Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 06:34, курсовая работа
В течение всей жизни в организме человека непрерывно совершается обмен веществ и энергии. Источником необходимых организму строительных материалов и энергии являются питательные вещества, поступающие из внешней среды в основном с пищей. Если пища не поступает в организм, человек чувствует голод. Но голод, к сожалению, не подскажет, какие питательные вещества и в каком количестве необходимы человеку. Мы часто употребляем в пищу то, что вкусно, что можно быстро приготовить, и не задумываемся о полезности и доброкачественности употребляемых продуктов.
Введение
Глава 1. Религия и питания народов мира
Культура питание в христианстве
Культура питание в иудаизме
Культура питание в буддизме
Культура питание в исламе
Изменение культуры питания в мире
Глава 2. Питание как компонент общечеловеческой культуры
2.1 Лечебное питание
2.2 Диеты и виды диет в спортивном питании
2.3 Диетическое питание для детей
Заключение
Список литературы
Запреты и дозволения касающиеся еды в буддизме уходят корнями в первую заповедь Будды, которая гласит "не убий" или "не причиняй вреда ничему живому". Имея религиозное происхождение, это правило оказало огромное влияние на своих приверженцев в сфере выбора пищи. Дело в том, что эта заповедь, согласно буддийскому учению, зиждется на принципе взаимной праведности, свойственной всему живому. Все живые организмы стараются поддерживать это единство сущего. Таким образом, можно понять, почему буддисты придерживаются вегетарианства. Более того, можно сказать, что основной акцент делается именно на запрещение мясного. Запрета на растительное нет.
Можно: Хотя общий принцип буддизма запрещает употреблять не только мясо, но и все продукты животного происхождения, на практике многие буддисты едят и то, и другое. Дело в том, что существует мнение, будто Будда умер, отравившись мясом. С одной стороны, это делает мясо и все продукты животного происхождения еще более несъедобными, а с другой - показывает, что даже сам Будда использовал в своем рационе мясо. Другой причиной того, что буддисты едят мясное, является то что, они убеждены в разрешенности мясо в том случае, когда животное заколото не из-за них и не ради них. Ведь основной причиной недозволенности все же остается убийство живого.
Так и хочется сказать про Будду, отравившегося предположительно несвежей котлетой: "Господь наказал". Но представить, что Будда наказал себя сам, сложновато. С другой стороны, история с отравлением может являть собой сложный психологический ход. С бухты барахты менять одни постулаты на обратные способны только глупые руководители. Будда не перевернул все с ног на голову, а с восточной тонкостью дал понять, что можно и так. Можно и котлеты. Только осторожно.
Мусульмане руководствуются в выборе дозволенного и запретного исключительно Караном и Сунной (жизнеописанием пророка Мухаммеда). Можно: В Исламе в основе всего сотворенного Богом заложена разрешенность. То есть действует принцип: разрешено (халял) все, что явно не запрещено (харам). И все запрещенное считается отвратительным. То есть, запрещено то, что приносит вред. Все исходящее из земли может считаться запретным лишь в том случае, если наносит вред здоровью или является ядовитым. Что касается растений и всего, что из них делают, то запретным является лишь то, что приводит к помрачению разума или может лишить человека жизни или здоровья. Мясо морских животных и рыба являются абсолютно разрешенными и не требуют специального ритуала.
Нельзя: Некоторая пища запретна сама по себе, примером чего могут служить вино, свинина, мертвечина, кровь и так далее. Запреты распространяются также на пищевые добавки, наполнители, специи, натуральные колбасные оболочки, желатиновые загустители и т.д.
Не рекомендуются к употреблению продукты, в состав которых входят жиры животного (не молочного) происхождения. Не рекомендуется к употреблению: глицерин, муравьиная кислота, пищевой желатин (так как изготавливается из высушенных костей животных), красный кармин (вытяжка из насекомого).
Нужно: Еду и питье надо брать непременно правой рукой. Следует относиться с особым вниманием к хлебу и крошкам - мусульмане признают хлеб продуктом священным и принимают все меры к тому, чтобы хлеб не падал со стола на пол. Хлеб, прежде чем начать его есть, полагается разломать на куски - будь это лепешка или весовой хлеб - непременно обеими руками, не торопясь, и честь преломить хлеб для гостей принадлежит хозяину угощения. Воду, по возможности, следует пить сидя. Кулинарный посыл ислама очень разумен. Вредно - не ешь. Полезно - милости просим. Исключения - не болезненны.
Ради справедливости стоит сказать, что системы питания, исходящие из той или иной религии, вреда организму не приносят. Часто приносят пользу. Однако не усердствуй. Аскеза - разновидность разврата, учти. И еще одно. Религиозные системы питания и диета - вещи все-таки разные. Ислам -- вторая по численности приверженцев после христианства мировая религия. В настоящее время ислам исповедует около миллиарда человек. Ислам в переводе с арабского означает «покорность», «предание себя воле Божьей». Родина ислама -- Аравийский полуостров, город Мекка, где около 570 г. родился пророк Мухаммед. Религия широко распространена, во многих странах ислам является государственной идеологией. Мусульманство (другое название ислама) исповедуют Египет, Иран, Ирак, Афганистан, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан, Марокко, Ливан, Йемен, Бахрейн, Азербайджан, Турция, Таджикистан. В священной книге мусульман -- Коране -- зафиксированы многие пищевые предписания, которые обязаны соблюдать верующие. Глава 5 Корана так и называется -- «Пища» (араб. Ал-Маидах). Хотя в ней говорится преимущественно о необходимости духовного совершенствования, вопросам питания отводится значительное место. Раздел 1 -- «Совершенствование религии в Исламе»: «3апрещено вам есть то, что умерло собственной смертью, и кровь, и плоть свиньи, и то, над чем было произнесено иное, кроме Аллаха, имя, и удушенное (животное). И забитое до смерти, и убившееся при падении, и то, которое проткнуто рогом, и которое ели дикие звери -- кроме тех, которых вы убили» (речь идет об одном из способов забивания скотины). Смысл же таков: если животное, объеденное дикими зверями, найдено еще живым, то мясо его позволяется употреблять в пищу в том случае, если животное добивают надлежащим образом. Запрещается есть мертвечину, пролитую кровь и мясо свиньи: «ибо, воистину, нечисто это». Раздел ХХI 2-й главы Священного Корана (называется «Корова») предписывает: «О люди, ешьте вещи законные и добрые из того, что есть на земле; не идите по стопам дьявола. Во истину, он -- явный враг ваш».
1.5 Изменение культуры питания в мире
Открытие географических границ повлекло за собой обмен традициями питания разных народов. Растущий темп жизни становится причиной того, что культура питания Северной Америки становится все более популярной во многих странах мира. Североамериканская модель питания основывается на разрушении традиционной культуры приема пищи и все большим присутствии в меню готовой либо быстро готовящейся еды. Это ведет к увеличению потребления закусок, которые предлагают бары и рестораны быстрого обслуживания, а также газированных и других сладких напитков.
Глава 2. Питание как компонент общечеловеческой культуры
Если спросить, зачем мы едим, то мало кто сможет ответить что-нибудь, кроме того, что пища необходима для поддержания жизни и роста тела человека. Однако есть и более глубокий аспект во взаимоотношениях между пищей и духовной жизнью человека. Для животного достаточно есть, играть и спать. Для человека также очень важно наслаждаться здоровой пищей, простой повседневной жизнью и спокойным сном. В этом мире много натуральных продуктов, которые человек может использовать в пищу. Сознание выделяет эту пищу и определяет, имеет ли она хорошие или плохие качества. Люди сознательно отбирают то, что, по их мнению, им нужно. Процесс отбора препятствует осознанию основы человеческого питания, которое небеса прописали для каждого места и каждого сезона. Краски природы, как соцветия гортензии, легко изменяются. Тело природы постоянно трансформируется. На одинаковых основаниях это можно рассматривать как бесконечное движение или как "неподвижное движение". Когда при отборе пищи действует разум, понимание природы становится фиксированным, и трансформации природы, такие как сезонные изменения, игнорируются.
Цель натурального питания - не создание знающих людей, которые могут дать обоснованное объяснение и ловко разобраться в различных видах пищи, но создание незнающих людей, которые берут пищу без сознательно делаемых различий. Это не идет в разрез с законами природы. С осознания "без сознания", не потерявшись в тонких различиях форм, с восприятия окраски, бесцветной, как цвет, начинается правильное питание.
Вкус. Люди говорят: "Вы не узнаете вкус пищи, пока не попробуете ее". Но даже если вы попробуете ее, вкус пищи может оказаться различным в зависимости от времени, условий и состояния человека, который пробует.
Если вы спросите ученого, какие вещества определяют вкус, он будет пытаться определить это, выделяя различные компоненты и определяя пропорции сладкого, кислого, соленого, горького и острого. Но вкус не может быть определен путем анализа и даже с помощью языка. Даже если язык воспринимает пять вкусовых ощущений, впечатления от них собирает и интерпретирует сознание. Натуральный человек может достигнуть правильного питания благодаря тому, что его инстинкт находится в правильно работающем состоянии. Он удовлетворяется простой пищей, она питательна, вкусна и полезна как повседневное лекарство. Пища и духовная жизнь человека едины.
2.1 Лечебное питание
Питание больного имеет большое значение не только для восстановления происходящих во время болезни потерь в организме и для поддержания сил, но и как действенное лечебное средство. Современной наукой установлено, что при любом заболевании пищевой рацион оказывает определенное воздействие, а в ряде случаев имеет решающее влияние на течение и исход болезни. Следовательно, питание больного должно быть построено на определенных лечебных началах, поэтому оно и называется лечебным. Советская медицинская наука имеет большие достижения в области лечебного питания; разработаны принципы лечебного питания не только при заболеваниях желудка и кишечника, но и при болезнях печени, сердца, почек, при гипертонической болезни, при некоторых формах ожирения, при заболеваниях кожи, нервной системы, при ревматизме, сахарном диабете и многих других болезненных состояниях. Лечебное питание широко внедрено в медицинскую практику; оно является обязательной составной частью системы лечения в больничных учреждениях, в санаториях, на курортах, в ночных профилакториях промышленных предприятий; в нашей стране развернута широкая сеть столовых и уголков лечебного питания; лечебное питание назначается также больным при лечении в амбулатории и при оказании помощи на дому.
Лечебное питание предписывается в виде пищевых рационов, которые состоят из определенных продуктов, подвергаемых соответствующей кулинарной обработке. Лечебный пищевой рацион называется "лечебным столом", или "диетой". Некоторые диеты, как, например, при диабете, тучности, должны не только содержать определенные продукты, но дневной рацион в целом при этих заболеваниях должен иметь строго установленный химический состав. При назначении врачом таких диет больной должен соблюдать определенное меню, и каждое блюдо нужно в этих случаях приготовлять точно по предусмотренным нормам. Иногда врачом назначаются продукты, считающиеся при определенных болезнях специальными лечебными средствами, как, например, печень при некоторых видах малокровия, творог и мед при заболеваниях печени, однако и в этих случаях больной должен соблюдать определенную диету. Во многих случаях блюда для лечебного питания готовятся дома, например, когда нет надобности в пребывании в лечебном учреждении и лечение проводится амбулаторно, или когда больной выписался из больницы или вернулся из санатория и нуждается в соблюдении диеты, но не пользуется столовой лечебного питания. Применять лечебное питание в домашних условиях можно только по назначению врача. Лечебное питание, проводимое без совета врача и его указаний, может вместо ожидаемой пользы принести больному вред. Пища для больного должна быть приготовлена из высококачественных свежих продуктов; для лечебного питания следует широко использовать диетические консервы, изготовляемые из свежих продуктов высшего качества по установленной рецептуре и при строгом соблюдении технологических инструкций. Пользуясь диетическими консервами, можно в любое время года обеспечить больного овощами и фруктами, сэкономив при этом много времени и труда на приготовление пищи. В книге описано много диетических продуктов и консервов, которые по указанию врача можно включать в рацион больного; ряд блюд рационального питания, приведенных в книге, могут быть также использованы по указанию врача и в лечебном питании, если нет специальных ограничений в отношении допускаемых в пищу продуктов и характера их обработки, а диета основана лишь на определенном химическом составе рациона, как, например, при сахарном диабете. Приготовление пищи для больного - лечебная кулинария - имеет свои особенности, отличающие ее от общей кулинарии. Необходимо, однако, помнить, что невкусная, малопривлекательная и неаппетитная пища отрицательно влияет на результаты лечебного питания; если при некоторых болезнях желудка назначается диета, рассчитанная на возможное уменьшение количества отделяемого желудочного сока, то и в этом случае все блюда следует хорошо оформлять, разнообразить и улучшать их вкус. Для этих и некоторых других больных мясные блюда готовят в отварном виде, но не следует мясо или рыбу чрезмерно вываривать; необходимо оставлять часть экстрактивных веществ, чтобы сохранить вкус продукта. Особенно важно придать приятный вкус блюдам, входящим в часто назначаемые бессолевые диеты; в книге приведены рецепты ряда блюд, рекомендуемых при бессолевом питании. Другим блюдам также можно придать более удовлетворительный вкус, если они готовятся без соли, добавляя отваренный, а затем поджаренный лук, подкисляя или подслащивая пищу; в бессолевой борщ, например, может быть добавлен лимонный сок, натуральный уксус, сахар, если врачом это специально не запрещено. В пище больного довольно часто рекомендуют ограничивать количество поваренной соли; не следует поэтому класть соль в блюда по собственному вкусу, а надо придерживаться нормы: для супов - 0,5 г на 100 г супа, для вторых мясных и рыбных блюд - 1 г на 100 г чистого веса сырого продукта, для каш - 1,5 г на 100 г крупы, в яичные блюда - 0,25 г на одно яйцо, в блюда из творога - 1 г на 100 г продукта, в тесто - 0,75 г на 100 г муки, в соусы - 0,3-0,5 г на 100 г соуса. Для измельчения пищи пользуются мясорубкой или протирают ее сквозь сито; однако, чтобы обеспечить еще большую рыхлость мясного фарша, каши, можно их, кроме того, тщательно размешать, выбить, а в некоторые блюда ввести взбитый белок. Рекомендуется также для получения нежных каш крупу предварительно промыть, подсушить в духовом шкафу, а затем смолоть в кофейной мельнице, после чего кашу, приготовленную из молотой крупы, тщательно выбить. Часто при лечебном питании требуется удалить экстрактивные вещества из мяса и рыбы; для этого продукты отваривают в воде или готовят на пару; последнее предпочтительнее, так как выщелачивание экстрактивных веществ и минеральных солей при этом способе варки уменьшается. В домашних условиях легко приготовить паровые котлеты в обыкновенной кастрюле, в которую наливают немного воды и вставляют кверху дном сито; когда вода закипит, кладут котлету на сито и варят на пару, закрыв кастрюлю крышкой. Так же готовят и паровой омлет: массу для омлета помещают в чашку или формочку, которую ставят в кастрюлю с кипящей водой.
Вкус вторых блюд, приготовленных из отварного мяса и рыбы, можно улучшить добавлением соусов, разрешенных по диете.
В этом разделе книги приводятся такие блюда, которые по рецептуре или по способу приготовления имеют свои особенности, обусловленные требованиями лечебного питания. В каждом блюде даны раскладка (рецепт) и способ приготовления; блюда распределены по группам, применительно к наиболее часто встречающимся заболеваниям; эти блюда могут по указанию врача назначаться и при других болезнях. Чтобы обеспечить полноценность блюда, количество продуктов в раскладках указано в граммах чистым весом, т. е. после удаления отходов - костей, кожуры, шелухи и т. п. Для супов указывается также количество воды, но следует учитывать, что, в зависимости от размера посуды и силы огня, при варке происходит не всегда одинаковое вскипание. Для приготовления супа берут обычно до 700 куб.см жидкости (около 3 стаканов); в зависимости от степени вскипания, доливают при варке кипяток с таким расчетом, чтобы готового супа получилось около 450-500 куб.см (2 стакана).
Для страдающих некоторыми заболеваниями дано примерное однодневное меню, и количество приемов пищи, а в отдельных случаях, где это особо необходимо, также и количество продуктов. Это меню, кроме меню при расстройствах кишечника, составлено для хронических больных, которым предписывается более или менее постоянная диета. Пользоваться этим меню следует только по специальному указанию врача. При изложении способов приготовления блюд, включенных в этот раздел, основное внимание обращено на требования лечебной кулинарии. Первичная обработка сырых продуктов, если не имеется специальных указаний, должна производиться так же, как при приготовлении блюд общего рационального питания, приведенных в книге
2.2 Диеты и виды диет в спортивном питании
Диета Аткинса была опубликована в 1972 г. в США. В 1985 г. ее автор доктор Аткинс был признан в своей стране «человеком года». Через 28 лет, уже после его смерти, поклонники узнали, что он весил 117 кг при росте 180 см и имел серьезные проблемы с сердцем.
Принцип диеты Аткинса. Первые 2 недели Аткинс называет «редукционной фазой». В это время нужно сократить углеводы до 20 г в день (для сравнения: в одном яблоке - 15 г углеводов). Организм начинает получать энергию не из привычных углеводов, а из жиров и частично белков, в результате чего человек стремительно худеет (минус 5-10 кг за первые две недели - вполне реально!). Позже можно ввести от 30 до 100 г углеводов в день (напоминаем: официальная медицина считает, что для нормальной жизнедеятельности требуется 300-400 г этих макронутриентов).
Информация о работе Национальные особенности культуры питания народов мира