Национальные особенности культуры питания народов мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 06:34, курсовая работа

Описание работы

В течение всей жизни в организме человека непрерывно совершается обмен веществ и энергии. Источником необходимых организму строительных материалов и энергии являются питательные вещества, поступающие из внешней среды в основном с пищей. Если пища не поступает в организм, человек чувствует голод. Но голод, к сожалению, не подскажет, какие питательные вещества и в каком количестве необходимы человеку. Мы часто употребляем в пищу то, что вкусно, что можно быстро приготовить, и не задумываемся о полезности и доброкачественности употребляемых продуктов.

Содержание

Введение
Глава 1. Религия и питания народов мира
Культура питание в христианстве
Культура питание в иудаизме
Культура питание в буддизме
Культура питание в исламе
Изменение культуры питания в мире
Глава 2. Питание как компонент общечеловеческой культуры
2.1 Лечебное питание
2.2 Диеты и виды диет в спортивном питании
2.3 Диетическое питание для детей
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Национальные особенности культуры питания народов мира.rtf

— 354.33 Кб (Скачать)

ДЕПАРТПМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

КОЛЛЕДЖ ИНДУСТРИИ ГОСТЕРПИИМТСВА И МЕНЕДЖМЕНТА № 23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

Организация домоведение

на тему

Национальные особенности культуры питания народов мира

 

 

Выполнил

Прохоров В.А.

 

 

 

 

 

 

Москва 2010

 

Постановка задачи

 

Целевая установка: Провести исследование в области традиции культуры питания народов мира и показать питание как компонент общечеловеческой культуры.

Основные вопросы, подлежащие разработке: Религия и питания народов мира, питание как компонент общечеловеческой культуры, питание в христианстве, питание в иудаизме, питание в исламе, питание в буддизме, питание как компонент общечеловеческой культуры, лечебное питание, диеты и виды диет в спортивном питании, диетическое питание для детей.

Основная литература - согласно списку

Объем курсовой работы - не более 30 машинописных листов (через два интервала)

Срок доклада руководителю о ходе разработки курсовой работы

а) доклад о собранном материале и оде разработки курсовой работы до

«20» марта2010г.

б) доклад о ходе написания курсовой работы до «30»марта2010г.

 

Содержание

 

Введение

Глава 1. Религия и питания народов мира

    1. Культура питание в христианстве
    2. Культура питание в иудаизме
    3. Культура питание в буддизме
    4. Культура питание в исламе
    5. Изменение культуры питания в мире

Глава 2. Питание как компонент общечеловеческой культуры

2.1 Лечебное питание

2.2 Диеты и виды диет в спортивном питании

2.3 Диетическое питание для детей

Заключение

Список литературы

 

Ведение

 

Каждый человек знает, что пища необходима для нормальной жизнедеятельности организма.

В течение всей жизни в организме человека непрерывно совершается обмен веществ и энергии. Источником необходимых организму строительных материалов и энергии являются питательные вещества, поступающие из внешней среды в основном с пищей. Если пища не поступает в организм, человек чувствует голод. Но голод, к сожалению, не подскажет, какие питательные вещества и в каком количестве необходимы человеку. Мы часто употребляем в пищу то, что вкусно, что можно быстро приготовить, и не задумываемся о полезности и доброкачественности употребляемых продуктов.

Врачи утверждают, что полноценное рациональное питание - важное условие сохранения здоровья и высокой работоспособности взрослых, а для детей еще и необходимое условие роста и развития. Для нормального роста, развития и поддержания жизнедеятельности организму необходимы белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные соли в нужном ему количестве. Нерациональное питание является одной из главных причин возникновения сердечнососудистых заболеваний, заболеваний органов пищеварения, болезней, связанных с нарушением обмена веществ. Регулярное переедание, потребление избыточного количества углеводов и жиров - причина развития таких болезней обмена веществ, как ожирение и сахарный диабет.

Они вызывают поражение сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной и других систем, резко понижают трудоспособность и устойчивость к заболеваниям, сокращающая продолжительность жизни в среднем на 8-10 лет. Рациональное питание - важнейшее непременное условие профилактики не только болезней обмена веществ, но и многих других. Пищевой фактор играет важную роль не только в профилактике, но и в лечении многих заболеваний. Специальным образом организованное питание, так называемое лечебное питание - обязательное условие лечения многих заболеваний, в том числе обменных и желудочно-кишечных. Лекарственные вещества синтетического происхождения в отличие от пищевых веществ являются для организма чужеродными. Многие из них могут вызвать побочные реакции, например, аллергию, поэтому при лечении больных следует отдавать предпочтение пищевому фактору. В продуктах многие биологически активные вещества обнаруживаются в равных, а иногда и в более высоких концентрациях, чем в применяемых лекарственных средствах. Вот почему с древнейших времен многие продукты, в первую очередь овощи, фрукты, семена, зелень, применяют при лечении различных болезней. Многие продукты питания оказывают бактерицидные действия, подавляя рост и развитие различных микроорганизмов. Так, яблочный сок задерживает развитие стафилококка, сок граната подавляет рост сальмонелл, сок клюквы активен в отношении различных кишечных, гнилостных и других микроорганизмов. Всем известны антимикробные свойства лука, чеснока и других продуктов. К сожалению, весь этот богатый лечебный арсенал не часто используется на практике. Рациональное питание предусматривает необходимость при составлении суточного рациона учитывать, с одной стороны, потребности организма в основных питательных веществах и энергии, с другой - содержание этих веществ и их энергетическую ценность. Необходимо строго соблюдать санитарно-гигиенические правила приготовления пищи. Тщательно мыть, подвергать термической обработке продукты питания. Все это делается для того, чтобы в организм человека не попали биологические загрязнители - болезнетворные и паразитические организмы.

Но теперь появилась новая опасность - химическое загрязнение продуктов питания. Появилось и новое понятие - экологически чистые продукты. Очевидно, каждому из нас приходилась покупать в магазинах крупные, красивые овощи и фрукты, но, к сожалению, в большинстве случаев, попробовав их, мы выясняли, что они водянистые и не отвечают нашим требованиям относительно вкуса. Такая ситуация происходит, если сельскохозяйственные культуры выращиваются с применением большого количества удобрений и ядохимикатов. Такая сельскохозяйственная продукция способна иметь не только плохие вкусовые качества, но и быть опасной для здоровья.

Азот - составная часть жизненно важных для растений, а также для животных организмов соединений, например белков. В растениях азот поступает из почвы, а затем через продовольственные и кормовые культуры попадает в организмы животных и человека. Ныне сельскохозяйственные культуры чуть ли не полностью получают минеральный азот из химических удобрений, так как некоторых органических удобрений не хватает для обедненных азотом почв. Однако в отличие от органических удобрений в химических удобрениях не происходит свободного выделения в природных условиях питательных веществ. Значит, не получается и "гармонического" питания сельскохозяйственных культур, удовлетворяющего требования их роста. В результате происходит избыточное азотное питание растений и вследствие этого накопление в нем нитратов. Излишек азотных удобрений ведет к снижению качества растительной продукции, ухудшению ее вкусовых свойств, снижению выносливости растений к болезням и вредителям, что, в свою очередь, вынуждает земледельца увеличивать применение ядохимикатов. Они также накапливаются в растениях. Повышенное содержание нитратов приводит к образованию нитритов, вредных для здоровья человека. Употребление такой продукции может вызвать у человека серьезные отравления, и даже смерть. Особенно резко проявляется отрицательное действие удобрений и ядохимикатов при выращивании овощей в закрытом грунте. Это происходит потому, что в теплицах вредные вещества не могут беспрепятственно испаряться и уноситься потоками воздуха. После испарения они оседают на растения.

Растения способны накапливать в себе практически все вредные вещества. Вот почему особенно опасна сельскохозяйственная продукция, выращиваемая вблизи промышленных предприятий и крупных автодорог.

 

Глава 1. Религия и питания народов мира

 

Религия и проблемы питания

 

Одним из самых древних занятий человека было приготовление пищи. На протяжении длительного времени у разных народов формировались не только навыки кулинарии, но и привязанности, предпочтения. Кулинарные особенности складывались под влиянием многих факторов: географическое положение, климатические особенности, возможности экономики, определенные традиции и другое. В меню народов, проживающих на берегах морей и океанов, естественно, преобладали рыба и морепродукты; кочевники (скотоводы) питались тем, что могло дать животноводство, т. е. молоком и мясом; жители лесостепей использовали в питании продукты животноводства и лесных промыслов; жители южных стран для приготовления пищи применяли большое количество овощей и фруктов. Таким образом, определялся набор исходных продуктов для приготовления пищи. Другой важнейший фактор, под влиянием которого складывались национальные кухни, -- это технология приготовления пищи, способ ее обработки. Определяющим было использование огня, т. е. устройство очага. Географическое положение и климат имели первостепенное значение и в этом вопросе. Русская печь в условиях довольно суровой зимы служила источником тепла и устройством для приготовления пищи одновременно. Южане использовали открытый огонь, нередко устраивая кухню отдельно от жилья. В свою очередь, устройство очага определяло особенности тепловой обработки. В печи удобнее всего варить, тушить и выпекать, на открытом огне предпочтительнее жарить (на вертеле, решетке). Вкусовые предпочтения и режим питания складывались также в зависимости от климатических и географических особенностей: южные народы при приготовлении пищи широко использовали различные специи, острые соусы и приправы, северяне предпочитали относительно пресную еду. У большинства народов сложилась традиция питаться три раза в день. У южан завтрак, как правило, легкий, обед и ужин обильные. Степень влияния религий на особенности национального питания у разных народов различна. Чаще всего церковные предписания и запреты органично вписывались в систему уже сложившихся кулинарных традиций. Однако влияние церкви в целом на особенности национальных кухонь является неоспоримым и значительным фактом. Всем известно, что мусульмане не едят свинину, считая свинью «нечистым» животным. Народы Индии, исповедующие индуизм (их в стране подавляющее большинство), вообще не употребляют в пищу мясо животных, многие индуисты -- строгие вегетарианцы. В результате у каждого народа кулинария приобретает свои специфические особенности. Так складывались национальные кухни, существенным элементом которых до настоящего времени являются религиозные предписания. В Китае удивительным образом сложилась система религиозной практики. На равных в стране существуют буддизм, даосизм, конфуцианство. Если буддизм является одной из мировых религий, то две последние преимущественно распространены в Китае. Жители Японии также исповедуют одновременно буддизм и синтоизм (национальная японская религия). Аналогичное положение существует во многих странах мира. Кроме того, внутри конфессий строгого единства нет. Христиане давно разделены на католиков, протестантов и православных, мусульмане -- на суннитов и шиитов, внутри буддизма имеется несколько направлений и даже индуизм не однороден. Также можно наблюдать сочетание религиозного и национального в жизни людей, в том числе и в вопросах кулинарии. Взаимопроникновение национального и религиозного привело к своеобразию и неповторимости народов и особенностей их питания.

 

    1. Культура питание в христианстве

 

Христианство, с точки зрения питания, "облегченная" религия. Здесь нет жестких и абсолютных запретов на употребление того или иного продукта или блюда. В христианстве прослеживается разумный принцип: откажись от крайностей. Чревоугодие и "небрежность в насыщении плоти" не приветствуются. Поскольку территориально мы находимся в "зоне" православия, то хотя бы от бабушек и из кроссвордов знаем, что пища делится на постную и скоромную.

Нельзя: К понятию скоромная пища относятся все продукты, полученные от теплокровных животных: мясо и мясные продукты, молоко и молочные продукты, животные жиры, яйца, а также содержащие их блюда, кулинарные и кондитерские изделия. Скоромное, разумеется, не запрещено раз и навсегда. Только по особым случаям - постам. В году имеется четыре многодневных поста: Великий, Петров, Успенский и Рождественский.

Можно: Постная пища употребляется в основном во время постов. Прежде всего, это зерновые, бобовые, овощи, грибы, съедобные растения, орехи, пряности, мед. Постными также являются растительные масла, рыба и изделия из нее, а также нерыбные продукты моря (раки, крабы, креветки, омары, устрицы). Однако рыба и дары моря разрешены только по определенным дням. Четверг - рыбный день. Это знают все.

В православном календаре более половины года приходится на посты. Естественно, хозяйки расстарались и придумали огромный ассортимент постных блюд. В старинной русской кухне можно найти обилие грибных и рыбных блюд, различных каш, блюд из бобовых, овощей (капуста, репа, редька, огурцы и др.) и трав, лесных ягод, а также разнообразие мучных изделий из пресного простого теста. В большом количестве ели лук, чеснок, хрен, укроп, петрушку. Самыми популярными для постных дней были похлебки, полевки, солодуха, кулага, толокно, овсяный кисель с постным маслом, печеный картофель. Поскольку русская литература не обходится без русской кухни, то несложно найти массу изумительных рецептов постных блюд именно там. В этом смысле роман Ивана Шмелева "Лето Господне" - энциклопедия для молодой хозяйки во время поста. Русский человек обладает уникальным качеством: лишение одних возможностей толкает его на поиск других. Старорусская постная кулинария вкусна, изобретательна и полезна. Против овощей и круп ничего не скажет ни один диетолог. А уж орешки, петрушка, салат… кладезь полезных веществ! Что касается католичества и протестантизма, входящих в христианство, законы пищи приобретают там более лояльные, чем в православии, формы.

 

    1. Культура питание в иудаизме

 

Иудеи гораздо более чем христиане замкнуты в рамках запретов и норм, касающихся еды. Они довольно скрупулезно подходят к этим нормам, видя в этом одно из своих основных отличий от представителей иных религий.

Можно: Кошерная пища. Животные, чтобы считаться кошерными (пригодными), должны обладать двумя характерными свойствами. Они должны жевать жвачку и иметь раздвоенные копыта (с глубоким разрезом). Продукты животного происхождения, такие, как молоко и яйца, можно есть только в том случае, если они произошли от кошерных видов животных и птиц. Кстати, на этикетках многих продуктов можно найти обозначение кошерности или некошерности оного.

Нельзя: Свинья - животное совершенно запрещенное. Иногда выдвигается предположение, что запрещение как-то связано с чистотой. Но соображения гигиены здесь ни причем, играет роль только ритуальная чистота.

То, что произведено некошерными животными - запрещено. Таким образом, молоко верблюда и страусиные яйца не являются кошерными. В отношении животных есть и другие законы. Животные, которые умерли от естественных причин или животные, которые были убиты другими животными - запрещены. Запрещены некоторые части животных, даже разрешенных. К таким частям относится седалищный нерв. Он должен быть тщательно удален - это довольно сложная процедура, в противном случае вся задняя часть животного должна быть выброшена. Другим запрещением является нутряной жир. Запрещена кровь. Даже маленькое кровяное пятнышко в яйце делает его не кошерным. Еврейские законы питания воспрещают готовить мясные и молочные блюда вместе. Нельзя также есть мясо и молочные продукты одновременно. И еще одна подробность: только мясо млекопитающих животных нельзя есть с молоком. Даже в том случае, если мясные и молочные продукты лежали рядом, принимать в пищу их не рекомендуется. Рыбу, например, можно есть с молоком, ибо для рыбы молоко не является источником жизни, как, скажем, для теленка. Курица тоже не считалась в древности "мясом".

Нужно: Перед принятием пищи каждый должен пройти обряд омовения рук. Достаточно просто поплескать ими в водичке. Принято не давать хлеб прямо в руки сидящим за столом - это считается дурной приметой, ибо выглядит так, словно нищие просят у хозяина подаяние.

Иудей - это, прежде всего, человек с воображением и хорошим знанием зоологии. Глядя на кусок мяса, он четко представляет не только рога и копыта убиенного зверя, но и его манеру кушать травку. Иудей с помощью одного несчастного куска мяса не только наблюдает пищевую цепочку, но и ощущает себя ее частью. Что дорогого стоит.

Иудаизм -- религия еврейского народа с соответствующим числом верующих. Основателем иудаизма является пророк Моисей, родившийся в египетском плену. Сам Моисей, как и в последующем Иисус Христос, постился 40 дней. Предписания, касающиеся питания евреев, определены, прежде всего, соответствующими главами Ветхого Завета (Левит, 7:22--27). «И сказал Господь Моисею: «Скажи сынам Израилевым: никакого тука ни из вола, ни из овцы, ни из козла не ешьте. Тук из мертвого и тук из растерзанного зверем можно употреблять на всякое дело; а есть не ешьте его. Ибо кто будет есть тук из скота, который приносится в жертву Господу, истребится душа та из народа своего. И никакой крови не ешьте во всех жилищах ваших ни из птиц, ни из скота. А кто будет есть какую-нибудь кровь, истребится душа та из народа своего». И далее, Левит, глава 11, стихи 2--11; 13--21; 26--27; 29; 32--35: «Скажите сынам Израилевым: вот животные, которые можно вам есть из всякого скота на земле». «Всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез и который жует жвачку, ешьте». «Только сих не ешьте из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта: верблюда, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены. Нечист он для вас». «И тушканчика, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены; нечист он для вас». «И зайца, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, не чист он для вас». «И свинью, потому что копыта у нее раздвоены, но она не жует жвачки, нечиста она для вас». «Мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь; нечисты они для вас». «Из всех животных, которые в воде, ешьте сих: у которых есть перья и чешуя в воде, в морях ли или реках, тех ешьте». «А все те, у которых нет перьев и чешуи, в морях ли или реках, из всех плавающих в водах и всего живущего в водах, скверны для вас». «Они должны быть скверны для вас; мяса их не ешьте и трупов их гнушайтесь». «Из птиц же гнушайтесь сих: орла, грифа и морского орла». «Коршуна и сокола с породою его». «Всякого ворона с породою его». «Страуса, совы, чайки и ястреба с породою его». «Филина, рыболова и ибиса». «Лебедя, пеликана и сипа». «Цапли зуя с породою его, удода и нетопыря». «Все животные, пресмыкающиеся, крылатые, ходящие на четырех ногах, скверны для вас». «Из всех пресмыкающихся, крылатых, ходящих на четырех ногах, только тех ешьте, у которых есть голени выше ног, чтобы скакать ими по земле». «Всякий скот, у которого копыта раздвоены, но нет глубокого разреза и который не жует жвачки, нечист для вас: всякий, кто прикоснется к нему, будет нечист до вечера». «Из всех зверей четвероногих те, которые ходят на лапах, нечисты для вас». «Вот что нечисто для вас из животных, пресмыкающихся по земле: крот, мышь, ящерица с ее породою». «И все, на что упадет которое-нибудь из них мертвое, всякий деревянный сосуд, или одежда, или кожа, или мешок, или всякая вещь, которая употребляется на дело, будут нечисты». «Если же которое-нибудь из них упадет в какой-нибудь сосуд, то находящееся в нем будет нечисто, и самый сосуд разбейте». «Всякая пища, которую едят, на которой была вода из такого сосуда, нечиста будет, и всякое питье, которое пьют, во всяком таком сосуде нечисто будет». «Все, на что упадет что-нибудь от трупа их, нечисто будет: печь и очаг должно разломать, они нечисты». Вся пища у евреев делится на дозволенную (кошерную) и недозволенную (трефную). Кашрут (дозволенность или пригодность) -- понятие, чаще всего связанное с вопросом об употреблении той или иной пищи. К разрешенным, «чистым» млекопитающим относятся жвачные парнокопытные -- как дикие, так и домашние; в то время как животное, наделенное лишь одним из этих признаков (например, свинья -- парнокопытное, но не жвачное), является «нечистым», т. е. запрещенным. С другой стороны, свинья считается «нечистым» животным, т. к. в нее вселился дьявол. Запрещено есть мясо верблюда, тушканчика, зайца, свиньи, пресмыкающихся, некоторых птиц. Нельзя употреблять в пищу мясо хищных птиц, а также болотных и водоплавающих (кроме гуся и утки). Из рыб разрешено есть тех, которые имеют хотя бы один плавник и легко отделяемую чешую. Мясо для приготовления пищи обязательно должно быть обескровлено, т. к. в крови находится душа живого существа. Таковы предписания относительно пригодности или непригодности пищи. Кроме того, разрешалось употреблять мясо животных и домашних птиц, зарезанных только по правилам ритуального убоя. Были разработаны правила убоя скота и птицы -- смерть должна наступать мгновенно; для этого специально обучали резчиков, в обязанности которых входит также тщательный осмотр животного до убоя. Так родилась распространенная в России еврейская фамилия Резник. Регламентировалось и соблюдение постов. Согласно законам Ветхого Завета, этой священной книги иудеев, пост имел особое значение, он служил надлежащим выражением смирения, покаяния и посвящения себя Богу, хотя в будущем соблюдение постов будет «радостью и веселым торжеством; только любите истину и мир» (Исх. 8:19). Законом пост для евреев был установлен только в великий день «Очищения», который поэтому преимущественно называется «постом». Об этом подробно написано Ветхом Завете (третья и четвертая книги Моисеевы: Лев. 16:29 и Чис. 29:1--39). Кроме того, пост могли объявлять на несколько дней во времена общественных бедствий или во время приготовления к какому-нибудь важному делу. Народу тогда предписывалось воздерживаться от пищи и просить у Бога милости и помощи. Поститься можно было и в индивидуальном порядке, например перед исполнением важного дела или по поводу несчастья. Древними евреями посты соблюдались тщательно и строго, продолжительностью по 24 ч. -- от вечера до вечера. Современные еврейские посты: пост в честь выхода израильтян из Египта -- «Десятое Ава»; он начинается накануне вечером и продолжается до вечера следующего дня. Обычно этот пост совмещается с днем памяти о евреях, погибших в результате акций гитлеровского нацизма. В этот пост запрещается не только есть и пить, но и беседовать. Другой современный пост совершается в день «Отпущения», «Судный день», накануне которого еврей мирятся с врагами и просят прощения у обиженных. Праздничная трапеза, связанная с празднованием Судного дня, -- хлеб с медом, яблоки с медом, финики, гранаты, а также рыбья или баранья голова. Пасха посвящена освобождению евреев из египетского плена и у древних евреев отмечалась ужином из мяса ягненка с вином. После Пасхи в течение 7 дней употребляется пресный хлеб, называемый мацой. Дело в том, что, уходя из Египта, беглецы не успели заквасить хлеб в дорогу. В праздник Шавуот Моисей получил на горе Синай учение о законах, т. е. Тору. В этот день евреи едят молочную и мучную пищу: сыр, творог, сметану, блинчики с творогом, торты, коврижки с медом, потому что «Тора сладка и приятна, как молоко и мед».

Информация о работе Национальные особенности культуры питания народов мира