Особые экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 12:06, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой в качестве объекта исследования выступают свободные экономические зоны как фактор ускорения экономического роста, активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, углубления интеграционных экономических процессов. Таким образом, цели и задачи курсовой заключаются в изучении теоретично-методологических аспектов создания СЭЗ, рассмотрении некоторых действующих СЭЗ в мире и анализе эффективности функционирования СЭЗ в России, а также оценке перспектив их дальнейшего развития.

Содержание

1.Введение 4
2.Теоретические основы создания и развития свободных экономических зон 6
2.1Понятие и сущность свободных экономических зон 6
2.2Цели и условия создания свободных экономических зон 9
2.3Классификация свободных экономических зон 11
2.4Мировой опыт функционирования свободных экономических зон 13
3.Особенности развития и функционирования свободных экономических зон в РФ 18
3.1История создания и развития свободных экономических зон в России 19
3.2Государственная политика создания и регулирования особых экономических зон в РФ 22
3.3Таможенное и налоговое законодательство в отношении формирования и поддержки особых экономических зон 23
4.Перспективы становления и развития свободных экономических зон в РФ 28
4.1Перспективы создания портовых особых экономических зон 28
4.2Рекомендации по созданию и функционированию СЭЗ в Российской Федерации 29
5.Заключение 32
6.Список использованных источников 34

Работа содержит 1 файл

Курсовая .doc

— 189.00 Кб (Скачать)

    Резидентом  технико-внедренческой особой экономической  зоны признаются индивидуальный предприниматель  или коммерческая организация, за исключением  унитарного предприятия, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашение о ведении технико-внедренческой деятельности в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

    Налогообложение резидентов особой экономической зоны осуществляется в соответствии с  законодательством Российской Федерации  о налогах и сборах.

    Таможенный режим свободной таможенной зоны.

    Свободная таможенная зона - таможенный режим, при  котором иностранные товары размещаются  и используются в пределах территории особой экономической зоны без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную  стоимость, а также без применения к указанным товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин.

    Товары  помещаются резидентами особой экономической  зоны под таможенный режим свободной  таможенной зоны в целях ведения ими промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности.

    Под таможенный режим свободной таможенной зоны помещаются: товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации с территорий иностранных государств; товары, ввозимые на территорию особой экономической зоны с остальной части таможенной территории Российской Федерации; товары, находящиеся на территории особой экономической зоны и приобретаемые у лиц, не являющихся резидентами особой экономической зоны.

    С товарами, помещенными под таможенный режим свободной таможенной зоны, допускается совершение любых операций, если такие операции соответствуют условиям соглашений о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности.

    Правительство Российской Федерации при принятии решения о создании особой экономической зоны вправе установить перечень запрещенных операций, совершаемых с товарами, помещенными под таможенный режим свободной таможенной зоны.

    Территория  особой экономической зоны является зоной таможенного контроля. Таможенный контроль осуществляется таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации. Таможенные органы осуществляют идентификацию товаров, ввозимых на территорию особой экономической зоны, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в сфере таможенного дела. В указанных целях таможенные органы вправе требовать документы, подтверждающие статус товаров для таможенных целей при их ввозе на территорию особой экономической зоны, использовании на этой территории, а также при их вывозе с территории особой экономической зоны.

    Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в сфере таможенного дела, устанавливает требования к обустройству, сооружению и планировке особой экономической зоны, а также условия доступа на территорию особой экономической зоны для обеспечения эффективности таможенного контроля.

    Лица, осуществляющие деятельность на территории особой экономической зоны (резиденты  и нерезиденты), обязаны вести  учет ввозимых, вывозимых, хранящихся, изготавливаемых, перерабатываемых, приобретаемых  и реализуемых товаров на территории особой экономической зоны и представлять таможенным органам отчетность в отношении этих товаров. Любые изменения, происходящие с товарами в пределах особой экономической зоны, должны отражаться в учетных документах. Форма учета и отчетности, а также порядок и сроки представления отчетности таможенным органам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в сфере таможенного дела, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов.

    При вывозе товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, за пределы территории особой экономической зоны (за исключением перемещения товаров в другую особую экономическую зону в целях их использования в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны) или при передаче этих товаров нерезиденту особой экономической зоны использование таможенного режима свободной таможенной зоны должно быть прекращено в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

    Товары, помещенные под таможенный режим  свободной таможенной зоны, могут быть уничтожены на территории особой экономической зоны в случае утраты этими товарами коммерческой ценности под контролем (с разрешения) таможенного органа или отчуждены в пользу другого резидента особой экономической зоны с отражением факта их уничтожения или отчуждения в отчетности, представляемой таможенному органу.

    При прекращении существования особой экономической зоны находящиеся  на ее территории товары, помещенные под  таможенный режим свободной таможенной зоны, подлежат перемещению в другую особую экономическую зону в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны либо помещению под иной таможенный режим в течение трех месяцев с момента прекращения существования особой экономической зоны.6

 

Перспективы становления и развития свободных экономических зон в РФ

Перспективы создания портовых особых экономических зон

    Согласно  Федеральному закону «О внесении изменений  в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в РФ" и  отдельные законодательные акты РФ в части создания портовых особых экономических зон» портовые особые экономические зоны могут создаваться на территориях морских и речных портов, открытых для международного сообщения и захода иностранных судов, на территориях аэропортов, выполняющих международные воздушные перевозки, а также на территориях, предназначенных для их строительства. Их площадь, которая должна составлять не более 50 кв. км, может быть увеличена постановлением Правительства РФ.

    Срок  действия особых экономических зон - 49 лет.

    Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в РФ" и отдельные законодательные акты РФ в части создания портовых особых экономических зон» установлен объем капитальных вложений, который должен осуществить резидент портовой зоны.

Уточняются  особенности применения режима свободной  таможенной зоны в ПОЭЗ. Соответствующие  изменения вносятся, в частности, в Земельный и Градостроительный кодексы РФ, в закон "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".7

    Создание  портовых особых экономических зон  является необходимым условием повышения  конкурентоспособности российских морских и речных портов на международном рынке транспортных услуг.

    Возможность создания портовых особых экономических зон откроет перед российскими портами новые перспективы, позволит заинтересовать инвесторов и привлечь дополнительные средства.

    При этом могут произойти положительные  подвижки в отношениях с иностранными компаниями. Внесение изменений в федеральный закон позволит иностранным инвесторам иметь некие гарантии для вложения средств в российскую экономику. Утверждение изменений можно рассматривать как очередной шаг в развитии российского законодательства, учитывающего рыночные механизмы, шаг, способный изменить настороженное отношение зарубежных инвесторов к проектам в России.

    Рекомендации  по созданию и функционированию СЭЗ в Российской Федерации

    В современных условиях требуется  пересмотреть политику зонирования  на основе экономической целесообразности, необходимого профессионализма и более конструктивного использования мирового опыта. Первоочередной задачей практики нормального становления зон является принятие федерального закона о свободных экономических зонах, который должен регламентировать основные положения деятельности СЭЗ, в частности порядок создания, функционирования и ликвидации зон, типы зон, порядок финансирования объектов инфраструктуры, механизм хозяйственной деятельности, включающий гарантии и льготы для иностранных инвесторов, функции управления, создание федерального ведомства по координации деятельности зон.

    Важную  роль может сыграть также укрепление законодательной базы, регулирующей деятельность иностранного капитала в  РФ. Законодательная база, помимо Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (1999), должна включать  законы о концессиях, дополнения и изменения Закона «О соглашениях о разделе продукции», Земельный кодекс РФ и другие законодательные акты. Отсутствие прочной законодательной базы в России ограничивает приток иностранного капитала как в СЭЗ, так и в страну в целом.

    Чтобы привлечь инвесторов, как иностранных, так и российских, надо отказаться от территориальной аморфности и  более четко определить модель развития СЭЗ. Только часть ранее созданных  СЭЗ может сохраниться  в новых, более жестких условиях рыночных отношений.  При благоприятно складывающихся обстоятельствах наибольшие шансы стать эффективно работающими зонами имеются у СЭЗ «Находка» и Особой экономической зоны в Калининградской области.

    Перспективной формой СЭЗ могут стать технопарки, что в значительной степени объясняется особенностями взаимоотношений науки и производства в нашей стране. Отечественная наука занимает приоритетные позиции в ряде высокотехнологичных отраслей, в особенности в фундаментальных исследованиях. Однако до сих пор остается неразрешимой проблема интеграции науки и производства. Из-за несовершенства хозяйственного механизма предприятия промышленности и сельского хозяйства почти не используют достижения научно технического прогресса.

    Создание  технопарков могло бы не только привести к организации отдельных высокотехнологичных  производств, но и содействовать  расширению и диверсификации российского  экспорта. Технопарки с участием иностранного капитала могли бы дать значительный народно-хозяйственный эффект: обеспечить дополнительный приток валютных средств за счет экспорта высокотехнологичной продукции; способствовать  развитию отечественной промышленности, которая, будучи неспособной первой интегрировать достижения науки и техники в производство, воспользуется плодами деятельности технопарков, приобретая на внутреннем рынке их высокотехнологичную продукцию; поможет ослабить «утечку умов».

    Другое  стратегически оправданное направление  – реализация транспортно-географического  положения России и потенциала ее припортовых территорий. Создание здесь широкой сети свободных таможенных зон не только ускорило бы  интеграцию России в мировую экономику, но и притянуло бы к ней крупные потоки товаров и капиталов, которые ныне направляются в аналогичные зоны зарубежных стран Черноморья и Азиатско-Тихоокеанского региона.

    Богатые природными ресурсами, но не имеющие  особого выигрышного положения  зоны (Кемеровская и Читинская  области, Алтайский край) могут быть преобразованы в ряд крупных  концессионных участков. Особое внимание здесь следует уделять заключению долгосрочных инвестиционных контрактов на разработку минеральных ресурсов с гибкой шкалой раздела продукции, что способствовало бы притоку иностранного капитала в другие отрасли местной промышленности и социальной сферы.

    Изложенное  дает основания считать, что в  подходе к СЭЗ в нашей стране неуместен как безоглядный энтузиазм, так и всеобщий нигилизм. Решения  о создании СЭЗ требуют селективного подхода, большой подготовительной работы и ответственных решений федеральных и местных властей. СЭЗ не способны стать универсальным средством решения проблем, стоящих перед российской экономикой, но в ряду других инструментов экономического регулирования могут служить целям ускорения перевода страны ее регионов на рыночные отношения, более быстрого и глубокого включения России в мировую экономику.8

Информация о работе Особые экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы