?

Вторым, является количественное соотношение собственного и заемного капитала. Ответы на данные вопросы  зависят от множества факторов как  внешнего (отраслевые особенности, макроэкономические показатели, состояние конкурентной среды и так далее), так и  внутреннего (корпоративного) порядка (возможности учредителей, кредитоспособность, оборачиваемость активов, уровень  рентабельности, дефицит денежных средств, краткосрочные цели и задачи, долгосрочные планы компании и многое другое).

Менеджеры в ходе разработки стратегии кредитования собственного бизнеса должны исходить из решения  следующих первоочередных задач - максимизации прибыли компании, минимизации издержек, достижения динамичного развития компании (расширенное воспроизводство), утверждения  конкурентоспособности - которые, в  конечном итоге и определяют финансовую устойчивость компании. Финансирование данных задач должно быть достигнуто в полном объеме. Для этого, после  использования всех собственных  источников финансирования (собственный  капитал и прибыль – наиболее дешевые ресурсы), должны быть в заданном объеме привлечены заемные средства кредиторов.

А так же, менеджеры компании в своем стремлении должны максимально  использовать возможности всех доступных  кредитных средств, в том числе  и в виде задержек по зарплате, должны оценивать "возможности" каждого  отдельного вида платежей индивидуально, так как последствия таких "отсрочек" могут иметь различные последствия, не только в зависимости от вида платежа, но и в зависимости от конкретного "невольного" кредитора.

Для того чтобы определить степень зависимости компании от кредиторской задолженности необходимо рассчитать несколько следующих  показателей.

Коэффициент зависимости  предприятия от кредиторской задолженности. Рассчитывается как отношение суммы заемных средств к общей сумме активов предприятия. Этот коэффициент дает представление о том, на сколько активы предприятия сформированы за счет кредиторов.

Коэффициент самофинансирования предприятия. Рассчитывается, как отношение собственного капитала (части уставного фонда) к привлеченному. Данный показатель позволяет отслеживать не только процент собственного капитала, но и возможности управления всей компанией.

Баланс задолженностей. Определяется как отношение суммы кредиторской задолженности к сумме дебиторской задолженности. При этом желательный уровень соотношения во многом зависит от той стратегии, которая принята на предприятии (агрессивная, консервативная или умеренная).

Описанные выше экономические  показатели дают, в основном, количественную оценку кредиторской задолженности. Для  более полного анализа состоя кредиторской задолженности, следует  дать и качественную характеристику данных пассивов.

Коэффициент времени. Определяется как отношение средневзвешенного показателя срока погашения кредиторской задолженности к средневзвешенному показателю срока оплаты по дебиторской задолженности.

Коэффициент рентабельности кредиторской задолженности. Определяется как отношение суммы прибыли к сумме кредиторской задолженности, которые отражены в балансе. Характеризует эффективность привлеченных средств и его особенно целесообразно анализировать по периодам. При этом должна быть определена зависимость динамики изменений этого коэффициента от тех основных факторов, которые повлияли на его рост или снижение (изменения сроков возврата, структуры кредиторов, средних размеров и стоимости кредиторской задолженности и т. д.).

 

1.5. Контроль за движением дебиторской и кредиторской задолженности

Основной задачей любой  коммерческой организации является получение прибыли, поэтому перед  финансовыми службами и руководством предприятия встает вопрос о снижении дебиторской и кредиторской задолженности, высокий уровень которой может  снизить финансовую устойчивость предприятия.

Осуществление контроля за движением дебиторской и кредиторской задолженности необходимо для улучшения расчетно-платежной дисциплины. Важным фактором контроля является оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности.

Высокая оборачиваемость  дебиторской задолженности отражает улучшение платежной дисциплины покупателей (а также других контрагентов) - своевременное погашение покупателями задолженности перед предприятием и (или) сокращение продаж с отсрочкой  платежа (коммерческого кредита  покупателям). Динамика этого показателя во многом зависит от кредитной политики предприятия, от эффективности системы  контроля, обеспечивающей своевременность  поступления оплаты.

Высокая оборачиваемость  кредиторской задолженности может  свидетельствовать об улучшении  платежной дисциплины предприятия  в отношениях с поставщиками, бюджетом, внебюджетными фондами, персоналом предприятия, прочими кредиторами  – своевременное погашение предприятием своей задолженности перед кредиторами и (или) сокращение покупок с отсрочкой платежа (коммерческого кредита поставщиков).

К непосредственным задачам  учета дебиторской и кредиторской задолженности относятся следующие:

  • точный, полный и своевременный учет движения денежных средств и операций по их движению;
  • контроль за соблюдением кассовой и платежно-расчетной дисциплины;
  • определение структуры кредиторской и дебиторской задолженности по срокам погашения, по виду задолженности, по степени обоснованности задолженности;
  • определение состава и структуры просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, ее доли в общем объеме дебиторской и кредиторской задолженности;
  • выявление структуры данных по поставщикам по неоплаченным расчетным документам, поставщикам по просроченным векселям, поставщикам по полученному коммерческому кредиту, установление их целесообразности и законности;
  • выявление объемов и структуры задолженности по векселям, по претензиям, по выданным и полученным авансам, по страхованию имущества и персонала, задолженности, возникающей вследствие расчетов с другими дебиторами и кредиторами, задолженности по банковским кредитам и др. Определение причин их возникновения и возможных путей устранения;
  • определение правильности использования банковских ссуд;
  • выявление неправильного перечисления или получения авансов и платежей по бестоварным счетам и т.п. операциям;
  • определение правильности расчетов с работниками по оплате труда, с поставщиками и подрядчиками, с другими дебиторами и кредиторами и выявление резервов погашения имеющейся задолженности по обязательствам перед кредиторами, а также возможностей взыскания долгов (посредством денежных или не денежных расчетов или обращения в суд) с дебиторов.

Информация о работе Разработка мероприятий по снижению дебиторской и кредиторской задолженности