Опыт и проблемы развития туризма в республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 22:12, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования заключается в определении проблем развития туризма между Республикой Казахстан и Российской Федерацией и разработка рекламного тура по Казахстану для туристских агентов России, исходя из имеющегося опыта развития туризма в стране.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть государственную политику стран в сфере туризма, программы по развитию и продвижению туристского продукта.
2. Рассмотреть состояние туризма в Казахстане.
3. Проанализировать правила паспортно-визового режима между Республикой Казахстан и Российской Федерацией.
4. Выявить и определить проблемы взаимодействия визового режима и туризма в наших государствах.
5. Изучить туристский потенциал Казахстана и определить маршрут будущего рекламного тура по Казахстану.

Содержание

Введение
Глава 1. История развития туризма в Республике Казахстан
1.1 Исторические предпосылки развития туризма в Республике Казахстан
1.2 Формирование туристской инфраструктуры в стране
Глава 2. Туристский потенциал Республики Казахстан
2.1 Северный Казахстан
2.2 Южный Казахстан
2.3 Западный Казахстан
2.4 Восточный Казахстан
2.5 Центральный Казахстан
Глава 3. Опыт и проблемы развития Республики Казахстан как объекта, привлекательного для туристов
3.1 Современное состояние туристской индустрии Республики Казахстан
3.2 Проблемы развития туристской отрасли страны
Глава 4. Рекламный тур «Шелковый путь» по Республике Казахстан для российских менеджеров по туризму
4.1 Актуальность разработки тура
4.2 Программа тура «Шелковый путь»
4.3 Технологическая карта тура «Шелковый путь»
4.4 Калькуляция стоимости путевки
4.5 Информационный листок к туристской путевке тура «Шелковый путь»
4.6 Договора с поставщиками услуг
4.7 Дополнительная информация
Заключение
Список использованных источников и литературы

Работа содержит 1 файл

диплом туризм каз-на.doc

— 516.00 Кб (Скачать)

Если же транспортное обеспечение туров идет с помощью железнодорожного транспорта, то бедным туристам не позавидуешь. При сравнении уровня развития автобусной базы с уровнем развития железнодорожной, то можно сказать: «Лучше поехать на автобусе». Чтобы было понятно, почему сделан такой вывод, опишем состояние железнодорожного транспорта. У железнодорожного транспорта есть следующие недостатки:

1.         Большинство поездов находятся в эксплуатации больше 20 лет.

2.         По многим направлениям едут так называемые «шоп-туристы» из Алматы, что предоставляет массу неудобств, когда везде и всюду располагается бесконечное число «баулов».

3.         Уровень подготовки обслуживающего персонала в поездах далек от европейских стандартов.

4.         Состояние вагонов не позволяет чувствовать себя комфортно во время поездки на таких поездах, что значительно сокращает число туристов, пользующихся железнодорожным транспортом.

Но, не смотря на эти недостатки, туристы, отдыхающие в Республике Казахстан  как иностранные гости, все же чаще выбирают путешествие поездом, чем путешествие на автобусе. К примеру, иностранные туристы чаще всего пользуются услугами воздушного транспорта – это 94,7% от всего числа иностранных туристов. Железнодорожный транспорт предпочитают использовать 3,3% туристов. На автобусе путешествуют около 0,4% туристов и остальные 1,6% для передвижения во время путешествия используют иные сухопутные средства. Что же касается казахстанских туристов, то у них на первом месте стоит воздушный транспорт(74,4%), затем междугородние автобусы(14,8%), на третьем месте железнодорожный транспорт(9,9%) и на последнем месте прочие сухопутные средства(0,9%). Основной железнодорожный перевозчик – Республиканское государственное предприятие «Казакстан темiр жолы» совершает пассажироперевозки по 14 направлениям [28].

Если говорить о воздушном  транспорте, то можно сказать, что  это единственная составляющая инфраструктуры туристской отрасли страны, которая  находится на должном уровне. Сегодня  международные авиалинии республики позволяют осуществлять полеты в Германию, Индию, ОАЭ, Турцию, Италию, Республику Корея, Венгрию, Израиль, Китай, Тайланд. Основной авиаперевозчик – это «Эйр-Казахстан». Воздушный транспорт в республике необходимо только поддерживать на должном уровне для привлекательности страны для иностранных туристов, а не развивать до должного уровня, как нужно развивать остальные классы средств передвижения.

Говоря о состоянии  инфраструктуры туристской отрасли  в стране нельзя не сказать о подготовке профессиональных кадров в сфере  сервиса и туризма, уровень образования которых зачастую задерживается на окончании общеобразовательной школы. Речь идет не только о менеджерах по туризму, но и об обслуживающем персонале. Почти по всему Казахстану работу администратора выполняет не квалифицированный работник, который имеет образование совершенно другой направленности. Отсюда и не знание основ этики и психологии, неумение общаться с людьми, отсутствие знания иностранных языков, что очень важно при обслуживании зарубежных гостей. В настоящее время в Казахстане насчитывается 28 вузов, которые ведут подготовку менеджеров туризма. Несмотря на то, что подготовка специалистов началась еще в 90-е годы прошлого столетия Казахстан испытывает серьезную недостаточность в квалифицированных кадрах в сфере туризма. Основная причина недостаточный уровень знаний у преподавательского состава вузов о туристском потенциале Казахстана и отсутствие опыта работы в туристской индустрии. Как правило в них ведется обучение без учета рекреационных особенностей страны, в результате чего большинство выпускников не в состоянии в полной мере выполнять туроператорские функции.

А что уж говорить про  сферу общественного питания. Квалифицированные  в этой сфере только повара, а  стать официантом или барменом может  стать любой выпускник школы, которому не обязательно проходить профессиональную подготовку в среднеспециальных образовательных учреждениях. Отсюда и можно сделать вывод об уровне обслуживания и в сфере общественного питания.

Без внимания невозможно оставить и состояние природных объектов привлекательных для туризма. Все предприятия занимающиеся обслуживанием туристов только используют рекреационные ресурсы страны, но мало кто поддерживает природные объекты в чистоте и следит за их правильной эксплуатацией. Сейчас в правительстве республике есть различные программы по поддержке охраны природы, но не все из них несут в себе именно то предназначение, которое возложило на них правительство. К примеру, в данное время правительство разработало программу под названием «Чистая вода», по которой любой желающий берет в аренду какой-либо водоем и в любом банке может получить деньги, выделенные государством на поддержание водоемов в чистоте, взамен обязуется поддерживать чистоту водного объекта и обеспечивать полноценное развитие обитателей водоемов. Естественно, большинство денежных средств уходит далеко не на содержание озер и прудов, можно даже сказать, что все деньги уходят совсем в другом направлении, а озера как находились в плохом состоянии, так и остаются на этом же уровне. Но так называемые владельцы водоемов еще и успевают брать плату с желающих половить рыбу и отдохнуть на берегу водоема.

То же самое касается и других привлекательных для  туризма природных объектов, таких  как Киин-Кериш, Каньон Чарын, Некрополь  Бес-Шатыр. Если за ними идет уход, то его осуществляет не государство, а частные лица, которые опять же желают получить свою выгоду в использовании природных ресурсов.

Наряду с гостиницами  и транспортной базой республики в упадочном состоянии находятся  и автомобильные дороги, которые не всегда позволяют путешествовать сухопутным транспортом. Ко многим привлекательным объектам Казахстана проезжать приходится по проселочным дорогам, да и республиканские автодороги в большинстве своем оставляют желать лучшего. Хотя и происходит строительство новых автодорог, многим из имеющихся маршрутов требуется капитальный ремонт из-за недостаточного ухода за автотрассами, который бы соответствовал их загруженности.

Правовая основа туризма  в Республике Казахстан складывается из следующих документов: Закон РК от 13 июня 2001г. № 211-II «О туристской деятельности в Республике Казахстан»; Указ Президента РК О Государственной программе Республики Казахстан «Возрождение исторических центров Шелкового пути, сохранение и преемственное развитие культурного наследия тюркоязычных государств, создание инфраструктуры туризма» от 27 февраля 1998 г.; Постановление Правительства РК “Об образовании Координационного совета по туризму” от 30 октября 2000 г. № 1631; «О первоочередных мерах развития туристской отрасли» Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2000г. № 1947; «Концепция развития туризма в Республике Казахстан» одобрена постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 марта 2001г. № 333; «Правила лицензирования туроператорской, турагентской деятельности, услуг инструктора туризма» утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 июня 2007 г. № 481; «Квалификационные требования, предъявляемые при лицензировании туроператорской, турагентской деятельности, услуг инструктора туризма » утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 июня 2007 г. №481; «Правила повышения квалификации работников туристских организаций, их аттестации и подготовки различных категорий общественных туристских кадров (инструкторов всех видов спортивного туризма, туристских спасателей и других)» утверждены приказом и.о. председателя Агентства Республики Казахстан по туризму и спорту от 12 марта 2004 г. № 03-2-2/89 [29, 30, 32, 39].

Закон РК «О туристкой  деятельности в Республике Казахстан» определяет правовые, экономические, социальные, организационные основы туристской деятельности как одной из отраслей экономики республики. Он состоит из 5 глав. Таких как основные положения; государственное регулирование туристской деятельности; организация туристской деятельности; права и обязанности туриста, обеспечение безопасности туриста; заключительные положения. Глава 1 определяет основные понятия туристской отрасли, основу законодательства республики в сфере туризма, субъекты и объекты туристской деятельности, туристскую индустрию и виды ее услуг, основные формы и виды туризма. Глава 2 раскрывает принципы государственного регулирования туристской деятельности; цели, приоритетные направления и способы государственного регулирования туристской деятельности; компетенцию Правительства Республики Казахстан; компетенцию уполномоченного органа; компетенцию местных исполнительных органов; работу совета по туризму; работу туристского информационного центра. Глава 3 раскрывает правила лицензирования и стандартизации в области туризма, определяет договор на туристское обслуживание основой оказаний туристских услуг. В ней прописаны правила возмещения убытков и условия изменения договора туристского обслуживания. Данная глава определяет правила работы туристских организаций, объединений туристских организаций, объединений туристов, правила подготовки специалистов в области туризма. Глава 4 определяет права и обязанности туристов, правила обеспечения их безопасности и проведения страхования при оказании услуг. Заключительная Глава 5 раскрывает, какую ответственность несут лица, нарушившие законодательство о туристской деятельности, каким образом происходит контроль за исполнением туристского законодательства в стране [39].

Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2000 года «О первоочередных мерах развития туристской отрасли» определяет каждому ведомству, которое каким-либо образом относится к сфере туризма предпринять меры по эффективному развитию данной сферы. К примеру, на министерство иностранных дел было возложено принять меры по упрощению таможенных процедур, по сокращению сроков оформления туристской визы, о снижении ее стоимости. Министерство внутренних дел должно определить перечень гостиниц, которые имеют право регистрации паспортов иностранных граждан, рассмотрение вопросов о наделении гостиниц правом регистрации иностранных туристов. Агентству Республики Казахстан по туризму и спорту способствовать продвижению Казахстана на международных выставках и ярмарках. Министерству культуры провести пропаганду туризма в средствах массовой информации. Акимам областей было поручено принять меры по поддержке предпринимателей, занимающихся обслуживанием иностранных туристов и организацией внутреннего туризма [39].

«Правила лицензирования туроператорской, турагентской деятельности, услуг инструктора туризма» от 11 июня 2007г. №481 определяют порядок выдачи переоформления лицензии и отказа в ее выдачи, условия приостановления, прекращения действия и лишения лицензии, правила учета и контроля за лицензируемыми [39].

«Правила повышения  квалификации работников туристских организаций, их аттестации и подготовки различных  категорий общественных туристских кадров (инструкторов всех видов спортивного  туризма, туристских спасателей и других)» от 12 марта 2004 года № 06-2-2/89 определяет состав туристских кадров, основные задачи повышения их квалификации, правила прохождения повышения квалификации, правила проведения аттестации туристских кадров [39].

Надо сказать, что не все эти законодательные документы соблюдаются, порой предпринимателям в сфере питания проще принять на работу не обученного человека, провести ему стажировку, во время которой он бесплатно поработает, затем принять на работу и платить ему заработную плату гораздо меньше, чем пришлось бы платить квалифицированному работнику.

Но для полноценной  совершенной работы туристской индустрии  не достаточно просто законодательных  документов, необходима их работа, строгое  соблюдение всех стандартов и правил, которые часто просто игнорируются. Так же необходима подготовка юристов, специализирующихся именно на сфере туризма, а так как эта область экономики еще слабо развита, то и юристов для нее наверняка никто не будет готовить. Именно от того, что соблюдение правовых основ туристской деятельности производиться самостоятельно предпринимателями не на профессиональном уровне, туризм в данной стране и не поднимается на европейский уровень, и возможно не поднимется, пока не появятся специалисты, которые профессионально будут проводить всю работу туристских организаций. Ведь большинство иностранных туристов предпочитают не только страховые гарантии, но и правовую защищенность.

Как и множество других государств Республика Казахстан требует  с иностранных граждан получение  визы для пересечения государственной границы и пребывания на территории страны. Исключением являются граждане России и стран СНГ. Но даже наличие визы не упрощает процедуру прохождения пограничного контроля и регистрации по месту пребывания. Обязательным условием пересечения границы является заполнение миграционной карточки, заполнение декларации при необходимости. Еще на пограничных пунктах имеет место досмотр личных вещей, причем не через сканер, а лично сотрудниками таможенной службы, что естественно доставляет неудобство всем туристам. Для всех иностранных граждан кроме граждан России и стран СНГ обязательно наличие заграничного паспорта, без которого не возможна выдача визы [44].

Но на прохождении  пограничного контроля все формальности не заканчиваются. Каждый иностранный  гражданин обязан зарегистрировать свою миграционную карточку по месту пребывания, что очень не удобно. Регистрацию необходимо пройти в течение 5 суток после пересечения границы, но здесь не учитывается тот факт, что большинство гостиниц в Республике Казахстан не имеют права регистрации паспортов иностранных граждан. В результате чего туристам самим приходится искать миграционные службы, чтобы зарегистрироваться. Порой им приходится выстоять не маленькую очередь, прежде чем пройдут все формальности и оформят свои документы согласно требованиям правительства.

А следовательно кому понравится такой сервис. Поэтому  многие туристы, которые побывали один раз в такой ситуации в следующий  раз задумаются поехать ли отдыхать в Казахстан или выбрать для  отдыха другую страну. Для этого следует упростить процедуру регистрации иностранных граждан на территории республики, хотя бы ввести регистрацию миграционных карт туристов на пограничных пунктах сотрудниками пограничной службы, что гораздо ускорит процесс прохождения таможни и пограничного контроля и упростит процесс регистрации иностранцев. В следствие чего может увеличится поток иностранных туристов в страну. Конечно государство предпринимает определенные меры, например, в данный момент упрощены визовые процедуры для граждан 54 политически и экономически стабильных стран, разрешено оформление виз в аэропортах Астаны и Алматы и продлена длительность миграционной карточки от 3 до 5 дней.

Но этих мер по-прежнему не хватает, потому что надо еще и  рассмотреть предоставление многим гостиницам права регистрации иностранцев.

Что касается правил оформления визы то можно сказать, что иностранным  гражданам и лицам без гражданства  для въезда на территорию Республики Казахстан необходима виза, если иной порядок не установлен международным  договором РК. Виза РК вклеивается в паспорт или другой признаваемый РК документ, удостоверяющий личность и действительный для проезда, и дает право въезда и пребывания в РК, а также выезда из нее или пересечения территории РК транзитом.

Основанием для выдачи виз Республики Казахстан и продления срока их действия являются оформленные в установленном законодательством порядке письменные обращения международных организаций, представительств иностранных государств, а также государственных организаций Республики Казахстан в Департамент консульской службы (ДКС) МИД РК в Астане или в Представительство ДКС в Алматы;

Негосударственные организации, приглашающие иностранных граждан  в качестве туристов и с деловыми целями, подают письменные обращения  в ДКС МИД РК после согласования с местными подразделениями службы миграционной полиции областного уровня (для жителей городов Астаны и Алматы УМП УВД-ГУВД гг.Астаны и Алматы).

Информация о работе Опыт и проблемы развития туризма в республике Казахстан