Психологические подходы к обслуживанию потребителей услуг предприятий индустрии гостеприимства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:45, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является рассмотрение особенностей развития индустрии гостеприимства, изучение мотивации туристского путешествия, ее влияния на выбор туристского продукта, анализ потребителей услуг индустрии гостеприимства. В соответствии с поставленной целью в настоящей работе решаются следующие задачи:
 проведена систематизация туристских мотиваций, рассмотрены особенности мотивации в туризме, изучены факторы, влияющие на мотивацию;
 изучена типология потребителей услуг индустрии гостеприимства, проведен анализ статистических данных о потребителях услуг индустрии гостеприимства, проведена сегментация потребителей гостиничных услуг;
 рассмотрены психологические подходы к обслуживанию потребителей услуг предприятий индустрии гостеприимства.

Содержание

Введение
1. Систематизация туристских мотиваций
2.1. Мотивация выбора туристического продукта
1.2 Особенности мотивации в туризме
1.3 Факторы, влияющие на мотивацию
2. Типология потребителей услуг индустрии гостеприимства
2.1 Основные группы туристов
2.2 Анализ статистических данных о потребителях услуг индустрии гостеприимства
2.3 Сегментация потребителей гостиничных услуг
3. Психологические подходы к обслуживанию потребителей услуг предприятий индустрии гостеприимства
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Курсовая 4 курс Типология потребителей.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

7.      Развлечение и потребность в общении с людьми.

8.      Удовлетворение любопытства и повышение культурного уровня. Этот туристский мотив реализуется во всех вышеперечисленных турах, но наиболее характерен для познавательных туров (например, туры по известным городам, столицам, историческим и культурным центрам).

Также цели путешествия позволяют классифицировать мотивационные методы следующим образом:

1.      Отдых:

- снять стресс, накопленный за определённый период времени;

- сменить обстановку и природно-климатические условия;

- побыть в окружении других людей;

- познакомиться с другой культурой, образом жизни других людей, их бытом;

- сравнить чужой образ жизни со своим в целях самоутверждения правильности его организации или заимствования новшеств;

- побыть в новой для себя роли - получить на определенный период времени высокий уровень обслуживания и ухода;

- ощутить волнующие переживания, чтобы потом рассказать об этом друзьям и знакомым;

- принять участие в азартных играх;

- расслабиться вне дома; потратить деньги, которые независимо от уровня дохода турист всегда копит на отдых.

2.              Познание:

- увидеть достопримечательности и явления природы, красивые виды и пейзажи, национальные парки и другое; познакомиться с достопримечательностями региона, достижениями культуры, науки и техники (музей, галереи, культовые сооружения, архитектурные ансамбли и т. п.);

- посетить экологически чистые или, наоборот, очень загрязнённые объекты;

- увидеть экзотический животный и растительный мир;

- посетить исторические места и сооружения;

- сделать фотографии, снять видеофильм.

3.              Развлечения:

- посетить аттракционы, тематические и аквапарки;

- посетить известные театры, цирки, казино, кабаре, стриптиз-шоу;

- посетить карнавалы, фестивали, национальные праздники;

- посетить в качестве зрителей или болельщиков крупные спортивные состязания, игры.

4.              Лечение. Любой отдых может иметь оздоровительные цели, в зависимости от доли лечебной составляющей целевой функции выделяют три вида мотивационных исходов:

- оздоровительный - общая цель всех туров (климат, отдых, полезные для здоровья моральные и физические воздействия);

- лечение в качестве сопутствующей программы, т. е. не как основная цель;

- лечение по предписанию врача как основная цель туристского путешествия (посещение курорта, водолечебницы, специализированного санатория, клиника и прочее).

5.              Паломничество:

- празднование культовых обрядов;

- самосовершенствование и утверждение духовного состояния;

- достижение внутренних конфессиональных целей;

- получение заряда духовной энергии [29, с.62].

Соотношение главной и вторичных целей отдыха, которые определяют выбор туриста, позволяет классифицировать мотивационные исходы следующим образом:

1. Единый, чётко преобладающий и обоснованный мотивационный исход оказывается решающим при выборе места туристского назначения, например, горнолыжного курорта, элитного и дорогостоящего вида отдыха и развлечения. Подготовленный турист окажет предпочтение горнолыжному маршруту на известном курорте с хорошо оснащённой лыжной станцией и по возможности будет максимально использовать предлагаемые туристские ресурсы для реализации своей главной цели - катания на лыжах. Все остальные цели - вторичные, и не имеют решающего значения при выборе.

Группу мотивации при выборе этой поездки составят следующие мотивы:

- спортивный интерес (катание на лыжах, участие в спортивных соревнованиях и т. д.);

- развлекательный интерес (интересные знакомства, встречи, общение, лыжные развлекательные супер-шоу и т. п.);

- оздоровительный интерес (свежий воздух, хорошие условия проживания, питания, интенсивные нагрузки, весенний загар).

Положительный комплекс туристских впечатлений способен оказывать влияние на выбор туристом данного места отдыха в течение многих лет.

2. Один превалирующий мотивационный исход и несколько вторичных, или ожидаемых, исходов, решение о выборе которых может быть принято при соответствующем стечении обстоятельств во время поездки. Например, во Францию, где набор экскурсий и развлечений часто отдаётся на выбор туристам: одни смогут выбрать Евро-Диснейленд, другие - Лувр и т. п.

Группу мотивации при выборе этой поездки составят следующие мотивы:

- познавательный (посещение страны, достопримечательности которой - Эйфелева башня, Сена и пр.);

- престижно-имиджевый (популярные направления);

- культурно-развлекательный – посещение Лувра, других музеев, спектаклей Лидо и т. д.

Несмотря на то, что мотивы поездки чётко ограничиваются группой близких познавательных целей, возможны различные направления тура. На принятие решения о познавательной поездке в ту или иную страну могут повлиять различные обстоятельства, однако два раза в одно и то же место с чётко выраженными познавательными целями турист, как правило, не поедет.

3. Главный мотивационный исход и несколько чётко выделенных сопутствующих исходов, например, при выборе пляжного отдыха. Выбор географического направления (конкретного курорта) и уровня отдыха в значительной степени зависит от компании, наличия денежных средств и опыта предыдущих поездок. Для отдыха на пляже достаточно двух-трёх дней, далее его хорошо дополнить развлечениями, экскурсиями, другой активной деятельностью.

Группу мотивации составляют следующие мотивы:

- пляжно-оздоровительный (море, морской воздух и т. д.);

- пляжно-активный и спортивный (море располагает не только к пассивному отдыху, но и к активным развлечениям);

- покупательный (отдых на море способствует проявлению интереса к трате накопленных средств);

-развлекательный (по мере пресыщения процессом загара у туриста появляется интерес к различным видам развлечений) [19, с. 102].

Изучение мотивационных исходов выявляется на примере среднестатистического туриста.

1.3 Факторы, влияющие на мотивацию

При мотивации, нацеленной на выбор турпродукта, необходимо учитывать интересы туриста, демографические и социально-экономические факторы.

Также существует ряд факторов, оказывающих влияние на туристские мотивы, которые необходимо учитывать при изучении спроса на туристский продукт и при формировании программ обслуживания.

Здоровье. Физическая подготовка, иммунитет, спортивные навыки в значительной мере определяют выбор путешествия. Человек никогда не стоявший на лыжах, не выберет отдых по программе «Ski-extreme», как и человек, страдающий морской болезнью, - морской круиз или яхтинг. Боязнь высоты не позволит совершить восхождение на горную вершину. Человек, страдающий каким-либо недугом, постарается выбрать  путешествие, дающее возможность лечения, оздоровления, принятия процедур. Значительная часть курортов предлагает такие услуги, что существенным образом может повлиять на принятие решения о путешествии и покупке туристского продукта [20, с. 29].

Численность туристской группы. Принято выделять следующие группы туристов:

-  индивидуальный тур или малая группа (до 10 человек). Для туриста этой группы предлагается наибольшая степень учета его потребностей, высокая степень самостоятельности, малая коммуникабельность и приспосабливаемость к интересам группы;

группа более 30 человек. Слабоуправляема, с существенными отличиями в требованиях к организации отдыха. Требуются более разнообразные возможности выбора туристских услуг по их содержанию и уровню цен.

Участие в групповом туре характеризуется следующими мотивационными исходами:

1) подавление индивидуальных требований в целях приспособления к общим интересам;

2) подавление негативных моментов (незнание языка, географии, культуры и обычаев посещаемой страны, страх потеряться и т. д.) при посещении незнакомого места;

3)    возможность обрести новых знакомых и друзей;

4)    наличие компаньона во время путешествия.

8. Удалённость и доступность места туристского назначения. Решение относительно путешествия концентрируется вокруг выбора места туристского назначения. Выбор определяется оценкой возможных способов развлечения, удовлетворения туристских потребностей. Географическое направление может  привлекать:

- месторасположением (природные или искусственные факторы, культурные элементы и пр.), 

- событием (фестиваль, спортивные игры и другое),

- возможностями для определённой деятельности (например, для занятий спортом),

- состоянием материальной базы, транспортной инфраструктуры и т. п.

Сезонность. Туристские ресурсы силу их географического положения и климатических особенностей обладают сезонной привлекательностью. Никто не поедет в Индию в период муссонных дождей.

В туризме годовой цикл принято делить на сезоны, способствующие или, наоборот, препятствующие отдыху в конкретной местности в определённый период времени.

Выделяют сезоны:

«высокий» период, наиболее благоприятный для отдыха в конкретной местности в определённое время;

«средний» - период, когда отдых возможен, но при менее комфортных условиях;

«низкий» - относительно неблагоприятный период для отдыха в конкретном месте в определённое время [19, с. 56].

Турист предпочитает посещать курорт именно в «высокий» сезон, и в мире всегда можно найти место с наиболее благоприятными условиями для отдыха в определённое время.

Пассивный и активный отдых. Мотивация выбора привлекательного для туриста вида отдыха зависит от его возраста, характера, образа жизни, устойчивых принципов, влияния общества и других факторов, но, главное, от здоровья. На склонность туриста к пассивному отдыху также может влиять сезонность.

При выборе сегмента потребительского рынка следует чётко разграничивать виды отдыха, для каждого из них находить своего потребителя, более точно и полно учитывать его потребности и уровень развлечения.

Для участия в туре высокой категории сложности следует вводить ограничения по возрасту и медицинским показателям, согласовывая их предварительно с врачом и требуя от туриста рекомендацию или разрешение на участие в туре.

Интересы различных туристских групп позволяют выделять мотивы, элементы которых определяют выбор туриста.

Также туристская активность зависит от ряда факторов, не связанных непосредственно с туризмом, но влияющих на объем и форму спроса на туристский продукт. ВТО выделяет внешние факторы, которые дают направление развитию туризма и формируют направленность туристских потоков, а именно:

1)              демографические и социальные изменения. Проявляются в том, что все большее число людей предпочитают выделять время и деньги на путешествие. К основным демографическим и социальным изменениям относится: старение населения, тенденция к поздним бракам, возрастание доли одиноких людей, повышение семейного дохода, быстрый рост числа бездетных семейных пар по сравнению с ростом народонаселения, повышение семейного дохода, возрастание осознания возможностей туризма и другие;

2)              экономические и финансовые изменения. Туризм чувствителен к тому, на какой фазе (подъем или спад) находится экономика. Кризис 1997-1998 гг. сказался на развитии туризма во многих странах;

3) состояние транспортной инфраструктуры и средств информационного обеспечения. Использование более совершенных видов транспорта, средств информационного обеспечения, а также оформление туров через компьютер упростят организацию поездок и доставку туристов к месту туристского назначения.

Мотивы туризма зависят от многих факторов. К ним относятся: специфическая особенность различных групп людей, уровень туристской индустрии принимающей страны (региона), реклама нового туристского продукта, отзывы о ранее реализованном туристском продукте и др.

Все факторы, вызывающие потребность в туризме, можно разделить на 4 группы; культурно-познавательная, региональная, экономическая, психологическая. Каждая из этих групп может включать в себя различные подгруппы виды мотивов.

Познавательная группа – интерес человека к историческим, культурным, хозяйственным, природно-климатическим факторам.

К историческим достопримечательностям относится всё культурное наследие страны, её исторические и археологические памятники. Особый интерес вызывают также обычаи, одежда, кухня и другие проявления народного творчества.

Хозяйственные факторы включают в себя своеобразие форм ведения хозяйства.

Природно-климатические факторы туризма являются очень привлекательными для туристов. К ним относятся рельеф, флора и фауна местности, которые играют существенную роль в создании определённых видов туризма, особенно зимнего спортивного, морского, горного и т. д. Природно-климатические элементы в мотивации туризма относятся к психологическим и биологическим потребностям населения городов.

Информация о работе Психологические подходы к обслуживанию потребителей услуг предприятий индустрии гостеприимства