Организация семейного досуга средствами туристской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в международной практике широко используется определение, выработанное Международной конференцией по статистике путешествий и туризма (Оттава, 1991 г.) и одобренное ВТО и Статистической комиссией ООН. Согласно ему,
турист - это посетитель, т.е. «лицо, которое путешествует и осуществляет пребывание в местах, находящихся за пределами его обычной среды, на срок не более 12 месяцев с любой целью, кроме занятия деятельностью, оплачиваемой из источников в посещаемом месте».

Содержание

1. Определение туризма 2
2. Классификация туризма 3
3. Цели и задачи семейного туризма 4
4. Организация семейного досуга 5
4.1. Семья как социально-культурный институт 5
4.2. Проблемы современной семьи 6
4.3. Формы работы с семьей 6
4.4. Работа с детьми в период школьных каникул 7
4.5. Планирование похода с детьми. Стратегия похода. 7
4.5.1. Подготовка к походу с детьми. 9
4.5.2. Распределение нагрузки 11
5. Организация туристического похода 15
5.1 Личная гигиена и питание в туристическом походе 15
5.2 Снаряжение для похода 15
5.3 Организация похода. Оборудование лагеря 16
5.4 Практические советы 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Семейный туризм.doc

— 192.50 Кб (Скачать)

     *Цифры приведены для детей, которые в походе идут самостоятельно, а не едут на плечах родителей.

     Таким образом, вы найдете единомышленников и сформулируете примерные требования к маршруту. Теперь можно смело выбирать маршрут и приступать к подготовке похода с детьми.

      1. Подготовка  к походу с детьми.

     Подготовка  к детскому походу подразумевает  выяснение ряда вопросов, список которых  мы не поленились привести ниже. Почти  все пункты хорошо вам знакомы по взрослым походам.

  • Индивидуальные особенности членов группы.
  • Выбор маршрута. Определение длительности похода.
  • Средства передвижения (если это водный поход).
  • План движения по маршруту. Подъезд и отъезд.
  • Режим дня.
  • Раскладка питания и распределение дежурств.
  • Распределение обязанностей в группе.
  • Распределение общественного снаряжения.
  • Перерасчет денежных затрат.

     Под индивидуальными особенностями мы подразумеваем, прежде всего, походный опыт взрослых членов группы, возраст и уровень подготовки детей. От этого зависит сложность и протяженность маршрута, а также режим движения. 
В походе с детьми, в особенности водном, физическая (а эмоциональная тем паче) нагрузка на взрослых больше, чем в составе взрослой группы. Отсюда два простых правила:

  1. Походный опыт взрослого туриста, берущего с собой ребенка, должен быть больше того, какой обычно требуется для данного маршрута.
  2. Планируя поход с детьми, обычно ориентируются на наименее опытного взрослого участника группы и на самого слабого (младшего) ребенка.

     Выбирая маршрут, можно поступить так: оценить реальное ходовое время за весь поход (исходя из длительности похода, количества дневок и полудневок) и найти маршрут, который можно за это время пройти. Имеет смысл выбирать маршруты наиболее познавательные, чтобы показать детям уникальную природу - красивые горы, озера, необычную растительность, т.е. сделать поход эстетически насыщенным. Желательно выяснить про выбранный маршрут как можно больше, в первую очередь - про подъезд к началу маршрута и про отъезд после его окончания. В соответствии с добытыми сведениями, составить приблизительный план движения.

     Например, в водных походах встречаются  довольно продолжительные участки, где трудно организовать нормальную стоянку. Последний день лучше отвести  для просушки судов и вещей. Желательно также иметь в запасе 1-2 дня на случай задержек из-за плохой погоды, ремонта средств сплава или других непредвиденных обстоятельств.

     Любой опытный турист подтвердит, что  удачно подобранный режим дня - чуть ли не самое главное в нормальном походе. Поэтому еще до похода режим дня лучше проработать в деталях и согласовать с остальными участниками детского похода.

  • Если в походе с детьми запланированы полные ходовые дни, самый принципиальный момент - обеденный привал. Необходимо решить, будет ли он долгим, с приготовлением горячего обеда и дневным сном (для малышей), либо не очень долгим - без сна, но с приготовлением горячего обеда, либо коротким - с сухим пайком или заранее приготовленной горячей едой из термоса.
  • Если полных ходовых дней не запланировано, а только полудневки, вопрос о горячем обеде и дневном сне решается просто.
  • В водном походе, где есть очень маленькие дети (до 1.5-2 лет) оправдал себя и другой вариант: детей можно укладывать спать прямо в байдарке - тогда удобно двигаться и до, и после обеда. Одновременно решается проблема постоянного выкидывания из байдарки в воду игрушек и других предметов (а если серьезно, то игрушки в байдарке лучше привязывать). А во время обеденного привала детям дают вволю порезвиться.

     При любом распорядке дня, если вы двигаетесь по маршруту медленнее, чем планировали, недостающее время лучше выискивать утром. В идеале выходить на маршрут группа должна около 10 часов утра, а заканчивать ходовой день - не позже 18 часов. Каждому опытному туристу известна закономерность: до 17 часов вечера попадаются идеальные стоянки, с 17 до 18 часов - хорошие стоянки, с 18 до 19 часов - плохие, и после 19 часов не попадается никаких. В общем, если в 17:30 вы встретили удобную стоянку и встали лагерем - вы приняли правильное решение.

     На  составление раскладки продуктов для похода с детьми придется потратить больше времени, чем на стандартную раскладку для взрослых. Раскладка должна быть составлена с учетом особенностей каждого ребенка и обязательно согласована со всеми родителями. При составлении раскладки опытные туристы обычно распределяют продукты по дежурствам, т.е. каждая пара дежурных несет продукты только на свои дежурства. Это позволяет избежать неразберихи во время похода. Кроме того, родители маленьких детей (до 2 лет) обычно берут в поход некое количество детского питания для своего ребенка. Если все дети в походе маленькие, имеет смысл включить детское питание в раскладку, предварительно согласовав со всеми родителями.

     Самое важное при распределении дежурств и общественного снаряжения - компенсировать разницу в весе рюкзаков взрослых в разных семьях. В отличие от взрослой группы, где личное снаряжение у всех туристов весит примерно одинаково, в детском походе вес личного снаряжения сильно зависит от возраста ребенка (детей) и может разниться очень сильно (см. - "Вес рюкзаков взрослых"). Поэтому семьям с наибольшим весом рюкзаков имеет смысл ставить дежурства в первые дни похода, чтобы с самого начала немного разгрузить их. Той же логикой руководствуются при распределении общественного снаряжения.

      1. Распределение нагрузки

     Мы  уделяем внимание этому вопросу, так как вес рюкзаков родителей - одно из самых серьезных ограничений  в походе с детьми.

     Безусловно, одна их самых сложных ситуаций - многодневный поход и семья с 2 детьми до 3-4 лет, когда оба ребенка не могут идти самостоятельно и их надо нести. В этом случае из пеших маршрутов лучше выбирать маршруты, организованные по типу базового лагеря, либо водные или веломаршруты.

     Приведем  примерные цифры для автономного  летнего пешего (или несложного горного) многодневного похода (12-14 дней). Подразумевается, что в походе вместе с детьми находятся  оба родителя. (цифры взяты из статьи А. Сафонова и В. Савельева, "В горы с детьми")

     Количество  и возраст детей      Общий вес, приходящийся на семью      Вес, приходящийся на родителей      Примечание
     1 ребенок школьного возраста      от 70 кг      от 60-65 кг      В весе учтено "железо"(кошки, ледорубы)на всю семью, включая ребенка.
     1 ребенок 
4-7 лет
     от 60 кг      от 58-60 кг      Считаем, что семья не берет "железо".
     1 ребенок 
до 3-4 лет, которого надо нести
     от 70 кг (в т.ч. ~15 кг ребенок и переноска)      Вес ребенка учтен в общем весе. "Железо" учтено на взрослых.
     2 детей 
до 4 лет
     от 85 кг (в т.ч. ~25 кг 2 ребенка)      Приближаемся  к пределу. Разумеется, "железо" не берем.
 
 

     Расчет веса рюкзаков для ниже описанного случая:

      
Количество детей на семью: 2, одного из которых надо нести

     Количество  взрослых на семью: 2

     Климатическая зона похода: средняя полоса

     Сезон: поздняя весна\ лето\ ранняя осень

     Вид похода: многодневный пеший или велопоход.

     Подобный  расчет легко сделать  на водный или другой поход. Для этого  нужно дополнительно учесть средства передвижения и спецснаряжение.

     Итак, на взрослых приходится:

  • Снаряжение - от 30 кг без учета спецснаряжения ("железа" и т.п.), а также без учета рюкзака для переноски ребенка. В эту цифру вошло:

          
    из общественного снаряжения: тент общий, пила, палатка, костровой тросик, аптечка
    3 коврика, летние спальники (мы считали один большой двуспальный и один односпальный подростковый);

         из  детской одежды: 2 теплых шерстяных комплекта (свитер, рейтузы, носки, шапка), 2 непромокаемых комплекта (пвх-куртка, пвх-штаны, резиновые сапоги), запасные ходовые штаны, запасной трикотаж;

         из  взрослой одежды: дождевики, свитера, минимум запасной ходовой одежды и трикотажа, легкая сменная обувь для бродов (кеды);

         из  средств гигиены: горшок, влажные салфетки, одноразовые подгузники, полотенце, мыло, другие средства гигиены;

         минимум детского спортинвентаря и игрушек;

         походная  посуда;

         другое  необходимое снаряжение (карты, компас, фонари, веревки, сидушки, емкости для воды, ремнабор, фотоаппарат и другое) .

  • продукты - от 20 кг (с тарой) на 10 дней. Здесь подразумевается минимизированный вариант трехразового горячего питания - с расчетом на магазины в пути и без учета какой-либо специальной еды для малыша. Посему 600-700 г на человека в день умножаем на трех условных едоков (полная порция взрослым и 0,5 порции каждому ребенку) и умножаем на 10 дней = ~20кг
  • ребенок, которого надо нести: 15 кг
  • Рюкзак для переноски ребенка: 2,5 кг

     Итого: минимум 67.5 кг для 10-дневного похода с использованием рюкзака для переноски ребенка или минимум 65 кг, если для переноски ребенка используется слинг. 
 
 
 
 
 

  1. Заключение

     Туризм  – это специфический вид досуговой  деятельности личности, который все  больше привлекает к себе внимание исследователей различных специальностей. Анализ их точек зрения показывает, что представления о соотношении  свободного и досугового времени, а также времени рекреации и времени отдыха нуждаются в уточнении. Туризм, являясь разновидностью досуга и частным случаем путешествия, подлежит отдельному изучению. На основе рассмотрения различных подходов к исследованию туризма, можно дать следующее определение. Туризм – это вид досуга, связанный с временным перемещением людей с места своего постоянного проживания в другую страну или другую местность в пределах своей страны. Оно осуществляется в свободное время, с целями получения удовольствия, познания, отдыха, оздоровления, лечения, посещения гостей, но без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания. Туризм взаимодействует с рекреацией, так как сочетает в себе такие виды деятельности как расширение познания и восстановление сил.

     В современных условиях туризм является неотъемлемой частью жизни человека, так как представляет собой одну из сфер досуговой жизнедеятельности  личности, являясь при этом одним  из эффективных средств удовлетворения его социокультурных потребностей. Аксиологический анализ туризма предполагает его исследование с точки зрения возможностей реализации социокультурных ценностей в этой сфере жизнедеятельности. Для этих целей уместно использование теоретико-методологических процедур социокультурного и субъектно-деятельностного подходов.

     Досуговые ценности   - это результаты разнообразной  деятельности людей, которые удовлетворяют  какие-либо материальные или духовные потребности людей различных  социальных групп в сфере досуга. Туризм является устойчивым видом досуговой активности личности,  направленной на удовлетворение  потребностей личности в сохранении и укреплении здоровья, познании, общении, саморазвитии, развлечениях и т.д.

           Социокультурная потребность  в туризме – это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности. Разветвленная структура досуговых потребностей, специфика ценностного сознания современного человека, а также особенности социального, культурного и экономического статуса различных социальных групп определяют многообразие туристских мотивов, которые оказывают значительное влияние на выбор досуговой деятельности личности. Поэтому мотивация в туризме зависит как от досуговых потребностей, так и от ценностей, которые воздействуют на восприятие личностью окружающего мира и его поведение.

Информация о работе Организация семейного досуга средствами туристской деятельности