Основные виды организационных структур управления гостиницей

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:19, курсовая работа

Описание работы

Организационная структура гостиничного предприятия определяется назначением гостиницы, ее местоположением, спецификой гостей и другими факторами. Она является отражением полномочий и обязанностей, возложенных на каждого ее работника. Но это не мешает определить основные службы, имеющиеся в любой гостинице:
Служба управления номерным фондом (отдел обслуживания гостей);
Служба общественного питания;
Административная служба;
Коммерческая служба;
Инженерные (технические службы);
Вспомогательные и дополнительные службы.

Содержание

Введение.
Содержание
1. Теоретические основы организационных структур
1.1Типы организационных структур
1.2Формальная и неформальная структуры организации
2.Организационная структура гостиницы
2.1 Структура управления предприятиями индустрии гостеприимства
2.2 Основные службы гостиницы
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая готоваяГУЛИНА.doc

— 232.00 Кб (Скачать)

Преимущества  линейно-функциональной структуры:

  1. лучшая подготовка решений и планов, связанных со специализацией работников;
  2. освобождение главного линейного менеджера от детального анализа проблем;
  3. возможность привлечения консультантов и экспертов.

Недостатки  линейно-функциональной структуры:

  1. отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между производственными отделениями;
  2. недостаточно четкая ответственность, так как готовящий решение, как правило, в его реализации не участвует;
  3. чрезмерно развитая система связей по вертикали, то есть тенденция к чрезмерной централизации.
 
 
 

1.2 Формальная и неформальная структуры организации 

     Отношения в любом коллективе носят не только формальный, но и неформальный характер, в соответствии с чем складываются формальная и неформальная структуры  организационных отношений.

Формальные  (официальные) отношения в организации составляют основу руководства и регламентируются соответствующими инструкциями, приказами, распоряжениями. Отношения и связи между работниками организации описываются в должностных инструкциях. Неформальные отношения никем и нигде не регламентируются, но зачастую оказывают существенное влияние на эффективность функционирования организации.

     В менеджменте туризма одинаково  важно изучать оба аспекта  организационных отношений, так  как вся туристская деятельность сосредоточена на взаимодействии персонала  организации с потребителем услуги и проблемы в формальной, а особенно в неформальной структуре отношений отражаются на эффективности работы туристских менеджеров.

     Формальный  коллектив — это группа людей, объединившаяся по воле руководителя для достижения целей организации. Члены коллектива занимаются аккумулированием организационных ресурсов для решения поставленных перед ними задач. Отношения между ними регулируются нормативными документами — законами, постановлениями, приказами, распоряжениями и др.

     Неформальная  группа — это группа людей, добровольно объединившихся для достижения определенных целей в соответствии со своими проблемами и интересами. Основу отношений между членами такой группы составляют личные симпатии, а функции и роли между ними распределяются без какой-либо официальной документации. Иногда в основе создания коммерческой организации лежат дружеские отношения и интересы, которые впоследствии трансформируются в бизнес - отношения и оказывают существенное влияние на формирование организационной структуры управления. Практика показывает, что в современной России руководитель организации чаще всего подбирает помощников и заместителей из своего дружеского окружения. С одной стороны, это позволяет повысить эффективность управления и снизить риск проникновения в бизнес «чужих людей», но с другой стороны, дружеские отношения зачастую мешают развитию бизнеса, так как руководитель, пренебрегая уровнем профессионализма коллег, при подборе персонала отдает приоритет личным отношениям, не проводит объективную оценку профессиональной пригодности кандидата, что в дальнейшем проявляется в качестве его работы.

     Доминирование неформальных групп над формальными  чревато нарушением исполнительской  дисциплины, коммуникационного процесса и властными злоупотреблениями. Мощная неформальная группа может приостановить или заблокировать процесс реализации управленческого решения посредством бездействия, шантажа, передачи ложной информации, несанкционированного установления производственных норм и т.п.

     Неформальные  группы могут оказывать и благотворное влияние на деятельность организации путем коллективного творчества, объединения усилий на решении организационной задачи, инициативности и т.п. Таким образом, умелое управление неформальными группами может продвинуть вперед организацию или затормозить ее развитие. Поэтому задачами менеджера являются направление их потенциала в нужное русло и минимизация их отрицательного влияния.

     Неформальную  группу можно выявить по признакам, ее характеризующим:- социальный контроль над своими членами — осуществляется в любой неформальной группе. Неписаные нормы и правила, устанавливаемые членами коллектива, должны быть предметом постоянного мониторинга менеджмента организации;

- сопротивление  переменам — отторжение инноваций  в организации, которое исходит,  как правило, от неформальных групп, поскольку нововведения воспринимаются как угроза для существования группы или угроза изменения ее структуры;

- неформальный  лидер — индивид, авторитет  которого группа признает и  подчиняется его неформальным  указаниям. Лидер помогает группе в достижении ее целей и поддерживает, укрепляет ее существование. Иногда сфера влияния неформального лидера выходит за административные рамки формальной структуры, что ставит под угрозу авторитет формального лидера — руководителя организации.

     Основой организации любой неформальной группы является взаимодействие, которое, согласно законам человеческой психики, порождает чувства, а из чувств рождается консенсус. Мотивация участников группы может быть самой разнообразной:

- общение  — обмен информацией с коллегами, обсуждение организационных, личных и других проблем;

- взаимопомощь  — оказание поддержки работникам  не только по профессиональным  вопросам, но и по личным;

- защита  — объединение как средство  противостояния давлению формальной  структуры;

- чувство принадлежности — потребность в социальных контактах, которая зачастую не реализуется в профессиональной жизни работников;

- интересы, симпатия — обнаружение в коллеге  родственных интересов, привычек, подпадание под его харизматическое  влияние. В сфере туризма мотивацией для объединения в неформальные группы может быть:

- профессиональный  статус участников, когда турагенты  объединяются с турагентами, туроператоры  — с туроператорами, администраторы  гостиниц — с администраторами  и т.п. Иногда туроператоры и агенты объединяются в неформальные группы с целью повысить эффективность работы с определенными клиентами, например спортсменами, любителями экзотики и приключений. В основе их взаимоотношений лежит потребность обмена опытом и повышения профессионального уровня;- локализация по месту работы, когда менеджеры офисов образуют неформальную группу в границах здания, в котором они контактируют, горничные взаимодействуют в пределах гостиницы, которую обслуживают, и т.п.

     Менеджер, имеющий в подчинении формальную группу, должен согласиться с тем фактом, что в этой группе уже существует неформальная группа. Для того чтобы она не мешала, а способствовала выполнению поставленных задач, необходимо:

- выявить  лидера и установить с ним  взаимоотношения, заинтересовать его работой;

- согласовать  цели и мотивы членов неформальной  группы с целями формальной  организации;

- постоянно  осуществлять мониторинг отношений  в неформальной группе и не  пытаться ее разрушить.

Чтобы управлять неформальной группой  и направить ее потенциал в полезное для организации русло, рекомендуется использовать следующие способы:- провести собрание членов коллектива с целью информирования и разъяснения целей и задач организации и определения роли каждого работника в их достижении;

- привлечь  неформального лидера к участию в решении организационных проблем и задач;

- создать  инициативные группы, способные  аккумулировать и реализовывать  предложения членов трудового  коллектива по совершенствованию  деятельности организации;

- проводить  спортивные и культурно-массовые мероприятия, укрепляющие неформальные отношения в организации и формирующие корпоративную культуру.

Раздел 2. Организационная структура гостиницы

2.1Структура  управления предприятиями  индустрии гостеприимства

     Гостиницы и рестораны – это не только важнейший вид предприятий экономической деятельности, но и сложная организационная структура, характеризуемая распределением целей и задач управления между целыми подразделениями и отдельными работниками.

     Под организационной структурой управления необходимо понимать совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами.

     Организационная структура управления складывается из состава, соотношения, расположения и взаимосвязи отдельных подсистем организации. Создание такой структуры направлено, прежде всего, на распределение между отдельными подразделениями организации прав и ответственности.

     В структуре управления гостиницей выделяются следующие элементы: звенья (отделы), уровни (ступени) управления и связи – горизонтальные и вертикальные.

     К звеньям управления относятся структурные  подразделения, а также отдельные  специалисты, выполняющие соответствующие  функции управления либо их часть (например, менеджеры, осуществляющие регулирование и координацию деятельности нескольких структурных подразделений).

     В основе образования звена управления лежит выполнение отделом определенной функции управления. Устанавливающиеся  между отделами связи имеют горизонтальный характер.

     Под уровнем управления понимают совокупность звеньев управления, занимающих определенную ступень в системе управления гостиницей. Ступени управления находятся  в вертикальной зависимости и  подчиняются друг другу: менеджеры  более высокой ступени управления принимают решения, которые конкретизируются и доводятся до нижестоящих звеньев.

     Изменение приоритетов предпринимательской  деятельности (функционирования бизнеса) - от получения бизнеса (в 50-е годы) к принятию теории социального контракта (бизнес своим существованием обязан обществу и должен нести ответственность не только перед своими акционерами, но и перед обществом) - привело к изменению принципов функционирования производства , что непосредственно сказалось и на работе с персоналом.

 

2.2 Основные службы гостиницы

Для осуществления  замкнутого технологического цикла  обслуживания гостей в гостинице предусмотрены следующие основные службы:

* бронирования;

* обслуживания;

* приема  и расчетная часть;

* служба  эксплуатации номерного фонда. 

 

Рис.2.1Технологический цикл обслуживания гостей. 

     Это минимальный набор служб, обеспечивающих предоставление основных гостиничных  услуг.

     На  гостиничных предприятиях различных  типов и разной вместимости число  служб может быть больше или меньше приведенных выше. Их функции также могут различаться. Например, только в структуре крупных гостиничных комплексов службы бронирования и обслуживания являются самостоятельными структурными подразделениями. На малых же и средних предприятиях функции бронирования и обслуживания клиентов выполняют отдельные сотрудники службы приема и размещения. Это относится также и к службе маркетинга, инженерно-эксплуатационной, финансово-бухгалтерской, коммерческой службам.

Рис2.2.Основные службы гостиницы 

   Как показано на рисунке 2.9, гостиничные  службы в зависимости от наличия  контакта с гостем расположены на двух уровнях. На первом уровне - службы, персонал которых имеет непосредственный контакт с гостем (контактные службы), на втором уровне - службы, персонал которых практически не контактирует с гостем (неконтактные службы). В гостиничной индустрии подобное разграничение служб является очень важным, так как влияет на требования, предъявляемые к персоналу. Так, важнейшими требованиями, предъявляемыми к персоналу контактных служб, являются следующие:

  • опрятный и привлекательный внешний вид (соответствующая прическа, маникюр, макияж, одежда, украшения и т.д.);
  • безупречная манера поведения;
  • знание этики и психологии общения;
  • коммуникабельность;
  • знание иностранных языков;
  • ограничение возраста (например, для портье по приему - возраст до 30 лет).

Среди специалистов в области гостиничного и ресторанного менеджмента популярна  классификация персонала контактных служб, которая включает следующие  типы:

Информация о работе Основные виды организационных структур управления гостиницей