Особенности организации проведения историко-архитектурных экскурсий

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 02:00, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в создании нового экскурсионного маршрута.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. определения понятия экскурсии, ее характерные признаки и сущность;
2. краткое описание существующих историко-архитектурных экскурсий их анализ;

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Особенности организации проведения историко-архитектурных экскурсий 5
1.1 Структура историко-архитектурных экскурсий 5
1.2 Примеры историко-архитектурных экскурсий 10
1.3 Методы и приемы, используемые для проведения историко-архитектурных экскурсий 16
ГЛАВА 2 Разработка историко-архитектурной экскурсии: «Быть верным своему прошлому» 31
2.1 Туристско-экскурсионная характеристика д. Малое Можейково 31
2.2 Отбор содержания экскурсии 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 41

Работа содержит 1 файл

курсовая экскурсоведенье.docx

— 94.53 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

СОДЕРЖАНИЕ 2

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 Особенности  организации проведения историко-архитектурных  экскурсий 5

1.1 Структура историко-архитектурных экскурсий 5

1.2 Примеры историко-архитектурных экскурсий 10

1.3 Методы и приемы, используемые для проведения историко-архитектурных экскурсий 16

ГЛАВА 2 Разработка историко-архитектурной экскурсии: «Быть верным своему прошлому» 31

2.1 Туристско-экскурсионная  характеристика д. Малое Можейково 31

2.2 Отбор содержания  экскурсии 34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 41

ПРИЛОЖЕНИЯ 45

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Туристический бизнес является на сегодняшний день одним из самых  быстро развивающихся секторов экономики  нашей страны. Кроме того, в данный момент особый интерес в обществе, а также государственную поддержку  получают туры и экскурсии не за пределы нашего государства, а именно въездной туризм либо продвижение местных  достопримечательностей среди граждан  Беларуси.

В культурном наследии белорусского народа значительное место принадлежит  памятникам архитектуры, особенно в  северных (Браславско-Глубокский) и западных (Гродненский, Лидско-Новогрудский) подрайонах республики. Сохранившиеся памятники белорусского зодчества представляют архитектуру готики, ренессанса, барокко и классицизма. Белорусская архитектура и памятники деревянного зодчества всех этапов развития белорусской нации представлены оригинальными постройками и архитектурными комплексами, которые отличаются от памятников соседних республик.

Все эти разнообразные  памятники архитектуры включаются в многочисленные экскурсионные  маршруты самой различной тематической направленности. При грамотной организации  тура экскурсант получает большое количество впечатлений и большое количество интересной информации, которые гармонично дополняют друг друга

Цель работы заключается  в создании нового экскурсионного маршрута.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1. определения понятия экскурсии, ее характерные признаки и сущность;

2. краткое описание существующих историко-архитектурных экскурсий их анализ;

3. изучение методов и приемов проведения историко-экскурсионных экскурсий;

4. туристско-экскурсионная характеристика д. Можейково;

5. отбор содержания экскурсии;

6. разработка экскурсии, составления контрольного текста, технологической карты, портфеля экскурсовода и схемы маршрута экскурсии;

Объектом исследования являются историко-архитектурные экскурсии.

Предмет исследования –  экскурсионный и историко-архитектурный  потенциал д. Можейково.

Методы исследования. В  работе были использованы следующие  методы исследования:

1. Анализ научно-методической  литературы;

2. Научного познания (анализ, синтез, индукция, дедукция).

Вопрос разработки экскурсии  достаточно широко раскрывается в современной  литературе: учебно-методических пособиях, туристических журналах и газетах, большое количество материалов в  мировой сети Интернет.

Актуальность исследования обусловлена тем, что д. Можейково  имеет давнюю и интересную историю. В последние годы она становиться  популярнейшим местом для любителей  путешествий. Можейково обладает значительными  туристскими ресурсами, в плане  наличия экскурсионных и исторических объектов. Также актуальность создания нового экскурсионного маршрута в д. Можейково обусловлена отсутствием  современных, актуальных и специально разработанных экскурсионно-познавательных маршрутов по территории деревни, направленных на привлечение в регион граждан  Беларуси и иностранных туристов.

Областью возможного практического  применения является использования  экскурсионного маршрута туристскими  предприятиями.

 

ГЛАВА 1

Особенности организации проведения историко-архитектурных экскурсий

    1. Структура историко-архитектурных экскурсий

 

 

Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем – «вылазка, поездка». Позднее произошло видоизменение этого слова по типу имен на «ия» (экскурс + ия) [11, c. 9].

При рассмотрении понятия  «сущность экскурсии» необходимо иметь  в виду обусловленность экскурсионного процесса объективными требованиями. Каждая экскурсия представляет особый процесс деятельности, суть которого обусловлена конкретными закономерностями (тематичность, целеустремленность, наглядность, эмоциональность, активность и др.).

В ходе экскурсионного процесса экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых  раскрывается тема (первая задача), услышать об этих объектах необходимую информацию (вторая задача), ощутить величие  подвига, значение исторического события (третья задача), овладеть практическими  навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов (четвертая задача). В решении  последней задачи большое место  занимает формирование умения видеть [6].

Умение видеть как эстетическое восприятие сводится к умению воспринимать архитектурные массы, краски, линии всякого рода, группировки масс, красок, линий и их комплексы в условиях перспективы, света, воздуха, угла зрения.

Умение видеть как историческое восприятие заключается в следующем: во-первых, надо уметь найти в экскурсионном объекте типичные черты и особенности историко-культурного характера; во-вторых, надо уметь определить наслоения в экскурсионном объекте, сделанные временем, и его эволюцию; в-третьих, надо уметь найти исторические факты в монументальных и музейно-исторических памятниках – задача, всегда требующая больших знаний и навыков.

Одна из задач экскурсии  – выработать у экскурсантов отношение  к теме экскурсии, деятельности исторических лиц, событиям, фактам, в целом к  материалу экскурсии и дать ей свою оценку.

Дать оценку – значит составить представление о ком-либо, чем-либо, определить значение, характер, роль кого-нибудь или чего-нибудь, признать чьи-то достоинства, положительные  качества.

Оценка экскурсии –  это выводы экскурсанта, к которым его подводит экскурсовод [12, c. 46].

Экскурсия – методически  продуманный показ достопримечательных  мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними.

Некоторые экскурсионисты, рассматривая сущность экскурсии, относят к ней такие понятия, как композиция, сюжет и фабула.

Композиция — построение, соединение, составление отдельных частей в целое. Этот термин связан с понятиями «структура» и «конструкция».

Сюжет — событие или  несколько событий, связанных друг с другом.

Фабула — цепь событий, о которых повествует произведение. В изложении фабулы различают  композицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку.

Кульминация — точка, момент наивысшего напряжения в развитии фабульного действия [8, c. 120-124].

Экскурсия, являясь произведением  конкретных авторов, строится с учетом требований, предъявляемых к литературному  произведению, и имеет свой сюжет, которому подчинен весь экскурсионный  материал. Историко-архитектурная экскурсия по своим задачам и форме проведения более сложна, чем путевая экскурсионная информация или беседа инструктора в туристском походе. Или же по сравнению с городской обзорной, более сложна по своей структуре, содержанию и методике проведения [5].

Экскурсия, как и другие формы культурно-просветительной  работы (лекция, тематический вечер, устный журнал, конференция), имеет свои особенности  в организации и методике проведения. Ее признаки говорят о сходстве с  другими формами или же подчеркивают ее коренное отличие от них [30, c. 78].

Общими признаками для  всех экскурсий являются:

  1. Протяженность по времени проведения от одного академического часа (45 мин) до одних суток.
  2. Наличие экскурсантов (группы или индивидуалов).
  3. Наличие экскурсовода, проводящего экскурсию.
  4. Наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионных объектов на месте их расположения.
  5. Передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту.
  6. Целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы.
  7. Активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование объектов).

Отсутствие хотя бы одного из названных выше семи признаков  лишает права называть проводимое мероприятие экскурсией [12, c. 43].

Помимо этих общих признаков  у каждого вида экскурсий есть свои специфические признаки:

– у автобусных —обязательный выход из автобуса для осмотра памятников;

– у музейных — знакомство с материалами, расположенными на стендах;

– у производственных —  демонстрация действующих объектов (станков, агрегатов, механизмов).

Значение признаков экскурсии  состоит в том, что их правильное понимание не позволяет ошибочно толковать сущность экскурсии [27].

Одинаковых экскурсий  не существует, они различаются, прежде всего, по теме. Слово «тема» в переводе с греческого означает «то, что положено в основу». Тема представляет собой понятие, относящееся к содержанию чего-либо. Это понятие содержит указания:

  • какому именно кругу явлений посвящается данное произведение;
  • к чему стремится автор (привлечь внимание читателей, слушателей, зрителей);
  • что именно и с каких позиций хочет автор осмыслить в своем произведении.

Тема связана с понятиями  цель и идея предусматривает изложение не только определенного материала, но и четких идейных позиций. Идея – замысел экскурсии, ее главная мысль. Тема и идея составляют идейно-тематическую основу произведения (экскурсии) [30].

Каждая экскурсия должна иметь свою четко определенную тему. Тема в экскурсии – предмет  показа и рассказа. Формирование темы представляет собой краткое и  концентрированное изложение основного  содержания экскурсии. Особенностью каждой экскурсионной темы является то, что она тесно связана с объектами показа и с тем экскурсионным материалом, который насыщает ее содержание. Этот материал должен быть подан в таком объеме, который может быть усвоен экскурсантами при показе объектов[9, c. 134].

Каждая тема представляет собой совокупность целого ряда подтем. У каждой подтемы должна быть полнота и логическая завершенность. Правильно разработанная подтема должна восприниматься экскурсантами не сама по себе, а вместе с другими подтемами, в композиции.

Композицией экскурсии называют расположение, последовательность и  соотношение подтем, основных вопросов, вступления и заключительной части экскурсии.

Ведущая подтема — композиционный центр экскурсии, вокруг которого строится весь рассказ экскурсии. Она способствует более глубокому раскрытию содержания экскурсии, делает ее убедительной и запоминающейся [11, с. 98].

Название экскурсии —  это языковое выражение, в прямой и косвенной форме обозначающее содержание. Название экскурсии должно выражать смысл. Оно должно быть точным, не допускающим двоякого толкования.

Для сравнения своей историко-архитектурной  экскурсии я взяла обзорные экскурсии.

Обзорные экскурсии, как  правило, многотемные. Не случайно их называют многоплановыми. В них используется исторический и современный материал. Строится такая экскурсия на показе самых различных объектов (памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий, элементов благоустройства  города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т.д.) [31, с. 152].

В обзорных экскурсиях события  излагаются крупным планом. Это дает общее представление о городе, крае, области, республике, государстве  в целом. Хронологические рамки  такой экскурсии – время существования  города с первого упоминания о  нем до сегодняшнего дня и перспективы  развития. Обзорные экскурсии имеют свои особенности. В отличие от тематических, в них формулировка темы представляет определенную сложность. Независимо от места, где их готовят и проводят, они практически схожи между собой прежде всего по своей структуре. В каждой из них освещается несколько подтем (история города, краткая характеристика промышленности, науки, культуры, народного образования и др.). В то же время у обзорных экскурсий имеются свои отличительные черты. Они диктуются теми особенностями в историческом развитии, которые присущи определенному городу, области, краю. Например, военно-историческую подтему включают в обзорные экскурсии те города, на территории областей которых происходили военные сражения. Литературные подтемы включают в обзорные экскурсии городов, связанных с жизнью и деятельностью писателей, поэтов и т.д [13].

Тематическая экскурсия  посвящена раскрытию одной темы. Если это экскурсия на историко-архитектурную  тему, то предметом изучения могут  стать наиболее интересные произведения зодчества, расположенные на улицах и площадях города, а в большом  городе – архитектурные ансамбли минувших веков.

Информация о работе Особенности организации проведения историко-архитектурных экскурсий