Особенности функционирования внутреннего туризма в РФ и его значение в экономике страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 23:44, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы – раскрыть особенности функционирования внутреннего туризма в Российской Федерации, его значение в экономике страны. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) Рассмотреть состояние и развитие внутреннего туризма;
2) Выявить проблемы и показать перспективы развития туризма в РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты функционирования внутреннего туризма в РФ:………………………………………………………………………..
1.1. Основные понятия и определения…………………………..
1.2. Государственное регулирование туризма в РФ;…………..
2. Состояние и перспективы развития внутреннего туризма в РФ:…..
2.1. Состояние и развитие внутреннего туризма в РФ;……….
2.2. Проблемы и перспективы развития внутреннего туризма в РФ;……………………………………………………………………
3. Значение внутреннего туризма в экономике страны…………………
Заключение………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………
Приложения………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

мой курсовик.doc

— 418.50 Кб (Скачать)

      С сокращением системы перевозок, утратой уровня технического оснащения  и безопасности средств транспорта снижается доступность туристских ресурсов, что отражается на качестве регионального и, соответственно, национального и туристского продукта. Замедлено сооружение скоростных магистралей всех видов (автомобильные и железнодорожные), что при огромных пространствах России снижает эффективность  туризма. [3, с.56-60]

     В России отсутствует принятая в мире система торговли tах-frее.  Это существенно снижает эффективность торговли товарами и сувенирной продукцией для туристов. На местах сувенирная торговля развита слабо, а в ряде регионов и местностей просто отсутствует. Не используются возможности продажи продукции местных производителей. Не достаточно развита система оплаты товаров по кредитным картам. Ещё одна серьёзная проблема в развитии российского рынка внутреннего туризма – несоответствие цен на предлагаемые услуги качеству этих услуг, особенно в части условий размещения, питания и перевозок, т.е. в важнейших компонентах туристского сервиса.

Российский  внутренний туризм по сути дела не имеет государственной рекламной поддержки. Между тем формированием позитивного туристского имиджа страны во всём мире занимаются авторитетные государственные структуры.

      За  последние два года наметилось оживление  на рынке внутреннего туризма. Многие заинтересовались отдыхом на Байкале, на Черноморском побережье Кавказа, в Приэльбрусье. На заполняемое туристических баз и пансионатов перестала сказываться даже нестабильная обстановка на Северном Кавказе.

      Развитие  внутреннего туризма должно привлечь на оздоровительные объекты порядка 40 миллионов отдыхающих, а значит, будет востребовано не меньше 20 миллионов квалифицированных специалистов. Сегодня кадры для туризма готовят большей частью в негосударственных вузах, недоступных для основной массы населения страны. К тому же в сегодняшней номенклатуре учебных специальностей нет ни одной чисто туристической. Единственный существующий учебный стандарт привязан к специальности менеджмент.[12]

      Международная академия туризма разработала проект закона о туризме в России. Принятие этого закона и его исполнение, по самым скромным подсчетам, вдохнет жизнь в отечественную туристскую   инфраструктуру,   восстановит   возможность   каждого   россиянина нормально и по-человечески отдыхать. А главное, без всяких бюджетных вложений сразу же принесет стране не менее ста пятидесяти миллиардов рублей налоговых поступлений, а это почти треть российского бюджета.

      Можно со всей уверенностью сказать, что именно государство должно взять на себя функцию по развитию внутреннего  туризма. Так как эта сфера туризма больше всего нуждается в поддержке со стороны государства. В первую очередь это касается принятия нормативно-правовой базы.

      Говоря  вновь о статистических данных, перспективы  туристической деятельности в России определяются следующим образом: внутренним туризмом занимаются и собираются заниматься 43,7% всех опрошенных турфирм. По данным опроса, в сфере внутреннего туризма работают порядка 27% компаний. Интерес к внутреннему туризму проявили лишь 35,3 % столичных турфирм, среди региональных этот показатель выше – 53,8%. Их клиентов в этом смысле можно считать перспективными - те туристы, которые сегодня ориентируются только на внутренние маршруты, завтра будет расширять горизонты своих путешествий. 

Таким образом, отмечаются перспективные тенденции роста:

  • Число небольших специализированных на экотуризме фирм увеличивается;
  • Расширяется спектр предложений от крупных туроператоров по программам так называемого «активного отдыха» внутри страны

      Отчетливо проявляется возрастающая активность туристских предприятий и властей в регионах, в том числе в тех, где прежде природно-ориентированный туризм не имел широкого развития (например, в Поволжье). А так же там, где создаются новые природоохранно-рекреационные территории (например, национальные парки «Смоленское Поозерье», «Угра» ).[10] 

      Государство обещает взять на себя строительство всей необходимой инфраструктуры, но 1,1 млрд руб., запланированных в бюджете, явно недостаточно. Поэтому в агентстве будут просить Министерство финансов увеличить бюджетную статью до 4 млрд рублей.

      Хотя  нельзя отрицать, что в последние  годы внутренний туризм стал развиваться  более успешно и динамично. Ведь в прошлом году количество отдыхающих внутри страны составило 23,1 млн человек. Конечно, лидером по объёмам внутреннего туризма среди регионов является Краснодарский край. В первом полугодии 2006г. здесь отдохнуло более 5 млн человек, ведётся интенсивное строительство гостиниц, развивается туристская инфраструктура.

Новый импульс развитию внутреннего туризма  придает объявленный конкурс на определение особых экономических зон туристско-рекреационного типа.  Это позволит стимулировать создание и совершенствование туристической инфраструктуры, повысить качество услуг и обеспечить доступность отдыха внутри страны. 

Государство обещает взять на себя строительство всей необходимой инфраструктуры, но 1,1 млрд руб., запланированных в бюджете, явно недостаточно. Поэтому в агентстве будут просить Министерство финансов увеличить бюджетную статью до 4 млрд рублей.

 [17]

регионы[17]

   

Весьма  перспективным кажется планирование в Краснодарском крае инвестиционного  проекта «Строительство культурно-развлекательного центра «Боспор» с гостиницами, ресторанами, ипподромом, аквапарком, парком аттракционов, а так же залами для проведения мероприятий. Все объекты будут стилизованы под постройки некогда существовавшего здесь древнегреческого города. Новый курортный район большой ёмкости, расположенный на стыке моря и лиманов, с перспективой обустройства лиманных пляжей, даст возможность разместить на территории будущей ОЭЗ санатории, пансионаты, гостиницы разной категории, а так же развлекательные и оздоровительные объекты.

      Проект  действительно уникальный и весьма привлекательный для частных  инвесторов. В настоящий момент решается вопрос  с выделением всей земельной площадки в собственность государства, а так же со строительством основных инженерных коммуникаций.

      В рамках Федеральной адресной инвестиционной программы в разделе «Ростуризм»  предусмотрено выделение Управлению по строительству администрации города-курорта Анапа   5 млн. рублей для строительства глубоководного выпуска очищенных сточных  вод в Чёрное море. И ещё 40 млн. рублей – на строительство водовода от водозабора на реке Кубань до очистных сооружений анапского водопровода. Общая сумма инвестиций - $ 2-3 млрд. За счёт средств краевого бюджета разрабатывается проект планировки данного района. Инвестиционное предложение предусматривает комплексную застройку всего района, включая этап разработки градостроительной документации, проектирования и строительства инженерных сетей.

      Весьма  вероятно, что преобразившиеся Черноморские курорты россияне смогут посетить в  обозримом будущем. И нынешние заманчивые проекты будут близки к их реальному  воплощению. [9, C. 10-18]  
 
 
 

1.3. Значение внутреннего туризма в экономике страны. 
 

      Значение  и роль туризма в наше время  для развития экономики государства, удовлетворения запросов  личности переоценить невозможно. Индустрия  туризма занимает важное место в  экономике нашей страны. 
Во России туризм играет значительную роль в формировании внутреннего валового продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса. Внутренний туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т. е. выступает своеобразным катализатором социально- экономического развития. 
  В XXв. туризм превратился в одно из наиболее значимых социальных явлений. В экономике современной России туризм также занимает важное место. Одной из приоритетных задач Федеральной целевой программы “Развитие туризма в Российской Федерации” является становление в России высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса.  
Реализация программы предполагает: создание нормативно-правовой базы, формирование современного отечественного туристского рынка, углубление специализации и кооперации в работе туристских предприятий, обеспечение условий для развития различных видов внутреннего и въездного туризма, развитие международного сотрудничества в области туризма, а также решение целого комплекса задач в области подготовки кадров для отрасли.

      Так же хочется отметить, что положительное  влияние туризма на экономику государства происходит только лишь в том случае, когда туризм в стране развивается всесторонне, параллельно и во взаимосвязи с другими отраслями социально-экономического комплекса. [1, с. 34-39] 

 

Заключение

      Туристская  сфера может принести России колоссальное количество рабочих мест и средств, так необходимых бюджету государства, однако важно отметить, что развитие туристской отрасли не универсальная отмычка от всех бед, это один из путей, по которому необходимо двигаться, если мы желаем процветания. 

      В заключении я хотела бы  отметить те конкретные шаги, которые, по моему  мнению, необходимо сделать, чтобы вывести  сферу внутреннего туризма из кризисного состояния. Во-первых, чтобы  привлечь туристов на внутренний рынок, необходимо стимулировать развитие инфраструктуры туристической отрасли. Во-вторых, необходимо обеспечить принятие благоприятной нормативной базы, ориентированной, прежде всего, на решение проблем внутреннего туризма. В-третьих, должен быть решён кадровый вопрос: подготовка грамотных и квалифицированных специалистов. Ну и в-четвёртых, в СМИ должна проводиться пропаганда именно внутреннего туризма.

      По  моему мнению, так же, одним из эффективных методов привлечения  туристов является участие города Сочи в Олимпиаде-2014 года. Строятся олимпийская деревня, горнолыжные трассы, гостиницы и стадионы. И в данный момент это активно пропагандируется в СМИ.  
 
 

Список  литературы

  1. Квартальнов В.А., Туризм, М.: Финансы и статистика, 2002 г.;
  2. Сенин В.С. Организация международного туризма, М.: Финансы и статистика, 2001 г.;
  3. Экономика туризма, М.:Финансы и статистика, 2002 г.;
  4. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности, М.: Финансы и статстика,2002г.;
  5. Федеральный закон «Об основах туристической деятельности в РФ», М., 1996г.,
  6. Дурович А.П., Копанев А.С., Маркетинг в туризме, М.: Экономпресс, 1998г.;
  7. Биржаков М.Б. ,Введение в туризм, М., 2001г.;
  8. Давайте посчитаем! // Турбизнес, №7, май 2006г.;
  9. Курорты Кубани-инвестиционный прорыв! // Турбизнес, №7, май 2006г.;
  10. Индикатор туристического рынка. // Турбизнес, №10, июль 2006 г.;
  11. Россию ждёт светлое туристическое будущее! // Российская туристская газета, 2007г.
  12. Академия туризма. Предложения к концепции развития туризма в России. // Отель, №3, 2001г.;
  13. Электронный источник: www.rustur.ru;
  14. Электронный источник www.tourism.ru
  15. Электронный источник www.travel.ru
  16. Электронный источник www.tourist.ru
  17. Электронный источник www.itravel.ru

Приложение

Аква-парк «Маяк», город Сочи.  

   Морской вокзал, г. Сочи

Гостиница «Жемчужина»,г. Сочи

Информация о работе Особенности функционирования внутреннего туризма в РФ и его значение в экономике страны