Правовове регулирование туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 03:42, курсовая работа

Описание работы

По прогнозам Всемирной туристической организации Россия через 10 лет может войти в десятку самых посещаемых стран мира. Для реализации этого прогноза государство должно во-первых, вкладывать средства в продвижение туристического продукта, на его создание, в развитие инфраструктуры отечественного туризма, определять наиболее перспективные направления его развития, совершенствовать законодательство о туризме, во-вторых создавать экономические и юридические условия для развития сферы туристических услуг предпринимателями для привлечения инвестиций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………....1
ГЛАВА 1.Правовое регулирование туристического обслуживания ……………......3
1.1 Источники правового регулирования отношений по оказанию туристических услуг………………………………………………………………………………………3
1.2 Понятие и признаки туристической услуги……………………………………......7
1.3 Особенности заключения договора по оказанию туристической услуги……....11
ГЛАВА 2. Права и обязанности производителей и потребителей при оказании туристических услуг…………………………………………………………………..18
2.1 Различия между понятиями « туроператор » и « турагент»…………………...18
2.2 Права и обязанности туристической фирмы…………………………………..... 23
2.3 Права и обязанности туриста. Особенности защиты прав потребителей при оказании туристического обслуживания…………………………………………… 27
ГЛАВА 3. Защита прав потребителей в зарубежных странах…………………… 35
3.1 Американский опыт…………………………………………………………….... 35
3.2 Защита прав потребителей в Европе…………………………………………..... 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….. 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………......40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ…….... 41

Работа содержит 1 файл

курсовая маркетинг.doc

— 263.50 Кб (Скачать)

                                             Содержание 

    ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………....1

    ГЛАВА 1.Правовое регулирование  туристического обслуживания ……………......3

    1.1 Источники правового регулирования отношений по оказанию туристических услуг………………………………………………………………………………………3

    1.2 Понятие и признаки туристической услуги……………………………………......7 

    1. Особенности заключения договора по оказанию туристической услуги……....11

    ГЛАВА 2. Права и обязанности производителей и потребителей при оказании туристических  услуг…………………………………………………………………..18

    2.1 Различия  между понятиями  « туроператор » и « турагент»…………………...18

    2.2 Права и обязанности туристической фирмы…………………………………..... 23

    2.3 Права и обязанности туриста. Особенности защиты прав потребителей при оказании туристического обслуживания…………………………………………… 27

    ГЛАВА 3.  Защита прав потребителей в зарубежных странах…………………… 35

    3.1 Американский  опыт…………………………………………………………….... 35

    3.2 Защита прав  потребителей в Европе…………………………………………..... 37

          ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….. 39 

          СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………......40

          СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ…….... 41 
 
 
 
 
 
 
 

                                          ВВЕДЕНИЕ

 По определению X. Криппендорфа, туристический маркетинг - это систематическое изменение и координация деятельности туристических предприятий, а также частной и государственной политики в области туризма. Цель таких изменений заключается в том. чтобы наиболее полно удовлетворять потребности определенных групп потребителей, учитывая при этом возможности получения соответствующих прибылей.

Туристическая индустрия является межотраслевым  комплексом по производству товаров  и услуг для туризма. По данным Всемирной туристической организации  и Международного валютного фонда, в мировом экспорте товаров и услуг туризм с 1998 г. занимает первое место (532 млрд. долларов США, или 7,9 процента от 6738 трлн. долларов США), обогнав автомобильную промышленность, производство химических продуктов, продуктов питания. В последние десятилетия средние темпы роста туризма составили семь процентов в год, что намного выше среднегодовых темпов роста мировой экономики в целом. Доля России на мировом туристическом рынке, несмотря на ее высокий туристический потенциал, составляет около одного процента. Количество приезжающих в нашу страну иностранных гостей с деловыми, туристическими и частными целями на сегодняшний день равно 7,4 млн. человек. По оценкам Центрального Банка России и экспертов Всемирной торговой организации в 2002 году зарубежными туристами ввезено в Российскую Федерацию 4,3 миллиардов долларов США, российскими туристами вывезено из страны по различным оценкам от 11 до 12,3 миллиардов долларов США. Вместе с тем, по оценкам ВТО, потенциальные возможности России при условии развития туристической инфраструктуры позволяют принимать до 40 млн. иностранных туристов в год1.

     На  сегодняшний день, государство уделяет  внимание развитию внутреннего туризма, расширению международного сотрудничества в этой области. Действующее законодательство России регулирует отношения, связанные с обеспечением и защитой прав и интересов туристов. Субъекты туристической деятельности туроператоры и турагенты непосредственно участвуют в процессе реализации гражданином принадлежащих ему неотчуждаемых личных неимущественных прав (ст. 150 ГК РФ): права на свободу передвижения (ст. 27 Конституции РФ), права на отдых (ст. 37, 41 Конституции), права на информацию (п.2 ст. 24 Конституции).

     По  прогнозам Всемирной туристической  организации Россия через 10 лет может войти в десятку самых посещаемых стран мира. Для реализации этого прогноза государство должно во-первых, вкладывать средства в продвижение туристического продукта, на его создание, в развитие инфраструктуры отечественного туризма, определять наиболее перспективные направления его развития, совершенствовать законодательство о туризме, во-вторых создавать экономические и юридические условия для развития сферы туристических услуг предпринимателями для привлечения инвестиций.  
 
 

 

     ГЛАВА 1. Правовое регулирование туристического обслуживания.

     1.1 Источники правового регулирования отношений по оказанию туристических услуг.

     Многие  годы туристическая деятельность, оказание туристических услуг не имели  законодательного регулирования. С  принятием Гражданского кодекса Российской Федерации возникла стабильность в регулировании этого вида отношений. Имущественные отношения в сфере туризма с принятием второй части Гражданского кодекса РФ были урегулированы главой 39 «Возмездное оказание услуг» (ст.779-783).

     Туристическая услуга в России как юридический факт существует давно. С принятием нового гражданского законодательства, множество туристских организаций и индивидуальных предпринимателей, а также сотни иностранных туристических фирм нуждались в специальном государственном акте, который исключил бы стихийное нормотворчество и, наряду с нормами гражданского и предпринимательского права, непосредственно регулировал бы туристическую деятельность.

     25 апреля 1994 года был принят Указ  Президента РФ N 813 «О дополнительных мерах по развитию туризма в Российской Федерации и об упорядочении использования государственной собственности в сфере туризма». В Указе было сказано: «Признать одной из приоритетных задач государства всемерную поддержку развития туризма в Российской Федерации». Следующим Указом Президента РФ от 22 декабря 1995 года N 1284 «О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации» была одобрена Концепция реорганизации и развития туризма в Российской Федерации. В ней названы такие меры по развитию туризма, как включение туризма в перечень основных направлений структурной перестройки российской экономики, создание нормативно-правовой базы развития туризма, соответствующей мировому опыту и правовой практике.

     С учетом названной Концепции была разработана и 26 февраля 1996 года утверждена Постановлением Правительства РФ N 177 Федеральная целевая программа «Развитие туризма в Российской Федерации». Программа положила начало фактическому государственному регулированию туристической деятельности, определила основные направления развития туристической отрасли в стране на ряд лет.

     24 ноября 1996 года был принят Федеральный  закон «Об основах туристической  деятельности в Российской Федерации» N 132-ФЗ (далее Закон О туристской  деятельности). Закон провозгласил  туристическую деятельность приоритетной отраслью экономики России; установил принципы государственного регулирования туристической деятельности; определил способы государственного регулирования и ряд правовых институтов в сфере туризма: лицензирование, стандартизация, сертификация, права и обязанности туриста, безопасность туризма и др.; закрепил структуру договора по оказанию туристических услуг; решил ряд важных правовых и организационных вопросов.2

     Отношения по оказанию туристических услуг, урегулированы  наряду с общими нормами гл. 39 ГК, нормами специального Закона О туристской деятельности, а также нормами Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей» (с изм. и доп. от 25 ноября 2006 г.), далее Закон О защите прав потребителей.

     О защите прав потребителя. Относительно применения Закона О защите прав потребителей, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в письме от 31 августа 2007 г., обозначила, что исходя из смысла п. 2 ст. 3 ГК РФ и ст. 2 Закона об основах туристической деятельности следует иметь в виду, что в вопросе выбора норм, подлежащих применению в области правоотношений по оказанию туристических услуг, приоритет по степени юридической значимости имеют, прежде всего, положения ГК РФ и Закона об основах туристической деятельности, которые не могут противоречить нормам ГК РФ. Положения Закона о защите прав потребителей применяются к правоотношениям в сфере туристических услуг в части, не противоречащей нормам ГК РФ и Закона об основах туристической деятельности.3

     В  Законе О туристской деятельности, понятие  «законодательство» используется  в широком смысле, т.е. оно включает в себя как федеральные законы, так и иные правовые акты  органов  государственной власти Российской Федерации и органов  государственной власти субъектов Российской Федерации.

     Закон о  туристической деятельности рассматривает  законодательство о туристской деятельности  как сферу совместного ведения  Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации. В соответствии со ст. 2 Закона О туристской деятельности, законодательство Российской Федерации о туристской деятельности состоит из данного Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (ст. 2).  

     К настоящему  моменту, субъектами России уже принято более 40 законов, регулирующих сферу туризма. Некоторые из них  носят название  законов  о  туризме, другие -  о туристской деятельности,  в Законодательном собрании города  Санкт-Петербурга  во втором чтении   рассмотрен проект Закона «О  поддержке Санкт-Петербургом развития туризма в Санкт-Петербурге». В Свердловской области, действует Закон от 31 декабря 1999 г. N 51-ОЗ «О туризме и туристической деятельности в Свердловской области» (с изменениями от 17 апреля 2001 г., 10 декабря 2005 г., 12 июля 2007 г.),

     В настоящее время, Российская Федерация  приступила  к формированию национального  туристского рынка, который в настоящий момент становится частью международного. В связи с этим одной из ключевых задач государственной политики  в сфере туризма является разработка современного,   всеобъемлющего законодательства,  с учетом  норм международного права и законодательства стран Европы. 

     В соответствии  с Соглашением о  сотрудничестве в области туризма, заключенном  в рамках Содружества  независимых государств 23 декабря 1993 г., стороны обязались способствовать формированию общего туристского пространства,  упрощению пограничных, таможенных и иных формальностей, обеспечению социальной защищенности и личной безопасности туристов в стране пребывания (ст. ст. 2,3,4 Соглашения)

     Статья  55 Соглашения о партнерстве и  сотрудничестве, учреждающего партнерство  между Российской Федерацией и Европейскими Сообществами и их государствами - членами (Корфу, 24 июня 1994 года) устанавливает, что важным условием для укрепления экономических связей между Россией и ЕС является сближение законодательства. Россия стремится к постепенному достижению совместимости своего законодательства с законодательством Сообщества. Статья 75 Соглашения устанавливает также, что Стороны расширяют и развивают сотрудничество между ними, которое включает:

    • упрощение торговли туристическими услугами;
    • взаимодействие официальных туристических органов;
    • увеличение взаимного обмена информацией;
    • передачу "ноу-хау";
    • изучение возможностей реализации совместных проектов.4

     Повышению значимости туризма способствуют программы  и инициативы Всемирной туристической  организации (ВТО), образованной в соответствии с рекомендациями Генеральной Ассамблеи ООН как международная межправительственная организация в области туризма. Российская Федерация является членом ВТО как правопреемник бывшего СССР, состоявшего в ВТО с момента ее образования (1975 г.). При активном участии ВТО, а также других международных организаций и обществ были проведены крупные международные мероприятия в сфере туризма и приняты акты, оказывающие существенное влияние на развитие туризма во всех странах мира. Отметим основные из этих актов:

  1. Манильская декларация по мировому туризму, принятая Всемирной конференцией по туризму (Манила, Филиппины, 1980 г.). В ней определена сущность туризма во всех его аспектах и та роль, которую он призван играть в изменяющемся мире. Конференция провозгласила 27 сентября Всемирным днем туризма.
  2. Документ Акапулько, принятый Всемирным совещанием по туризму (Акапулько, Мексика, 1982 г.), определил: государственные меры которые должны обеспечить социальное, культурное, образовательное, политическое и экономическое руководство сферой туризма.
  3. "Хартия туризма" и ее раздел "Кодекс туризма", одобренные 6-й сессией Генеральной ассамблеи ВТО (София, Болгария, 1985 г.). В этих международных документах отражена взаимосвязь права на отдых и социального прогресса.
  4. Гаагская декларация по туризму, принятая Межпарламентской конференцией по туризму (Гаага, Нидерланды, 1989 г.). Декларация провозгласила десять принципов, являющихся инструментом международного сотрудничества в сфере туризма, средством сближения между народами.
  5. Директива Совета Европейского экономического сообщества «О путешествиях, отпусках и поездках, включающих все» от 13 июля 1990 года N 90/314/ЕЕС (Люксембург) установила: сделать более схожими между собой законодательные акты и административные распоряжения стран - членов Общего рынка, касающиеся путешествий, отпусков.
  6. Декларация Всемирной конференции министров по туризму (Осака, Япония, 1994 г.). В ней показана роль туризма как крупнейшего мирового производителя услуг и основного источника занятости. Установлены задачи дальнейшего совершенствования профессионального образования работников сферы туризма, проведения исследований в этой области.
  7. Документы Международной конференции по безопасности туризма и уменьшению рисков при путешествиях (Эстерсунд, Швеция, 1995 г.), установившей, что вопросы упрощения туристических формальностей должны находиться в неразрывной связи с обеспечением безопасности в туризме и выработкой взаимоприемлемых и согласованных решений.
  8. Монреальская декларация, принятая Генеральной ассамблеей Международного бюро социального туризма (Монреаль, Канада, 1996 г.), определившая, что главной целью социального туризма является обеспечение доступности туристического отдыха для всех, включая семьи, молодежь и пожилых лиц. Декларация установила критерии для определения социального туризма.

Информация о работе Правовове регулирование туризма