Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 23:44, курсовая работа
Цель моей работы – раскрыть особенности функционирования внутреннего туризма в Российской Федерации, его значение в экономике страны. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) Рассмотреть состояние и развитие внутреннего туризма;
2) Выявить проблемы и показать перспективы развития туризма в РФ.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты функционирования внутреннего туризма в РФ:………………………………………………………………………..
1.1. Основные понятия и определения…………………………..
1.2. Государственное регулирование туризма в РФ;…………..
2. Состояние и перспективы развития внутреннего туризма в РФ:…..
2.1. Состояние и развитие внутреннего туризма в РФ;……….
2.2. Проблемы и перспективы развития внутреннего туризма в РФ;……………………………………………………………………
3. Значение внутреннего туризма в экономике страны…………………
Заключение………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………
Приложения………………………………………………………………….
Сегодня в России внутренний туризм, как менее выгодный для турфирм, развит намного слабее. В России же объединенными усилиями ряда городов удалось пополнить бюджет лишь на 2 миллиарда долларов.
Реформы в экономике привели к снижению уровня жизни населения, особенно части, занятой в бюджетной сфере, отмечается резкое падение уровня платежеспособного спроса на туристские услуги внутреннего туризма, структурное и качественное изменение деятельности в этой сфере. Одновременно с резким падением платежеспособности значительно преобладающей части населения и возрастанием транспортных расходов за этот период отмечено существенное падение объемов внутреннего туризма, о чем свидетельствует снижение объемов пассажирских перевозок. Так, в 1970 - 80-х годах Киришское бюро туризма и экскурсий (г. Кириши Ленинградской области) принимало ежедневно до 15 групп по линии внутреннего туризма из различных регионов СССР, на обслуживании туристов работало более 50 экскурсоводов из местного населения, были задействованы средства размещения и транспорт. В 2003 г. иногородних групп в Киришах нет, в бюро работает 2 человека штатного персонала и 5 совместителей экскурсоводов на почасовой оплате. Производится обслуживание туристскими услугами местного населения. Это типичная ситуация для большинства регионов РФ.[4, с.5-7]
Отмечается интенсивное развитие паломнического и религиозного туризма, открываются паломнические службы, организующие поездки местного населения в монастыри и местные святыни. В силу утраты идеологии и многих духовных ценностей и в условиях отсутствия адекватного предложения население страны обращается к религии. Паломнические туры отличаются низкой стоимостью услуг и привлекательны с познавательной точки зрения. Экономический кризис 1998 г. разрушил складывающуюся структуру рынка потребителя, резко уменьшил сегмент выездного туризма, но положительно отразился на активизации внутреннего туризма. В крупные туристские центры (Москва, Санкт - Петербург и другие) отмечается прибытие значимого потока туристов, в том числе школьных групп из регионов России. Потребление услуг размещения характеризуется низкой требовательностью к уровню сервиса, адекватно минимизации цены тура. Заполняются преимущественно внеклассные гостиницы, хостели, общежития и иные средства размещения. Это явление возрождает традиции гостиничного сервиса советского периода и отрицательно влияет на его развитие и становление сервиса европейского уровня, формирует устойчивые традиции потребления услуг низкого уровня и стоимости.[6, с. 65-69]
Россия
облает реальными мощнейшими и еще
многократно большими потенциальными
туристскими ресурсами, глубоким культурным
и историческим наследием, социокультурными
и научно-промышленными
Тем не менее, следует отметить, что единой государственной политики в продвижении национального туристского продукта в России не имеется. Настоящая политика администрации сводится к использованию государственных ресурсов дли рекламы продукта отдельных фирм и их ассоциаций, работающих на внутреннем и международном рынке
Состояние
инфраструктуры внутреннего туризма
отпугивает россиян. В прошлом году
было проведено исследование по итогам
2005 года, которое имело целью определить
какие цели преследуют россияне, отправляясь
в поездки по России.
Цель поездки | Число туристов (тыс. чел.) | В % |
Досуг, рекреация, отдых |
|
71% |
Круизы |
|
12% |
Лечение |
|
6% |
Деловые, профессиональные |
|
5% |
Религия и паломничество |
|
0,6% |
Прочее |
|
5,4% |
Всего |
|
100% |
Анализируя таблицу, видно, что преобладающей целью россиян при поездке по России является досуг, рекреация и отдых, а так же познавательный туризм, включённый в общий показатель. Обращает внимание большой удельный вес круизов-135 тысяч человек, что составляет 12 % от общего числа. Поездкам с целью лечения отдают предпочтение 68.2 тысячи человек. Путешествия с религиозной целью, которые отличаются низкой стоимостью услуг, выбирают 6,8 тысяч человек, что составляет 0,6% от общего числа. Что касается путешествий с деловыми и профессиональными целями, то они часто организуются без привлечения турфирм и на данный момент, их доля составляет лишь 5%.
Но здесь мне стоит отметить, что у делового туризма в России большое будущее, так как это стабильная, высокопрофессиональная и высокодоходная сфера бизнеса. Но на данный момент в России ещё не так много турфирм, позиционирующихся в качестве бизнес-турагентств. Одним из препятствий для развития делового туризма, является недостаточное количество отелей бизнес-класса. Хотя в целом предпосылки для дальнейшего развития делового туризма очень хорошие, постепенно формируются деловые потоки. [16]
Имея колоссальные возможности для развития экологического туризма - разнообразие природных зон, ландшафтов,большое количество заповедников, заказников, национальных парков - наша страна практически не использует, упуская значительные прибыли. Большой интерес представляют территории Хинельского и Подывотского лесничества, где обитают волки, лисы, зайцы, бобры, а так же побережья рек Сев, Морица, Ивот. Развивая экологический туризм в России, следует использовать потенциал индустрии отдыха – санатории, дома отдыха, пансионаты, турбазы, экологические тропы и маршруты различной протяжённости и степени сложности.
Оценка
рекреационного потенциала Черноморского
побережья Кавказа
До начала 90-х годов весьма популярными были одно - и многодневные круизы по рекам, поездки по городам Золотого кольца, да и просто съездить на день - два в Москву или Ленинград было вполне по карману рядовому служащему, За последние годы инфраструктура внутреннего туризма практически полностью разрушена. Тем временем, насытившись зарубежной экзотикой, соотечественники вновь потянулись к родным пенатам. Впервые появились явные признаки оживления спроса на внутренний туристический продукт. В пределах страны в туристическом и санаторно-курортном комплексе в 2003 г. отдохнуло приблизительно 9 млн. человек (для сравнения в 2002 – 7,3 млн. человек). Несмотря на это, обнаружилась абсолютная неподготовленность всей инфраструктуры к повышенному спросу. Сейчас вся Россия располагает лишь 550 тысячами гостиничных номеров, общая вместимость которых 2, 9 млн. человек. Причем более трети этого фонда - номера без удобств. Даже считающиеся сравнительно развитыми регионы не располагают гостиницами туристического класса. Так, скажем, в Санкт-Петербурге, сейчас действует 70 гостиниц, в которых за 2006 год остановился 1,2 млн. человек. Петербург насчитывает 24 тыс. гостиничных мест, но из них туристического класса всего 1,8 тысяч.
В 2004 году россияне осуществили примерно 58,2 млн. дальних поездок по России, в том числе 23 млн. поездок с проживанием в коллективных средствах размещения гостиничного типа и специализированных коллективных средствах размещения.
В
2005 году в санаторно-курортных
Территориальное регулирование деятельности всех туристских организаций в первую очередь направлено на обеспечение высокого уровня туристских расходов в конкретном регионе. У нас картина обратная. Работа органов управления в туризме и коммерческих фирм, как правило, не согласовывается. В результате – низкая посещаемость музеев, отсутствие культурных программ, неосвоенность путешественниками многих регионов страны.
Осознание необходимости формирования информации в области туризма на всех территориальных уровнях, внедрение статистических стандартов, в том числе и методологии измерения туризма, будут способствовать координации деятельности турорганизаций и росту территориального туристского потребления. [8, с.22-28]
Для России развитие туризма особенно важно, т.к. данная отрасль является благоприятной средой для функционирования предприятий малого бизнеса, способных развиваться без значительных бюджетных ассигнований, и перспективна для привлечения иностранных инвестиций в широких масштабах и в короткие сроки. Туристический бизнес стимулирует развитие других отраслей хозяйства: строительства, торговли, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, связи и т.д.[1, с. 32-25]
Данный бизнес привлекает предпринимателей по многим причинам: небольшие стартовые инвестиции, растущий спрос на туристские услуги, высокий уровень рентабельности и минимальный срок окупаемости затрат.
Сегодняшнее
состояние российской туристической
отрасли можно определить как
«состояние неустойчивого равновесия».
Не секрет, что нынешний тур бизнес
существует как «полутеневой», с
нечеткими правилами
Россия теряет миллиарды рублей, отказывая туризму в поддержке, кроме того, теряются сотни тысяч потенциальных рабочих мест. Тем не менее, туризм - один из немногих развивающихся видов отечественного бизнеса. Правда, несмотря на продолжающийся рост туристической активности в России, влияние индустрии туризма на экономику страны пока незначительно. Оно адекватно вкладу государства в развитие данной отрасли и сдерживается в основном, отсутствием реальных инвестиций, низким уровнем гостиничного сервиса, недостаточным количеством гостиничных мест, дефицитом квалифицированных кадров. [9, с.6]
Особенности развития туризма в России во многом обусловлены политическими и экономическими изменениями, происходившими в стране после 1990 года. Небольшие частные туристские фирмы стали во множестве появляться и в крупнейших городах, и в далекой провинции. Общий экономический кризис этих лет тоже существенно повлиял на структуру и динамику российского туризма. В итоге резко сократился спрос на преобладавшие прежде путешествия и отдых внутри страны и столь же резко увеличился спрос на ранее весьма немногочисленные поездки в зарубежные центры туризма. Типичен пример большого черноморского курорта Сочи, санатории и дома отдыха которого в 1990 году Посетили более 1,2 млн человек, в 1992 году - лишь 0, 57, в 1996 году - 0,4 млн человек. В 2000-2002 годах число посетителей выросло до 0,6 миллиона человек, в 2004году – до 0,7, но дальнейшего быстрого роста не наблюдается. Основная причина чрезвычайного спада во внутреннем туризме - прекращение его финансирования государством и профсоюзами. К недостаткам, тормозящим развитие внутреннего туризма, так же относятся: завышенные цены на гостиничные и ресторанные услуги в городах, несоответствие гостиничной базы и дорожно-транспортной инфраструктуры международным стандартам, недостаточно квалифицированная организация обслуживания туристов, что создаёт отрицательный имидж как конкретному туристскому центру, так и стране в целом. Таким образом, социально-экономические факторы в последние годы не способствовали полноценному и сбалансированному развитию российского туризма. [10, с. 5-8]
Однако
в последние годы наблюдается
тенденция улучшения развития туризма
в России: увеличивается поток желающих
посетить достопримечательные отечественные
места, улучшается качество обслуживания,
развивается детский туризм и т.д.
2.2. Проблемы и перспективы развития внутреннего туризма в России.
Следует признать, что в России отсутствует организованная индустрия гостеприимства, как единая система, способная осуществлять деятельность звеньев и элементов на международном туристском рынке, оказывать влияния на формирования туристских потоков, и осуществлять обслуживание на уровне мировых стандартов. Многие объекты морально и физически устарели и не способны участвовать в конкурентной борьбе на рынке услуг.
Большая
часть объектов индустрии приватизирована,
однако отсутствие инвестиционного
климата, благоприятствующего