Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 21:46, курсовая работа
Цель: определить наиболее популярные направления выездного туризма в России, раскрыть значение выездного туризма для развития туристического бизнеса, выявить наиболее популярные маршруты выездного туризма для российских туристов, сравнить динамику развития выездного туризма с динамикой развития въездного туризма в России, обозначить особенности выездного туризма, охарактеризовать предпочтения российских туристов при выезде за границу.
Введение.........................................................................................................................................2
Глава 1. Понятие туризма...........................................................................................................4
§1. Сущность туризма и его виды.......................................................................................6
§2. Путешествия как активный отдых и оздоровление.....................................................7
Глава 2. Развитие выездного туризма в России.....................................................................9
§1 Международный и внутренний туризм в условиях рыночных отношений.
Тенденции развития.......................................................................................................11
Глава 3. Основные направления российского выездного туризма..................................15
§1. Анализ выездного потока в страны Азии...................................................................15
§2. Анализ выездного потока в страны Европы..............................................................19
§3. Анализ выездного потока в страны Ближнего Востока............................................24
Глава 6. Список наиболее популярных стран у российских туристов............................26
Заключение.................................................................................................................................28
Список использованной литературы.....................................................................................29
Приложение
Либерализация внешнеэкономической деятельности в РФ в 1991 году с выходом Указа Президента № 213 от 15 ноября 1991 года, позволившего всем предприятиям осуществлять внешнеэкономическую деятельность, и ряд других мер, дала возможность удовлетворять спрос на зарубежные поездки - почти на 20% в год увеличивается количество туристских поездок за границу.
Туристские потоки по-разному формируются в различных регионах России.
9
Наиболее быстрыми темпами развивается туризм в промышленных регионах с высоким процентом городского населения: Центральный, Северо-Западный и Уральский. В 90-е годы наиболее посещаемые регионы были следующие: Юго-Западная Азия, на долю которой приходилось 33,8% туристского потока из России. Особый интерес для российских туристов в 1994 году представлял Кипр, когда поток туристов увеличился в 8 раз. Среди европейских стран следует отметить Испанию, доля которой в общем потоке - 2,8%, Италию - 2,1%, Францию - 1,7%, Германию - 1,5%.
4 октября 1996 года был принят Федеральный Закон «Об основах туристской деятельности в РФ», где были определены цели и направления государственного регулирования туризма, который способствовал стабилизации положения туризма в условиях рыночной экономики.
Важным нормативным документом являлась Федеральная программа «Развития туризма в РФ на период 1995-2005 году», которая предусматривала создание современной туристской индустрии и условий для развития туризма.
Отмена визового режима между Россией и Израилем черезвычайно благоприятно сказалась на туристическом обмене между странами. Несмотря на кризис, число российских туристов, посетивших в Израиль, увеличилось на 36%. Соответственно, на 42% увеличилось и число туристов из Израиля, посетивших нашу страну.
Также увеличилось количество российских граждан, посетивших Германию, Швейцарию, Великобританию, США, Корею, Нидерланды и Латвию. Во многом, увеличение спроса на путешествия в эти страны является исключительно заслугой их правительств и предпринимаемыми мерами, направленными на преодоление негативного влияния экономического кризиса на развитие туризма. Например, в Корее для привлечения иностранных туристов разработана государственная программа VISIT KOREA YEAR на 2010–2012 годы, которая предполагает гибкую систему скидок, поощрений и распродаж для туристов, а для российских туроператоров, рекламирующих это направления в СМИ, оплату их расходов на рекламу в размере 70% и выше. Большое значение в привлечении туристов также играют отмена и упрощение визовых режимов.
В
то же время, страны, не предпринимающие
никаких активных действий по увеличению
туристического потока, продолжают катастрофически
терять русских туристов.
10
§1
Международный и внутренний туризм в условиях
рыночных отношений. Тенденции развития
Следует помнить, что туризм не только имеет важную социальную направленность, но и является важной экономической категорией.
Экономическая сущность туризма заключается в том, что он представляет собой реализацию определенного товара. Товаром в данном случае является тур или комплекс услуг (услуги по размещению, питанию, перевозке, различные бытовые услуги, экскурсионные и др.), которые объединены на основе главной цели путешествия. Помимо услуг, приобретаемых в комплексе или отдельно, туристы могут приобретать еще и различные товары туристического назначения (карты, путеводители, разговорники, сувениры, открытки и т. д.). Совокупность всех услуг и товаров туристического назначения образует туристский продукт.
Экономическая суть туризма заключается в продаже туристского продукта и получении выгоды от туристской деятельности для экономики страны или отдельного региона. Основные выгоды состоят в:
1) увеличении местного дохода;
2) создании большого количества новых рабочих мест;
3)
увеличении валютных
4) развитии отраслей, связанных с производством туристических услуг.
По характеру перемещения туристов относительно места своего постоянного проживания можно выделить три типа туризма: въездной, выездной и внутренний.
Въездной туризм – это туристская деятельность и обслуживание иностранных туристов на территории своей страны.
Согласно ст. 1 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» въездной туризм – это туризм в пределах Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в России.
Выездной туризм – это туристская деятельность и обслуживание туристов своей страны на территории другой страны. Это туризм лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну.
Внутренний туризм – это туристская деятельность и обслуживание туристов своей страны на территории этой страны. Это туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации.
Взаимодействие
типов туризма между собой
позволяет выделить три вида туризма:
11
1) Международный туризм – это сочетание въездного и выездного туризма;
2) Национальный туризм – это сочетание внутреннего и выездного туризма;
3) Туризм в пределах одной страны – это внутренний туризм.
Темпы и направления развития туризма во многом зависят от политического и экономического положения в государстве.
Рассматривая вопрос развития туризма в России, начиная с периода СССР, можно выделить пять основных этапов.
Просветительский этап (до 90-х гг. XIX в.) – это период развития горного туризма, начало экскурсионной деятельности, лечебно-оздоровительного отдыха. В этот период появились первые туристические фирмы, например, в Петербурге в 1885 г. было образовано предприятие Леопольда Липсона.
Предпринимательский этап (1890–1920 гг.) – это период элитарного туризма, становление и развитие различных видов спортивного туризма (пешеходный туризм, путешествия по воде и на велосипеде). В этот период появились разнообразные туристические организации, клубы и общества. Для этого периода характерна познавательно-экскурсионная направленность. Было положено начало развитию планового туризма.
Организационно-
Административно-
Переходный этап (начало 90-х гг. XX века – наши дни) – это период, характеризующийся переходом от административного регулирования в туризме к экономическому стимулированию. Большое значение для развития туризма имели реформы (начиная с 1991 г.) и переход к рыночным отношениям.
Основными принципами рыночной экономики являются:
1)
Свободный и добровольный
2)
Безраздельная собственность
3)
Наличие механизмов
Соблюдение
названных принципов приводит к
конкуренции, что составляет суть
12
(основу) рыночной экономики.
Туристический
рынок представляет собой сферу
экономических (товаро-денежных), юридических
и социальных отношений между
производителями и
Международный туризм – это деятельность, направленная на осуществление туризма жителями одной страны на территории другой.
Поскольку
туризм с момента становления
превратился в отдельную
Основными показателями состояния и развития международного туризма являются:
1) Число туристов, посетивших зарубежные страны (туристические прибытия);
2)
Денежные поступления от
Поскольку международный туризм – это туризм въездной и выездной, то имеет смысл рассмотреть влияние каждого из этих двух типов туризма на экономику государства.
Въездной туризм является более выгодным направлением развития международного туризма. Эта выгода, прежде всего, заключается в том, что иностранный турист (лицо, путешествующее с целью туризма в другую страну, не являющуюся страной его обычного местожительства и находящуюся за пределами его обычной среды, на срок не менее 24 часов, без занятия оплачиваемой деятельностью), посещая определенную страну, ввозит иностранную валюту. Соответственно, происходит увеличение государственного бюджета за счет денег другого государства. К тому же, появляется большое количество новых рабочих мест в различных областях индустрии туризма, что обеспечивает занятость населения и влияет на повышение уровня жизни страны в целом.
Выездной туризм в данном плане является менее выгодным для экономики страны, прежде всего, из-за вывоза туристами капитала за пределы этого государства. Доход государства от выездного туризма составляют налоги, получаемые от туристических организаций, осуществляющих отправку туристов за рубеж, и от сферы перевозки. Новые рабочие места – это опять же места только в сфере перевозки и в сфере организации отправки. Остальные отрасли, включенные в туристическую индустрию, остаются при данном типе туризма, как правило, незадействованными.
С
другой стороны, если выездной туризм
имеет массовый характер, то доходы
от него могут быть довольно значительными.
Так, например, в Венгрии каждый житель
13
страны (не учитывая младенцев и престарелых людей) путешествует за рубеж два раза в год. В России зарубежные поездки могут позволить себе лишь два процента населения. Прежде всего, это связано с недостаточным уровнем материального обеспечения основной части населения, которая не имеет финансовых возможностей для подобных поездок.
Однако
несмотря на то, что уровень жизни
населения России ниже в сравнении
со многими зарубежными странами,
выездной туризм постепенно развивается,
о чем свидетельствует
Большинство российских туристов по-прежнему отдает предпочтение недорогому отдыху в странах с благоприятным теплым климатом, поскольку вопрос экономии для них является существенным. Немаловажное значение для развития экономики и туристической сферы имеет внутренний туризм.
Во-первых, благодаря внутреннему туризму происходит перераспределение капитала страны между различными регионами, однако этот капитал всегда остается в пределах страны, что, в свою очередь, стабилизирует национальную экономику.
Во-вторых, за счет совершенствования внутреннего туризма происходит развитие других отраслей, связанных с туризмом (туристическая индустрия), что также благоприятно сказывается на экономике страны. К тому же, развивающиеся за счет внутреннего туризма индустрия и инфраструктура туризма могут быть использованы для обеспечения международного (въездного) туризма.
В-третьих,
развитие внутреннего туризма
Несмотря на значимость развития внутреннего туризма, российские туроператоры в большей своей части все же ориентированы на выездной туризм. Прежде всего, это связано с тем, что туристы России предпочитают выезжать за рубеж, поскольку считают, что в зарубежных странах с более организованным и высококачественным обслуживанием их потребности и требования удовлетворяются лучше, чем в пределах России.
Вообще,
следует отметить, что для гармонично
развивающегося туризма характерно
наличие баланса между
Информация о работе Основные направления выездного туризма в России