Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 12:06, курсовая работа
В данной курсовой в качестве объекта исследования выступают свободные экономические зоны как фактор ускорения экономического роста, активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, углубления интеграционных экономических процессов. Таким образом, цели и задачи курсовой заключаются в изучении теоретично-методологических аспектов создания СЭЗ, рассмотрении некоторых действующих СЭЗ в мире и анализе эффективности функционирования СЭЗ в России, а также оценке перспектив их дальнейшего развития.
1.Введение 4
2.Теоретические основы создания и развития свободных экономических зон 6
2.1Понятие и сущность свободных экономических зон 6
2.2Цели и условия создания свободных экономических зон 9
2.3Классификация свободных экономических зон 11
2.4Мировой опыт функционирования свободных экономических зон 13
3.Особенности развития и функционирования свободных экономических зон в РФ 18
3.1История создания и развития свободных экономических зон в России 19
3.2Государственная политика создания и регулирования особых экономических зон в РФ 22
3.3Таможенное и налоговое законодательство в отношении формирования и поддержки особых экономических зон 23
4.Перспективы становления и развития свободных экономических зон в РФ 28
4.1Перспективы создания портовых особых экономических зон 28
4.2Рекомендации по созданию и функционированию СЭЗ в Российской Федерации 29
5.Заключение 32
6.Список использованных источников 34
СЭЗ
в развивающихся странах
Отсюда вытекает и следующая особенность СЭЗ в развивающихся странах — более преференциальный инвестиционный климат, устанавливаемый в них государством, для иностранных инвесторов.
Свободные экономические зоны в развивающихся странах, так же как и в развитых, имеют существенные различия в размерах занимаемой ими территории.
Большое значение при выборе места расположения СЭЗ развивающиеся страны уделяют наличию на выбранной территории более или менее развитой производственной и социальной инфраструктуры. Эта азбука создания СЭЗ хорошо усвоена развивающимися странами, поскольку отсутствие инфраструктуры многократно увеличивает финансовые и временные расходы на освоение территории и на привлечение не иностранного капитала, т.е. является конкурентообразующим фактором не только в борьбе за иностранные инвестиции, но и при последующем сбыте продукции, производимой на территории СЭЗ.
Особую
значимость для СЭЗ в развивающихся
странах имеет накопление или
поиск первоначального
Общая отличительная черта ЭПЗ в развивающихся странах — полный запрет или жесткая ограниченность для них на торговлю продукцией, произведенной в зоне, на внутреннем рынке. Это касается даже бракованной и излишней продукции.
Не отличаются большим разнообразием схемы управления свободными экономическими зонами. Если пренебречь несущественными особенностями, то их можно свести к двум моделям. Для первой характерно негосударственное подчинение всех СЭЗ центральному общегосударственному органу.
В
других странах СЭЗ подчиняются
непосредственно
Структура самих органов управления СЭЗ также различна. Например, на Филиппинах в состав органа по управлению СЭЗ входят 7 представителей именно тех министерств, которые связаны с инвестиционными и торговыми проблемами в данной СЭЗ, во главе с министром внешней торговли и промышленности. Такой состав позволяет достичь самого активного содействия правительственного аппарата в отношении к СЭЗ и обеспечить тесную взаимную координацию между органами управления на высшем уровне. На микроуровне обычно в состав органа управления СЭЗ входят отдел инвестиций маркетинга, отдел по подготовке и подбору кадров.3
В РФ оценка деятельности свободных экономических зон остается неоднозначной, что вызывает острые дискуссии по поводу их создания, эффективности и перспектив дальнейшего развития. Для ответа на многие вопросы, связанные с образованием и функционированием свободных экономических зон в России, необходимо ознакомиться с существующей отечественной практикой их создания, попытаться проанализировать накопленный, в том числе и отрицательный, опыт.
Свободные экономические зоны в России стали создаваться вначале 1990-х гг. Однако в отличие от многих зарубежных стран, где политика образования СЭЗ характеризовалась значительной долей прагматизма и целесообразностью, в нашей стране процесс создания СЭЗ отличался непомерными амбициями и избыточной политизацией. Идея СЭЗ стала инструментом в борьбе за перераспределение власти крупных регионов. В результате только с июля 1990 по июнь 1991 г. Верховный Совет РСФСР официально закрепил статус СЭЗ за 11 регионами, включая Приморский край, г. Находка, Алтайский край, г. Санкт-Петербург, Ленинградскую область, г. Выборг, г. Зеленоград, Калининградскую, Читинскую, Новгородскую области, Еврейскую автономную область. Общая область этих территорий составляла более 1 млн. кв. км. с населением 18,5 млн. человек. Тем самым оказались многократно перекрыты совокупные размеры всех имеющихся СЭЗ в мире, вместе взятых.
Принятие в 1991 г. Закона РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР», включавшего главу о СЭЗ, несколько упорядочивало процесс их образования. В соответствии с законом СЭЗ создавались с целью привлечения иностранного капитала, передовой зарубежной технологии, управленческого опыта, развития экспортного потенциала. В них устанавливался льготный режим хозяйственной деятельности для иностранного капитала и предприятий с иностранными инвестициями.
В
1992 г. отношение к созданию СЭЗ
в России значительно изменилось
в связи с преобразованием
экономики и либерализации
Такая неопределенность в законодательно-правовом положении СЭЗ вызывало беспокойство у иностранных инвесторов, расценивающих складывавшуюся ситуацию как отход российского правительства от политики создания зон. Принятый в июне 1992 г. Указ Президента РФ «О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон на территории РФ» способствовал некоторой стабилизации обстановки.
В результате вокруг свободных экономических зон сложилась атмосфера неопределенности, а точнее, перспектива сокращения до небольших экспортных территорий.
Для
поддержания государственной
Принятые меры способствовали тому, что с середины 1990-х гг. создание в России свободных экономических зон несколько активизировалось.
В Санкт-Петербурге в феврале 1999 г. было принято решение о формировании 20 зон экономического развития с особым режимом, на территории которых предприятия получали льготы с целью активизации инвестиционных проектов и повышения экономической эффективности и конкурентоспособности международного транспортно-грузового комплекса города.
Другие территории активизировали свои усилия, направленные либо на воссоздание прежних, либо на получение новых индивидуальных преференций.
Фактически
к началу 2003 г. в России было создано
23 СЭЗ федерального значения, в том
числе на основе федеральных законов
зоны действовали на трех территориях
– в Калининградской и
Многие свободные экономические зоны – в Бурятии, Республике Тыва, Ингушетии, Угличе и Новгородской области – на практике были лишь внутренними офшорами: предприятия только регистрировались на территории СЭЗ, а производственную деятельность осуществляли за ее пределами. С вступлением в действие второй части Налогового кодекса они потеряли львиную долю своих льгот и практически прекратили свою деятельность.
Таким образом, специфика политики зонирования в нашей стране заключалась в том, что на протяжении 1990-х гг. и в начале текущего десятилетия она не имела четкой стратегической направленности, носила стихийный характер. В стране отсутствовала основополагающая концепция и соответствующая правовая база развития СЭЗ. Вопрос об их создании решался под воздействием различных факторов – намерений администраций отдельных регионов, пожеланий иностранных и отечественных предпринимателей, складывающейся в стране политической и экономической ситуации. Российские СЭЗ создавались, как правило, не на основе федеральных законов, а на основе отдельных указов и постановлений исполнительной власти, принимаемых по отдельным СЭЗ. 4
Создание особых экономических зон представляет собой перспективное направление развития экономики России. ОЭЗ являются институтом, который призван способствовать привлечению инвестиций, укреплению экономического и научного потенциала государства, а также развитию экспортно-ориентированных и импортозамещающих производств.
Правовой основой создания ОЭЗ являются Федеральные законы от 22 июля 2005 г. №116 ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 г. №117 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «Об основных экономических зонах в Российской Федерации». В России создаются технико-внедренческие, промышленно-производственные, туристско-рекреационные и портовые ОЭЗ. Законами предусмотрено предоставление предприятиям-резидентам свободных экономических зон налоговых, таможенных, административных преференций и льготного режима землепользования.
Современное участие России в мировой экономике характеризуется крайне невысокой степенью диверсификации экспорта, слабым использованием конкурентных преимуществ в экспорте услуг, а также продукции наукоемких отраслей. Ограниченный объем трансграничного сотрудничества сокращает возможности по обмену технологиями, динамичному развитию собственных производств.
Другим
недостатком российской национальной
экономики является ее слабая диверсификация,
формирующая высокую
Кроме того, крайне низок уровень использования научных достижений в производстве. Отсутствие эффективных связей между наукой и производством не позволяет российской экономике эффективно конкурировать в высокотехнологичных отраслях – отраслях с наиболее высоким уровнем добавленной стоимости. Для того чтобы понять возможный эффект от создания ОЭЗ для внешнеэкономической отрасли, необходимо рассмотреть динамику изменения основных показателей внешней торговли нашей страны за период с 2000 по 2007гг.
В целом, согласно утвержденной концепции института ОЭЗ, создание и развитие особых экономических зон в РФ будет способствовать: выводу страны из сферы преимущественно экспортно-сырьевого развития; улучшению национально-инвестиционного климата; развитию отраслей с высокой степенью переработки и создание максимально благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности в сфере разработки и производства конкурентоспособной наукоемкой продукции; развитию туристской и санаторно-курортной деятельности; обеспечению конкурентоспособности России на мировом рынке и ее равноправной интеграции в мировое хозяйство.
Эти заявленные цели и задачи могут быть непосредственно осуществлены через развитие основных отраслей импортозамещения, диверсификацию экспортных поставок, а также отраслей сферы услуг, использующих стратегические и географические возможности страны, в частности таких, как туристские и транспортные услуги.5
Налогообложение резидентов особых экономических зон
Резидентом промышленно-производственной особой экономической зоны признается коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившая с органами управления особыми экономическими зонами соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Информация о работе Особые экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы