Особенности организации проведения историко-архитектурных экскурсий

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 02:00, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в создании нового экскурсионного маршрута.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. определения понятия экскурсии, ее характерные признаки и сущность;
2. краткое описание существующих историко-архитектурных экскурсий их анализ;

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Особенности организации проведения историко-архитектурных экскурсий 5
1.1 Структура историко-архитектурных экскурсий 5
1.2 Примеры историко-архитектурных экскурсий 10
1.3 Методы и приемы, используемые для проведения историко-архитектурных экскурсий 16
ГЛАВА 2 Разработка историко-архитектурной экскурсии: «Быть верным своему прошлому» 31
2.1 Туристско-экскурсионная характеристика д. Малое Можейково 31
2.2 Отбор содержания экскурсии 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 41

Работа содержит 1 файл

курсовая экскурсоведенье.docx

— 94.53 Кб (Скачать)

Среди методических приемов, используемых при рассказе мы отобрали следующие.

Экскурсионная справка —  это сжатая характеристика объекта, лаконичное описание фактов. Прием  экскурсионной справки используется в сочетании с такими приемами показа, как прием зрительной реконструкции, локализации, абстрагирования. В справке  фиксируется основная информация об объекте показа. Экскурсовод сообщает краткие данные о наблюдаемом  объекте: дату постройки (реставрации), авторов проекта, размеры, назначение и др.

Прием описания ставит своей  задачей оказать помощь в правильном отображении объекта в сознании экскурсантов (форма, объем, из какого материала изготовлен, расположение относительно окружающих объектов). Для описания объекта характерны точность, конкретность. Этот прием предполагает изложение экскурсоводом характерных черт, примет, особенностей внешнего вида объекта в определенной последовательности [31].

Прием цитирования. Цитирование  как методический прием рассказа обозначает введение в рассказ экскурсовода выдержек из художественных произведений, включение в экскурсию точных отрывков из исторических документов, мемуаров, статей. Этот прием употребляется, когда цитируемый отрывок совпадает  с конкретным экскурсионным объектом, дополняя зрительные впечатления экскурсантов.

Прием характеристики построен на определении отличительных свойств  и качеств предмета, явления, человека. В экскурсии дается речевая характеристика объектов и «действующих» в экскурсии лиц.

Прием ссылки на очевидцев. Использование этого приема в  рассказе дает возможность для образного  воссоздания событий. В экскурсии  на тему «Архитектурные памятники Мира и Несвижа» может ссылаться на древние стены Несвижского замка, которые «видели» многие исторические события. Далее экскурсовод может воссоздать эти картины прошлого. В рассказе об исторически более близких событиях можно ссылаться на таких очевидцев, как местные жители [37, c. 28-32].

Прием соучастия. Задача этого  приема — помочь экскурсантам стать  участниками того события, которому посвящена экскурсия. Делается это  с помощью, например, обращения к  группе: «Представьте себе, что мы с  вами находимся на коронации Миндовга». Затем с помощью приема зрительной реконструкции восстанавливается картина коронации.

Прием сталкивания противоречивых версий используется в рассказе экскурсовода, например, при оценке определенного  исторического события, утверждения  даты возникновения конкретного  города или происхождения названия города (реки, озера, местности) [6].

Прием персонификации используется для мысленного создания образа конкретного  человека (писателя, государственного деятеля, военачальника). Рекомендуется  делать это с помощью яркого рассказа об отдельных эпизодах из жизни тех  людей, с которыми связана тема экскурсии, или на основе описания какого-либо исторического события, в котором  эти люди участвовали.

Прием проблемной ситуации состоит в том, что в рассказе экскурсовода ставится проблема, связанная  с темой экскурсии. Постановка проблемы перед экскурсантами заставляет их задуматься и понуждает найти  правильный ответ на поставленные экскурсоводом  вопросы. В ряде случаев экскурсантам предлагается найти альтернативу предложенному  решению вопроса. Проблемный вопрос, умело поставленный перед экскурсантами, вызывает интерес к подтеме.

Прием индукций применяется  в рассказе, когда необходимо совершить  переход от частных, единичных случаев  и фактов к общей картине, общим  выводам; и в показе, когда экскурсовод  от характеристики одного памятника  переходит к характеристике целого ансамбля или системы инженерных сооружений. В рассказе используется также методический прием дедукции при переходе в рассказе экскурсовода от общего к частному.

Климактерический прием  предполагает такое изложение экскурсионного материала, когда в начале сообщаются менее интересные и малозначительные факты и аргументы, затем — более значительные и, наконец, самые интересные. Такая последовательность, по мнению сторонников этого приема, способствует нарастанию интереса экскурсантов к рассказу.

Антиклимактерический прием состоит в том, что изложение материала в рассказе начинается с более значительных по своему содержанию и архитектуре объектов. Интерес к теме, разбуженный у экскурсантов в начале экскурсии, позволяют в дальнейшем успешно ознакомить их с менее интересным материалом [37, c. 25-28].

Помимо методических приемов  показа и рассказа на экскурсии используются особые приемы, которые помогают лучше  усвоить содержание материала. Среди  них особое место занимает прием, делающий экскурсию более документальной, доказательной. Например, вводится, в качестве дополнительного эпизода, встреча экскурсантов с одним из участников исторических событий или прием отступления, элементы ритуала и др.

Движение — один из важнейших  компонентов в экскурсии. Оно  осуществляется в различных целях: для доставки экскурсантов к месту  начала экскурсии, для их перемещения  от одного объекта к другому и, наконец, как методический прием  для обогащения и углубления восприятия экскурсантами объекта показа любого вида и на любую тему. Использование  методического приема движения имеет  особое значение в экскурсиях на историко-архитектурную тематику [13].

Из психологии известно, что благодаря двигательной деятельности человек пристальнее фиксирует  свое внимание на форме, цвете, деталях  различных объектов, лучше ориентируется  в пространстве, улавливает то, что  обычно ускользает при одном только зрительном восприятии. Зрительные образы экскурсионного объекта как бы накладываются  на восприятие движения каждым экскурсантом. Кроме того, само движение обогащает восприятие объекта. Процесс восприятия произведения архитектуры складывается из различных ощущений — двигательных, звуковых, осязательных, слуховых и даже обонятельных (например, специфический запах строительных материалов на стройке). Однако в основе его лежат зрительные ощущения [11, c. 56].

Возможности видеть и воспринимать архитектурные объекты, сочетания  красок, линий в различных условиях во многом содействует движение. Смена  ракурсов в движении формирует в  сознании экскурсанта многоплановый  и более точный образ произведения архитектуры.

Таким образом, трехмерная архитектурная  форма, единый художественный образ  складывается в представлении экскурсантов из отдельных зрительных впечатлений, полученных благодаря передвижению экскурсионной группы вокруг памятника. В этой динамичности формирования образа и заключается смысл движения как методического приема экскурсии.

При показе объекта по ходу движения автобуса или другого вида транспорта экскурсантов следует предварительно подготовить: описать примечательные признаки произведения архитектуры, отметить окружающие его сооружения, особенности  формы, цвета, размера и т.д.

Ориентировать экскурсантов на объект надо не только словесно, но и с помощью жеста, который  должен соответствовать темпу движения транспортного средства. Поскольку  произведение архитектуры быстро исчезает их поля зрения экскурсанта, пояснения  экскурсовода должны быть предельно  лаконичны, дабы предупредить наиболее часто встречающийся недостаток при проведении автобусных экскурсий  — разрыв между показом и рассказом.

Одним из методических (технических) приемов является выход из автобуса. Он создает лучшие условия для  осмотра памятника архитектуры  с фиксированных точек. Кроме  того, выход из машины вносит разнообразие в ход экскурсии и служит отдыхом  во время сравнительно длительной поездки.

Знание и глубокое осмысление экскурсоводом законов архитектуры  поможет более действенно использовать методический прием движения экскурсантов для полноценного раскрытия содержания произведений архитектуры, их пространственной организации [37, c. 36].

При проведении протяженных  экскурсий важно сохранять интерес  и внимание экскурсантов до конца  экскурсии. На помощь экскурсоводу приходят методические приемы активизации внимания экскурсантов.

Прием отступления состоит  в том, что в ходе рассказа экскурсовод  уходит от темы: читает стихотворение, приводит примеры из своей жизни, рассказывает содержание кинофильма, художественного произведения. Его  задача снять усталость [13].

Прием дискуссионной ситуации. Экскурсовод, используя этот прием, выдвигает в своем рассказе такое  положение, которое вызывает дискуссионную  ситуацию. Этот прием дает возможность  в части экскурсии заменить монологическую форму материала открытым диалогом. Свою точку зрения по выдвинутому  положению высказывают два-три  экскурсанта. Затем экскурсовод, подводя  итоги, делает выводы.

Прием новизны материала  состоит в том, что в ходе рассказа по теме сообщаются факты и примеры, неизвестные экскурсантам. Этот прием  используется экскурсоводом в тот  момент, когда необходимо привлечь внимание группы к объекту, сделать  восприятие более эффективным.

Прием вопросов-ответов. Суть этого приема состоит в том, что  в ходе рассказа экскурсовод задает различные вопросы экскурсантам с целью активизации их внимания. Большая часть таких вопросов не рассчитана на то, чтобы получить на них какие-либо ответы от участников экскурсии. Они выполняют функцию методического приема.

В экскурсии используется прием демонстрации наглядных пособий, включенных в «портфель экскурсовода».Здесь наиболее широкое распространение получил иллюстрационный прием. Например, рассказ экскурсовода о флоре и фауне данного края сопровождается показом фотографий растений и животных [11, c. 56].

Эффективен и комментирующий прием. В этом случае показ экспоната  предшествует рассказу. Рассказ является лишь пояснением к экспонату из «портфеля». Например: показ изображения корабля  в разрезе сопровождает рассказ  об его устройстве; при показе здания демонстрируется фотография его  внутреннего убранства с последующими комментариями экскурсовода и др.

Применяется прием контраста, когда фотография (или рисунок) показывается для того, чтобы убедить экскурсантов в том, как изменилось историческое место (площадь, улица, здание), которое  они в данный момент осматривают. Фотография и рисунок контрастируют  с наблюдаемым объектом. Прием  построен на сравнении зрительно воспринимаемой информации [29, c. 32].

Важным резервом повышения  действенности экскурсии является использование технических средств пропаганды – эпидиаскопа, фильмоскопа, магнитофона, киноаппаратуры и др. Могут быть прослушаны выступления участников событий в магнитофонной записи. При следовании группы по местам, где жили и творили выдающиеся писатели, поэты, композиторы, в экскурсию включают исполнение их произведений в звукозаписи. Такие музыкальные и литературные записи не должны быть длительными. Они являются частью экскурсии, подчинены ее теме и не представляют собой самостоятельного мероприятия.

Подводя итог, можно сказать, что показ и рассказ — важнейшие  составные элементы экскурсии. Показ  не существует отдельно от рассказа. И поэтому экскурсовод обязан вести рассказ только о том, что уже было показано, показывается в данный момент или будет показываться. В процессе показа объектов, обращая на них внимание экскурсантов, нужно сделать так, чтобы у них работала мысль, чувства, воображение. Только в этом случае будет достигнута главная задача показа — постижение экскурсантами внутреннего содержания объектов. Все это может быть достигнуто через методику ведения экскурсии и систему методических приемов показа, рассказа, особых методических приемов и демонстрации наглядных пособий.

 

ГЛАВА 2

Разработка историко-архитектурной  экскурсии: «Быть верным своему прошлому»

2.1 Туристско-экскурсионная характеристика  д. Малое Можейково

 

 

Деревня Малое Можейково  находится в Лидском районе Гродненской области. Географические координаты населенного пункта следующие: 53°43'15"N, 24°59'3"E [18].

Она располагается в западной части Лидского района на расстоянии 30 км от районного центра города Лида и 84 километров от областного города Гродно.

С восстановлением Советской  власти в Западной Беларуси в 1939 году был образован Можейковский сельский Совет на базе панского имения Ромеров. Можейковский сельский Совет входил в состав Желудокского района и назывался совхоз «17 сентября». С июля 1944 года после освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков, хозяйство было восстановлено. С июля 1944 года стало называться совхоз «Малое Можейково». Хозяйство неоднократно укрупнялось за счет присоединения земель соседних хозяйств.16 июля 1954 года в результате административно-территориального деления Можейковский сельсовет переименован в Гостиловский и вошел в состав Лидского района. С 21 мая 2001 года совхоз Можейково переименовано в Лидское районное сельскохозяйственное унитарное предприятие «Можейково» (ЛРСУП «Можейково»). Решением Гродненского областного Совета депутатов от 20.09.2002 года №98 Гостиловский сельсовет переименован в Можейковский. Основными видами деятельности ЛРСУП «Можейково» является мясомолочное животноводство, производство зерновых культур и производство ликероводочных изделий. В 2005 году обустроен первый в Лидском районе агрогородок «Можейково»

На территории Можейковского сельсовета (57 кв. км) расположено 15 населенных пунктов с количеством жителей 1749 человек. На территории сельсовета проживают 3 участника Великой Отечественной войны, 2 семьи погибших воинов,3 узника фашистских концлагерей, 4 воина-интернационалиста. Тридцать жителей сельсовета удостоены высоких правительственных наград. В Можейково проживает 770 человек из них: 148 детей;138 пенсионеров и трудоспособного населения - 484 человека. По национальному составу: белорусы – 61,6%;поляки – 32,5%; русские – 4,9%; украинцы 1,0%.

Информация о работе Особенности организации проведения историко-архитектурных экскурсий