Основні завдання стандартизації туристичної галузі

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 19:47, реферат

Описание работы

Стандартизація галузі туризму – це своєрідний спосіб об’єднання різноманітних туристичних послуг з метою якнайповнішого задоволення потреб споживачів з урахуванням безпеки держави та інтересів підприємств туріндустрії.

Работа содержит 1 файл

kuratoru_18_03_13.docx

— 48.44 Кб (Скачать)

3) Разработчик  дорабатывает проект национального  стандарта с учетом полученных  в письменной форме замечаний  заинтересованных лиц, осуществляет  публичное обсуждение проекта  национального стандарта и составляет  перечень полученных в письменной  форме замечаний заинтересованных  лиц с кратким изложением содержания  данных замечаний и результатов их обсуждения.

При этом, разработчик обязан сохранять полученные в письменной форме замечания заинтересованных лиц до утверждения национального стандарта и представлять их в национальный орган по стандартизации и технические комитеты по стандартизации по их требованию.

Срок публичного обсуждения проекта национального  стандарта со дня опубликования  уведомления о разработке проекта  национального стандарта до дня  опубликования уведомления о  завершении публичного обсуждения должен быть не менее чем два месяца.

4) Уведомление  о завершении публичного обсуждения  проекта национального стандарта  должно быть опубликовано в  печатном издании федерального  органа исполнительной власти  по техническому регулированию  и в информационной системе  общего пользования в электронно-цифровой  форме. Причем, порядок опубликования  уведомления о разработке проекта  национального стандарта и уведомления  о завершении публичного обсуждения  проекта национального стандарта  и размер Платы за их опубликование  устанавливаются Правительством  РФ.

5) Проект  национального стандарта одновременно  с перечнем полученных в письменной  форме замечаний заинтересованных  лиц представляется разработчиком  в технический комитет по стандартизации, который организует осуществление  экспертизы данного проекта. После  этого Национальный орган по  стандартизации на основании  документов, представленных техническим  комитетом по стандартизации, принимает  решение об утверждении или  отклонении национального стандарта.

Международная организация по стандартизации

Углубление  и расширение международного сотрудничества во всех областях человеческой деятельности обеспечило перевод работ по международной  стандартизации на более высокий  уровень. При этом качественно новый  этап в области стандартизации на многосторонней основе характеризуется  заметным количественным, структурным  и функциональным ростом. Сегодня  из 4,5 тысячи всех международных организаций  рассмотрением вопросов, связанных  со стандартизацией, занимаются более 400.

Начало международного сотрудничества в области стандартизации относится к 1921 г. В 1946 г. под эгидой ООН была создана Международная  организация по стандартизации (ИСО) (International Standards Organization — ISO) — неправительственная  организация, осуществляющая разработку международных стандартов и международное  сотрудничество в области стандартизации со штаб-квартирой в Лондоне. В  работе ИСО участвует более 120 стран. Главная цель ИСО — содействие развитию стандартизации в мировом  масштабе для упрощения международного товарообмена и взаимопомощи, а также  для расширения сотрудничества в  сфере интеллектуальной, научно-технической  и экономической деятельности. При  этом в круг компетенции ИСО входят:

-   принятие  мер, направленных на упрощение,  совершенствование методов согласования  стандартов во всех областях  их применения в мировом масштабе;

-   разработка, принятие международных стандартов, их информационное обеспечение;

-   организация  внутренних информационных потоков;

- налаживание  сотрудничества с другими международ-ными организациями для совместного решения смежных вопросов.

Высшим органом  ИСО является Генеральная ассамблея. В период между сессиями Генеральной  ассамблеи деятельностью организации  руководит Совет во главе с  президентом ИСО. Рассмотрением  и подготовкой решений по конкретным вопросам занимаются постоянные и временные  комитеты Совета. При Совете создано  дополнительное бюро, которое руководит  техническими комитетами ИСО. Проекты  международных стандартов разрабатываются  непосредственно рабочими группами, действующими в рамках технических комитетов.

Тхнические комитеты (ТК) подразделяются на общетехнические и комитеты, работающие в конкретных областях техники. Общетехнические ТК (в ИСО их насчитывается 26) решают общетехнические и межотраслевые задачи. К ним, например, относятся: ТК 12 «Единицы измерений», ТК 19 «Предпочтительные числа», ТК 37 «Терминология». Остальные ТК (около 140) действуют в конкретных областях техники (ТК 22 «Автомобили», ТК 39 «Станки» и др.). Технические комитеты, деятельность которых охватывает целую отрасль (химия, авиационная и космическая техника и др.), организуют подкомитеты (ПК) и рабочие группы (РГ).

В зависимости  от степени заинтересованности каждый член ИСО определяет статус своего участия в работе каждого ТК. Членство может быть активным и в качестве наблюдателей. Проект международного стандарта (МС) считается принятым, если он одобрен большинством (75%) активных членов ТК.

В последнее  время во всех развитых странах концентрируются  усилия по разработке и внедрению  на предприятиях современных систем качества. В ряде стран Западной Европы и в США введены национальные стандарты, определяющие параметры  этих систем. В 1979 г. создан ТК 176 «Системы обеспечения качества», в задачи которого входят стандартизация и гармонизация основополагающих принципов систем обеспечения качества. В 1987 г. была опубликована первая версия четырех стандартов ИСО серии 9000, направленных на единообразный подход к решению вопросов качества продукции на предприятиях. Стандарты ИСО серии 9000 приняты в качестве национальных в различных модификациях в более чем 100 странах мира. Например, в США они известны с обозначением ANST/ASQC 090, в Японии - JIS 9000, в Англии — BS 5750, в Дании - DS/EN 29000, в Германии - DIN/ISO 9000, во Франции — NF X50.121. Во всех случаях содержание стандартов почти аналогично, и все они включают требования к системе качества компании как основное условие для достижения стабильного качества выпускаемой продукции.

Другими органами Совета ИСО являются Техническое  бюро и шесть комитетов. Кратко рассмотрим деятельность Комитета по оценке соответствия продукции стандартам (КАСКО) и Комитета по вопросам потребления (КОПОЛКО).

В начале 1970-х  гг. в связи с бурным развитием  сертификации во всех странах мира создан КАСКО. Этому органу поручена выработка международных рекомендаций для стран по всем аспектам сертификации (организация испытательных центров в странах, требования, предъявляемые к ним, маркировка сертифицируемой продукции, требования к органам, осуществляющим руководство системами сертификации, и др.).

В задачи КОПОЛКО  входит:

изучение  путей содействия потребителям в  получении максимального эффекта  от стандартизации продукции, а также  установление мер, которые необходимо предпринять для более широкого участия потребителей в национальной и международной стандартизации;

выработка с  позиции стандартизации рекомендаций, направленных на обеспечение информацией  потребителей, защиту их интересов, а  также программ их обучения по вопросам стандартизации;

обобщение опыта  участия потребителей в работах  по стандартизации, применению стандартов на потребитель-скиетовары, по другим вопросам стандартизации, представляющим интерес для потребителей.

Работа ИСО  в настоящее время осуществляется в рамках 185 ТК, 636 ПК, 1975 РГ. На начало 1995 г. за Российской Федерацией было закреплено ведение секретариатов 10 ТК, 31 ПК и 10 РГ В целом представительство  России в рабочих органах ИСО  значительно меньше Германии, Великобритании, США и Франции. Это обстоятельство не может не отражаться на лидерстве  страны в разработке международных  стандартов. К сожалению, в последние  годы наблюдается резкое снижение роли России в деятельности ИСО и других международных организациях по стандартизации.

Другая не менее авторитетная организация  — Международная электротехническая комиссия (МЭК) разрабатывает

стандарты в  области электротехники, радиоэлектроники, связи. Она была создана в 1906 г., т.е. задолго до образования ИСО. Разновременность образования и разная направленность МЭК и ИСО определили факт параллельного  существования двух крупных международных  организаций. С учетом общности задач  ИСО и МЭК, а также возможности  дублирования деятельности отдельных  технических органов между этими  организациями заключено соглашение по разграничению и координации сферы деятельности.

Наша страна является членом МЭК с 1922 г. Высший руководящий  орган МЭК — Совет, в котором  представлены все национальные комитеты. Бюджет МЭК, как и бюджет ИСО, складывается из взносов стран — членов этой организации и поступлений от продажи международных стандартов. Структура технических органов  МЭК такая же, как и ИСО: технические  комитеты, подкомитеты и рабочие  группы. В МЭК функционируют 80 ТК, часть которых (как и в ИСО) разрабатывает МС общетехнического и межотраслевого характера, а другая — МС на конкретные виды продукции (бытовая радиоэлектронная аппаратура, трансформаторы, изделия электронной техники).

В работах  по международной стандартизации участвуют  другие организации. Европейская экономическая  комиссия ООН (ЕЭК ООН) широко известна своей деятельностью в области  стандартизации требований безопасности механических транспортных средств. Правила  ЕЭК ООН (их более 80) имеют статус международных стандартов и являются нормативной базой международной  и отечественной систем обязательной сертификации автомобилей. ЕЭК ООН  совместно с ИСО разработаны  МС на универсальные правила по электронному обмену данными в управлении, торговле и на транспорте.

Международной торговой палатой проделана работа по унификации торговой документации. «Настольной книгой» специалистов внешней торговли являлся сборник  «ИНКО-ТЕРМС» — Международные правила толкования торговых терминов.

В рамках Объединенного  комитета экспертов действует Комиссия «Кодекс алиментариус». Этой комиссией  разработано свыше 300 МС на пищевые  продукты и несколько десятков сводов гигиенических правил. Европейское  отделение комиссии определяет возможность  использования пищевых добавок  в пищевых продуктах (которые  нам знакомы по обозначениям на упаковке — Е 103, Е 210 и т.д., где буква Е происходит от сокращения слова «Europe»).

В пределах своей  компетенции в работах по стандартизации участвуют и другие международные  организации — ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международное агентство по атомной  энергии (МАГАТЭ) и пр.

К международным  стандартам можно условно отнести  стандарты международных профессиональных объединений производителей отдельных  видов продукции (их свыше 40), например шерсти, текстиля, мяса и пр. Известна (с 1937 г.) деятельность Международного секретариата шерсти на базе компании «Вулмарк». Она выдает лицензии на применение знака «Вулмарк» тем изготовителям шерсти и изделий из нее, которые смогли подтвердить соответствие качества продукции нормативным требованиям Международного секретариата шерсти. При разработке национальных стандартов учитывают требования таких организаций, как Международная организация виноградарства и виноделия. Международная ассоциация производителей бутилированной воды и т.д.

Согласно  положениям Концепции стандартизация носит рыночный характер, т.е. подчиняется  основным рыночным законам и выходит  на рынок со своим товаром —  национальным стандартом. Разноплановые  интересы участников системы предлагается свести в неправительственной организаци по стандартизации. Ее основная цель — обслуживание процесса разработки стандартов, причем предоставляемые услуги должны удовлетворять всех участников процесса, давая им равные шансы быть услышанными. Государство является одним из участников рынка и может при передаче функций по организации национальной системы стандартизации национальному органу оговорить свои интересы через соответствующее соглашение.

Важно, что  Концепция четко позиционирует  стандарты в общей схеме технического регулирования. На стадии разработки она  была согласована с 27 министерствами, состоялось также ее публичное обсуждение. Все это говорит о том, что  и государственные органы, и бизнес-сообщество признают значимость стандартов для  экономики и социальной политики нашего государства.

Приоритетным  направлением развития стандартизации сегодня является применение международных  стандартов с целью устранения технических  барьеров в торговле и обеспечения  конкурентоспособности выпускаемой  продукции. Важнейшая задача здесь  — гармонизация национальных стандартов с международными. Речь идет обо всем фонде государственных стандартов, который составляет более 25 тысяч документов. По уровню гармонизации стандартов мы сравнялись с Евросоюзом — это немногим более 40%. По отдельным видам продукции данный показатель варьируется: от 72—75% на автомототехнику до 20% по стандартам на различные виды продуктов питания. В этом смысле особое значение имеет задача сближения нормативно-правовой базы России с законодательством государств — членов ЕС, поскольку Россия готовится вступить во Всемирную торговую организацию. Вся работа по приведению отечественной законодательной базы и практики в соответствие с Соглашением с ВТО по техническим барьерам в торговле и санитарным и фитосанитарным мерам ведется согласно положениям Межведомственной программы мер по обеспечению выполнения требований указанных Соглашений. И Закон о техническом регулировании предусматривает необходимые для этого действия.

Национальный  орган по стандартизации в соответствии с Законом о техническом регулировании  представляет в международных и  региональных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации.

Основными задачами международного сотрудничества в области стандартизации являются:

—  гармонизация системы стандартизации в Российской Федерации с международными, региональными, прогрессивными национальными системами стандартизации других стран;

—  совершенствование  фонда документов в области стандартизации, используемых в Российской Федерации, на основе применения международных, региональных и национальных стандартов других стран  и максимального использования  достижений научно-технического прогресса;

—  гармонизация национальных стандартов РФ с международными, региональными стандартами и  национальными стандартами других стран, в особенности с применяемыми для целей сертификации;

—   повышение  качества отечественной продукции и ее конкурентоспособности на мировом рынке;

Информация о работе Основні завдання стандартизації туристичної галузі