Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 03:42, курсовая работа
По прогнозам Всемирной туристической организации Россия через 10 лет может войти в десятку самых посещаемых стран мира. Для реализации этого прогноза государство должно во-первых, вкладывать средства в продвижение туристического продукта, на его создание, в развитие инфраструктуры отечественного туризма, определять наиболее перспективные направления его развития, совершенствовать законодательство о туризме, во-вторых создавать экономические и юридические условия для развития сферы туристических услуг предпринимателями для привлечения инвестиций.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………....1
ГЛАВА 1.Правовое регулирование туристического обслуживания ……………......3
1.1 Источники правового регулирования отношений по оказанию туристических услуг………………………………………………………………………………………3
1.2 Понятие и признаки туристической услуги……………………………………......7
1.3 Особенности заключения договора по оказанию туристической услуги……....11
ГЛАВА 2. Права и обязанности производителей и потребителей при оказании туристических услуг…………………………………………………………………..18
2.1 Различия между понятиями « туроператор » и « турагент»…………………...18
2.2 Права и обязанности туристической фирмы…………………………………..... 23
2.3 Права и обязанности туриста. Особенности защиты прав потребителей при оказании туристического обслуживания…………………………………………… 27
ГЛАВА 3. Защита прав потребителей в зарубежных странах…………………… 35
3.1 Американский опыт…………………………………………………………….... 35
3.2 Защита прав потребителей в Европе…………………………………………..... 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….. 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………......40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ…….... 41
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1.Правовое регулирование туристического обслуживания ……………......3
1.1 Источники
правового регулирования отношений по
оказанию туристических услуг…………………………………………………………………
1.2 Понятие и признаки туристической услуги……………………………………......7
ГЛАВА 2. Права
и обязанности производителей и потребителей
при оказании туристических услуг…………………………………………………………………
2.1 Различия между понятиями « туроператор » и « турагент»…………………...18
2.2 Права и обязанности туристической фирмы…………………………………..... 23
2.3 Права и обязанности туриста. Особенности защиты прав потребителей при оказании туристического обслуживания…………………………………………… 27
ГЛАВА 3. Защита прав потребителей в зарубежных странах…………………… 35
3.1 Американский
опыт……………………………………………………………...
3.2 Защита прав
потребителей в Европе………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………......40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ
АКТОВ…….... 41
По определению X. Криппендорфа, туристический маркетинг - это систематическое изменение и координация деятельности туристических предприятий, а также частной и государственной политики в области туризма. Цель таких изменений заключается в том. чтобы наиболее полно удовлетворять потребности определенных групп потребителей, учитывая при этом возможности получения соответствующих прибылей.
Туристическая
индустрия является межотраслевым
комплексом по производству товаров
и услуг для туризма. По данным
Всемирной туристической
На сегодняшний день, государство уделяет внимание развитию внутреннего туризма, расширению международного сотрудничества в этой области. Действующее законодательство России регулирует отношения, связанные с обеспечением и защитой прав и интересов туристов. Субъекты туристической деятельности туроператоры и турагенты непосредственно участвуют в процессе реализации гражданином принадлежащих ему неотчуждаемых личных неимущественных прав (ст. 150 ГК РФ): права на свободу передвижения (ст. 27 Конституции РФ), права на отдых (ст. 37, 41 Конституции), права на информацию (п.2 ст. 24 Конституции).
По
прогнозам Всемирной
ГЛАВА 1. Правовое регулирование туристического обслуживания.
1.1 Источники правового регулирования отношений по оказанию туристических услуг.
Многие годы туристическая деятельность, оказание туристических услуг не имели законодательного регулирования. С принятием Гражданского кодекса Российской Федерации возникла стабильность в регулировании этого вида отношений. Имущественные отношения в сфере туризма с принятием второй части Гражданского кодекса РФ были урегулированы главой 39 «Возмездное оказание услуг» (ст.779-783).
Туристическая услуга в России как юридический факт существует давно. С принятием нового гражданского законодательства, множество туристских организаций и индивидуальных предпринимателей, а также сотни иностранных туристических фирм нуждались в специальном государственном акте, который исключил бы стихийное нормотворчество и, наряду с нормами гражданского и предпринимательского права, непосредственно регулировал бы туристическую деятельность.
25 апреля 1994 года был принят Указ Президента РФ N 813 «О дополнительных мерах по развитию туризма в Российской Федерации и об упорядочении использования государственной собственности в сфере туризма». В Указе было сказано: «Признать одной из приоритетных задач государства всемерную поддержку развития туризма в Российской Федерации». Следующим Указом Президента РФ от 22 декабря 1995 года N 1284 «О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации» была одобрена Концепция реорганизации и развития туризма в Российской Федерации. В ней названы такие меры по развитию туризма, как включение туризма в перечень основных направлений структурной перестройки российской экономики, создание нормативно-правовой базы развития туризма, соответствующей мировому опыту и правовой практике.
С учетом названной Концепции была разработана и 26 февраля 1996 года утверждена Постановлением Правительства РФ N 177 Федеральная целевая программа «Развитие туризма в Российской Федерации». Программа положила начало фактическому государственному регулированию туристической деятельности, определила основные направления развития туристической отрасли в стране на ряд лет.
24
ноября 1996 года был принят Федеральный
закон «Об основах
Отношения по оказанию туристических услуг, урегулированы наряду с общими нормами гл. 39 ГК, нормами специального Закона О туристской деятельности, а также нормами Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей» (с изм. и доп. от 25 ноября 2006 г.), далее Закон О защите прав потребителей.
О защите прав потребителя. Относительно применения Закона О защите прав потребителей, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в письме от 31 августа 2007 г., обозначила, что исходя из смысла п. 2 ст. 3 ГК РФ и ст. 2 Закона об основах туристической деятельности следует иметь в виду, что в вопросе выбора норм, подлежащих применению в области правоотношений по оказанию туристических услуг, приоритет по степени юридической значимости имеют, прежде всего, положения ГК РФ и Закона об основах туристической деятельности, которые не могут противоречить нормам ГК РФ. Положения Закона о защите прав потребителей применяются к правоотношениям в сфере туристических услуг в части, не противоречащей нормам ГК РФ и Закона об основах туристической деятельности.3
В Законе О туристской деятельности, понятие «законодательство» используется в широком смысле, т.е. оно включает в себя как федеральные законы, так и иные правовые акты органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Закон о туристической деятельности рассматривает законодательство о туристской деятельности как сферу совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 2 Закона О туристской деятельности, законодательство Российской Федерации о туристской деятельности состоит из данного Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (ст. 2).
К настоящему моменту, субъектами России уже принято более 40 законов, регулирующих сферу туризма. Некоторые из них носят название законов о туризме, другие - о туристской деятельности, в Законодательном собрании города Санкт-Петербурга во втором чтении рассмотрен проект Закона «О поддержке Санкт-Петербургом развития туризма в Санкт-Петербурге». В Свердловской области, действует Закон от 31 декабря 1999 г. N 51-ОЗ «О туризме и туристической деятельности в Свердловской области» (с изменениями от 17 апреля 2001 г., 10 декабря 2005 г., 12 июля 2007 г.),
В настоящее время, Российская Федерация приступила к формированию национального туристского рынка, который в настоящий момент становится частью международного. В связи с этим одной из ключевых задач государственной политики в сфере туризма является разработка современного, всеобъемлющего законодательства, с учетом норм международного права и законодательства стран Европы.
В
соответствии с Соглашением о
сотрудничестве в области туризма,
заключенном в рамках Содружества
независимых государств 23 декабря 1993
г., стороны обязались
Статья 55 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, учреждающего партнерство между Российской Федерацией и Европейскими Сообществами и их государствами - членами (Корфу, 24 июня 1994 года) устанавливает, что важным условием для укрепления экономических связей между Россией и ЕС является сближение законодательства. Россия стремится к постепенному достижению совместимости своего законодательства с законодательством Сообщества. Статья 75 Соглашения устанавливает также, что Стороны расширяют и развивают сотрудничество между ними, которое включает:
Повышению значимости туризма способствуют программы и инициативы Всемирной туристической организации (ВТО), образованной в соответствии с рекомендациями Генеральной Ассамблеи ООН как международная межправительственная организация в области туризма. Российская Федерация является членом ВТО как правопреемник бывшего СССР, состоявшего в ВТО с момента ее образования (1975 г.). При активном участии ВТО, а также других международных организаций и обществ были проведены крупные международные мероприятия в сфере туризма и приняты акты, оказывающие существенное влияние на развитие туризма во всех странах мира. Отметим основные из этих актов: