Образовательный туризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2011 в 13:08, курсовая работа

Описание работы

Словосочетание «образовательный туризм» принято называть поездки за рубеж с целью учебы. Но является ли это туризмом? Вот вопрос, о котором сегодня спорят образовательные агентства и турфирмы, которые все чаще начинают работать с образовательными поездками.

Работа содержит 1 файл

Образовательный туризм.doc

— 146.00 Кб (Скачать)

       Введение 

     Словосочетание  «образовательный туризм» принято  называть поездки за рубеж с целью  учебы. Но является ли это туризмом? Вот вопрос, о котором сегодня  спорят образовательные агентства  и турфирмы, которые все чаще начинают работать с образовательными поездками.

     По  сообщению компании IQ consultancy, количество студентов, выезжающих на учебу только в Великобритании, ежегодно возрастает на 28%.

     За 2003 год учиться за рубеж отправилось  более 80 тысяч россиян. По сравнению  с рынком туристических поездок  это – капля в море. Однако годовой оборот этого рынка по оценкам экспертов составляет более 200 млн.евро. Поэтому конкуренция растет, и каждая из сторон претендует на свою долю этого пирога. Для потребителя это означает, конечно, возможность выбирать среди растущего числа агентств и их ценовых предложений.

     Самая острая конкуренция – среди агентств, занимающихся так называемыми «языковыми программами». Это объяснимо: такие  поездки наиболее «просты в исполнении», да и языковые школы легче идут на контакт, нежели, например, школы частные. Особой популярностью пользуется Мальта – за счет простоты въезда и дешевизны обучения (по сравнению с другими англо-говорящими странами, разумеется). В целом, предлагаемые языковые программы можно разделить на три группы:

     Up-market – дорогие летние курсы в хорошо оборудованных языковых или частных школах. Как правило, такие школы тщательно соблюдают баланс национальностей. Турфирмы с такими школами, как правило, не работают – слишком дорого, а значит, трудно продать. Да и сами школы на сотрудничество с новыми и непроверенными партнерами идут неохотно.

     Middle-market – средний ценовой диапазон. Здесь можно найти все что угодно, от добротных английских учебных заведений до учебы в «народных школах» Финляндии.

     Low-market – относительно дешевые программы. В этом сегменте нужно быть особенно осторожным: турагентства порой предлагают школы, не имеющие аккредитации в международных организациях, либо расселение и занятия в русскоязычных группах.

     Предложений такого сорта великое множество  – от русского пансиона «Мальта-Краун» на Мальте до «языковых программ в Крыму».

     Отдельную нишу занимают поездки на учебу в  школу или университет. Это, что  называется, «штучный товар» - дорогой  и сложный, потому что требует  тщательного планирования в соответствии с тем, как видит свое будущее клиент, в какой институт собирается поступать, где работать. Однако турагентства штурмуют и эти виды обучения.

     А вообще-то, не все ли равно клиенту, с кем общаться на подготовительном этапе? Какая разница, кто будет  оформлять визу, подбирать учебное заведение, готовить документы? Существенно ли отличается туристическая поездка от поездки учебной?

     Прежде  всего, образование – это очень  «наукоемкая» отрасль. Для того, чтобы  с уверенностью ориентироваться  в ней, агент должен разбираться в системах образования разных стран (которые существенно отличаются от российской), процедурах поступления в школы и университеты (которые опять-таки с российской не совпадают), правилах признания дипломов разных стран и школ.

 

      2. Основная часть.

     2.1.       Виды обучающего  туризма.

 

     Обучающие туры – весьма распространенный вид  туризма, когда во время поездок  турист совмещает отдых с обучением. Можно выделить три направления, или три рынка обучающего туризма:

  • языково-обучающие туры,
  • спортивно-обучающие туры,
  • профессиональное обучение.

           Языково-обучающие туры. Туры с изучением иностранных языков очень популярны среди клиентов различных возрастов – от детей и их родителей, покупающих туры с целью облегчения изучения языка, до взрослых предпринимателей, интересующихся разговорным бизнес-языком для проведения различных переговоров.

     Языковые  программы рассчитаны на детей с 5-летнего возраста. Но предложения  для таких маленьких детей  пока что не имеют большого спроса, а вот школьников 10-17 лет родители отправляют учиться гораздо охотнее. Градация языковых туров по возрасту следующая: школьники, студенты, взрослые (причем последние составляют 10% всего потока).

     Совмещение  языковой подготовки с отдыхом и  туризмом в стране изучаемого языка  дает очень хорошие результаты. Такие туры организуются в основном в страны, где национальными языками являются распространенные в мире языки в качестве наиболее употребляемых – в Англию, США, Францию, Испанию, Германию, Италию, Португалию. Есть, конечно, и исключения, когда английский язык с успехом можно поучить в Ирландии, на Мальте и т.д.

     Языковые  курсы могут быть: интенсивные  и общие (стандартные); бизнес-курсы, подготовка к международным экзаменам; курсы на каникулах (сочетание развлечений  с изучением языка); обучение один на один и в группе; академические курсы, направленные на поступление в университет.

     Наиболее  популярно на сегодняшний день изучение английского языка, затем следует  немецкий, испанский/итальянский. Следом за ними идут предложения по изучению французского и португальского языков. Эти языки достаточно часто употребляются в мире как средства межнационального общения. Реже, но все же встречаются предложения по изучению восточных языков во время специальных туров в Азию – китайского, фарси, японского. Но это скорее исключение, чем правило.

     Средняя продолжительность туров – 2-3 недели.

     Языково-обучающие  туры могут быть индивидуальными и групповыми (чаще всего – это группы бизнес-языка, группы школьников).

     Основные  программы обучающих туров –  это учебные и экскурсионно-познавательные. В ряде случаев встречаются и спортивные программы (в основном в детско-юношеских турах).

     Учебные программы –  специальный курс обучения языку  в аудиториях, лингафонных кабинетах.

     Занятия языком могут быть организованы на разных уровнях: для начинающих, для совершенствующихся и т.д.

     Все программы включают в себя по 2-4 аудиторных часа (45 минут) занятий иностранным  языком в день. Первая половина дня  при этом посвящена изучению иностранного языка, вторая половина дня предусмотрена для развлечений, досуга, занятий спортом и экскурсий.

     Предлагаются  также туры с интенсивным изучением  языка с программой 20-30 часов в  неделю.

     Экскурсионно-познавательные программы включают в себя изучение культуры и достопримечательностей страны посещения, ее истории и литературы. Одной из форм обучения может быть посещение театров.

     В зависимости от продолжительности  тура и места размещения туристов в программу могут быть включены спортивные программы (занятия теннисом, конным спортом, плаванием, греблей на каноэ и т.д.). В основном спортивные программы зависят от возможностей той школы или колледжа, на базе которых организуется тур по обучению языку. Среди учащихся устраиваются различные состязания по спорту и викторины, что также косвенно подталкивает их к языковой практике во время этих мероприятий. Курсы изучения иностранных языков и занятия спортом – эта форма обучающих туров приобретает все большую популярность в мире (особенно среди молодежной клиентуры).

     Групповые туры с размещением в лагерях, кемпингах, колледжах позволяют изучать язык среди своих сверстников, не слишком отрываясь от обычной среды. Здесь обучающие программы сочетаются со спортивными и досуговыми мероприятиями. Это так называемые развлекательно-образовательные туры, в которых обучению обычно отводится далеко не главная роль. Этот вид поездок очень нравится школьникам, когда они встречаются со своими сверстниками разных национальностей и общаются с ним на изучаемом языке.

     Распространенным  предложением является организация  языковых туров для бизнесменов. Для взрослой клиентуры основной причиной обучения является необходимость  владения одним или несколькими иностранными языками. Взрослая аудитория отправляется в подобные поездки за счет своих фирм и предприятий, индивидуально или с семьей. Любимыми турами данной категории являются туры, сочетающие курсы по интенсивной программе с большой культурной программой.

     Главная особенность подготовки языково-обучающего тура – исключительно индивидуальный подход: школы и учебные программы  подбираются для каждого человека с учетом его языкового уровня, образования, возраста.

     Организацией  языково-обучающих туров занимаются в основном специализированные рецептивные  туроператоры. Они заключают договоры с местными учебными заведениями (университетами, институтами, колледжами и т.д.) на использование учебной базы, работу преподавателей и пользование методическими пособиями. Обычно у рецептивного туроператора по обучающим турам имеются договоры не с одним, а с несколькими учебными заведениями, предоставляющим несколько разные условия обучения и других услуг (размещение, досуг, спорт и т.д.), а значит, и больший выбор для туристов.

     Перед началом обслуживания необходимо подготовить  методическое обеспечение для выдачи туристам: программы обучения, учебники, разговорники, карты города, путеводители на изучаемом языке. Обычно этот набор входит в стоимость тура.

     Размещение  туристов языково-обучающих туров может быть разнообразным: гостиницы, общежития при колледжах, даже турбазы. Однако наиболее предпочтительным для индивидуальных туристов является размещение в семьях местных жителей. Это обеспечивает «принудительную» разговорную практику, а также «проникновение в дух нации». Кроме того, размещение в семьях чаще обходится дешевле, чем в гостиницах. При желании старшие дети окажут помощь по дому семье, в которой они живут, и тогда плата за жилье практически сводится на нет. Проживание в семье удобнее и даже безопаснее, особенно для маленьких детей. А главное эффективнее в -отношении совершенствования языка, так как обучающемуся приходится общаться на изучаемом языке не только в школе, но и в семье.

     К подбору семей, в которых размещаются  обучающиеся, необходимо подходить  особенно тщательно. С семьями туроператор  заключает специальные договоры на размещение туристов, в соответствии с которыми семья предоставляет туристам отдельную комнату и завтрак (в некоторых случаях и ужин). Проживание детей в семьях контролируется специальными менеджерами. Обычно эти семьи сотрудничают с туроператорами не один год и имеют хорошую репутацию и опыт  в приеме детей.

     Рекомендуется размещать обучающихся в семьях по двое, желательно из разных стран  – для стимулирования языкового  общения (для создания условий, вызывающих необходимость общения на изучаемом  языке).

     Если  студенты размещаются в общежитиях (гостиницах), следует проверить, если условия для занятий.

     Если  тур групповой, то на всем протяжении тура с группой туристов должен работать руководитель группы из направляющей страны, свободно владеющий изучаемым  языком. Назначается его (по договоренности с принимающей фирмой) направляющая сторона.

     Группы  по изучению языка должны состоять максимум из 12 человек. Однако с точки  зрения отправки да и организации  транспортных экскурсий более рентабельны  группы по 30 человек. Поэтому при  организации учебных занятий большие группы приехавших туристов разбиваются на подгруппы.

     Спортивно-обучающие  туры. Такие туры также распространены во всем мире. Среди них можно назвать туры с обучением игре в гольф, теннис, конному спорту, серфингу, катанию на горных лыжах, гребле на каноэ и байдарках, яхтовый, парусный спорт, подводное плавание, водные лыжи и др. На таких турах самое главное – обеспечение возможности научиться выбранному виду спорта.

     Обучающие программы – это занятия выбранным видом спорта по специальной обучающей программе под руководством опытных инструкторов.

     Необходимо  разработать график спортивно-обучающих  занятий. Как правило, это первая половина дня между завтраком  и обедом. При разработке обучающей  программы обязательно обращается внимание на дозированность нагрузки. После обеда – экскурсионно-познавательные мероприятия, свободное время.

     Экскурсионно-познавательные программы - в основном общего характера.

     Преимущественно в массиве времени туристы  отдают обучению и занятиям выбранным  видом спорта.

     На  таких турах необходимо предоставлять  туристам дополнительные услуги: бассейн, сауна, массаж, бары, дискотеки, вечера встреч, фестивали, конкурсы – словом, все, что интересует туристов на отдыхе.

     С туристами должны постоянно работать инструкторы по соответствующему виду спорта. Рекомендуется также привлекать профессиональных спортсменов и тренеров, услуги которых могут быть платными.

Информация о работе Образовательный туризм