Основные виды организационных структур управления гостиницей

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:19, курсовая работа

Описание работы

Организационная структура гостиничного предприятия определяется назначением гостиницы, ее местоположением, спецификой гостей и другими факторами. Она является отражением полномочий и обязанностей, возложенных на каждого ее работника. Но это не мешает определить основные службы, имеющиеся в любой гостинице:
Служба управления номерным фондом (отдел обслуживания гостей);
Служба общественного питания;
Административная служба;
Коммерческая служба;
Инженерные (технические службы);
Вспомогательные и дополнительные службы.

Содержание

Введение.
Содержание
1. Теоретические основы организационных структур
1.1Типы организационных структур
1.2Формальная и неформальная структуры организации
2.Организационная структура гостиницы
2.1 Структура управления предприятиями индустрии гостеприимства
2.2 Основные службы гостиницы
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая готоваяГУЛИНА.doc

— 232.00 Кб (Скачать)

ЧОУ СПО

Казанский кооперативный техникум 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

По дисциплине: «Организация обслуживания в гостиницах и туристских комплексах»

Тема: «Основные виды организационных структур управления гостиницей» 
 
 

Выполнила студентка  Гайнуллина Гулина Разифовна.

Группа 351 специальности 100105 Гостиничный сервис.

Руководитель: Организация обслуживания в гостиницах и туристских комплексах Мурзаева Галина Викторовна. 
 

Дата сдачи:                           2011 год.

Дата защиты:

Оценка: 

Задание

Выполнение  курсовой работы по дисциплине: «Организация обслуживания в гостиницах и туристских комплексах».

Студентки Гайнуллиной Гулины Раифовны группы 351.

Специальности 100105 Гостиничный сервис.

Тема  курсовой работы: «Основные виды организационных структур управления гостиницей». 

ПЛАН  КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Введение.

Содержание

1. Теоретические основы организационных структур

     1.1Типы организационных структур

     1.2Формальная и неформальная структуры организации

2.Организационная структура гостиницы

     2.1 Структура управления предприятиями индустрии гостеприимства

     2.2 Основные службы гостиницы 

Заключение 

Список  использованной литературы

Cрок сдачи: 2011 года.

Руководитель: Мурзаева Галина Виктровна.

Введение

     Исторически до начала прошлого века в мировом  гостиничном хозяйстве доминировала европейская классическая модель, которая строилась вокруг двух важных управленческих должностей - метродотеля и шеф-повара. Первый являлся лицом, следящим за взаимодействием между персоналом отеля и гостями, чтобы обслуживание последних протекало должным образом, быстро и в соответствии с политикой отеля. А второй являлся хозяином кухни и руководил процессом выбора и подготовки блюд, предлагаемых гостиницей.

     В наши дни в маленьких гостиницах обычно мало существует проблем связанных  с организационной структурой. Распределение задач, определение полномочий и обязанностей, а также взаимоотношения между членами предприятия можно построить на персональной и неформальной основе. Но большинство гостиниц требуют какую-нибудь структуру, с помощью которой межличностные отношения разделяются и координируются. В крупных гостиницах существует необходимость в аккуратно составленной и целеустремленной организационной структуре.

     Организационная структура гостиничного предприятия  определяется назначением гостиницы, ее местоположением, спецификой гостей и другими факторами. Она является отражением полномочий и обязанностей, возложенных на каждого ее работника. Но это не мешает определить основные службы, имеющиеся в любой гостинице:

    • Служба  управления номерным фондом (отдел обслуживания гостей);
    • Служба  общественного питания;
    • Административная  служба;
    • Коммерческая  служба;
    • Инженерные (технические службы);
    • Вспомогательные и дополнительные службы.

     В независимости от факторов, влияющих на размер гостиничного предприятия и состав его структуры, существует понятие «гостевого (или технологического) цикла», который определяет минимальный набор служб гостиницы, необходимых для производства и реализации качественного гостиничного продукта.

     Актуальность  и значимость темы работы состоит в том, что в современных условиях туристского бизнеса и экономической интеграции Российской Федерации вопросы индустрии гостеприимства являются значимыми для экономики страны. Поэтому разработка методики исследования систем управления в гостиничных комплексах носит практическую значимость для развития экономики России в целом на теперешнем этапе ее развития, когда необходимо новое осмысление понятия менеджмента и его функций. Изучение вопросов гостиничной индустрии в целом, и деятельности отдельных гостиничных предприятий города Москвы в частности, является практически значимым и актуальным.

Раздел 1. Теоретические  основы организационных  структур

1.1 Типы организационных структур

   В управленческой практике индустрии  гостеприимства наиболее распространены следующие типы организационных структур:

  • линейный;
  • функциональный;
  • линейно-функциональный.

   Линейная  организационная  структура управления. Линейные связи в гостинице отражают движение управленческих решений и информации, исходящих от так называемого линейного менеджера, то есть лица, полностью отвечающего за деятельность гостиницы (как правило, небольшой) или ее структурных подразделений (в крупной). Это одна из простейших организационных структур управления. Она характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель, наделенный всеми полномочиями, осуществляющий все функции управления (рис.)

Рис.1.1. Линейная структура управления организацией

     Как видно из рисунка 2.1, при линейном управлении каждое звено и каждый подчиненный имеют одного руководителя, через которого по одному каналу проходят все команды управления. В этом случае управленческие звенья несут ответственность" за результаты всей деятельности управляемых ими объектов. Речь идет о пообъектном выделении руководителей, каждый из которых выполняет все виды работ и принимает решения, связанные с управлением данным объектом. Поскольку в линейной структуре управления решения передаются по цепочке "сверху вниз", а сам руководитель нижнего звена управления подчинен руководителю более высокого уровня, формируется своего рода иерархия руководителей конкретной организации. В данном случае действует принцип единоначалия, суть которого состоит в том, что подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного начальника.

     Линейная структура управления является логически более стройной и формально определенной, но вместе с тем и менее гибкой. Каждый из руководителей обладает всей полнотой власти, но относительно небольшими возможностями решения проблем, требующих узких, специальных знаний. Линейная организационная структура управления имеет свои преимущества и недостатки.

Преимущества  линейной организационной системы  управления:

  1. единство и четкость распоряжений;
  2. согласованность действий исполнителей;
  3. простота управления (один канал связи);
  4. четко выраженная ответственность;
  5. оперативность в принятии решений;
  6. личная ответственность руководителя за конечные результаты деятельности своего подразделения.

Недостатки  линейной организационной системы  управления:

  1. высокие требования к руководителю, который должен быть подготовлен всесторонне, чтобы обеспечить эффективное руководство по всем функциям управления;
  2. отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений;
  3. перегрузка информацией, множество контактов с подчиненными, вышестоящими и сменными структурами;
  4. концентрация власти в управляющей верхушке.

   Функциональная  организационная  структура управления. Функциональное управление осуществляется некоторой совокупностью подразделений, специализированных на выполнении конкретных видов работ, необходимых для принятия решений в системе линейного управления

     Идея  состоит в том, что выполнение отдельных функций возлагается  на специалистов. В организации, как правило, специалисты одного профиля объединяются в структурные подразделения (отделы), например отдел маркетинга, отдел приема и размещения, плановый отдел и т.д.

     Таким образом, общая задача управления организацией делится, начиная со среднего уровня, по функциональному критерию. Отсюда и название –функциональная структура управления.

     

     Рис. 1.2. Функциональная структура управления организацией 

     Функциональное  управление существует наряду с линейным, что создает двойное подчинение для исполнителей.

Как видно из рисунка 1.2, вместо универсальных менеджеров (см. рис. 1.1), которые должны разбираться и выполнять все функции управления, появляется штат специалистов, имеющих высокую компетенцию в своей области и отвечающих за определенное направление (например, планирование и прогнозирование). Такая функциональная специализация аппарата управления значительно повышает результативность деятельности гостиницы.

Как и  линейная, функциональная структура  имеет свои преимущества и недостатки.

Преимущества  функциональной структуры:

  1. высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций;
  2. освобождение линейных менеджеров от решения некоторых специальных вопросов;
  3. стандартизация, формализация и программирование явлений и процессов;
  4. исключение дублирования и параллелизма в выполнении управленческих функций;
  5. уменьшение потребности в специалистах широкого профиля.
 

 Недостатки  функциональной структуры:

  1. чрезмерная заинтересованность в реализации целей и задач "своих" подразделений;
  2. трудности в поддержании постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами;
  3. появление тенденций чрезмерной централизации;
  4. длительность процедур принятия решений;
  5. относительно застывшая организационная форма, с трудом реагирующая на изменения.

Недостатки  как линейной, так и функциональной структуры в значительной степени устраняются линейно-функциональными структурами.

     Линейно-функциональная (штабная) структура  управления гостиницей. При такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий определенный коллектив. При разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов ему помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений (управлений, отделов, бюро и т.д.)

     В данном случае функциональные структуры подразделения находятся в подчинении главного линейного руководителя. Свои решения они проводят в жизнь либо через главного руководителя, либо (в пределах своих полномочий) непосредственно через соответствующих руководителей служб-исполнителей.

     

     Рис. 1.3. Линейно-функциональная структура управления

     Таким образом, линейно-функциональная структура  включает в себя специальные подразделения при линейных руководителях.

     Линейно-функциональная структура также имеет свои положительные  моменты и недостатки.

Информация о работе Основные виды организационных структур управления гостиницей