Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 02:00, курсовая работа
Цель работы заключается в создании нового экскурсионного маршрута.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. определения понятия экскурсии, ее характерные признаки и сущность;
2. краткое описание существующих историко-архитектурных экскурсий их анализ;
СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Особенности организации проведения историко-архитектурных экскурсий 5
1.1 Структура историко-архитектурных экскурсий 5
1.2 Примеры историко-архитектурных экскурсий 10
1.3 Методы и приемы, используемые для проведения историко-архитектурных экскурсий 16
ГЛАВА 2 Разработка историко-архитектурной экскурсии: «Быть верным своему прошлому» 31
2.1 Туристско-экскурсионная характеристика д. Малое Можейково 31
2.2 Отбор содержания экскурсии 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Особенности организации проведения историко-архитектурных экскурсий 5
1.1 Структура историко-архитектурных экскурсий 5
1.2 Примеры историко-архитектурных экскурсий 10
1.3 Методы и приемы, используемые для проведения историко-архитектурных экскурсий 16
ГЛАВА 2 Разработка
историко-архитектурной
2.1 Туристско-экскурсионная
характеристика д. Малое
2.2 Отбор содержания экскурсии 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 45
Туристический бизнес является
на сегодняшний день одним из самых
быстро развивающихся секторов экономики
нашей страны. Кроме того, в данный
момент особый интерес в обществе,
а также государственную
В культурном наследии белорусского народа значительное место принадлежит памятникам архитектуры, особенно в северных (Браславско-Глубокский) и западных (Гродненский, Лидско-Новогрудский) подрайонах республики. Сохранившиеся памятники белорусского зодчества представляют архитектуру готики, ренессанса, барокко и классицизма. Белорусская архитектура и памятники деревянного зодчества всех этапов развития белорусской нации представлены оригинальными постройками и архитектурными комплексами, которые отличаются от памятников соседних республик.
Все эти разнообразные
памятники архитектуры
Цель работы заключается в создании нового экскурсионного маршрута.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. определения понятия экскурсии, ее характерные признаки и сущность;
2. краткое описание существующих историко-архитектурных экскурсий их анализ;
3. изучение методов и приемов проведения историко-экскурсионных экскурсий;
4. туристско-экскурсионная характеристика д. Можейково;
5. отбор содержания экскурсии;
6. разработка экскурсии, составления контрольного текста, технологической карты, портфеля экскурсовода и схемы маршрута экскурсии;
Объектом исследования являются
историко-архитектурные
Предмет исследования –
экскурсионный и историко-
Методы исследования. В работе были использованы следующие методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы;
2. Научного познания (анализ, синтез, индукция, дедукция).
Вопрос разработки экскурсии достаточно широко раскрывается в современной литературе: учебно-методических пособиях, туристических журналах и газетах, большое количество материалов в мировой сети Интернет.
Актуальность исследования
обусловлена тем, что д. Можейково
имеет давнюю и интересную историю.
В последние годы она становиться
популярнейшим местом для любителей
путешествий. Можейково обладает значительными
туристскими ресурсами, в плане
наличия экскурсионных и
Областью возможного практического применения является использования экскурсионного маршрута туристскими предприятиями.
Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем – «вылазка, поездка». Позднее произошло видоизменение этого слова по типу имен на «ия» (экскурс + ия) [11, c. 9].
При рассмотрении понятия
«сущность экскурсии» необходимо иметь
в виду обусловленность экскурсионного
процесса объективными требованиями.
Каждая экскурсия представляет особый
процесс деятельности, суть которого
обусловлена конкретными
В ходе экскурсионного процесса
экскурсовод помогает экскурсантам
увидеть объекты, на основе которых
раскрывается тема (первая задача), услышать
об этих объектах необходимую информацию
(вторая задача), ощутить величие
подвига, значение исторического события
(третья задача), овладеть практическими
навыками самостоятельного наблюдения
и анализа экскурсионных
Умение видеть как эстетическое восприятие сводится к умению воспринимать архитектурные массы, краски, линии всякого рода, группировки масс, красок, линий и их комплексы в условиях перспективы, света, воздуха, угла зрения.
Умение видеть как историческое восприятие заключается в следующем: во-первых, надо уметь найти в экскурсионном объекте типичные черты и особенности историко-культурного характера; во-вторых, надо уметь определить наслоения в экскурсионном объекте, сделанные временем, и его эволюцию; в-третьих, надо уметь найти исторические факты в монументальных и музейно-исторических памятниках – задача, всегда требующая больших знаний и навыков.
Одна из задач экскурсии – выработать у экскурсантов отношение к теме экскурсии, деятельности исторических лиц, событиям, фактам, в целом к материалу экскурсии и дать ей свою оценку.
Дать оценку – значит
составить представление о ком-
Оценка экскурсии – это выводы экскурсанта, к которым его подводит экскурсовод [12, c. 46].
Экскурсия – методически
продуманный показ
Некоторые экскурсионисты, рассматривая сущность экскурсии, относят к ней такие понятия, как композиция, сюжет и фабула.
Композиция — построение, соединение, составление отдельных частей в целое. Этот термин связан с понятиями «структура» и «конструкция».
Сюжет — событие или несколько событий, связанных друг с другом.
Фабула — цепь событий, о которых повествует произведение. В изложении фабулы различают композицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку.
Кульминация — точка, момент наивысшего напряжения в развитии фабульного действия [8, c. 120-124].
Экскурсия, являясь произведением конкретных авторов, строится с учетом требований, предъявляемых к литературному произведению, и имеет свой сюжет, которому подчинен весь экскурсионный материал. Историко-архитектурная экскурсия по своим задачам и форме проведения более сложна, чем путевая экскурсионная информация или беседа инструктора в туристском походе. Или же по сравнению с городской обзорной, более сложна по своей структуре, содержанию и методике проведения [5].
Экскурсия, как и другие
формы культурно-
Общими признаками для всех экскурсий являются:
Отсутствие хотя бы одного из названных выше семи признаков лишает права называть проводимое мероприятие экскурсией [12, c. 43].
Помимо этих общих признаков у каждого вида экскурсий есть свои специфические признаки:
– у автобусных —обязательный выход из автобуса для осмотра памятников;
– у музейных — знакомство с материалами, расположенными на стендах;
– у производственных — демонстрация действующих объектов (станков, агрегатов, механизмов).
Значение признаков экскурсии состоит в том, что их правильное понимание не позволяет ошибочно толковать сущность экскурсии [27].
Одинаковых экскурсий не существует, они различаются, прежде всего, по теме. Слово «тема» в переводе с греческого означает «то, что положено в основу». Тема представляет собой понятие, относящееся к содержанию чего-либо. Это понятие содержит указания:
Тема связана с понятиями цель и идея предусматривает изложение не только определенного материала, но и четких идейных позиций. Идея – замысел экскурсии, ее главная мысль. Тема и идея составляют идейно-тематическую основу произведения (экскурсии) [30].
Каждая экскурсия должна
иметь свою четко определенную тему.
Тема в экскурсии – предмет
показа и рассказа. Формирование темы
представляет собой краткое и
концентрированное изложение
Каждая тема представляет собой совокупность целого ряда подтем. У каждой подтемы должна быть полнота и логическая завершенность. Правильно разработанная подтема должна восприниматься экскурсантами не сама по себе, а вместе с другими подтемами, в композиции.
Композицией экскурсии называют расположение, последовательность и соотношение подтем, основных вопросов, вступления и заключительной части экскурсии.
Ведущая подтема — композиционный центр экскурсии, вокруг которого строится весь рассказ экскурсии. Она способствует более глубокому раскрытию содержания экскурсии, делает ее убедительной и запоминающейся [11, с. 98].
Название экскурсии — это языковое выражение, в прямой и косвенной форме обозначающее содержание. Название экскурсии должно выражать смысл. Оно должно быть точным, не допускающим двоякого толкования.
Для сравнения своей историко-
Обзорные экскурсии, как правило, многотемные. Не случайно их называют многоплановыми. В них используется исторический и современный материал. Строится такая экскурсия на показе самых различных объектов (памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий, элементов благоустройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т.д.) [31, с. 152].
В обзорных экскурсиях события
излагаются крупным планом. Это дает
общее представление о городе,
крае, области, республике, государстве
в целом. Хронологические рамки
такой экскурсии – время
Тематическая экскурсия
посвящена раскрытию одной
Информация о работе Особенности организации проведения историко-архитектурных экскурсий