Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 17:32, контрольная работа
Развитие туризма на сельских территориях является социально значимым видом предпринимательской деятельности, который способствует устойчивому развитию сельских территорий: увеличению доходов местного населения, созданию рабочих мест, поддержке традиций, народных промыслов и ремесел, сохранению экологии. В свою очередь туристы на сельских территориях, получая продукт с оптимальным сочетанием «цена-качество», имеют уникальную возможность снятия стресса мегаполиса и психофизиологического восстановления. Обеспечение продовольственной безопасности
и роста объемов сельскохозяйственного производства в современных условиях требует комплексного развития сельских территорий, что обусловливает, в свою очередь, диверсификацию.
Вместе с тем в европейских странах важным фактором развития агротуризма является то, что жилищный фонд в сельских регионах в целом имеет высокий уровень комфортности, господствующая в Европе концепция агротуризма ориентирована на развитие малого семейного гостиничного хозяйства в сельских провинциях. В последнее время при разработке национальных концепций развития туризма в ряде европейских стран специально отмечается высокая роль территориального самоуправления, местных сообществ в развитии различных направлений эко- и агротуризма.
В последнее время данный вид туризма становится популярным в Украине, Белоруссии, странах Балтии и России. В России агротуризм наиболее активно развивается в таких регионах, как Карелия, Алтай, Краснодарский край, Ленинградская, Калининградская и Псковская области. Однако большие возможности развития сельского туризма имеют место и в других регионах. В частности, в Калужской области, по данным экспертов, до 40% валового регионального продукта можно формировать за счет культурно-познавательного туризма. В регионе принята целевая программа «Развитие туризма в Калужской области на 2006–2010 годы» с соответствующим ресурсным обеспечением. В программу, в частности, вошел разработанный проект развития комплекса «Традиционная калужская деревня» на базе деревни Светлицы Бабынинского района. Этот проект позволяет воссоздать обычаи и обряды прошедших веков, проводить традиционные праздники [5].
Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами разработало концепцию развития «сельского туризма». В рамках Государственной программы развития сельского хозяйства осуществляется пилотный проект по развитию туризма в сельской местности. Для этого выбран Алтайский край, в котором уже существует несколько агроусадеб и гостевых домов. Принимать гостей на личных подворьях сельские жители начали уже давно, но как организованный бизнес агротуризм в крае только набирает обороты. С целью оказания помощи начинающим предпринимателям в виде субсидирования затрат, участия в профильных выставках, проведения обучающих семинаров и решения других проблем в крае разработана, утверждена губернатором А.Б. Карлиным и реализуется ведомственная целевая программа «Развитие сельского туризма на 2009–2012 гг.». Предполагаемый объем финансирования программы на 2009–2012 гг.
составляет более 200 млн рублей, при этом средства из краевого бюджета должны составить чуть больше 10% – 24 млн рублей, внебюджетных средств
предполагается привлечь около 182
млн рублей [6]. В рамках региональной
поддержки (из регионального бюджета)
сельского туризма планируется
не только рефинансирование ставки кредита,
предусмотренной в
что ее реализация будет способствовать социально-экономическому развитию сельских поселений районов края. Это обеспечит увеличение занятости сельского населения на 1 тыс. человек. За счет увеличения количества мест проживания до 1050 и туристов до 10 тыс. человек возрастет реализация сельскохозяйственной продукции на 10 млн рублей. Государственная поддержка позволит малым формам хозяйствования, занятым в сфере туризма, за время реализации программы привлечь кредитные ресурсы на сумму 234750 тыс. рублей, что даст возможность облагородить дома и усадьбы, развить инженерную и социальную инфраструктуру своих сел. 24 млн. рублей – общий объем финансирования из краевого бюджета программы «Развитие сельского туризма в Алтайском крае на 2009–2012 гг.», из них 18 млн. рублей пойдет на развитие материально-технической базы. Участники программы развития сельского туризма имеют право на субсидирование части затрат на строительство, реконструкцию и ремонт гостевых домиков, в том числе на работы, связанные с подключением к коммуникациям общей стоимостью до 1 млн рублей на один объект, а также на участие в профильных выставках и выполнение договоров, заключенных с туристическими фирмами и агентствами. Рассчитывать на субсидию могут граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, крестьянские (фермерские) хозяйства и сельхозкооперативы, оказывающие услуги сельского туризма и участвующие в муниципальной программе. Чтобы получить субсидию, необходимо обратиться в администрацию своего района [6]. В соответствии с программой начата подготовка квалифицированных кадров на базе кафедры «Сервиса и туризма» Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова, в планах и создание Центра сельского туризма Алтайского края. Авторами настоящей статьи с участием ученых Алтайского государственного аграрного университета разработана концепция организации регионального кластера агротуризма. Проводятся семинары, повышение квалификации предпринимателей, консультационные услуги, осуществляется реальная помощь в разработке бизнес-планов и проектов агротуристического бизнеса на базе Инновационного центра Алтайского госагроуниверситета.В части кадрового обеспечения развития агро-туризма – оказание методической помощи по организации сельского туризма: органам местного самоуправления муниципальных районов; хозяевам личных подворий по приему и размещению туристов (проведение обучающих семинаров об особенностях сельского туризма с привлечением представителей туристических фирм, агентств, центра сертификации и стандартизации). В рамках оценки реализации программы планируется проводить мониторинг мероприятий по поддержке личных подсобных хозяйств населения, крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных.
Проблемы и перспективы
маршрутов с указанием цен и контактов [6]. С целью изучения востребованности сельского туризма городскими жителями и проблем организации «зеленых домов» в сельской местности нами проведены анкетные опросы в различных возрастных группах от 20–25 лет до 60 лет и старше, причем респонденты группы 20–25 лет составили 27% от численности опрошенных, представители остальных групп распределились примерно поровну – 9–12 человек. Городские жители (37,8% из 74 респондентов), исходя из возможностей, предпочли бы провести отпуск этим летом в сельской глубинке, причем 51,4% опрошенных любят отдыхать всей семьей, с детьми, и лишь 21,6% предпочитают отдых в уединении. Другими словами, при организации агротуризма следует учитывать и такие потребности. Почти половина (47,3%) респондентов выбирают активный отдых на природе, 20,3% – отдых в сельском гостевом доме. По временному предпочтению 66,2% опрошенных предпочитают провести отпуск в дерене в летние месяцы, 37,8% хотели бы провести в деревне выходные дни (2–3 дня), в том числе в зимние месяцы, праздники, новогодние каникулы.
В ответах на вопрос: «Какие бытовые условия в гостевом деревенском доме для Вас желательны?» – ответы распределились следующим образом:
– в благоустроенной сельской гостинице – 16,2%;
– в отдельных, стилизованных под традиционное жилище с обслуживанием и полноценным питанием – 29,7%;
– в сельском доме без городского благоустройства,с баней – 37,8%;
– недалеко от реки – 39,2%;
– недалеко от леса – 32,4%;
– на берегу озера – 29,7%.
На вопрос: «Вы предпочитаете спокойный отдых по интересам в сельской семье?» – последовали ответы: летом: с рыбалкой – 32,4%; общение с домашними животными – 16,2%; с походами в лес за ягодами грибами, травами и др. – 45,9%; с охотой – 2,7%; с прогулками на велосипедах – 17,6%; с плаванием, загоранием на реке, озере – 60,8%; с пешеходными прогулками и посещением достопримечательностей – 25,7%; с катанием на лошадях – 16,2%; с занятиями спортом на сельском стадионе – 1,3%; зимой: лыжные прогулки – 44,5%; катание на коньках – 21,6%; с ледяных горок – 12,2%; на санях – 10,8%; бани, сауны, фитотерапия – 54,05%. На вопрос: «На отдыхе в сельском гостевом доме для Вас желательны культурно-развлекательные про-граммы?» – даны следующие ответы:
– отдых по интересам – 44,6%;
– возможность потрудиться на земельном участке – 13,5%;
– самостоятельная организация отдыха по настроению – 40,5%;
– знакомство с сельскими промыслами и ремеслами – 25,7%;
– возможность приобретения изделий народных промыслов и ремесел – 16,2%;
– приобретение сельских продуктов питания для вывоза в город – 22,9%.
На вопрос о ценовых параметрах, которые могли бы себе позволить городские жители на отдыхе в селе (оплата за проживание в зависимости от благоустройства жилья), 50% респондентов ответили – 200–300 руб. в сутки, 12,2% – более 500 руб., 1,3% – 800 руб. За проживание с 3-разовым питанием сельской едой могут позволить себе заплатить 300–400 руб. в сутки 36,5% респондентов, от 500 до 800 руб. – 37% опрошенных. Вместе с тем оплатить «все включено» (проживание, питание, развлечения) в сумме от 800 до 1500 руб. в сутки могут 54% респондентов. Результаты опроса сельских жителей (89 чел.) в возрасте от 20 до 40 лет и старше, из которых 76% имеют среднее и 21,3% высшее образование, показали, что 67% из них имеют желание заниматься организацией малого бизнеса, включая мультисервис, народные промыслы, агротуризм. На вопрос: «Ваши проблемы по организации малого бизнеса?» – сельские жители ответили неоднозначно: нет знаний – 32,6%; неуверенность в успехе – 22,5%; не определились в направлении – 14,6%; отсутствие денег для обустройства помещения (агротуризм, другие виды
бизнеса) – 35,9%. Руководитель Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько в интервью прессе отмечает глобальные проблемы для развития агротуризма на Алтае: «Алтай, конечно, – туристическая дестинация мирового уровня: по своим ресурсам, по местоположению. И развивать ее нужно. Весь вопрос – в визах, в логистике. Наличие гостиниц – вопрос вто-
рой. Главное, чтобы было, на чем долететь, и не было административных барьеров» [8]. Председатель Ассоциации развития агротуризма Тарас Астахов на научной конференции «Сельский туризм как современный фактор реализации общественной дипломатии», проходившей в рамках тури-
стической выставки MITF-2009 в Москве, сообщил, что ассоциация разработала классификацию мест размещения и единые правила формирования туров по агротуризму. «Сейчас то, что переживает наше село
в России, это то же, что
было на Западе лет 20–25 назад. Именно агротуризм
помог тогда сельским жителям
и в целом экономике европейски
отсутствие программы господдержки агротуризма, единой информационной базы и площадки для обмена опытом, отсутствие дорожной сети с твердым покрытием, социальной достаточной инфраструктуры, в том числе медицинского обслуживания, охраны и других в сельской глубинке. Решение этих вопросов невозможно без государственных программ и государственной
финансовой поддержки. Подтверждением возможности и эффективности развития агротуризма как семейного бизнеса на Алтае является опыт организации «зеленых» усадеб и домов Александра Васильевича Кокорина с 2005 г. в селе Красный Перекоп Смоленского района и Ларисы Пастуховой, владелицы постоялого двора в Сентелеке. В усадьбе А.В. Кокорина за счет собственных средств, кредитов и полученного гранта администрации в сумме 740 тыс. рублей рядом с собственным домом возведено еще четыре небольших уютных гостевых домика для семейного отдыха, поставили самую настоящую монгольскую юрту и – на радость детворе – избушку на курьих ножках. Значительно расширили хозяйство: овцы, козы, лошади и прочая живность, огромный огород – все на радость и на питание туристам, создали условия для туристов-водников. В результате люди стали приезжать не тренироваться и соревноваться, а просто для того, чтобы пожить в селе. И не только летом, на выходные дни или в отпускную пору, но и зимой.
Недаром на Руси издревле деревянные дома считались самыми полезными. Вот и А.В. Кокорин строит их из бруса и круглого леса, обкладывая диким
камнем. А в домиках – все удобства. Здесь принципиально не применяют никаких химических средств, позиционируя свой бизнес как «отдых в естественной природной среде». Зимой люди едут сюда, чтобы покататься по зимним предгорьям на запряженных в сани лошадях или на лыжах, на санках со снежных гор либо на ослике. Главное, что отдых – совместный, семейный, с детьми и внуками.В Красный Перекоп люди едут за тишиной летом и зимой, для того, чтобы отдохнуть от городской суеты [9]. Предприниматель Лариса Пастухова, владелица постоялого двора в Сентелеке, отмечает, что сельский туризм – уникальная возможность проявить себя. Здесь можно не только заработать, но и реализовать свой творческий потенциал: продумать интерьер домика, облагородить двор. Общаясь с новыми интересными людьми, развиваешься сам. Это особенно важно для деревенских детей, так как ограничение культурного досуга – большая проблема на селе. Своим примером мы хотим показать, что на первом этапе не требуется больших вложений, нужны просто труд и желание [10; 11]. В целом развитие агротуризма как сектора российской туриндустрии потребует партнерства власти, бизнеса и местных сообществ – широкого круга заинтересованных неправительственных организаций всех уровней. Существенную роль в координации этого процесса могут сыграть институты межмуниципальной кооперации и объединения субъектов агротуризма, территориальные кластеры агротуризма.
Информация о работе Проблемы развития туристического бизнеса на сельских территориях