Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2011 в 13:08, курсовая работа
Словосочетание «образовательный туризм» принято называть поездки за рубеж с целью учебы. Но является ли это туризмом? Вот вопрос, о котором сегодня спорят образовательные агентства и турфирмы, которые все чаще начинают работать с образовательными поездками.
В странах шенгенской зоны (Германия, Франция, Испания, Австрия) пользуются преимущественным, хотя и небольшим, спросом именно индивидуальные курсы.
Индивидуальные курсы по сравнению с групповыми безусловно, более эффективны, так как позволяют полнее погрузиться в языковую среду, дают самый широкий выбор различных программ в более качественных школах, где мало русскоязычных учащихся. Хорошие дорогие школы жестко выдерживают национальные квоты, в них не может быть большого числа студентов из одной страны, многие из них не принимают группы. Как правило, индивидуальные программы на 20-30% дороже, чем групповые, за счет качества обучения, индивидуальных трансферов и пр. Для обучения на этих курсах от школьников и студентов требуется достаточное знание изучаемого языка и опыт самостоятельных (без родителей) поездок за рубеж.
Не рекомендуется отправлять на подобные курсы детей младшего школьного возраста или тех, кто впервые едет за границу в одиночку. Были случаи, когда дети не могли объяснить по-английски суть возникшей проблемы, и ее решение (через родителей и образовательную компанию) затягивалось почти на сутки.
Одна из тенденций последнего времени ранка индивидуальных программ – спрос на школы, где практически нет русских студентов, хотя, конечно, гарантировать их отсутствие не может ни одна компания. Другая особенность рынка – увеличение спроса на комбинированные программы, когда обучение проходит в двух разных школах в одной стране или даже в разных странах (например, 3 недели занятий в Великобритании + 3 недели в Германии). В компании «Инсайт-Лингва» отмечают возросший спрос на британские программы одновременного изучения языка детьми и родителями.
Мнения
опрошенных «ТБ» руководителей операторских
компаний о росте стоимости
В
секторе индивидуального
2.4.
Школьное образование
за рубежом.
США
В США к концу XIX века сформировалась довольно стройная система образования. Уже в самой своей сути она отлична от привычной нам формы российского обучения. С пяти лет юные американцы становятся учениками. Именно в этом возрасте малыш впервые переступает порог начальной школы (Elementary School). Здесь он будет учиться дольше всего – с нулевого по пятый класс.
Иногда нулевку называют kindergarten – детский сад. Но это вовсе не детский сад в привычном для нас понимании. Жесткое расписание занятий – уроки длятся до шести часов в день. Правда, домашних заданий здесь не задают. С самого юного возраста ребенка приучают к жизни в школьном коллективе и к методам занятий, которые будут сопутствовать ему на протяжении всех двенадцати лет обучения. Например, на уроке, посвященном истории штата, вполне может появиться такая тема: «Мой папа – полицейский (священник, врач, пожарник)». Профессия может быть любой. Главное, что малыш готовится к рассказу о своей работе. Эти встречи бывают очень увлекательными, особенно если профессия у родителей редкая и опасная. Можно наблюдать, как в пожарной части среди расчетов в самый пиковый момент экстренных вызовов бродит, разинув рот, стайка детей от пяти до шести лет в сопровождении взрослого пожарного и с увлечением наблюдает, как взрослые дядя и тети носятся, торопясь устроиться в больших машинах и уехать на вызов.
В начальной школе у ребят один учитель. Он ведет все занятия. С чем вы можете столкнуться на этом этапе? С тем, что характерной чертой американской школы является деление ребятишек по способностям. С самого начала малышам дают тест. И в дальнейшем тест станет главным критерием успеха вашего ребенка. С момента определения личного IQ ребенка обучения станет раздельным. С талантливыми детьми занятия будут очень насыщенные, нацеленные на глубокие разносторонние знания. Их начнут готовить в интеллектуальную элиту страны. Со среднеспособными заниматься будут добросовестно, но чуть в меньшем объеме. Этих детей сразу ориентируют на технические специальности. Занятия с неспособными ребятами ставят своей задачей адаптировать их к миру новых технологий в узкобытовом смысле, дать им общие знания, навыки чтения, письма. Очень хорошо поставлено в этих классах трудовое воспитание. В будущем таких ребятишек ждет мир рабочих профессий.
Обучение в средней школе (Middle School) – самое короткое: с шестого по восьмой класс. Эти три года будут заполнены, пожалуй, самой трудной работой. Для групп А и Б наступит пора завоевывать право на обучение в старшей школе. В это невозможно поверит, но в такой огромной стране, как США, нет обязательной единой государственной программы для школ – в каждом штате она своя, а значит, план занятий составляют, исходя из интересов конкретного учебного заведения. Каждый школьный округ разрабатывает свою программу. И, хотя разнообразие предметов изумляет, учиться в средней школе США все же легче, чем в российской.
Из удивительных предметов, которых нет в наших школах, хочется рассказать о “научных открытиях”. В рамках отдельных дисциплин ребятам дают задание на дом: сделать открытие. Оно обычно длится год, но в конце года ты должен пред классом рассказать о своем открытии или изобретении и научно обосновать его. Изобретения юных американцев бывают очень разными, главное, что дети учатся мыслить.
И, наконец, последний этап обучения вашего чада – высшая школа (High School). Тут учатся с девятого по двенадцатый – четыре года. В Америке начальные, средние и старшие школы никак друг с другом не соприкасаются, они находятся даже в разных зданиях. Разумеется, и педагоги в них совсем разные. В подборе нового класса внутри детского коллектива идет сознательная перетасовка ребят. Америка – демократичная страна, и очень важно, чтобы с детства дети учились быть лояльными в расовых и других вопросах.
Несколько слов о тесте. Вся жизнь юного американца нацелена на успешную сдачу теста. Любого. Сначала самого первого, школьного, а дальше… В каждом штате есть свой образовательный совет, который помимо всего прочего разрабатывает также тесты для проверки знаний школьников и студентов. Тестирование проходит по каждому из основных предметов. Английская литература, английский язык, французский, немецкий, философия, математика, физика, химия, астрономия, история.
Ежегодно тестируют всех школьников начиная с третьего класса. Именно поэтому весь процесс обучения построен так, чтобы к концу года “поднатаскать” ученика на тесты. Мы не можем решать, хорошо это или плохо. Слишком многое зависит в дальнейшей жизни американца от однажды удачно заполненного теста.
Германия
Ну, а как обстоят дела со школьным обучением в Германии? В начальной школе (с первого по четвертый класс) существует сильный и слабый классы. Причем названия у этих двух классов весьма лояльные: гуманитарии (сильные ребята) и технари (средние и слабые).
Учебный процесс в общих чертах построен так же, как и в остальных европейских школах: с первого по третий класс внимание уделяется родному языку, чтению, письму. Чрезвычайно много занятий на свежем воздухе. Учебный план включает в себя огромное число экскурсий. Также в начальной школе Германии музыкальные занятия построены совсем иначе, нежели в России. В продвинутом классе уроки напоминают уроки сольфеджио. Ребята учат ноты, петь с листа. Со второго класса ребенок выбирает себе какой-либо инструмент. Иногда учитель сам рекомендует родителям купить для ребенка тот или иной инструмент. Со второго класса занятия проводятся как в группах (ребята слушают диски, разбирают произведения, учатся узнавать инструменты симфонического оркестра, пишут самые настоящие музыкальные диктанты), так и индивидуально (здесь юные ученики пытаются “приручить” выбранные ими инструменты).
После четвертого класса дети могут продолжить обучение в гимназии. Что такое немецкая гимназия? Обучение здесь длится с пятого по тринадцатый класс. Уже с седьмого класса гимназисты могут выбирать определенную специализацию и адресно готовятся к поступлению в вуз. В гимназии основной упор делается на самоподготовку учащихся. Столь привычные в российских школах дополнительные занятия начисто отсутствуют. Какие необычные предметы здесь? С пятого класса читают курс философии в общем объеме. И с пятого же класса ребята выбирают дополнительные языки. Либо это живой французский (английский они учат уже с третьего класса), либо “мертвая” латынь.
Британия
Все без исключения британские школы должны придерживаться единой программы, будь то элитный частный пансион или простая государственная школа. В средней школе ребята изучают вполне привычные английский и математику, географию и историю, естественные науки. Плюс информатика и технологии. Последний предмет довольно сложен, в него входят основы технологий разных производств, элементы материаловедения и даже сопромата. Непривычным может показаться и предмет “Религиоведение и социология”. Особенность британских школ в том, что там большое внимание уделяется эстетическому и физическому воспитанию. Сценическое мастерство, рисование и живопись, творческое письмо, музыка, танец, дизайн. А уж спорт для англичан - дело святое, им начинают заниматься с самого раннего возраста. Преподают эти предметы серьезно, вовсе не так, как наши рисование, музыку и физкультуру, которые в российских школах по сей день считаются предметами третьестепенными. Кроме того, здесь изучают основы бизнеса и предпринимательства, а также на выбор иностранные языки. Любые из этих предметов выпускники могут избрать для сдачи выпускного экзамена GCSE.
Самое интересное начинается в старшей школе, где ученики готовятся к экзамену A-level (в 17-18 лет). Это не только выпускной, но и вступительный экзамен, поэтому выбираются профильные дисциплины будущей специальности. Здесь школам предоставляется некоторая свобода: одни предлагают большее, другие меньшее число предметов. В число дисциплин могут входить геология, педагогика, дизайн, иностранные языки (включая латынь и греческий), бизнес, даже фотодело или домоводство. Чем предметов больше, тем школа считается лучше.
Ирландия
Ирландские школы изначально организовывались при католических монастырях. И по сей день там царит спартанский дух, жестко выдерживаются расписание уроков и внеклассная работа. Имеются как государственные, так и частные школы. И те, и другие подразделяются на начальные и средние.
Обучение в начальной школе (preparatory school) длится 6 лет – с 6 до 12 лет. Доля иностранных учащихся в них составляет не более 5%. У каждого ребенка, кроме учителей и воспитателей, есть опекун (tutor), отвечающий за решение всех вопросов, в том числе за контакты с родителями. Начальные школы находятся в экологически чистых местах, много внимания уделяется спорту.
Обучение в средней школе (secondary school) делится на два цикла по 3 года (от 13 до 18 лет). Junior cycle завершается госэкзаменами – Junior Certificate. Академический курс включает 9-11 предметов, программы которых утверждены Минобразования Ирландии. Senior cycle завершает среднее образование, состоит из 4-го переходного (transition year) и 5-6-го годов. Цикл заканчивается госэкзаменами – Leaving Certificate. Во время Transition Year учащиеся определяются с будущей специализацией. С детьми работает штатный психолог, организуются посещения компаний и предприятий, где школьники могут познакомиться с различными профессиями. Leaving Certificate является аттестатом о получении среднего образования и одновременно “вступительной грамотой” в университеты Ирландии, Европы и Северной Америки.
По проживанию школы делятся на школы-пансионы и дневные школы, в которых учащиеся живут в ирландских семьях.
Мальта
Сейчас на Мальте действуют 32 официально признанные школы английского языка, получившие лицензию Министерства образования. В стране также создана независимая Федерация организаций по обучению английскому – FELTOM. Членство школы в федерации – надежная гарантия качества обучения студентов и школьников.
Мальтийские языковые школы бывают как международные, так и частные. Первые (Bell, Inlingua School of Languages, Berlitz и др.) – являются филиалами международных образовательных корпораций. Одновременно они могут принимать по несколько сот человек, предлагают полный спектр учебных программ и организуют для учащихся множество культурных и спортивных мероприятий – activities. Специалисты утверждают, что эти школы идеально подходят для тех, кто хочет серьезно заняться языком. В небольших частных школах более гибкие возможности индивидуального подхода к учащимся. Они камерные, уютные и спокойные.
Для школьников в летние каникулы дополнительно открываются лагеря, где наряду с курсом разговорного языка организуются экскурсии, занятия спортом, устраиваются развлечения. Для детей (от 7 лет) и подростков здесь разработаны специальные курсы с учетом их возрастных особенностей. Широко применяются игровые формы обучения. Некоторые лагеря предлагают программы, включающие занятия дайвингом, водными лыжами, теннисом. Кроме летнего периода ( с середины июня по середину августа) выраженный спрос на языковые курсы наблюдается в зимние и весенние каникулы. Студентам языковых курсов на Мальте предлагается размещение в отелях, апартаментах или в семьях. Лишь немногие школы на Мальте имеют собственные резиденции, поэтому маленьких детей чаще селят в гостеприимных мальтийских семьях.