Особенности организации проведения историко-архитектурных экскурсий

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 02:00, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в создании нового экскурсионного маршрута.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. определения понятия экскурсии, ее характерные признаки и сущность;
2. краткое описание существующих историко-архитектурных экскурсий их анализ;

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Особенности организации проведения историко-архитектурных экскурсий 5
1.1 Структура историко-архитектурных экскурсий 5
1.2 Примеры историко-архитектурных экскурсий 10
1.3 Методы и приемы, используемые для проведения историко-архитектурных экскурсий 16
ГЛАВА 2 Разработка историко-архитектурной экскурсии: «Быть верным своему прошлому» 31
2.1 Туристско-экскурсионная характеристика д. Малое Можейково 31
2.2 Отбор содержания экскурсии 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 41

Работа содержит 1 файл

курсовая экскурсоведенье.docx

— 94.53 Кб (Скачать)

Показ в экскурсии представляет собой наглядный способ ознакомления с экскурсионным объектом или  несколькими объектами. Особенностью показа в экскурсии является способность  с его помощью обнаружить, раскрыть то или иное качество (свойство, способность) наблюдаемого объекта, возможность  сделать явным, очевидным то, что  незаметно при первом взгляде  на предмет. При экскурсионном показе экскурсант видит не только памятник, но различает разные части, внешние  особенности, принимает участие  в их анализе. В результате экскурсионного показа он учится правильно смотреть и видеть, наблюдать и изучать. Показ, как важнейший элемент  экскурсии (ее зрительная основа), имеет  свои характерные особенности:

  • Активность показа. Показ это не пассивное любование памятниками природы или произведениями, созданными руками человека, а целенаправленное наблюдение (изучение, исследование) объектов. Это анализ чувственно воспринимаемых объектов с помощью экскурсионной методики, процесс, требующий активных действий экскурсовода и экскурсантов.
  • Логическая последовательность показа. В экскурсии каждый последующий объект является ступенькой в раскрытии темы. Это обстоятельство определяет место данного объекта среди других объектов. Логичность показа, связь объектов между собой обеспечиваются определенной последовательностью
  • Определяющая роль показа. На экскурсии в большинстве случаев показ предшествует рассказу. Это привело к рождению формулы: «от показа к рассказу». Основой экскурсии являются зрительные восприятия и впечатление, полученные при участии других органов чувств. Они служат поводом к началу рассказа. Но в ряде случаев показ и рассказ используются одновременно, а иногда рассказ предшествует показу.
  • Сюжетность показа. Показ объекта в экскурсии обычно носит сюжетный характер. Сам по себе сюжет в экскурсии более сложен, чем в произведении изобразительного искусства. Для него характерна совокупность действий, хода исторического события, жизни и деятельности мастера культуры, государственного деятеля. В тематических экскурсиях просматривается четкая сюжетная линия, которая объединяет элементы показа и рассказа [12, c. 8-10].

Первым и обязательным методическим приемом показа экскурсионного объекта является прием предварительного осмотра. Каждое произведение искусства  имеет свой образный язык, который  экскурсант и должен воспринять. Использование  этого приема способствует эмоциональному контакту с памятником, вызывает интерес  к нему, будит фантазию. Кроме  того, не стоит забывать, что 85% объема информации о внешнем мире человеку предоставляют глаза.

К приему предварительного осмотра непосредственно примыкает  и прием панорамного показа, который  позволяет зрительно фиксировать  общий облик того или иного сооружения и выявить особенности его силуэта на фоне пейзажа — природного или архитектурного, а иногда — того и другого вместе.

Одним из самых распространенных приемов показа в историко-архитектурных  экскурсиях является прием реконструкции. Рассказывая об истории памятника, экскурсовод должен воссоздать его  облик на то время, когда здание создавалось, перестраивалось, меняя свою стилистическую окраску, дополняясь другими постройками. Для того чтобы успешно использовать прием реконструкции, необходимо провести тщательную, кропотливую работу по сбору конкретного материала, который  бы позволил детально воссоздать объекты  и события [29].

Яркие, достоверные образы экскурсовод может сформировать у экскурсантов, используя прием  цитирования. Причем цитаты могут как подтверждать определенные мысли, высказанные предположения, так и способствовать более успешному применению приема реконструкции. Цитаты, украшая рассказ, придают ему необходимую документальность, точность и в то же время живость непосредственного свидетельства очевидца. Поэтому подбор цитат — важный этап в работе экскурсовода над текстом экскурсии. При проведении экскурсии важно, однако, не перегружать ее цитатами. Слишком частое, обильное, назойливое цитирование может легко лишить этот прием его убедительности и привлекательности.

В историко-архитектурных  экскурсиях широко используется прием  зрительного сравнения. Разумеется, от экскурсовода здесь требуется, с  одной стороны, свободное владение материалом и терминологией, чтобы  провести такие зрительные сравнения (параллели и противопоставления) на должном профессиональном уровне и в доступной для экскурсантов форме [30, c. 49-56].

Архитектурный анализ в экскурсии. Пожалуй, главная особенность проведения архитектурных экскурсий — это  обязательное использование в них  архитектурного анализа рассматриваемого объекта. Архитектурный анализ базируется на специфике архитектуры как  своеобразного вида человеческой деятельности, в основе которого лежит использование  технических, функциональных и художественно-эстетических достижений общества на том или ином историческом этапе. Поэтому исходным мерилом при проведении анализа должно стать соотношение трех важнейших, определяющих архитектуру понятий: пользы, прочности, красоты (знаменитая триада Витрувия).

Для проведения архитектурного анализа характерны несколько ступеней:

    • вычленение объекта из окружающей среды (его локализация);
    • установление связей объекта с содержанием экскурсии;
    • предварительный осмотр;
    • сам процесс анализа;
    • обобщения и выводы.

В ряде случаев экскурсоводы строят свои показ на анализе архитектурной  композиции — здание расчленяется на составные части. Раздельное рассмотрение каждой из этих частей позволяет раскрыть их свойства и качества и не только выявить в ходе анализа характерные  особенности, но и определить те существенные связи, которые есть между ними и  которые объединяют их в единое целое.

При архитектурном анализе  необходимо обратить внимание на следующие  вопросы:

    • градостроительная и природная среда памятника архитектуры;
    • стилевая его направленность (объемно-пространственная композиция, масштаб, декоративное убранство фасадов, особенности решения интерьеров и т.д.);
    • история сооружения, реставрационные работы, современное использование памятника архитектуры [5, c. 70].

Следует иметь в виду особенности  экскурсионного рассказа в ходе анализа  объектов. Содержание рассказа носит  более глубокий характер. Помимо экскурсионной  справки и описания активно используются методические приемы монтажа и цитирования. Своим рассказом экскурсовод  помогает экскурсанту увидеть именно то, что необходимо, и поясняет то, что видит экскурсант. Не считая биографического материала и исторических справок, весь словесный материал на архитектурной экскурсии обязательно подкрепляется зрительными аргументами [6]!

Прием зрительной реконструкции (воссоздания). Основное назначение этого  методического приема — мысленно восстановить несохранившиеся экскурсионные  объекты в первоначальном виде или  воссоздать картину прошлого, обстановку будущего. Сущность этого приема заключается  в том, что словесным путем  восстанавливается первоначальный облик экскурсионного объекта. Этот прием широко используют при показе архитектурных памятников, плохо  сохранившихся или перестроенных.Задача указанного приема дать экскурсантам возможность «зрительно» восстановить памятное место, здание, сооружение в их первоначальном виде; историческое событие, которое произошло на данном месте.

Прием зрительного монтажа  является одним из вариантов методического  приема реконструкции. Экскурсовод, используя  прием зрительного монтажа, составляет нужный образ, суммируя внешний облик  нескольких объектов, а также их отдельных частей. Составные части  могут быть заимствованы из тех объектов, которые в данный момент служат предметом  наблюдения экскурсантов. В зрительном монтаже могут быть использованы фотографии, чертежи, рисунки [31, c. 56].

Прием интеграции (восстановление, восполнение) построен на объединении  отдельных частей наблюдаемого объекта  в единое целое. Использование приема интеграции не вызывает трудностей, ведь для каждого человека познание окружающего  мира начинается с изучения единичных  предметов и фактов. Показывая объект (здание, сооружение, памятное место), экскурсовод идет путем интеграции, т. е. объединение различных сторон, деталей, свойств в единое целое. Например, прием интеграции может быть использован при показе архитектурного ансамбля. Сначала показывается каждое здание в отдельности, затем экскурсовод объединяет (интегрирует) зрительные впечатления, полученные экскурсантами при наблюдении отдельных объектов. На заключительном этапе показа группа наблюдает ансамбль как единство нескольких зданий, и экскурсовод формулирует выводы, характеризуя ансамбль в целом.

Прием локализации событий. Этот прием конкретизирует показ, дает экскурсантам четкое представление  о том, где произошло событие, о котором идет речь. В результате использования этого методического  приема осуществляется связь событий  с конкретным местом. Этот прием  дает возможность ограничить внимание участников экскурсии определенными  рамками, приковать их взгляды в  данной конкретной территории, именно к тому месту, где произошло событие [30, c. 79].

Прием абстрагирования представляет собой мысленный процесс выделения  из целого каких-либо частей с целью  последующего глубокого наблюдения. Этот методический прием позволяет  экскурсантам рассмотреть те признаки экскурсионного объекта (памятника  истории и культуры, монументальной скульптуры), которые служат основой  для раскрытия темы (подтемы) экскурсии.

Прием абстрагирования строится на наблюдении или одного из объектов с помощью мысленного отвлечения от других объектов, расположенных  рядом, как одной из частей объекта (этажа здания, балкона, крыльца и  др.) при отвлечении от других его  частей, которые менее существенны  или не нужны для раскрытия  данной темы. Использованию этого  приема предшествует объяснение экскурсовода, какие части предмета, здания будут  предметом показа. Абстрагирование  позволяет экскурсантам «не видеть»  того что не имеет отношения к данной экскурсии [37, c. 8-12].

Прием зрительной аналогии основан на действии одного из общих  методов научного познания — метода аналогии. Прием аналогии построен на сравнении:

а) данного объекта с фотографией или рисунком другого аналогичного объекта;

б) наблюдаемого объекта с теми объектами, которые экскурсанты наблюдали ранее. Механизм действия этого приема состоит в том, что экскурсовод «ставит» перед экскурсантами два объекта, причем, только один из них физически находится перед их глазами.

Прием зрительной аналогии более сложен, чем прием зрительного  сравнения. Задача экскурсовода, использующего  этот прием при показе объекта, —  привлечь экскурсантов к активному  поиску аналогии, вызвать в памяти представление о внешнем виде аналогичного объекта, который они  видели на прежних экскурсиях. При  этом у каждого экскурсанта может  быть своя аналогия. Прием зрительной аналогии иногда называют приемом ассоциации. Особенно часто этот прием показа строится на ассоциации по сходству. Реже используются ассоциации по противоположности (черное — белое, холод — тепло, свет — темнота), по порядку времен, по единству места расположения [5, с. 10-12].

Прием переключения внимания. После наблюдения объекта экскурсанты  по просьбе экскурсовода переносят  свое внимание на другой объект (например: перенос взгляда с дома, построенного в начале прошлого века, на нынешнее многоэтажное здание). Наличие контраста  обогащает новыми впечатлениями. Сравнение  объектов позволяет лучше понять первоначально наблюдаемый объект [28].

Как было отмечено выше, экскурсия  представляет собой уникальное явление, процесс, представляющий собой сочетание  экскурсионного показа и рассказа. В экскурсии рассказ экскурсовода выполняет две задачи:

    • комментирует, поясняет, дополняет увиденное;
    • реконструирует, восстанавливает то, что не может в данный момент увидеть экскурсант.

Основные требования к  экскурсионному рассказу: тематичность, конкретность, связанность, логичность, краткость, убедительность, доступность изложения, законченность суждений, связь с показом, научность.

В экскурсии используются две формы рассказа:

а) повествовательный рассказ, который дает экскурсантам ясное представление о том, где и каким образом происходили события;

б) реконструктивный рассказ, задачей которого является восстановление перед мысленным взором экскурсантов того или иного объекта (здания, сооружения, памятного места) [37, c. 30].

Информация о работе Особенности организации проведения историко-архитектурных экскурсий