Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 21:31, курсовая работа
В настоящее время в международной практике широко используется определение, выработанное Международной конференцией по статистике путешествий и туризма (Оттава, 1991 г.) и одобренное ВТО и Статистической комиссией ООН. Согласно ему,
турист - это посетитель, т.е. «лицо, которое путешествует и осуществляет пребывание в местах, находящихся за пределами его обычной среды, на срок не более 12 месяцев с любой целью, кроме занятия деятельностью, оплачиваемой из источников в посещаемом месте».
1. Определение туризма 2
2. Классификация туризма 3
3. Цели и задачи семейного туризма 4
4. Организация семейного досуга 5
4.1. Семья как социально-культурный институт 5
4.2. Проблемы современной семьи 6
4.3. Формы работы с семьей 6
4.4. Работа с детьми в период школьных каникул 7
4.5. Планирование похода с детьми. Стратегия похода. 7
4.5.1. Подготовка к походу с детьми. 9
4.5.2. Распределение нагрузки 11
5. Организация туристического похода 15
5.1 Личная гигиена и питание в туристическом походе 15
5.2 Снаряжение для похода 15
5.3 Организация похода. Оборудование лагеря 16
5.4 Практические советы 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Цель – разработать полностью организованный отдых, способствующий укреплению семьи и общению, которого ее члены часто лишены в повседневной жизни.
Задача
– спланировать технологию организации
семейного туризма с учетом интересов
членов семьи, ее финансового состояния,
маршрута и пр.
Семья – ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, тем выше культура семьи. Семейное воспитание имеет огромное значение в воспитании, образовании и становлении любого человека. Это фундамент, на котором строится вся жизнь, и от того, насколько добротен и тверд этот фундамент, зависит очень многое в судьбе человека. Режим внутри семьи, в квартире, занимаемой семьей, находится в почти полной власти родителей. Этого нельзя сказать о режиме вне дома.
Известную часть времени ребенок проводит с товарищами во дворе, а часто вне двора, на прогулках, на площадках, катках, иногда на улице. Чем старше становятся дети, тем товарищеское окружение играет все большую и большую роль. Взять на себя полное руководство этим товарищеским влиянием родители, конечно, не могут, но за ними остается полная возможность наблюдать за этим товарищеским влиянием, а это в большинстве случаев бывает совершенно достаточно, если в семье уже образовался опыт коллективной связи, доверия, правдивости, если правильно создан родительский авторитет. В таком случае для родителей нужно только одно: более или менее основательно знать, что окружает вашего сына или вашу дочь.
Активное приближение родителей к жизни детей вовсе не трудное дело и доставляет даже удовольствие. Каждый родитель вырабатывает такое устройство семенного быта, которое наиболее соответствует особенностям его семьи. Огромную роль в семейном воспитании играет эмоцианальный фон в семье, отношения между родителями, их умение поддержать любовь и теплоту к друг другу и детям. Только в здоровой семье где царит любовь и взаимопонимание могут вырасти полноценно развитые дети, со здоровой психикой и позитивным отношением к жизни.
Семья - один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. Семья – единственный и незаменимый производитель самого человека, продолжение рода. Но, к сожалению, выполняет она эту главную функцию со сбоями. И зависит это не только от нее, но и от общества. Семья возникает из потребности удовлетворить личные потребности и интересы индивидов. Являясь частью общества, она соединяет их с общественными интересами. Личные потребности организуются на основе принятых в обществе норм, ценностей, образцов поведения и часто происходит так, что бесцеремонное вмешательство общества в жизнь семьи разрушала ее и жизнь людей ее составляющих, доводило ее до нищенского существования.
Совершенно очевидно, что семья, как и общество в целом, переживает сегодня глубокий кризис. Средний возраст вступления в первый брак в наши дни у женщин достиг рекордно низких величин. Негативными последствиями распространения ранней рождаемости стали нестабильный уровень рождаемости в целом, повышенная разводимость, высокая младенческая смертность, плохое состояние здоровья детей и матерей. Реформирование общества резко обострило проблему семей, нуждающихся в социальной защите. Среди ее объектов – семьи одиноких матерей, военнослужащие срочной службы с детьми; семьи, в которых один из родителей уклоняется от уплаты алиментов; семьи с детьми-инвалидами; взявшие детей под опеку; многодетные с малолетними детьми до трех лет; студенческие семьи с детьми, социально неблагополучные семьи. Для обеспечения качественного роста работника и подрастающего поколения в семье должны быть созданы соответствующие жизненные условия и материальные средства, включающие в себя уровень образования и культуры, жилищные условия, качество питания, здравоохранения, сферы услуг, возможности отдыха, снятия нервного напряжения.
Беседы – к ним относятся также различные конференции, диспуты, ток-шоу, поднимающие проблемы семьи, затрагивающие вопросы нравственности, полового воспитания, семейного досуга. Проводятся как для членов семей всех возрастов, так и отдельно для детей, подростков, родителей. Роль беседы как формы работы с семьей прежде всего состоит в возможности решить семейные проблемы с участием специалистов, поделиться опытом воспитательной работы, осмыслить семейные взаимоотношения.
Игровые досуговые программы – это способ «взрослым» ненадолго ощутить себя детьми и окунуться в мир детской психологии. Совместно участвуя в играх и конкурсах, дети и родители начинают чувствовать себя одной командой. Популярны такие виды конкурсных программ как «Мама, папа, я – дружная (спортивная, музыкальная, танцевальная – вариантов множество) семья», «А ну-ка, бабушки (дедушки)» и др.
Рекреативный семейный отдых – туризм, походы.
Спортивный семейный отдых (эстафеты, массовые забеги, пляжные турниры и т.д.).
Семейные сеансы в кинотеатрах
Экскурсионная работа – семейное посещение музеев, выставок, памятников искусства и архитектуры, памятных мест.
Совместное посещение концертов и массовых праздников
Семейные коллективы художественной самодеятельности – редко встречающаяся, нон очень популярная у зрителей форма культурной деятельности.
Каникулы – период перерыва в занятиях учебных заведений. Школьные каникулы бывают осенние, зимние, летние (от недели до десяти дней) и летние – три месяца. В каникулы детям предоставляется возможность как пассивного, так и активного отдыха с участием в мероприятиях КДУ.
Именно в каникулы КДУ
Осенние, зимние, весенние каникулы
Творческие недели (детской книги, музыки, театра, кино)
Дни открытых дверей в КДУ – Домах культуры, Домах детского творчества, ДМШ, библиотеках, клубах
Конкурсно-игровые (иногда ежедневные) программы, костюмированные викторины, «Сладкоежки».
Рекреативный отдых – туристические походы, дни общения с природой
Экскурсионная работа – музеи, места боевой и трудовой славы, памятники искусства и архитектуры, дома-музеи известных деятелей
Детские
тематические кинопоказы (неделя детского
кино, «Молодежь в объективе
Концерты, выставки, конкурсы и фестивали самодеятельных детских творческих коллективов, организация «гастрольных» поездок коллективов художественной самодеятельности.
В
период летних каникул основной упор
в культурно-досуговой
В
поход с детьми лучше идти с хорошо знакомыми
вам людьми, особенно первый раз. На наш
взгляд, оптимальная численность группы
- 8-11 человек, включая 3-4 ребенка, т.е. максимум
4 семьи.
Предварительно с потенциальными участниками
детского похода обычно обговаривают
следующее:
Район похода. Все взрослые туристы, как известно, делятся на две категории. Одни выбирают "с кем идти", а затем подбирают маршрут под конкретную, часто очень схоженную группу. Для других же приоритетным является вопрос "куда идти". Выбрав район, они начинают искать попутчиков. Есть, правда, ещё третья категория - те, которым все равно, куда и не так важно с кем, лишь бы в поход.
Сроки и длительность. Длительность похода с детьми определяется вовсе не длиной маршрута, а наличием свободного времени и здравым смыслом (тащить четырехлетнего ребенка в его первый поход сразу на месяц неразумно, правда?). Чаще всего с детьми ходят в так называемые походы выходного дня (ПВД), либо в многодневные некатегорийные походы. Подготовленных детей постарше можно брать и в спортивные походы до 3 категории сложности включительно (вместе с родителями или другими близкими родственниками, ответственными за ребенка).
Вид маршрута. Маршруты, как известно, бывают линейные, линейно-радиальные, базовые с радиальными выходами, кольцевые и т.п. Из этого перечня отдельного рассмотрения заслуживает базовый вид маршрутов, как наиболее удобный для первых походов с детьми. В этом случае выбирается удобная стоянка и устраивается базовый лагерь. Из базового лагеря практически налегке совершаются радиальные выходы. В этом случае место базового лагеря должно обладать рядом требований: оно должно быть не слишком людным, поблизости должна быть вода, много дров и, не менее важно, чтоб было, что посмотреть в окрестностях. Если вы выбрали другой вид маршрута, например, линейный, на нем должны быть 1-3 точки "аварийного выхода", где можно закончить маршрут в случае непредвиденных обстоятельств. Кроме того, желательно, чтобы маршрут проходил по относительно населенной местности, чтобы в случае неожиданного заболевания ребенка можно было показать доктору.
Ходовое время и дневки. Планируя поход с детьми, надо установить количество полных ходовых дней, полудневок и дневок. Например: ходовой день, дневка, остальное время - полудневки, либо поровну ходовых дней и дневок (оба варианта приемлемы для групп с дошкольниками). Для группы с детьми младшего школьного возраста подходит вариант с дневками каждый третий день.
В идеале, все дети в группе должны быть примерно одинакового возраста, например от 6 до 9 лет. Но на практике это не всегда выполнимо, т.к. в составе одной семьи часто бывают дети с большой разницей в возрасте. Кроме возраста и походного опыта детей, нужно выяснить, требуется ли кому-то из ребят дневной сон. Если такие дети есть, полных ходовых дней в походе лучше не планировать, а только полудневки и дневки.
Полудневка - весьма удобный компромисс: дети и отдохнуть успевают, и однообразие, какое бывает на дневках, их не утомляет. Нужно только подобрать маршрут с большим количеством удобных стоянок. Делается несколько переходов в первой половине дня, а затем ищем место для стоянки. После обеда малышей укладывают спать, а после сна можно организовать подвижные игры, сбор грибов, ягод и др.
Исключение составляют совсем маленькие дети, которые путешествуют на родителях - такие дети обычно спят во время движения (в детском рюкзаке, в байдарке, в велокресле). В этом случае вполне можно двигаться и до, и после обеда, однако не рекомендуем планировать больше шести переходов в день. Оптимально - 4-6 переходов по 40-50 минут за весь ходовой день. Впрочем, некоторые группы с грудными детьми все равно предпочитают двигаться только полудневками. О способах переноски детей читайте в разделе когда начинать, а также детский рюкзак.
Протяженность дневного пути. В приведенной ниже таблице мы постарались "привести к общему знаменателю" опыт родителей-туристов, касающийся оптимального километража для первых пеших походов ребенка. Это приблизительные цифры, вовсе не обязательно буквально им следовать. С другой стороны, важно, чтобы после ходового дня у детей оставался энтузиазм участвовать в установке палаток, разжигании костра и тому подобное. Другими словами, чтобы дети почувствовали "вкус" походной жизни.
|
Информация о работе Организация семейного досуга средствами туристской деятельности