Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 03:42, курсовая работа
По прогнозам Всемирной туристической организации Россия через 10 лет может войти в десятку самых посещаемых стран мира. Для реализации этого прогноза государство должно во-первых, вкладывать средства в продвижение туристического продукта, на его создание, в развитие инфраструктуры отечественного туризма, определять наиболее перспективные направления его развития, совершенствовать законодательство о туризме, во-вторых создавать экономические и юридические условия для развития сферы туристических услуг предпринимателями для привлечения инвестиций.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………....1
ГЛАВА 1.Правовое регулирование туристического обслуживания ……………......3
1.1 Источники правового регулирования отношений по оказанию туристических услуг………………………………………………………………………………………3
1.2 Понятие и признаки туристической услуги……………………………………......7
1.3 Особенности заключения договора по оказанию туристической услуги……....11
ГЛАВА 2. Права и обязанности производителей и потребителей при оказании туристических услуг…………………………………………………………………..18
2.1 Различия между понятиями « туроператор » и « турагент»…………………...18
2.2 Права и обязанности туристической фирмы…………………………………..... 23
2.3 Права и обязанности туриста. Особенности защиты прав потребителей при оказании туристического обслуживания…………………………………………… 27
ГЛАВА 3. Защита прав потребителей в зарубежных странах…………………… 35
3.1 Американский опыт…………………………………………………………….... 35
3.2 Защита прав потребителей в Европе…………………………………………..... 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….. 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………......40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ…….... 41
Турагент - это хозяйствующий субъект или индивидуальный предприниматель, который приобретает туры по туристским маршрутам, разработанным туроператором, выпускает по ним путевки и реализует эти путевки туристам. Турагенты, как правило, не владеют средствами обслуживания и выступают в роли посредников между предприятием туристического обслуживания и покупателем туристической путевки. В разных странах действуют различные виды турагентов. Например, в Японии их три:
Схематично представить отношения, возникающие между туристом, турагентом, туроператором можно так:
Таким
образом, турагент выступает просто
как посредник между
С
1 января 2007 года отменяется лицензирование
туроператорской и турагентской
деятельности. Отмена лицензирования
предусмотрена Федеральным
В
связи с отменой лицензирования
предлагается в целях ограничения
правоспособности юридического лица,
осуществляющего
Причем существенным условием внесения в реестр, служит предоставление финансовой гарантии на достаточную сумму. Согласно предложенным изменениям вводится понятие финансовой гарантии и определяются способы обеспечения в виде банковской гарантии или страхования гражданской ответственности туроператора на сумму от 1 млн до 10 млн руб. в зависимости от направлений туристической деятельности. 15
Участниками отношений в области туризма могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские юридические лица и индивидуальные предприниматели, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Потребителем в договоре оказания туристического обслуживания, является не только гражданин, заказывающий, приобретающий или использующий товары, услуги исключительно для личных бытовых нужд, но и гражданин, который имеет намерение заказать или приобрести товары, услуги. Многие компании приобретают для своих сотрудников путевки, оплачивая их со своего расчетного счета. В таких случаях необходимо помнить, что в силу специального ограничения законодательства потребителем признается только гражданин. В этом случае данный договор будет являться договором в пользу третьего лица.
В силу ст. 430 ГК РФ договором в пользу третьего лица признается договор, в котором стороны установили, что должник (туристическая фирма) обязан произвести исполнение не кредитору (фирма, оплатившая поездку туриста), а указанному или не указанному в договоре третьему лицу (туристу), имеющему право требовать от должника исполнения обязательства в свою пользу. Таким образом, туроператор или турагент может договориться с принимающей стороной или перевозчиком, чтобы исполнение условий тура производилось не туроператору (турагенту), а непосредственно его клиенту. При этом турист вправе требовать от принимающей стороны (перевозчика) надлежащего исполнения в свою пользу.
Если договор заключен между двумя юридическими лицами и возник конфликт, то либо защищать права туристов придется в арбитражном суде, либо придется оформить с каждым туристом договор об уступке права требования по туристскому договору для того, чтобы туристы могли самостоятельно обратиться в суд.
Иностранные
государства, юридические лица и
индивидуальные предприниматели являются
участниками отношений в
В Российской Федерации предпринимательскую деятельность в области туризма могут осуществлять иностранные физические и юридические лица. Согласно ст. 2 ГК РФ, иностранные юридические лица уравниваются в отношении их прав и обязанностей с отечественными юридическими лицами. Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральными законами. Этим же законом определяются вопросы создания и прекращения юридического лица, реорганизация юридического лица, включая правопреемство, содержания его правоспособности, способности отвечать по своим обязательствам. Однако согласно п. 3 ст. 1202 ГК РФ юридическое лицо не может ссылаться на ограничение полномочий его органа.16
2.2 Права и обязанности туристической фирмы.
В действующей редакции Закона О туристской деятельности права и обязанности туристической фирмы прямо не установлены, однако в законе Свердловской области от 31 декабря 1999 г. N 51-ОЗ «О туризме и туристической деятельности в Свердловской области» (с изменениями от 17 апреля 2001 г., 10 декабря 2005 г., 12 июля 2007 г.), установлены права и обязанности туристической фирмы.
В частности, установлено, что при осуществлении деятельности в сфере въездного туризма туроператор и турагент обязаны:
Установление этих прав на федеральном уровне является одним из приоритетных направлений законодательства, так как установление предупредило бы злоупотребление правом туристическими фирмами.
Нередко
в договорах туристическая
В разработанных туристическая фирмами типовых формах договоров на туристическое обслуживание бывают положения об ответственности сторон. Например, в бланке договора одной из туристических фирм содержалось условие, в соответствии с которым заказчик несет ответственность перед фирмой в пяти случаях, случаи ответственности туристической фирмы не были предусмотрены договором. В то же время предусматривалось, что туристская фирма не несет ответственности в шести случаях. В путевке также упоминалось о шести случаях, когда туристическая фирма не несет ответственности перед туристом.
Некоторые договоры устанавливают, что исполнитель не несет ответственности даже в случаях, когда заказчик обладает полным правом на возмещение убытков (например, если тур не состоялся по вине исполнителя).
Данное положение противоречит п. 2 ст. 400 ГК РФ, в соответствии с которым соглашение об ограничении размера ответственности должника по договору, в котором кредитором является гражданин, выступающий в качестве потребителя, ничтожно, если размер ответственности за данное нарушение определен законом и если соглашение заключено до наступления обстоятельств, влекущих ответственность.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона о защите прав потребителей, если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, то они подлежат возмещению исполнителем в полном объеме. Под убытками по смыслу ст. 15 ГК РФ понимаются не только прямые потери, но и упущенная выгода и другие потери.
Часто незаконно порой трактуются в договорах так называемые форс-мажорные обстоятельства. Фактически вопреки п. 3 ст. 401 ГК РФ фирмы относят к таковым отмену, изменение или несоблюдение расписания движения самолетов и других видов транспорта. Встречаются случаи, когда туристическая фирмы, действующие на российском рынке, особенно с иностранным капиталом, включают оговорку о рассмотрении спора по месту и законам страны пребывания туриста.18
С принятием ФЗ «О техническом регулировании» в России серьезно изменилась система формирования обязательных требований к безопасности товаров и услуг. Но все же до 2009 г. требования к безопасности услуг, содержащиеся в стандарте, носят обязательный характер.
При оказании туристических услуг должен быть обеспечен приемлемый уровень риска для жизни и здоровья туристов, как в обычных условиях, так и в чрезвычайных ситуациях. Существует классификация факторов риска в туризме: различного рода травмы, воздействие окружающей природной среды, пожары, повышенная запыленность и загазованность и т.д.
Например, когда приобретается поездка в горы. В этом случае риск получения случайных травм очень велик не только в связи с неосторожным поведением туристов, но и в связи с различными природными явлениями в данной местности (сели, лавины, камнепады, атмосферное электричество, молнии и т.п.). Туристическая фирма обязана информировать туристов о факторах риска и мерах по предупреждению травм. Туристы должны быть информированы о том, как избежать возможных травм и какие экстренные меры следует предпринять в случае получения травмы. Лучше всего, если такая информация будет отдельно записана и турист при заключении договора получит ее на руки и поставит свою подпись о том, что с ней ознакомлен.19
В судебной практике наиболее сложными являются дела, связанные с тем, когда во время автобусных экскурсий или поездок происходят аварии. В этих случаях туристическая фирмы пытаются переложить свою ответственность либо на фирму-перевозчика, либо на организатора экскурсии, поскольку приходиться возмещать не только стоимость путевки, но и затраты на лечение. Однако законодательство четко определило, что фирма обязана обеспечить туристу безопасность на протяжении всего срока действия туристического договора. Единственное, что в таком случае может освободить фирму от ответственности, если турист самостоятельно приобрел на месте поездку на экскурсию и данная экскурсия не предусмотрена в договоре. Бывает, что в договоре указано, что возможна какая-либо экскурсия, но оплата производится на месте. За возникшие во время такой экскурсии неприятности также отвечает туристическая фирма.
Необходимо остановиться на таких факторах в туризме, связанных с безопасностью, как воздействие окружающей среды и биологические факторы риска. Воздействие окружающей среды обусловлено повышенными или пониженными температурами окружающей среды, влажностью и подвижностью воздуха в зоне обслуживания туристов, резкими перепадами давления. Туристическая фирма должна информировать туриста о реальных условиях маршрута, в том числе и климатических. Зачастую происходит обратное, и фирма пытается использовать специфические климатические условия как доказательство своей невиновности.20