Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 12:52, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть на основании доступного нормативного и теоретического материала пути повышения качества обслуживания клиентов в ресторанном бизнесе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. дать общую характеристику качества обслуживания клиентов в ресторанном бизнесе;
2. рассмотреть эффективные пути повышения качества обслуживания клиентов;
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАЧЕСТВА ОБСЛУЖИВАНИЯ КЛИЕНТОВ В РЕСТОРАННОМ БИЗНАСЕ……….
1.1 Понятие стандарта качественного обслуживания
клиентов………………………………………………………….
1.2 Характеристика обслуживающего персонала в ресторане……
1.3 Процесс качественного обслуживания клиентов ресторана….
ГЛАВА 2. ЭФФЕКТИВНЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБСЛУЖИВАНИЯ КЛИЕНТОВ…………………………………………….
2.1 Диагностика подготовленности персонала к обслуживанию
клиентов………………………………………………………….
2.2 Организация обслуживания клиентов ресторанного бизнеса с
учетом их психологических особенностей…………………….
2.3 Эффективные технологии подготовки персонала к
обслуживанию клиентов………………………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
3
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАЧЕСТВА ОБСЛУЖИВАНИЯ КЛИЕНТОВ В РЕСТОРАННОМ БИЗНАСЕ……….5
1.1 Понятие стандарта качественного обслуживания
клиентов…………………………………………………………
1.2 Характеристика обслуживающего персонала в ресторане……7
1.3 Процесс качественного обслуживания клиентов ресторана….9
ГЛАВА 2. ЭФФЕКТИВНЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБСЛУЖИВАНИЯ КЛИЕНТОВ…………………………………………….18
2.1 Диагностика подготовленности персонала к обслуживанию
клиентов…………………………………………………………
2.2 Организация обслуживания клиентов ресторанного бизнеса с
учетом их психологических особенностей…………………….20
2.3 Эффективные технологии подготовки персонала к
обслуживанию клиентов………………………………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..………….31
ВВЕДЕНИЕ
Ресторанный бизнес в нашей стране шаг за шагом движется вперёд, подчиняясь экономическим законам спроса и предложения, а также конкуренции за потребителя, готового тратить деньги на кулинарные изыски и настоящий сервис. Действительно, уже не первый год ресторанный рынок показывает значительный рост – не менее 20% в год.
Ресторанный бизнес во всем мире очень специфичен, а успех зависит не столько от качества кухни и интерьера, сколько от умения ресторатора тонко чувствовать изменения потребительских предпочтений и вовремя на них реагировать. Также успех любого ресторана в первую очередь зависит от квалификации и компетенции ее сотрудников, от качества обслуживания. Если попросить любого управляющего ресторана назвать по пунктам условия, благодаря которым ресторанный бизнес может расти и процветать, то одним из первых он назовет «персонал». Это значит, что управляющий отдает себе отчет в том, какую роль играет качество обслуживания в конкурентной способности ресторана.
Гости ресторана очень чутко реагируют на любые изменения уровня сервиса. Поэтому крайне важно, чтобы эти изменения были к лучшему. Для этого необходимо повышать качества обслуживания гостей, что позволяет формировать долгосрочные отношения с уже имеющимися клиентами и привлекать новых.
Для того чтобы повысить качество работы официантов существует множество функций, которые сделают работу по обслуживанию гостей проще и быстрее. Применяются новые эффективные пути и технологии повышения качества обслуживания клиентов в ресторанном бизнесе.
Основой исследования данной курсовой являются теоретические положения, представленные в современных работах учёных, таких как: Кабушкин Н. И., Радченко Л.А., Ермакова П.Н., Лабунская В.А. и другие.
Цель исследования: рассмотреть на основании доступного нормативного и теоретического материала пути повышения качества обслуживания клиентов в ресторанном бизнесе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.
2.
3.
Объектом исследования является ресторан.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАЧЕСТВА ОБСЛУЖИВАНИЯ КЛИЕНТОВ В РЕСТОРАННОМ БИЗНАСЕ
1.1 Понятие стандарта качественного обслуживания клиентов
Сегодня очевидно, что качественное обслуживание является одной из основных причин, по которой клиенты выбирают то или иное заведение. Сейчас человек может найти похожие услуги в разных ресторанах и при выборе заведения решающим фактором является не блюдо, не цена, а качество сервиса. Чтобы удивлять гостя, обслуживающий персонал должен владеть необходимыми умениями и навыками в частности, стандартами обслуживания, знанием продукта, умением его порекомендовать и продать.
Стандарты - документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, реализации, выполнения работ или оказания услуг.
Стандарты обслуживания - это критерии, необходимые для обеспечения результативности системы менеджмента качества. Под стандартами обслуживания подразумевается совокупность процедур и каждодневных операций, выполняемых персоналом и способствующих максимальному удовлетворению посетителей. Залогом коммерческого успеха ресторана является умение его владельцев предугадать любое возможное желание потенциального клиента. Под стандартами подразумевается не только правильная технология обслуживания гостей, но и отношение персонала к своей работе, т.е. к посетителям. Зачастую причина заведомо неудачного обслуживания кроется не в отсутствии какого-либо дорогого оборудования и недостаточном лоске интерьера, а в «ненавязчивом» сервисе, поэтому каждый ресторан должен иметь свой собственный кодекс нормативов, касающихся: поведения, внешнего вида, технологического процесса, знания иностранного языка в рамках профессии, а также знания концепции ресторана и ее структуры[1].
Стандарты многих ресторанов определяют, что персонал должен быть: коммуникабельным, доброжелательным, обладать приятной внешностью, уметь работать в коллективе. Выполнение стандартов гарантирует стабильность качественных показателей: не может быть «плохой или хорошей» смены официантов», все и всегда работают именно так. Администратор или официант - каждый из них должен знать, понимать и неукоснительно соблюдать профессиональные стандарты[2].
Всех сотрудников ресторана с точки зрения квалификационных требований можно разделить на три большие группы: руководящий состав (директор, менеджер, администратор); персонал, работающий с гостями (официанты, бармены, гардеробщик); поддерживающие отделы (техники, складские рабочие).
Компетенция персонала этих групп имеет огромное значение для управления качеством. Менеджмент ресторана должен заботиться о том, чтобы у персонала была необходимая квалификация, а также знания и навыки для выполнения своей работы наилучшим образом. Общие требования ко всему персоналу:
- вежливость, дружелюбие, энтузиазм, взаимодействие с коллегами, отношения с гостями;
- гибкость, адаптируемость;
- принятие ответственности, инициативность;
- личная гигиена;
- дисциплинированность, пунктуальность;
- знание работы, качество работы, внимание к деталям;
- работа с нагрузкой, при стрессе;
- способность выполнять задания до конца;
- осознание затрат;
- владение иностранным языком.
Таким образом, стандарты качества обслуживания позволяют не только добиться того, чтобы каждый работник четко знал что, как и когда он должен делать, но и объективно, совершенно беспристрастно оценить качество его работы, что часто бывает очень сложной задачей в коллективах.
1.2 Характеристика обслуживающего персонала в ресторане
Особенность труда официанта - это повседневное общение с людьми. К человеку, выбирающему для себя профессию официанта, предъявляются определенные требования. Помимо специальной подготовки, он должен обладать хорошим здоровьем, особенно зрением и слухом, быть физически выносливым, уметь легко входить в контакт с людьми, т.е. быть актером, дипломатом, врачом и психологом, коммерсантом.
Кроме того, официанту нужно быть находчивым и остроумным, знать основы технологии приготовления пищи, кулинарную характеристику холодных и горячих закусок, первых и вторых блюд, десерта, холодных и горячих напитков, винно-водочных изделий и т.д. [3].
Каждый официант должен обладать необходимой общей культурой, в совершенстве владеть методикой работы и техникой обслуживания, знать и соблюдать нормы этикета, правила поведения за столом.
Профессия обязывает официанта быть интеллигентным человеком, быстро ориентироваться и разбираться в людях, способствовать созданию в ресторане непринужденной, свободной обстановки, в которой каждый посетитель чувствовал бы себя желанным гостем.
В зависимости от того, каков внешний облик официантов, их манеры, как они держатся, у посетителей складывается первое впечатление от ресторана. От того, насколько официант встретит приветливо, доброжелательно, с какой интонацией он скажет посетителю «Здравствуйте», зависит установление контакта между ним и гостем.
В течение всего рабочего дня официанту приходится обслуживать самых разных посетителей - молодых и пожилых, мужчин и женщин, детей и родителей. Все они с разными характерами, настроением, манерой поведения. Поэтому официант должен выработать в себе профессиональный такт, чтобы при обслуживании выбрать верный подход к каждому посетителю: спросить, каким временем он располагает, предложить те или иные блюда из меню, тактично прийти на помощь, если гость проявляет нерешительность, медлительность.
Необходима официанту и хорошая память. Знать цены, ассортимент меню, запоминать, что заказал посетитель, и т.д. - все это приходит с практикой.
Официант должен быть в меру общительным и уметь свободно разговаривать с посетителями, отвечая на вопросы вежливо, кратко, точно и понятно, при этом правильно произносить слова.
Официант должен быстро и верно считать, чтобы при расчете с посетителями не задерживать их и не ошибаться, предъявляя счет для оплаты.
Помимо этого, официант обязан знать название всех производственных подразделений, технологическое оборудование цехов, буфета, торгового зала. В совершенстве знать назначение фарфоровой и стеклянной посуды, хрусталя, мельхиоровой посуды и приборов.
Этическое и эстетическое поведение официанта тесно взаимосвязаны. Личная гигиена, опрятность, подтянутость, аккуратность, ловкость и изящество движений - необходимое требование к официанту. Большую роль играют правильная осанка и походка. Для выработки правильной осанки помогают регулярные занятия гимнастикой и различными видами спорта.
Официанту необходимы крепкие руки, которые всегда должны быть в безукоризненном состоянии. Немалую роль во внешнем облике официанта играет и аккуратная, ладно сшитая, тщательно отутюженная одежда. Обувь должна быть не тесной, хорошо вычищенной[4].
Обслуживание посетителей - не только применение специальных знаний и опыта, но, прежде всего, работа с людьми. Официант должен быть специалистом ресторанного дела, а не бездушным подавальщиком блюд и напитков; он должен любить свою профессию и приносить людям радость гостеприимным обслуживанием.
1.3 Процесс качественного обслуживания клиентов ресторана
Встреча посетителей ресторана начинается у входной двери, где их любезно приветствует швейцар в униформе - ливрее, фуражке и белых перчатках. В вестибюле навстречу гостям выходят гардеробщики и, принимая от гостей верхнюю одежду, дают им фирменные номерки. У входа в зал ресторана гостей встречает метрдотель, также приветствуя их, и провожает до свободного стола. Если по какой-либо причине метрдотель отсутствует, то эти функции выполняет бригадир официантов. Предлагая посетителям занять места за столом, следует иметь в виду, что женщина должна сесть с правой стороны от мужчины, а при обслуживании ей нужно подавать блюда в первую очередь.
Официант, подходя к столику, должен приветствовать гостей в зависимости от времени посещения словами «Доброе утро», «Добрый день» или «Добрый вечер»[6].
Если гости сели за выбранный ими стол, то предлагать им другие места, пересаживать не разрешается. В вечерние часы занимать свободные места за столом, где уже сидят посетители, можно только после того, как они дадут на это разрешение метрдотелю. В дневные часы (с 12 до 17), когда отпускаются обеды, за столиками занимаются свободные места.
Иногда бывает, что в зале ресторана посетитель и официант сталкиваются друг с другом. В таком случае официант предлагает посетителю пройти первым.
При приеме заказа официант должен стоять возле гостя по возможности с правой стороны от него, не касаясь при этом стола, стула (кресла), не наклоняясь близко к гостям. Меню предлагается в раскрытом виде на первой странице слева левой рукой. Если за столом одной компанией сидят несколько человек, меню подается старшему из них.
Информация о работе Пути повышения качества обслуживания клиентов в рестораном бизнесе