Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 16:01, дипломная работа
Целью дипломного проекта является разработка мероприятий по снижению дебиторской и кредиторской задолженности.
В соответствии с этим, задачами работы являются:
Рассмотрение понятий и состава дебиторской и кредиторской задолженности.
Проанализировать финансово-хозяйственную деятельность туристической компании.
Разработать пути снижения дебиторской и кредиторской задолженности.
Целью дипломного проекта является разработка мероприятий по снижению дебиторской и кредиторской задолженности.
В соответствии с этим, задачами работы являются:
Рассмотрение понятий и состава дебиторской и кредиторской задолженности.
Проанализировать финансово-хозяйственную деятельность туристической компании.
Разработать пути снижения дебиторской и кредиторской задолженности.
Коэффициенты оборачиваемости дебиторской задолженности, или средств в расчетах, рассчитываются по одной из следующих формул [26]:
Кдеб. (в оборотах) = = (1)
=
Кдеб. (в оборотах) = = (2)
=
Величина средней дебиторской задолженности находится, как сумма ее значений на начало и конец периода, деленная на два.
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности в днях показывает, какова в среднем продолжительность промежутка времени от ее возникновения до погашения.
Избежать искажающего влияния продаж за наличный расчет можно, если в туристской фирме налажен учет объемов (услуг), продаваемой с рассрочкой платежей [26]:
Кдеб. (в
оборотах) =
Кдеб. (в
оборотах)
=
Ускорение оборачиваемости средств в расчетах и сокращение сроков оборачиваемости в динамике рассматриваются как положительная тенденция. Показатели оборачиваемости целесообразно сравнивать с нормативными показателями. К сожалению, в настоящее время отсутствует нормативная база таких показателей в отраслевом разрезе. Поэтому приходится либо рассматривать и анализировать динамику показателей оборачиваемости, либо сравнивать их с уровнем, достигнутым успешно действующими предприятиями аналогичного профиля, функционирующими в тех же условиях.
Увеличение периода
Для того, чтобы увеличить приток денежных средств, разумно ввести на предприятии различные виды договоров с гибкими условиями формы оплаты и гибким ценообразованием. Так, на предприятиях сферы туризма, в частности турфирмах, распространена система предоплаты.
Предложение скидок является обоснованным в нескольких ситуациях:
В условиях инфляции следует точно определить возможность предоставления скидки по досрочной оплате. Система скидок способствует защите предприятия от инфляционных убытков и относительно дешевому пополнению оборотного капитала.
Способами воздействия на дебиторов с целью погашения задолженности являются направление писем, телефонные звонки, персональные визиты и, наконец, продажа задолженности специальным организациям. Последний вид воздействия на дебиторов представляет собой факторинг — операцию по приобретению факторинговой компанией или банком права на взыскание долга. В результате у турфирмы, продавшей дебиторскую задолженность, появляются денежные средства, которые она может вложить в ведение бизнеса. Таким образом, происходит ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности. Кроме того, турфирма освобождается от кредитного риска, связанного с возможной неуплатой долга.
Впервые факторинговые операции
стали применяться
При этой операции турфирма (кредитор) после совершения факторинговой операции немедленно получает 70-90% от номинальной стоимости счетов-фактур долга. Остальные 30-10% после вычета процента за комиссию (за услуги) фактор фирма зачисляет на блокированный счет турфирмы (кредитора). По этому блокированному счету турфирма не может получить денежные средства до тех пор, пока дебитор не расплатится с фактор-фирмой. Как только дебитор оплачивает свои обязательства, факторинговая компания разблокирует счет и возвращает остаток турфирме (кредитору). Так турфирма и фактор-фирма взаимно страхуются от риска неплатежа дебитора и невозвращения долга фактор-фирмой кредитору.
Различают два вида факторинга:
Использование факторинга наиболее
эффективно для небольших и средних
туристских предприятий, расширяющих
объемы продаж или выходящих на новые
туристские рынки. Он характерен также
для вновь создаваемых
Анализ и управление кредиторской задолженностью
Кредиторская задолженность отражает стоимостную оценку финансовых обязательств предприятия перед различными субъектами экономических отношений. Кредиторская задолженность входит в состав его краткосрочных пассивов и должна быть погашена в срок, не превышающий 12 месяцев после отчетной даты (в противном случае задолженность учитывается по статье "Прочие долгосрочные пассивы"). В составе кредиторской задолженности выделяются обязательства:
Для того, чтобы эффективно управлять долгами компании необходимо, во-первых, определить их оптимальную структуру для конкретного предприятия и в конкретной ситуации: составить бюджет кредиторской задолженности, разработать систему показателей (коэффициентов), характеризующих, как количественную, так и качественную оценку состояния и развития отношений с кредиторами компании и принять определенные значения таких показателей за плановые. Во-вторых, в зависимости от выявленных несоответствий и причин их возникновения, должен быть разработан и осуществлен комплекс практических мероприятий по приведению структуры долгов в соответствие с плановыми (оптимальными) параметрами.
Для того, чтобы отношения с кредиторами максимально соответствовали целям обеспечения финансовой устойчивости (безопасности) компании и увеличению ее прибыльности и конкурентоспособности, менеджменту компании необходимо выработать четкую стратегическую линию в отношении характера привлечения и использования заемного капитала.
Первый основополагающий вопрос, который в связи с этим встает перед руководством фирмы это: вести бизнес за счет собственных или привлеченных средств?
Вторым, является количественное соотношение собственного и заемного капитала. Ответы на данные вопросы зависят от множества факторов как внешнего (отраслевые особенности, макроэкономические показатели, состояние конкурентной среды и так далее), так и внутреннего (корпоративного) порядка (возможности учредителей, кредитоспособность, оборачиваемость активов, уровень рентабельности, дефицит денежных средств, краткосрочные цели и задачи, долгосрочные планы компании и многое другое).
Менеджеры в ходе разработки стратегии кредитования собственного бизнеса должны исходить из решения следующих первоочередных задач - максимизации прибыли компании, минимизации издержек, достижения динамичного развития компании (расширенное воспроизводство), утверждения конкурентоспособности - которые, в конечном итоге и определяют финансовую устойчивость компании. Финансирование данных задач должно быть достигнуто в полном объеме. Для этого, после использования всех собственных источников финансирования (собственный капитал и прибыль – наиболее дешевые ресурсы), должны быть в заданном объеме привлечены заемные средства кредиторов.
А так же, менеджеры компании
в своем стремлении должны максимально
использовать возможности всех доступных
кредитных средств, в том числе
и в виде задержек по зарплате, должны
оценивать "возможности" каждого
отдельного вида платежей индивидуально,
так как последствия таких "отсрочек"
могут иметь различные
Для того чтобы определить степень зависимости компании от кредиторской задолженности необходимо рассчитать несколько следующих показателей.
Коэффициент зависимости предприятия от кредиторской задолженности. Рассчитывается как отношение суммы заемных средств к общей сумме активов предприятия. Этот коэффициент дает представление о том, на сколько активы предприятия сформированы за счет кредиторов.
Коэффициент самофинансирования предприятия. Рассчитывается, как отношение собственного капитала (части уставного фонда) к привлеченному. Данный показатель позволяет отслеживать не только процент собственного капитала, но и возможности управления всей компанией.
Баланс задолженностей. Определяется как отношение суммы кредиторской задолженности к сумме дебиторской задолженности. При этом желательный уровень соотношения во многом зависит от той стратегии, которая принята на предприятии (агрессивная, консервативная или умеренная).
Описанные выше экономические показатели дают, в основном, количественную оценку кредиторской задолженности. Для более полного анализа состоя кредиторской задолженности, следует дать и качественную характеристику данных пассивов.
Коэффициент времени. Определяется как отношение средневзвешенного показателя срока погашения кредиторской задолженности к средневзвешенному показателю срока оплаты по дебиторской задолженности.
Коэффициент рентабельности кредиторской задолженности. Определяется как отношение суммы прибыли к сумме кредиторской задолженности, которые отражены в балансе. Характеризует эффективность привлеченных средств и его особенно целесообразно анализировать по периодам. При этом должна быть определена зависимость динамики изменений этого коэффициента от тех основных факторов, которые повлияли на его рост или снижение (изменения сроков возврата, структуры кредиторов, средних размеров и стоимости кредиторской задолженности и т. д.).
1.5. Контроль за движением дебиторской и кредиторской задолженности
Основной задачей любой коммерческой организации является получение прибыли, поэтому перед финансовыми службами и руководством предприятия встает вопрос о снижении дебиторской и кредиторской задолженности, высокий уровень которой может снизить финансовую устойчивость предприятия.
Осуществление контроля за движением дебиторской и кредиторской задолженности необходимо для улучшения расчетно-платежной дисциплины. Важным фактором контроля является оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности.
Высокая оборачиваемость
дебиторской задолженности
Высокая оборачиваемость кредиторской задолженности может свидетельствовать об улучшении платежной дисциплины предприятия в отношениях с поставщиками, бюджетом, внебюджетными фондами, персоналом предприятия, прочими кредиторами – своевременное погашение предприятием своей задолженности перед кредиторами и (или) сокращение покупок с отсрочкой платежа (коммерческого кредита поставщиков).
К непосредственным задачам
учета дебиторской и
Информация о работе Разработка мероприятий по снижению дебиторской и кредиторской задолженности