Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:45, курсовая работа
Целью написания данной работы является рассмотрение особенностей развития индустрии гостеприимства, изучение мотивации туристского путешествия, ее влияния на выбор туристского продукта, анализ потребителей услуг индустрии гостеприимства. В соответствии с поставленной целью в настоящей работе решаются следующие задачи:
проведена систематизация туристских мотиваций, рассмотрены особенности мотивации в туризме, изучены факторы, влияющие на мотивацию;
изучена типология потребителей услуг индустрии гостеприимства, проведен анализ статистических данных о потребителях услуг индустрии гостеприимства, проведена сегментация потребителей гостиничных услуг;
рассмотрены психологические подходы к обслуживанию потребителей услуг предприятий индустрии гостеприимства.
Введение
1. Систематизация туристских мотиваций
2.1. Мотивация выбора туристического продукта
1.2 Особенности мотивации в туризме
1.3 Факторы, влияющие на мотивацию
2. Типология потребителей услуг индустрии гостеприимства
2.1 Основные группы туристов
2.2 Анализ статистических данных о потребителях услуг индустрии гостеприимства
2.3 Сегментация потребителей гостиничных услуг
3. Психологические подходы к обслуживанию потребителей услуг предприятий индустрии гостеприимства
Заключение
Список использованных источников
7. Развлечение и потребность в общении с людьми.
8. Удовлетворение любопытства и повышение культурного уровня. Этот туристский мотив реализуется во всех вышеперечисленных турах, но наиболее характерен для познавательных туров (например, туры по известным городам, столицам, историческим и культурным центрам).
Также цели путешествия позволяют классифицировать мотивационные методы следующим образом:
1. Отдых:
- снять стресс, накопленный за определённый период времени;
- сменить обстановку и природно-климатические условия;
- побыть в окружении других людей;
- познакомиться с другой культурой, образом жизни других людей, их бытом;
- сравнить чужой образ жизни со своим в целях самоутверждения правильности его организации или заимствования новшеств;
- побыть в новой для себя роли - получить на определенный период времени высокий уровень обслуживания и ухода;
- ощутить волнующие переживания, чтобы потом рассказать об этом друзьям и знакомым;
- принять участие в азартных играх;
- расслабиться вне дома; потратить деньги, которые независимо от уровня дохода турист всегда копит на отдых.
2. Познание:
- увидеть достопримечательности и явления природы, красивые виды и пейзажи, национальные парки и другое; познакомиться с достопримечательностями региона, достижениями культуры, науки и техники (музей, галереи, культовые сооружения, архитектурные ансамбли и т. п.);
- посетить экологически чистые или, наоборот, очень загрязнённые объекты;
- увидеть экзотический животный и растительный мир;
- посетить исторические места и сооружения;
- сделать фотографии, снять видеофильм.
3. Развлечения:
- посетить аттракционы, тематические и аквапарки;
- посетить известные театры, цирки, казино, кабаре, стриптиз-шоу;
- посетить карнавалы, фестивали, национальные праздники;
- посетить в качестве зрителей или болельщиков крупные спортивные состязания, игры.
4. Лечение. Любой отдых может иметь оздоровительные цели, в зависимости от доли лечебной составляющей целевой функции выделяют три вида мотивационных исходов:
- оздоровительный - общая цель всех туров (климат, отдых, полезные для здоровья моральные и физические воздействия);
- лечение в качестве сопутствующей программы, т. е. не как основная цель;
- лечение по предписанию врача как основная цель туристского путешествия (посещение курорта, водолечебницы, специализированного санатория, клиника и прочее).
5. Паломничество:
- празднование культовых обрядов;
- самосовершенствование и утверждение духовного состояния;
- достижение внутренних конфессиональных целей;
- получение заряда духовной энергии [29, с.62].
Соотношение главной и вторичных целей отдыха, которые определяют выбор туриста, позволяет классифицировать мотивационные исходы следующим образом:
1. Единый, чётко преобладающий и обоснованный мотивационный исход оказывается решающим при выборе места туристского назначения, например, горнолыжного курорта, элитного и дорогостоящего вида отдыха и развлечения. Подготовленный турист окажет предпочтение горнолыжному маршруту на известном курорте с хорошо оснащённой лыжной станцией и по возможности будет максимально использовать предлагаемые туристские ресурсы для реализации своей главной цели - катания на лыжах. Все остальные цели - вторичные, и не имеют решающего значения при выборе.
Группу мотивации при выборе этой поездки составят следующие мотивы:
- спортивный интерес (катание на лыжах, участие в спортивных соревнованиях и т. д.);
- развлекательный интерес (интересные знакомства, встречи, общение, лыжные развлекательные супер-шоу и т. п.);
- оздоровительный интерес (свежий воздух, хорошие условия проживания, питания, интенсивные нагрузки, весенний загар).
Положительный комплекс туристских впечатлений способен оказывать влияние на выбор туристом данного места отдыха в течение многих лет.
2. Один превалирующий мотивационный исход и несколько вторичных, или ожидаемых, исходов, решение о выборе которых может быть принято при соответствующем стечении обстоятельств во время поездки. Например, во Францию, где набор экскурсий и развлечений часто отдаётся на выбор туристам: одни смогут выбрать Евро-Диснейленд, другие - Лувр и т. п.
Группу мотивации при выборе этой поездки составят следующие мотивы:
- познавательный (посещение страны, достопримечательности которой - Эйфелева башня, Сена и пр.);
- престижно-имиджевый (популярные направления);
- культурно-развлекательный – посещение Лувра, других музеев, спектаклей Лидо и т. д.
Несмотря на то, что мотивы поездки чётко ограничиваются группой близких познавательных целей, возможны различные направления тура. На принятие решения о познавательной поездке в ту или иную страну могут повлиять различные обстоятельства, однако два раза в одно и то же место с чётко выраженными познавательными целями турист, как правило, не поедет.
3. Главный мотивационный исход и несколько чётко выделенных сопутствующих исходов, например, при выборе пляжного отдыха. Выбор географического направления (конкретного курорта) и уровня отдыха в значительной степени зависит от компании, наличия денежных средств и опыта предыдущих поездок. Для отдыха на пляже достаточно двух-трёх дней, далее его хорошо дополнить развлечениями, экскурсиями, другой активной деятельностью.
Группу мотивации составляют следующие мотивы:
- пляжно-оздоровительный (море, морской воздух и т. д.);
- пляжно-активный и спортивный (море располагает не только к пассивному отдыху, но и к активным развлечениям);
- покупательный (отдых на море способствует проявлению интереса к трате накопленных средств);
-развлекательный (по мере пресыщения процессом загара у туриста появляется интерес к различным видам развлечений) [19, с. 102].
Изучение мотивационных исходов выявляется на примере среднестатистического туриста.
При мотивации, нацеленной на выбор турпродукта, необходимо учитывать интересы туриста, демографические и социально-экономические факторы.
Также существует ряд факторов, оказывающих влияние на туристские мотивы, которые необходимо учитывать при изучении спроса на туристский продукт и при формировании программ обслуживания.
Здоровье. Физическая подготовка, иммунитет, спортивные навыки в значительной мере определяют выбор путешествия. Человек никогда не стоявший на лыжах, не выберет отдых по программе «Ski-extreme», как и человек, страдающий морской болезнью, - морской круиз или яхтинг. Боязнь высоты не позволит совершить восхождение на горную вершину. Человек, страдающий каким-либо недугом, постарается выбрать путешествие, дающее возможность лечения, оздоровления, принятия процедур. Значительная часть курортов предлагает такие услуги, что существенным образом может повлиять на принятие решения о путешествии и покупке туристского продукта [20, с. 29].
Численность туристской группы. Принято выделять следующие группы туристов:
- индивидуальный тур или малая группа (до 10 человек). Для туриста этой группы предлагается наибольшая степень учета его потребностей, высокая степень самостоятельности, малая коммуникабельность и приспосабливаемость к интересам группы;
группа более 30 человек. Слабоуправляема, с существенными отличиями в требованиях к организации отдыха. Требуются более разнообразные возможности выбора туристских услуг по их содержанию и уровню цен.
Участие в групповом туре характеризуется следующими мотивационными исходами:
1) подавление индивидуальных требований в целях приспособления к общим интересам;
2) подавление негативных моментов (незнание языка, географии, культуры и обычаев посещаемой страны, страх потеряться и т. д.) при посещении незнакомого места;
3) возможность обрести новых знакомых и друзей;
4) наличие компаньона во время путешествия.
8. Удалённость и доступность места туристского назначения. Решение относительно путешествия концентрируется вокруг выбора места туристского назначения. Выбор определяется оценкой возможных способов развлечения, удовлетворения туристских потребностей. Географическое направление может привлекать:
- месторасположением (природные или искусственные факторы, культурные элементы и пр.),
- событием (фестиваль, спортивные игры и другое),
- возможностями для определённой деятельности (например, для занятий спортом),
- состоянием материальной базы, транспортной инфраструктуры и т. п.
Сезонность. Туристские ресурсы силу их географического положения и климатических особенностей обладают сезонной привлекательностью. Никто не поедет в Индию в период муссонных дождей.
В туризме годовой цикл принято делить на сезоны, способствующие или, наоборот, препятствующие отдыху в конкретной местности в определённый период времени.
Выделяют сезоны:
«высокий» период, наиболее благоприятный для отдыха в конкретной местности в определённое время;
«средний» - период, когда отдых возможен, но при менее комфортных условиях;
«низкий» - относительно неблагоприятный период для отдыха в конкретном месте в определённое время [19, с. 56].
Турист предпочитает посещать курорт именно в «высокий» сезон, и в мире всегда можно найти место с наиболее благоприятными условиями для отдыха в определённое время.
Пассивный и активный отдых. Мотивация выбора привлекательного для туриста вида отдыха зависит от его возраста, характера, образа жизни, устойчивых принципов, влияния общества и других факторов, но, главное, от здоровья. На склонность туриста к пассивному отдыху также может влиять сезонность.
При выборе сегмента потребительского рынка следует чётко разграничивать виды отдыха, для каждого из них находить своего потребителя, более точно и полно учитывать его потребности и уровень развлечения.
Для участия в туре высокой категории сложности следует вводить ограничения по возрасту и медицинским показателям, согласовывая их предварительно с врачом и требуя от туриста рекомендацию или разрешение на участие в туре.
Интересы различных туристских групп позволяют выделять мотивы, элементы которых определяют выбор туриста.
Также туристская активность зависит от ряда факторов, не связанных непосредственно с туризмом, но влияющих на объем и форму спроса на туристский продукт. ВТО выделяет внешние факторы, которые дают направление развитию туризма и формируют направленность туристских потоков, а именно:
1) демографические и социальные изменения. Проявляются в том, что все большее число людей предпочитают выделять время и деньги на путешествие. К основным демографическим и социальным изменениям относится: старение населения, тенденция к поздним бракам, возрастание доли одиноких людей, повышение семейного дохода, быстрый рост числа бездетных семейных пар по сравнению с ростом народонаселения, повышение семейного дохода, возрастание осознания возможностей туризма и другие;
2) экономические и финансовые изменения. Туризм чувствителен к тому, на какой фазе (подъем или спад) находится экономика. Кризис 1997-1998 гг. сказался на развитии туризма во многих странах;
3) состояние транспортной инфраструктуры и средств информационного обеспечения. Использование более совершенных видов транспорта, средств информационного обеспечения, а также оформление туров через компьютер упростят организацию поездок и доставку туристов к месту туристского назначения.
Мотивы туризма зависят от многих факторов. К ним относятся: специфическая особенность различных групп людей, уровень туристской индустрии принимающей страны (региона), реклама нового туристского продукта, отзывы о ранее реализованном туристском продукте и др.
Все факторы, вызывающие потребность в туризме, можно разделить на 4 группы; культурно-познавательная, региональная, экономическая, психологическая. Каждая из этих групп может включать в себя различные подгруппы виды мотивов.
Познавательная группа – интерес человека к историческим, культурным, хозяйственным, природно-климатическим факторам.
К историческим достопримечательностям относится всё культурное наследие страны, её исторические и археологические памятники. Особый интерес вызывают также обычаи, одежда, кухня и другие проявления народного творчества.
Хозяйственные факторы включают в себя своеобразие форм ведения хозяйства.
Природно-климатические факторы туризма являются очень привлекательными для туристов. К ним относятся рельеф, флора и фауна местности, которые играют существенную роль в создании определённых видов туризма, особенно зимнего спортивного, морского, горного и т. д. Природно-климатические элементы в мотивации туризма относятся к психологическим и биологическим потребностям населения городов.