Организация семейного досуга средствами туристской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в международной практике широко используется определение, выработанное Международной конференцией по статистике путешествий и туризма (Оттава, 1991 г.) и одобренное ВТО и Статистической комиссией ООН. Согласно ему,
турист - это посетитель, т.е. «лицо, которое путешествует и осуществляет пребывание в местах, находящихся за пределами его обычной среды, на срок не более 12 месяцев с любой целью, кроме занятия деятельностью, оплачиваемой из источников в посещаемом месте».

Содержание

1. Определение туризма 2
2. Классификация туризма 3
3. Цели и задачи семейного туризма 4
4. Организация семейного досуга 5
4.1. Семья как социально-культурный институт 5
4.2. Проблемы современной семьи 6
4.3. Формы работы с семьей 6
4.4. Работа с детьми в период школьных каникул 7
4.5. Планирование похода с детьми. Стратегия похода. 7
4.5.1. Подготовка к походу с детьми. 9
4.5.2. Распределение нагрузки 11
5. Организация туристического похода 15
5.1 Личная гигиена и питание в туристическом походе 15
5.2 Снаряжение для похода 15
5.3 Организация похода. Оборудование лагеря 16
5.4 Практические советы 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Семейный туризм.doc

— 192.50 Кб (Скачать)

     Цель – разработать полностью организованный отдых, способствующий укреплению семьи и общению, которого ее члены часто лишены в повседневной жизни.

     Задача – спланировать технологию организации семейного туризма с учетом интересов членов семьи, ее финансового состояния, маршрута и пр. 

  1. Организация семейного досуга
    1. Семья как социально-культурный институт

     Семья – ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации  личного быта, основанная на супружеском  союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, тем выше культура семьи. Семейное воспитание имеет огромное значение в воспитании, образовании и становлении любого человека. Это фундамент, на котором строится вся жизнь, и от того, насколько добротен и тверд этот фундамент, зависит очень многое в судьбе человека. Режим внутри семьи, в квартире, занимаемой семьей, находится в почти полной власти родителей. Этого нельзя сказать о режиме вне дома. 

     Известную часть времени ребенок проводит с товарищами во дворе, а часто  вне двора, на прогулках, на площадках, катках, иногда на улице. Чем старше становятся дети, тем товарищеское окружение играет все большую и большую роль. Взять на себя полное руководство этим товарищеским влиянием родители, конечно, не могут, но за ними остается полная возможность наблюдать за этим товарищеским влиянием, а это в большинстве случаев бывает совершенно достаточно, если в семье уже образовался опыт коллективной связи, доверия, правдивости, если правильно создан родительский авторитет. В таком случае для родителей нужно только одно: более или менее основательно знать, что окружает вашего сына или вашу дочь.

     Активное  приближение родителей к жизни  детей вовсе не трудное дело и  доставляет даже удовольствие. Каждый родитель вырабатывает такое устройство семенного быта, которое наиболее соответствует особенностям его  семьи. Огромную роль в семейном воспитании играет эмоцианальный фон в семье, отношения между родителями, их умение поддержать любовь и теплоту к друг другу и детям. Только в здоровой семье где царит любовь и взаимопонимание могут вырасти полноценно развитые дети, со здоровой психикой и позитивным отношением к жизни.

    1. Проблемы современной семьи

     Семья - один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного  раньше религии, государства, армии,  образования, рынка. Семья – единственный и незаменимый производитель самого человека, продолжение рода. Но, к сожалению, выполняет она эту главную функцию со сбоями. И зависит это  не только от нее, но и от общества. Семья возникает из потребности удовлетворить личные потребности и интересы индивидов. Являясь частью общества, она соединяет их с общественными интересами. Личные потребности организуются на основе принятых в обществе норм, ценностей, образцов поведения и часто происходит так, что бесцеремонное вмешательство общества в жизнь семьи разрушала ее и жизнь людей ее составляющих, доводило ее до нищенского существования.

     Совершенно  очевидно, что семья, как и общество в целом, переживает сегодня глубокий кризис.  Средний возраст вступления в первый брак в наши дни у женщин достиг рекордно низких величин. Негативными последствиями распространения ранней рождаемости стали нестабильный уровень рождаемости в целом, повышенная разводимость, высокая младенческая смертность, плохое состояние здоровья детей и матерей. Реформирование общества резко обострило проблему семей, нуждающихся в социальной защите. Среди ее объектов – семьи одиноких матерей, военнослужащие срочной службы с детьми; семьи, в которых один из родителей уклоняется от уплаты алиментов; семьи с детьми-инвалидами; взявшие детей под опеку; многодетные с малолетними детьми до трех лет; студенческие семьи с детьми, социально неблагополучные семьи. Для обеспечения качественного роста работника и подрастающего поколения в семье должны быть созданы соответствующие жизненные условия и материальные средства, включающие в себя уровень образования и культуры, жилищные условия, качество питания, здравоохранения, сферы услуг, возможности отдыха, снятия нервного напряжения.

    1. Формы работы с семьей

     Беседы  – к ним относятся также  различные конференции, диспуты, ток-шоу, поднимающие проблемы семьи, затрагивающие вопросы нравственности, полового воспитания, семейного досуга. Проводятся как для членов семей всех возрастов, так и отдельно для детей, подростков, родителей. Роль беседы как формы работы с семьей прежде всего состоит в возможности решить семейные проблемы с участием специалистов, поделиться опытом воспитательной работы, осмыслить семейные взаимоотношения.

     Игровые досуговые программы – это  способ «взрослым» ненадолго ощутить  себя детьми и окунуться в мир  детской психологии. Совместно участвуя в играх и конкурсах, дети и родители начинают чувствовать себя одной командой. Популярны такие виды конкурсных программ как «Мама, папа, я – дружная (спортивная, музыкальная, танцевальная – вариантов множество) семья», «А ну-ка, бабушки (дедушки)» и др.

     Рекреативный семейный отдых – туризм, походы.

     Спортивный  семейный отдых (эстафеты, массовые забеги, пляжные турниры и т.д.).

     Семейные  сеансы в кинотеатрах

     Экскурсионная работа – семейное посещение музеев, выставок, памятников искусства и  архитектуры, памятных мест.

     Совместное  посещение концертов и массовых праздников

     Семейные  коллективы художественной самодеятельности – редко встречающаяся, нон очень  популярная у зрителей форма культурной деятельности.

    1. Работа с детьми в период школьных каникул
 

   Каникулы  – период перерыва в занятиях учебных заведений. Школьные каникулы бывают осенние, зимние, летние (от недели до десяти дней) и летние – три месяца. В каникулы детям предоставляется возможность как пассивного, так и активного отдыха с участием в мероприятиях КДУ.  

       Именно в каникулы КДУ наиболее  насыщены работой – нужно сделать  каждый день для ребенка незыбываемым  и максимально наполненным впечатлениями.  Каникулы в сфере досуга насыщаются  мероприятиями разнопланового характера  для полноценного отдыха детей  и подростков. Формы работы с детьми на каникулах весьма разнообразны – от творческих недель до ежедневных конкурсно-игровых программ:

     Осенние, зимние, весенние каникулы

     Творческие  недели (детской книги, музыки, театра, кино)

     Дни открытых дверей в КДУ – Домах  культуры, Домах детского творчества, ДМШ, библиотеках, клубах

     Конкурсно-игровые (иногда ежедневные) программы, костюмированные  викторины, «Сладкоежки».

     Рекреативный  отдых – туристические походы, дни общения с природой

     Экскурсионная работа – музеи, места боевой и трудовой славы, памятники искусства и архитектуры, дома-музеи известных деятелей

     Детские тематические кинопоказы (неделя детского кино, «Молодежь в объективе кинокамеры»)

     Концерты, выставки, конкурсы и фестивали самодеятельных детских творческих коллективов, организация «гастрольных» поездок коллективов художественной самодеятельности.

     В период летних каникул основной упор в культурно-досуговой деятельности делается на сезонные особенности отдыха. Летние каникулы – время для экскурсионных  поездок и туризма, отдыха в трудовых, спортивных и пришкольных лагерях, организации детских площадок и подростковых клубов по месту жительства. Цель КДД летом – максимально и социально заполнить свободное время детей.

    1. Планирование похода с детьми. Стратегия похода.

     В поход с детьми лучше идти с хорошо знакомыми вам людьми, особенно первый раз. На наш взгляд, оптимальная численность группы - 8-11 человек, включая 3-4 ребенка, т.е. максимум 4 семьи.  
Предварительно с потенциальными участниками детского похода обычно обговаривают следующее:

  • Район похода;
  • сроки и длительность (кто каким временем располагает);
  • предпочтительный вид маршрута (линейный, базовый и др.);
  • желаемое соотношение количества полных ходовых дней, дневок и полудневок;
  • предпочтительная протяженность дневного пути.

     Район похода. Все взрослые туристы, как известно, делятся на две категории. Одни выбирают "с кем идти", а затем подбирают маршрут под конкретную, часто очень схоженную группу. Для других же приоритетным является вопрос "куда идти". Выбрав район, они начинают искать попутчиков. Есть, правда, ещё третья категория - те, которым все равно, куда и не так важно с кем, лишь бы в поход.

     Сроки и длительность. Длительность похода с детьми определяется вовсе не длиной маршрута, а наличием свободного времени и здравым смыслом (тащить четырехлетнего ребенка в его первый поход сразу на месяц неразумно, правда?). Чаще всего с детьми ходят в так называемые походы выходного дня (ПВД), либо в многодневные некатегорийные походы. Подготовленных детей постарше можно брать и в спортивные походы до 3 категории сложности включительно (вместе с родителями или другими близкими родственниками, ответственными за ребенка).

     Вид маршрута. Маршруты, как известно, бывают линейные, линейно-радиальные, базовые с радиальными выходами, кольцевые и т.п. Из этого перечня отдельного рассмотрения заслуживает базовый вид маршрутов, как наиболее удобный для первых походов с детьми. В этом случае выбирается удобная стоянка и устраивается базовый лагерь. Из базового лагеря практически налегке совершаются радиальные выходы. В этом случае место базового лагеря должно обладать рядом требований: оно должно быть не слишком людным, поблизости должна быть вода, много дров и, не менее важно, чтоб было, что посмотреть в окрестностях. Если вы выбрали другой вид маршрута, например, линейный, на нем должны быть 1-3 точки "аварийного выхода", где можно закончить маршрут в случае непредвиденных обстоятельств. Кроме того, желательно, чтобы маршрут проходил по относительно населенной местности, чтобы в случае неожиданного заболевания ребенка можно было показать доктору.

     Ходовое время и дневки. Планируя поход с детьми, надо установить количество полных ходовых дней, полудневок и дневок. Например: ходовой день, дневка, остальное время - полудневки, либо поровну ходовых дней и дневок (оба варианта приемлемы для групп с дошкольниками). Для группы с детьми младшего школьного возраста подходит вариант с дневками каждый третий день.

     В идеале, все дети в группе должны быть примерно одинакового возраста, например от 6 до 9 лет. Но на практике это не всегда выполнимо, т.к. в составе одной семьи часто бывают дети с большой разницей в возрасте. Кроме возраста и походного опыта детей, нужно выяснить, требуется ли кому-то из ребят дневной сон. Если такие дети есть, полных ходовых дней в походе лучше не планировать, а только полудневки и дневки.

     Полудневка - весьма удобный компромисс: дети и отдохнуть успевают, и однообразие, какое бывает на дневках, их не утомляет. Нужно только подобрать маршрут с большим количеством удобных стоянок. Делается несколько переходов в первой половине дня, а затем ищем место для стоянки. После обеда малышей укладывают спать, а после сна можно организовать подвижные игры, сбор грибов, ягод и др.

     Исключение  составляют совсем маленькие дети, которые путешествуют на родителях - такие дети обычно спят во время движения (в детском рюкзаке, в байдарке, в велокресле). В этом случае вполне можно двигаться и до, и после обеда, однако не рекомендуем планировать больше шести переходов в день. Оптимально - 4-6 переходов по 40-50 минут за весь ходовой день. Впрочем, некоторые группы с грудными детьми все равно предпочитают двигаться только полудневками. О способах переноски детей читайте в разделе когда начинать, а также детский рюкзак.

     Протяженность дневного пути. В приведенной ниже таблице мы постарались "привести к общему знаменателю" опыт родителей-туристов, касающийся оптимального километража для первых пеших походов ребенка. Это приблизительные цифры, вовсе не обязательно буквально им следовать. С другой стороны, важно, чтобы после ходового дня у детей оставался энтузиазм участвовать в установке палаток, разжигании костра и тому подобное. Другими словами, чтобы дети почувствовали "вкус" походной жизни.

     Возраст, лет      Километраж  в день      Длительность  похода
     3-4      4-7*      1-4 дня*
     5-6      7-10      3-7 дней
     6-8      8-12      7-10 дней
     8-10      10-14      до 2 недель
     13 и старше      15-20      Типичная  для взрослого похода

Информация о работе Организация семейного досуга средствами туристской деятельности