Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 12:06, курсовая работа
В данной курсовой в качестве объекта исследования выступают свободные экономические зоны как фактор ускорения экономического роста, активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, углубления интеграционных экономических процессов. Таким образом, цели и задачи курсовой заключаются в изучении теоретично-методологических аспектов создания СЭЗ, рассмотрении некоторых действующих СЭЗ в мире и анализе эффективности функционирования СЭЗ в России, а также оценке перспектив их дальнейшего развития.
1.Введение 4
2.Теоретические основы создания и развития свободных экономических зон 6
2.1Понятие и сущность свободных экономических зон 6
2.2Цели и условия создания свободных экономических зон 9
2.3Классификация свободных экономических зон 11
2.4Мировой опыт функционирования свободных экономических зон 13
3.Особенности развития и функционирования свободных экономических зон в РФ 18
3.1История создания и развития свободных экономических зон в России 19
3.2Государственная политика создания и регулирования особых экономических зон в РФ 22
3.3Таможенное и налоговое законодательство в отношении формирования и поддержки особых экономических зон 23
4.Перспективы становления и развития свободных экономических зон в РФ 28
4.1Перспективы создания портовых особых экономических зон 28
4.2Рекомендации по созданию и функционированию СЭЗ в Российской Федерации 29
5.Заключение 32
6.Список использованных источников 34
Социальными целями являются: создание новых рабочих мест, рост занятости населения; обучение и подготовка квалифицированных рабочих, инженерных, хозяйственных и управленческих кадров с учетом использования мирового опыта; насыщение национального рынка высококачественными товарами и услугами производственного и потребительского назначения; рост благосостояния и уровня жизни населения; ускорение развития отсталых регионов за счет концентрации в пределах зон ограниченных национальных ресурсов.
Научно-технические цели направлены на: активное использование новейших зарубежных и отечественных технологий; концентрацию научно-технических кадров, в том числе зарубежных, на приоритетных направлениях; привлечение опыта и научно-исследовательских достижений научно-технических центров и венчурных компаний; повышение эффективности используемых производственных мощностей, в частности конверсионных.
Таким образом, создание СЭЗ в различных странах преследует одни и те же цели: обеспечение полной занятости рабочей силы как непосредственно в зонах, так и за ее пределами; привлечение инвестиций, особенно зарубежных; организация в зонах новых производств, продукция которых пойдет на экспорт, не ущемляя существующих местных предприятий, работающих на внутренний рынок.
Зарубежный опыт и еще весьма скромный опыт России свидетельствуют, что для развития и успешного функционирования СЭЗ необходим целый ряд условий.
Важным
условием нормального функционирования
СЭЗ является наличие концепции
и хорошо разработанной законодательной
базы, гарантирующей права и
В российской научной и учебной литературе распространено мнение, что важным условием и требованием к размещению СЭЗ является наличие территорий, располагающих уникальным по запасам и ценности природно-ресурсным потенциалом для организации соответствующих производств.
Необходимое условие успешного функционирования СЭЗ – наличие (или создание) эффективной структуры управления зоной, способность руководителей территории овладеть новой культурой управления. Выбор модели административно-хозяйственного управления зоной зависит от ее типа и размера территории, особенностей государственного устройства страны, развитости частного сектора. Общим принципиальным моментом является то, что зона, будучи локальной социально-экономической системой, должна располагать и локальной, относительно обособленной системой хозяйственного управления, то есть находиться вне юрисдикции отраслевых министерств и центральных ведомств, курирующих различные сферы экономики.
Мировой опыт показывает, что для нормального функционирования СЭЗ важно не только четкое и конкретное определение целей и задач, но и наличие целого ряда условий, реализация которых может превратить зоны в фактор ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций и углубления интеграционных экономических процессов.
Классификацию СЭЗ можно осуществить по четырем основным критериям: степени интегрированности в национальную экономику; способу организации; характеру собственности; характеру деятельности или функциональному назначению.
В зависимости от степени интегрированности СЭЗ делятся на два типа: анклавные (замкнутые) и интегрированные в национальную экономику.
Анклавные зоны. Анклавные зоны, несмотря на однотипность механизма функционирования, отличаются по принципам, размерам территории и направлениям своей организации.
Анклавные
зоны полностью ориентированы на
экспорт всей производимой на их территории
продукции с целью получения
выручки в свободно конвертируемой
валюте. Необходимая степень
Интегрированные СЭЗ. Для интегрированных зон характерной особенностью является наличие тесных экономических связей с внутренней экономикой страны, с ее внутренними районами. Помимо проблем, связанных с развитием экспортного потенциала, эти зоны решают задачи повышения технологического уровня местной промышленности, качества и конкурентоспособности выпускаемого товара.
В отличие от зон анклавного типа интегрированные зоны ориентированы большей частью на импорт промежуточных товаров, а не использование национальных материалов, компонентов и полуфабрикатов.
Территориальные и функциональные СЭЗ.
Территориальные – зоны с обособленной территорией, на которой резидентные компании, независимо от вида деятельности, пользуются льготным режимом хозяйственной деятельности.
Функциональные – зоны льготного режима, который применяется к определенному виду деятельности, независимо от расположения фирмы на территории страны. Например, точечные зоны, представленные отдельными предприятиями, - офшорные центры в Карибском бассейне, туристические зоны, предприятия типа макиладорас в Мексике.
Государственные, частные и смешанные СЭЗ. По характеру собственности СЭЗ можно подразделить на государственные, частные и смешанные.
Наиболее распространенной в мировой практике формой собственности СЭЗ является смешанный тип, где наряду с государственной присутствует и частная собственность.
В последнее время все большую роль играет частный капитал, как местный, так и иностранный, увеличивающий долю частной собственности в СЭЗ.2
Свободные экономические зоны - это, очевидно, одна из самых заметных институциональных инноваций, отмеченных и экономике второй половины нынешнего столетия. В 90-х гг. одних только мононациональных экспортно-производственных зон насчитывается более 500. Общая численность занятых и действующих ЭПЗ работников составляет 1,5 млн. человек. Общий экспорт из этих зон оценивается в 13-15 млрд. дол.
СЭЗ в промышленно развитых странах, как правило, широко включены в международное разделение труда, что обусловлено характером и уровнем развития их экономики, которая глубоко интернационализирована. Свободные экономические зоны в этих странах представлены всеми типами, однако, наибольшее развитие здесь получили зоны свободной торговли и научно-технические свободные зоны.
Начало современным СЭЗ в странах развитой рыночной экономики положила зона внешней торговли (Foreign Trade Zones), созданная в США в 1934 г. для активизации внешнеторговой деятельности посредством снижения таможенных издержек для производства автомобилей. СЭЗ стали склады, доки, аэропорты. Беспошлинно импортировались товары, которые использовались для экспортного производства в зоне, а на товары, которые шли на внутренний рынок США, распространялись все таможенные процедуры.
При принятии решения о создании зоны предприятия в каком-либо районе власти пользуются несколькими критериями, среди которых можно выделить два наиболее важных: более 70 % жителей района должны иметь доход на человека (семью) ниже 80% от средне городского (национального) уровня; процент безработицы в районе должен значительно превышать городской (национальный) уровень.
Профессиональные права наиболее предпочтительны для деятельности венчурных фирм (business ventures) и заключаются в стимулах как налогового, так и неналогового характера. Налоговые скидки распространяются на производство, строительство и торговлю. Неналоговые стимулы относятся, в частности, к сфере управления, к стандартам по окружающей среде и т.д.
Срок действия преференциальных прав в зонах большинства штатов составляет от 10 до 20 лет. Федеральные зоны первоначально ориентируются на двадцатилетний срок, затем он может быть продлен. В некоторых штатах число зон лимитируется (шесть — для Коннектикута, семь - для Кентукки).
В США действуют и традиционные экспортно-производственные зоны, в том смысле, что в них привлекается иностранный капитал, иностранная рабочая сила, различные элементы для производства готовой продукции (на “отверточных предприятиях”, например). Отличительная особенность таких зон в СРРЭ состоит в том, что даже тогда, когда они постепенно трансформировались из “торговых центров”, они переходили к производству товаров преимущественно для внутреннего рынка. По данным Комитета по расследованию деятельности правительственных органов палаты представителей Конгресса США, “большая часть готовых изделий поступает на внутренний рынок - примерно 89% всей продукции, производимой в свободных торговых зонах, потребляется в Соединенных Штатах, 11% поступает на рынки иностранных государств”. Примерно 85% предприятий, действующих в этих зонах, специализируются на производстве деталей и узлов автомобилей.
Зоны свободной торговли имеются практически во всех странах Западной Европы. В Германии находятся шесть городов-портов, являющихся свободными портами (Бремен, Бремерхафен, Куксхафен, Эмден, Киль, Гамбург). В этих портах производится погрузка, разгрузка, перегрузка, хранение, сортировка, маркировка и продажа товаров, организуются выставки товаров и торги, ремонтируются суда, предоставляются банковские и страховые услуги. Если пользоваться классификацией СЭЗ, то портовые зоны в Германии могут быть отнесены к категории комплексных. Особый преференциальный режим на их территории создается, главным образом, путем отмены таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость (НДС), образуемую в результате доработки и переработки товаров на территории зоны-порта.
Важное место в СРРЭ занимают научно-технологические зоны. В США этот тип зон представлен научными парками (НП). Для их создания в стране существовали все необходимые предпосылки: наличие большого числа инновационных идей; доступ к источникам венчурного капитала; наличие развитой инфраструктуры НИОКР и промышленности; привлекательные условия жизни и отдыха.
В Голландии и ФРГ в 1985 г, было соответственно 45 и 50 технопарков, в Японии в 14 городах — 18 технополисов, крупнейший из них — “Цукуба” — обеспечивает работой 145 тыс. человек.
В Великобритании имеется более 25 зон и техпопарков, располагающих 18,4 тыс. рабочих мест.
В
качестве критерия эффективности научно-
НТЗ в Японии начали создаваться в 80-х гг. но программе “Технополис”, разработанной Министерством внешней торговли и промышленности Японии. Как и все СЭЗ, технополисы в Японии предполагали участие в них государственных и муниципальных органов, а также крупного частного капитала. С этой целью на их территории предусматривались различные меры кредитного и налогового стимулирования. Так, фирмам, относящимся к отраслям “высокой технологии”, разрешалось списывать в первый год 30 % стоимости оборудования и 15% стоимости зданий и сооружений; государство оплачивало треть расходов по совместному проведению исследований префектурными лабораториями и мелкими фирмами.
В
развивающихся странах
В этой связи СЭЗ во многих развивающихся странах нередко становятся основной концепцией экономического роста, рассчитанного на определенный, вполне исторически обозримый (20—30 лет) период, и, как свидетельствует мировой опыт, такая стратегия оправдана. Совокупный объем экспорта в ЭПЗ развивающихся стран в 1995 г. превысил 25 млрд. дол.
В отличие от ЭПЗ и развитых странах, работающих преимущественно на внутренний рынок, ЭПЗ в развивающихся странах всегда ориентированы на внешний рынок, ибо, только наращивая экспорт, они могут решить стоящие перед ними задачи, а также получить свободно-конвертируемую валюту, необходимую им для эффективного осуществления мирохозяйственных связей.
Информация о работе Особые экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы