Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 00:09, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – определить сущность основных этапов разработки экскурсионной программы.
Исходя из поставленной цели, можно выделить ряд следующих задач:
Изучить понятие и сущность экскурсии
Изучить технологию подготовки экскурсии
Исследовать методику и технику проведения экскурсии
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЭКСКУРСИИ…………………...…………..6
ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ ЭКСКУРСИИ…………......................10
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ……………………...........26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….………....38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Дать оценку — значит составить представление о ком-либо, чем-либо, определить значение, характер, роль кого-нибудь или чего-нибудь, признать чьи-то достоинства, положительные качества.
Оценка экскурсии — это выводы экскурсанта, к которым его подводит экскурсовод.
Отношение к экскурсии нужно понимать как: определенный взгляд экскурсанта на исторический период, которому посвящена экскурсия; восприятие каких-либо действий; понимание конкретной ситуации, в которой находился писатель, скульптор (художник), создавая свое произведение.
В этом процессе большую роль играют материал экскурсии, подача его экскурсоводом, «угол зрения» на событие и оценка его экскурсоводом, а также убежденность экскурсовода в своей правоте. Главное в этом процессе — проблема понимания. Большинство экскурсантов воспринимают точку зрения экскурсовода, которая становится основой понимания материала и выработки отношения к предмету показа и рассказа.
В краткой форме сущность экскурсии можно определить так: экскурсия — сумма знаний, в специфической форме сообщаемых группе людей, и определенная система действий по их передаче. [12]
Создание экскурсии – сложный процесс, требующий от организаторов экскурсионного дела больших творческих усилий. Подготовка экскурсии – это всегда разработка новой темы экскурсии, обусловленной предполагаемыми запросами потенциальных клиентов туристского предприятия и определяемой экскурсионными возможностями своего города, региона. Процесс подготовки новой экскурсии включает в себя определение темы, постановку цели задач экскурсии, изучение и отбор экскурсионных объектов, составление маршрута экскурсии, изучение и отбор экскурсионных объектов, составление маршрута экскурсии, изучение литературных источников по теме экскурсии, экспозиций и фондов музеев, консультации у специалистов, написание контрольного текста экскурсии, комплектование «портфеля экскурсовода», выбор методических приемов проведения экскурсии, составление технологической карты экскурсии. [5]
В основу подготовки любой экскурсии должны быть положены главные принципы и требования педагогической науки, такие как взаимосвязь обучения и воспитания, учет логики предмета, последовательность и систематичность, ясность и доступность изложения, наглядность, эмоциональность, учет возрастных особенностей экскурсантов.
Для разработки новой экскурсионной темы создается творческая группа экскурсоводов в составе обычно 3-6 человек. Наиболее опытный и знающий из них становится руководителем. [8]
Наиболее целесообразно обязанности в процессе подготовки экскурсии распределить в соответствии с определенными подтемами. Каждый член творческой группы должен подготовить свой материал, который далее объединяется и редактируется руководителем. При выборе подтем для более качественной подготовки экскурсии необходимо учитывать интересы и профессиональную подготовку экскурсоводов. [4]
Выделяют несколько этапов создания экскурсии:
1 этап: Определение цели и задач экскурсии.
Работа над любой новой экскурсией начинается с четкого определения ее цели. Это помогает авторам экскурсии более организованно вести работу в дальнейшем. Цель экскурсии – это то, ради чего показываются экскурсантам памятники истории и культуры и другие объекты.
Целями экскурсии могут быть:
- воспитание патриотизма
- интернациональное воспитание
- трудовое воспитание
- эстетическое воспитание
- экологическое воспитание
- показ достижений города в экономике страны
- показ исторической роли города
- знакомство с творчеством выдающегося архитектора
- знакомство с особенностями природы края
- воспитание любви и уважения к родине,
- расширение кругозора
-
получение дополнительных
Задачи экскурсии более локальны, конкретнее, чем цель.
Задачи экскурсии – достичь целей путем раскрытия ее темы.
Цели и задачи определяют окончательный отбор экскурсионных объектов, маршрут экскурсии, содержание экскурсионного рассказа, подбор наглядных пособий из «портфеля экскурсовода», эмоциональный настрой экскурсии и отдельных ее частей. [5]
2 этап: Выбор темы экскурсии
Каждая экскурсия имеет свою определенную тему. Это то, что положено в ее основу, на чем строится показ и рассказ. Она является критерием для отбора экскурсионных объектов, определяет содержание рассказа экскурсовода, особенно при показе многоплановых объектов, которые имеют обширную информацию и могут включаться в несколько различных экскурсий. [5]
Темами экскурсий могут быть архитектура старого города, творчество литераторов, живших в данном городе, история одной из значительных улиц города, показанная через архитектурные памятники, лекарственные растения степи, экологическое состояние зеленого ожерелья города, экономическое его развитие и многое другое. [12]
Выбор темы зависит от потенциального спроса, конкретного заказа или целенаправленного создания определенной тематики экскурсии. Каждая экскурсия должна иметь свою четко определенную тему.
Тема является стержнем, который объединяет все объекты и подтемы экскурсии в единое целое. Отбор объектов при создании экскурсии участники творческой группы ведут, постоянно сверяя свои материалы с темой. Однако мало отобрать объект по теме, надо найти конкретный материал, на котором эта тема будет с наибольшей полнотой и убедительностью. Группировка тем лежит в основе существующей классификации экскурсий. [5]
Общими требованиями к названию экскурсии считаются следующие: индивидуальность, точность, образность, легкость запоминания и воспроизводства, благозвучие, отсутствие отрицательных ассоциаций, содержательный смысл.
3
этап: Отбор литературы и
В ходе разработки новой экскурсии составляется список книг, брошюр, статей, опубликованных в газетах и журналах, которые раскрывают тему. Назначение списка – определить примерные границы предстоящей работы по изучению литературных источников, оказать помощь экскурсоводам в использовании необходимого фактического и теоретического материала при подготовке текста. Перечень литературы размножается на нескольких экземплярах для удобства в работе группы и тех экскурсоводов, которые в будущем будут готовиться к проведению экскурсий по данной теме. В перечне называются автор, название, год издания, а также главы, разделы, страницы. [5]
4 этап: Определение других источников материала
Помимо публикаций в печати, могут быть использованы другие источники. Автор экскурсии составляет их перечень, в который входят государственные архивы, музеи, хроникально-документальные и научно-популярные кинофильмы, где содержатся материалы по теме экскурсии. В качестве источника могут быть использованы воспоминания участников и очевидцев исторических событий. При этом для рассказа должны быть отобраны только достоверные, тщательно проверенные факты и сведения. [5]
5
этап: Отбор и изучение
Показ объектов, как уже отмечалось, является частью, занимающей главенствующее положение в экскурсии. Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество экскурсии. [5]
В качестве объектов могут быть:
Экскурсионные объекты классифицируются:
Перед экскурсионными работниками при создании экскурсии стоит задача – отобрать из множества объектов самые интересные и по внешнему виду, и по той информации, которую они с собой несут.
Правильный отбор объектов обеспечит зрительную основу восприятия экскурсионного материала и глубокое раскрытие темы.
Для оценки объектов, которые включаются в экскурсию, рекомендуется использовать следующие критерии:
Познавательная ценность – связь объекта с конкретным историческим событием, с определенной эпохой, жизнью и творчеством известного деятеля науки и культуры, художественные достоинства памятника, возможность их использования в эстетическом воспитании участников экскурсии.
Известность объекта, его популярность среди населения (например, Невский проспект, Исаакиевский собор, Мавзолей).
Необычность объекта. Имеется в виду особенность, неповторимость памятника истории и культуры, здания, сооружения.
Выразительность объекта, то есть внешняя выразительность объекта, его взаимодействие с фоном, окружающей средой – зданиями, сооружениями, природой.
Сохранность объекта. Производится оценка состояния объекта в данный момент, его подготовительности к показу.
Местонахождение объекта. При отборе объектов должны учитываться расстояние до памятника, удобство подъезда к нему, пригодность дороги для автотранспорта, возможность подвоза к объекту экскурсантов, природная обстановка, окружающая данный объект, наличие места, пригодного для расположения группы с целью наблюдения. [11]
Временное ограничение показа объекта - это когда посещение и осмотр объекта невозможны из-за плохой видимости или сезонности.
Экскурсия не должна быть перегружена большим количеством посещаемых объектов, так как это увеличивает ее длительность и вызывает утомляемость экскурсантов, а внимание и интерес при этом ослабевают. Оптимальная продолжительность городской экскурсии составляет 2 - 4 академических часа, при этом экскурсанты с интересом воспринимают не более 15-20 экскурсионных объектов.
Отбор объектов заканчивается составлением карточки (паспорта) на каждый из них. Данные карточки используются как для конкретно разрабатываемой темы, так и для будущих экскурсий.
В карточку объектов вносятся следующие данные: