Разработка экскурсионного маршрута

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 00:09, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – определить сущность основных этапов разработки экскурсионной программы.
Исходя из поставленной цели, можно выделить ряд следующих задач:
Изучить понятие и сущность экскурсии
Изучить технологию подготовки экскурсии
Исследовать методику и технику проведения экскурсии

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЭКСКУРСИИ…………………...…………..6
ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ ЭКСКУРСИИ…………......................10
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ……………………...........26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….………....38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа № 2.doc

— 209.50 Кб (Скачать)

     Дать  оценку — значит составить представление  о ком-либо, чем-либо, определить значение, характер, роль кого-нибудь или чего-нибудь, признать чьи-то достоинства, положительные качества.

     Оценка  экскурсии — это выводы экскурсанта, к которым его подводит экскурсовод.

     Отношение к экскурсии нужно понимать как: определенный взгляд экскурсанта на исторический период, которому посвящена экскурсия; восприятие каких-либо действий; понимание конкретной ситуации, в которой находился писатель, скульптор (художник), создавая свое произведение.

     В этом процессе большую роль играют материал экскурсии, подача его экскурсоводом, «угол зрения» на событие и оценка его экскурсоводом, а также убежденность экскурсовода в своей правоте. Главное в этом процессе — проблема понимания. Большинство экскурсантов воспринимают точку зрения экскурсовода, которая становится основой понимания материала и выработки отношения к предмету показа и рассказа.

     В краткой форме сущность экскурсии  можно определить так:   экскурсия — сумма знаний, в специфической форме сообщаемых группе людей, и определенная система действий по их передаче. [12]

 

  1. ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ ЭКСКУРСИИ
 

     Создание  экскурсии – сложный процесс, требующий от организаторов экскурсионного дела больших творческих усилий. Подготовка экскурсии – это всегда разработка новой темы экскурсии, обусловленной предполагаемыми запросами потенциальных клиентов туристского предприятия и определяемой экскурсионными возможностями своего города, региона. Процесс подготовки новой экскурсии включает в себя определение темы, постановку цели задач экскурсии, изучение и отбор экскурсионных объектов, составление маршрута экскурсии, изучение и отбор экскурсионных объектов, составление маршрута экскурсии, изучение литературных источников по теме экскурсии, экспозиций и фондов музеев, консультации у специалистов, написание контрольного текста экскурсии, комплектование «портфеля экскурсовода», выбор методических приемов проведения экскурсии, составление технологической карты экскурсии. [5]

     В основу подготовки любой экскурсии  должны быть положены главные принципы и требования педагогической науки, такие как взаимосвязь обучения и воспитания, учет логики предмета, последовательность и систематичность, ясность и доступность изложения, наглядность, эмоциональность, учет возрастных особенностей экскурсантов.

     Для разработки новой экскурсионной  темы создается творческая группа экскурсоводов в составе обычно 3-6 человек. Наиболее опытный и знающий из них становится руководителем. [8]

     Наиболее  целесообразно обязанности в процессе подготовки экскурсии распределить в соответствии с определенными подтемами. Каждый член творческой группы должен подготовить свой материал, который далее объединяется и редактируется руководителем. При выборе подтем для более качественной подготовки экскурсии необходимо учитывать интересы и профессиональную подготовку экскурсоводов. [4]

     Выделяют  несколько этапов создания экскурсии:

     1 этап: Определение цели и задач  экскурсии.

     Работа  над любой новой экскурсией начинается с четкого определения ее цели. Это помогает авторам экскурсии более организованно вести работу в дальнейшем. Цель экскурсии – это то, ради чего показываются экскурсантам памятники истории и культуры и другие объекты.

     Целями  экскурсии могут быть:

     - воспитание патриотизма

     - интернациональное воспитание

     - трудовое воспитание

     - эстетическое воспитание

     - экологическое воспитание

     - показ достижений города в  экономике страны

     - показ исторической роли города

     - знакомство с творчеством выдающегося архитектора

     - знакомство с особенностями природы края

     - воспитание любви и уважения к родине,

     - расширение кругозора

     - получение дополнительных знаний  в различных областях науки и культуры.

     Задачи  экскурсии более локальны, конкретнее, чем цель.

     Задачи  экскурсии – достичь целей  путем раскрытия ее темы.

     Цели  и задачи определяют окончательный  отбор экскурсионных объектов, маршрут  экскурсии, содержание экскурсионного рассказа, подбор наглядных пособий из «портфеля экскурсовода», эмоциональный настрой экскурсии и отдельных ее частей. [5]

     2 этап: Выбор темы экскурсии

     Каждая  экскурсия имеет свою определенную тему. Это то, что положено в ее основу, на чем строится показ и рассказ. Она является критерием для отбора экскурсионных объектов, определяет содержание рассказа экскурсовода, особенно при показе многоплановых объектов, которые имеют обширную информацию и могут включаться в несколько различных экскурсий. [5]

     Темами  экскурсий могут быть архитектура старого города, творчество литераторов, живших в данном городе, история одной из значительных улиц города, показанная через архитектурные памятники, лекарственные растения степи, экологическое состояние зеленого ожерелья города, экономическое его развитие и многое другое. [12]

     Выбор темы зависит от потенциального спроса, конкретного заказа или целенаправленного создания определенной тематики экскурсии. Каждая экскурсия должна иметь свою четко определенную тему.

     Тема  является стержнем, который объединяет все объекты и подтемы экскурсии в единое целое. Отбор объектов при создании экскурсии участники творческой группы ведут, постоянно сверяя свои материалы с темой. Однако мало отобрать объект по теме, надо найти конкретный материал, на котором эта тема будет с наибольшей полнотой и убедительностью. Группировка тем лежит в основе существующей классификации экскурсий. [5]

     Общими  требованиями к названию экскурсии считаются следующие: индивидуальность, точность, образность, легкость запоминания и воспроизводства, благозвучие, отсутствие отрицательных ассоциаций, содержательный смысл.

     3 этап: Отбор литературы и составление  библиографии

     В ходе разработки новой экскурсии составляется список книг, брошюр, статей, опубликованных в газетах и журналах, которые раскрывают тему. Назначение списка – определить примерные границы предстоящей работы по изучению литературных источников, оказать помощь экскурсоводам в использовании необходимого фактического и теоретического материала при подготовке текста. Перечень литературы размножается на нескольких экземплярах для удобства в работе группы и тех экскурсоводов, которые в будущем будут готовиться к проведению экскурсий по данной теме. В перечне называются автор, название, год издания, а также главы, разделы, страницы. [5]

     4 этап: Определение других источников  материала

     Помимо  публикаций в печати, могут быть использованы другие источники. Автор экскурсии составляет их перечень, в который входят государственные архивы, музеи, хроникально-документальные и научно-популярные кинофильмы, где содержатся материалы по теме экскурсии. В качестве источника могут быть использованы воспоминания участников и очевидцев исторических событий. При этом для рассказа должны быть отобраны только достоверные, тщательно проверенные факты и сведения. [5]

     5 этап: Отбор и изучение экскурсионных  объектов

     Показ объектов, как уже отмечалось, является частью, занимающей главенствующее положение в экскурсии. Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество экскурсии. [5]

     В качестве объектов могут быть:

  1. Памятные места, связанные с историческими событиями в жизни нашего народа, развитием общества и государства (например, Куликово Поле, Бородино, места Курской битвы).
  2. Здания и сооружения, мемориальные памятники, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, произведения архитектуры и градостроительства, жилые и общественные здания, здания промышленных предприятий, инженерные сооружения (крепости, мосты, башни), мавзолеи, здания культурного назначения и другие постройки
  3. Природные объекты – леса, рощи, парки, реки, озера, пруды, заповедники и заказники, а также отдельные деревья, реликтовые растения.
  4. Экспозиции государственных и народных музеев, картинных галерей, постоянных и временных выставок
  5. Памятники археологии – городища, древние стоянки, поселения, курганы с захоронениями, земляные валы, дороги, горные выработки, загоны, святилища, каналы.
  6. Памятники искусства – произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства, скульптура, садово-парковое и другое искусство. [7]

     Экскурсионные объекты классифицируются:

  1. По содержанию – одноплановые (произведения живописи, река, растение, животное, дом) и многоплановые (архитектурный ансамбль, лес, поле, улица, площадь города)
  2. По функциональному назначению – основные, которые служат основой для раскрытия подтем, и дополнительные, показываемые во время переездов между основными объектами в ходе логических переходов в рассказе
  3. По степени сохранности – полностью сохранившиеся, дошедшие до наших дней со значительными изменениями, частично сохранившиеся, утраченные. [8]

     Перед экскурсионными работниками при создании экскурсии стоит задача – отобрать из множества объектов самые интересные и по внешнему виду, и по той информации, которую они с собой несут.

     Правильный  отбор объектов обеспечит зрительную основу восприятия экскурсионного материала  и глубокое раскрытие темы.

     Для оценки объектов, которые включаются в экскурсию, рекомендуется использовать следующие критерии:

     Познавательная  ценность – связь объекта с конкретным историческим событием, с определенной эпохой, жизнью и творчеством известного деятеля науки и культуры, художественные достоинства памятника, возможность их использования в эстетическом воспитании участников экскурсии.

     Известность объекта, его популярность среди населения (например, Невский проспект, Исаакиевский собор, Мавзолей).

     Необычность объекта. Имеется в виду особенность, неповторимость памятника истории и культуры, здания, сооружения.

     Выразительность объекта, то есть внешняя выразительность объекта, его взаимодействие с фоном, окружающей средой – зданиями, сооружениями, природой.

     Сохранность объекта. Производится оценка состояния  объекта в данный момент, его подготовительности к показу.

     Местонахождение объекта. При отборе объектов должны учитываться расстояние до памятника, удобство подъезда к нему, пригодность дороги для автотранспорта, возможность подвоза к объекту экскурсантов, природная обстановка, окружающая данный объект, наличие места, пригодного для расположения группы с целью наблюдения. [11]

     Временное ограничение показа объекта - это когда посещение и осмотр объекта невозможны из-за плохой видимости или сезонности.

     Экскурсия не должна быть перегружена большим количеством посещаемых объектов, так как это увеличивает ее длительность и вызывает утомляемость экскурсантов, а внимание и интерес при этом ослабевают. Оптимальная продолжительность городской экскурсии составляет 2 - 4 академических часа, при этом экскурсанты с интересом воспринимают не более 15-20 экскурсионных объектов.

     Отбор объектов заканчивается составлением карточки (паспорта) на каждый из них. Данные карточки используются как для конкретно разрабатываемой темы, так и для будущих экскурсий.

     В карточку объектов вносятся следующие данные:

  1. наименование объекта (первоначальное и современное), а также название, под которым памятник известен у населения;
  2. историческое событие, с которым связан памятник, дата события;
  3. местонахождение объекта, его почтовый адрес, на чьей территории памятник расположен (город, поселок, промышленное предприятие);
  4. описание памятника (подъезд к нему, его автор, дата сооружения, из каких материалов изготовлен, текст мемориальной надписи);
  5. источник сведений о памятнике (литература, где описывается памятник и события, связанные с ним, архивные данные, устные предания, основные печатные работы и места хранения неопубликованных работ);
  6. сохранность памятника (состояние памятника и территории, на которой он находится, дата последнего ремонта, реставрации);
  7. охрана памятника;
  8. в каких экскурсиях памятник используется;
  9. дата составления карточки, фамилия и должность составителя;

Информация о работе Разработка экскурсионного маршрута