Разработка экскурсионного маршрута

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 00:09, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – определить сущность основных этапов разработки экскурсионной программы.
Исходя из поставленной цели, можно выделить ряд следующих задач:
Изучить понятие и сущность экскурсии
Изучить технологию подготовки экскурсии
Исследовать методику и технику проведения экскурсии

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЭКСКУРСИИ…………………...…………..6
ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ ЭКСКУРСИИ…………......................10
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ……………………...........26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….………....38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа № 2.doc

— 209.50 Кб (Скачать)

     Прием индукции применяется в рассказе, когда необходимо совершить переход от частных, единичных случаев и фактов к общей картине, общим выводам, и в показе, когда экскурсовод от характеристики одного памятника переходит к характеристике целого ансамбля или системы инженерных сооружений. [10]

     Климатический прием предполагает такое изложение экскурсионного материала, когда вначале сообщаются менее интересные и малозначительные факты и аргументации, затем более значительные и, наконец, самые интересные.

     Антиклиматический прием состоит в том, что изложение  материала в рассказе начинается с наиболее интересных фактов и примеров, в показе – с наиболее значительных по своему содержанию и архитектуре объектов. Интерес к теме, разбуженный у экскурсантов в начале мероприятия, позволяет в дальнейшем успешней ознакомить их с менее интересным материалом. [9]

     Прием демонстрации наглядных пособий

     В экскурсии используется прием наглядных  пособий. Наиболее широкое распространение  получил иллюстрационный прием. Например, рассказ экскурсовода о  флоре и фауне данного края сопровождается показом фотографий растений и животных.

     Применяется прием контраста, когда фотография показывается для того, чтобы убедить экскурсантов в том, как изменилось историческое место, которое они в данный момент осматривают. Фотография и рисунок контрастируют с наблюдаемым объектом. Прием построен на сравнении зрительно воспринимаемой информации.

     Важным  резервом для повышения действенности  экскурсии является использование  технических средств пропаганды – эпидиаскопа, фильмоскопа, магнитофона, киноаппаратуры. С их помощью глубже раскрывается тема, усиливается зрительный ряд экскурсий. [5] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Реформирование  общественно-политического строя  и социально-экономические преобразования в нашей стране, появление платежеспособной части населения обусловили возникновение  спроса на экскурсионные услуги. Экскурсионную деятельность характеризуют два основных вида ее социальных функций, определяющих особенности ее влияния на общественную жизнь. С одной стороны, с помощью экскурсий можно сравнительно быстро оздоровить рыночную экономику, как в целом, в крупных регионах, так и в отдельных городах. С другой стороны, велико воспитательное значение экскурсии, основанное на использовании ценностей культуры, педагогических и духовных традиций отечественной культуры.

     Возможности использования богатства нравственного, эстетического содержания экскурсионных программ, служение экскурсионного дела духовности, красоте образа жизни имеет большую популярность и оказывает положительное влияние на сферы общества.

     В целом обновленный формат экскурсионной  деятельности позволяет открыть рабочие места, обеспечить - занятость населения, способствовать подъему образовательного и культурного уровня населения, изменить к лучшему быт горожан и увеличить их интерес к собственному городу, придать своим домам, улицам, паркам красивый, привлекательный облик.

     Экскурсионный туризм, который в недалеком прошлом  был ведущей отраслью туристско-экскурсионного обслуживания в России и характеризовался стабильными темпами развития, в настоящее время, как и вся туристическая сфера, переживает глубокий кризис.

     Для него стали характерны следующие  особенности, которые раньше не наблюдались:

     - ярко, выраженная сезонность, обусловленная  тем, что основным потребителем  экскурсионных услуг как внутри  страны, так и за ее пределами  стали школьники;

     - резкое сокращение тематики экскурсий;

     - дефицит квалифицированных экскурсоводов  и гидов-переводчиков, способных обеспечить высокое качество экскурсии;

     - растет число «подпольных» экскурсоводов. 

     Еще одна серьезная проблема в развитии Российского экскурсионного туризма - несоответствие цен на предлагаемые услуги качеству этих услуг. Спрос на экскурсионно-туристическое обслуживание формирует всю совокупность вещественных (предметов потребления) и невещественных (в форме услуг) потребительских стоимостей, способных удовлетворить запросу экскурсантов и туристов, и классифицируются как категория потребительского спроса.

     Реализация  развития экскурсионного бизнеса возможна при выполнении ряда условий, важнейшие, из которых:

     - перспективное планирование развития  и размещения материально-технической базы как целостного комплекса туристско-экскурсионного обслуживания;

     - создание единой методики статистического  учета всего контингента туристов  и экскурсантов;

     - ориентация финансово-хозяйственной  деятельности туристско-экскурсионных организаций на повышение экономической эффективности функционирования материально-технической базы посредством дифференцированных нормативов фондоемкости, фондозатрат, фондоотдачи.

     - кооперирование инвестиционных  потенциалов организаций, ведомств  и частных лиц, заинтересованных в развитии материально- технической базы туризма.

     В то же время, именно в сфере экскурсионного туризма возможно в кратчайшее время  создать качественный внутренний продукт, с заданным свойствами и удовлетворяющий  спросам самых различных категорий потребителей. Одно из основных условий для создания этого продукта – культурно исторический потенциал. Второе условие, которое обеспечит создание экскурсионного продукта, - наличие кадров, способных решить эту задачу. Однако только наличие этих важных условий не может обеспечить развитие экскурсионного туризма. Для успешного его развития необходимы также эффективная реклама, организационная и финансовая помощь государства.

 

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М., 1982. – Т.4.
  2. Долженко Г.П. Экскурсионное дело: Учебное пособие. 3-е изд., – испр. и доп. (серия «Туризм и сервис»). – М.: ИКЦ «Март», Ростов н/д: Издательский центр «Март», 2008. – 272 с.
  3. Дьякова Р.А., Емельянов Б.В., Пасечный П.С. Основы экскурсоведения. – М.: Просвещение, 1985. – 255 с.
  4. Емельянов Б.В. Организация работы курсов по переподготовке и подготовке экскурсоводов. – М.: Турист, 1989. – 118 с.
  5. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. - М.: Советский спорт, 2000. – 224 с.
  6. Квартальнов В.А., Сенин В.С. Организация туристско-экскурсионного обслуживания. – М., 1987. – 365 с.
  7. Кулаев К.В. Экскурсионная деятельность: теоретические и методологические основы. – М.: Турист, 2004. – 96 с.
  8. Курило Л.В. Краеведение и туризм: Учебное пособие. – М.: РМАТ, 1999. – 72 с.
  9. Никитина Н.Н. Эстетическое воспитание на экскурсиях. – М., 1985. – 126 с.
  10. Омельченко Б.Ф. Экскурсионное общение: Познание. Воспитание. Отдых. –М.: наука, 1991. – 120 с.
  11. Святославский А.В. Городская экскурсия. Основы теории и практики. – М., 2001. – 62 с.
  12. Седова Н.А. Культурно-просветительный туризм: Учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2003. – 96 с.
  13. Сичинава В.А. Экскурсионная работа. – М., 1981. – 94 с.
  14. Туристический терминологический словарь: Справочно-методическое пособие/Авт.-сост. И.В. Зорин, В.А. Квартальнов. – М.: Советский спорт, 1999. – 664 с.

Информация о работе Разработка экскурсионного маршрута