Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:20, курсовая работа
Цель курсовой работы рассмотреть проблемы и перспективы музейного туризма нашей страны.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
– дать определение музейного туризма, понять его сущность;
– рассмотреть классификацию музеев;
– рассмотреть проблемы музеев;
– рассмотреть ресурсы для развития музейного туризма.
Введение………………………………………………………………………….. 4
1. Музейный туризм: сущность и классификация 6
1.1 Общее представление музейного туризма 6
1.2 Классификация музеев 9
2. Проблемы развития музейного туризма в России 15
2.1 Актуальные проблемы развития музеев 15
2.2 Правовые проблемы 19
3. Ресурсы для развития музейного туризма 22
3.1 Стратегические ресурсы для развития музейного туризма как туроператорской деятельности 22
3.2 Музейный туризм как направление стратегического развития музеев 24
Заключение……………………………………………………………………… 27
Список используемой литературы и источников……………………………... 28
2.2 Правовые проблемы.
Конституция Российской Федерации и целый ряд федеральных законов о культуре, о библиотечной деятельности, о музеях, об образовании и науке гарантируют право граждан на свободный доступ к информации. Однако действующее федеральное законодательство не регулирует полностью все аспекты создания информационных ресурсов по культуре, науке и образованию и предоставления доступа к ним. Существуют определенные противоречия между правом на свободный доступ к информации и законом Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах». Российское законодательство в сфере создания и развития государственных информационных ресурсов несовершенно, существует много пробелов в традиционном законодательстве в сфере информатизации, интересы учреждений образования и культуры не учитываются должным образом. Возникает коллизия между обязательным требованием соблюдения законодательства и общественной пользой. Необходимы новые подходы в законодательстве об авторском праве, необходимо найти компромисс, который бы позволил обеспечивать информационное обслуживание граждан в более полном объеме и в соответствии с современным уровнем развития информатизации общества.
Вопросы правового регулирования свободного доступа к информации и охраны прав на интеллектуальную собственность активно обсуждаются последние годы в органах власти, в учреждениях культуры и образования, в печати, на семинарах и конференциях.
Информатизация музеев.
Основные тенденции применения современных методов и средств информатики в музеях можно было бы сформулировать следующим образом: создание внутримузейных баз данных, и на их основе –автоматизированных систем учета музейных коллекций. Это направление ведется с начала 60-х годов и актуально по сей день. В период до начала 90-х годов базы данных содержали в основном текстовую информацию, в настоящее время ряд таких систем используют оцифрованные изображения, создание систем, ориентированных на научные исследования с использованием средств обработки изображений. Несомненно, у сотрудничества таких явлений в жизни общества, как компьютер и музей, очень большое будущее: использование современных мультимедийных технологий позволит новые экспозиционные системы. С начала 90-х годов основной акцент переносится на применение средств и методов мультимедиа и использование глобальных средств связи. Информатизация музеев способствует как развитию и популяризации музейного дела, так и углублению его научно-исследовательской деятельности с использованием новейших технологий. Однако существует ряд проблем внедрения новых информационных технологий:
– разрыв между технологическими новациями и готовностью музеев к их применению.
– финансовые и организационные проблемы музеев по применению новых технологий.
– информационные проблемы: унификация описания, достоверность информации, проблемы изученности коллекции, и т. п.
Проблемы музеев мешают развитию туризма в России.
Во многих российских учреждениях культуры, включая музеи, налицо - отсутствие эффективной системы управления, что негативно влияет на внутренний туризм. К такому выводу пришли участники прошедшей в Москве конференции "Бизнес в искусстве: сохранение культурного наследия России". Например, в таких популярных музеях, как Эрмитаж, уже давно "назрел и перезрел" вопрос создания современной системы быстрой продажи билетов (без очередей) и электронного контроля входа и выхода посетителей для их подсчета. А провинциальные и не очень известные музеи нуждаются в мерах по привлечению туристов. Актуальна и проблема качества экскурсионного обслуживания. Решить ее можно путем создания государственных курсов подготовки профессиональных гидов, как это сделано в Кремле. Ряд экспертов сетует на безудержный рост цен в музеях, признавая при этом, что они очень скудно финансируются.
Проблема музейного туризма.
Сегодня большинство музеев остается изолированными от туристического пространства. Одна из главных причин – малая взаимная информированность между музейной и туристической сферами. Роль музеев в развитии туризма очень мала. Чаще всего турфирмы просто используют музеи в своих целях. Включая или не включая его в тур, они гонятся исключительно за выгодой.
В нашей стране лидерами в сфере музейного туризма являются две столицы. А остальное множество музеев остаются забытыми. Чтобы исправить эту проблему, музеи сами должны втягиваться в турбизнес, создавать при себе или при объединениях музеев турфирмы и брать в оборот, по крайней мере, одиночных или семейных туристов, предоставляя им весь набор услуг: питание, проживание, транспорт, развлечения. Музею нужно решить все вопросы на уровне регионального министерства или департамента культуры и закрепить за собой право работать на рынке туруслуг [2].
3. Ресурсы для развития музейного туризма
3.1 Стратегические ресурсы для развития музейного туризма как туроператорской деятельности
Основным стратегическим ресурсом для развития музейного туризма как специфической туроператорской деятельности является развитие так называемой новой экономики в постиндустриальную эпоху, в которой секторами экономики выступают не какие-либо отрасли, а индивидуальные потребители с все возрастающей мобильностью и практически непредсказуемыми потребностями, что вызывает также невиданную ранее мобильность в придумывании и реализации новых и новых продуктов.
Безусловно, эти изменения напрямую затрагивают сферу туризма, которая так или иначе будет направлена на все большее удовлетворение индивидуальных клиентских запросов. И именно этот ресурс – стратегический для развития музейного туризма, для которого нетрадиционный туристский продукт является изначально основным [16].
Известный российский эксперт в области музеелогии и культурного туризма Н. А. Никишин, подробно исследуя данную проблематику, указывает на несколько важных аспектов, влияющих на развитие музейного туризма. Среди них отмечается: переход общества в постиндустриальную фазу, рост мобильности современного человека, глобализация процессов, идущих в современном обществе.
Переход общества в постиндустриальную фазу.
«Здесь музей может оказаться вне конкуренции, поскольку музейная деятельность – не что иное, как полное собрание коммуникационных техник, выработанных обществом для производства символических ценностей. В числе этих ценностей не на последнем месте – образы территорий, обеспечивающие их конкурентные преимущества на рынке туризма».
Рост мобильности современного человека.
«Реальные и воображаемые путешествия в пространстве и во времени, организуемые музеями или при их участии, представляют собой идеальный ресурсный материал для личностного самостроительства или, говоря иначе, для решения комплекса вопросов, связанных с самоидентификацией на всех, и в особенности, на критических этапах жизни человека...»
«Если рост спроса на ресурсные услуги музея как объекта инфраструктуры, поддерживающей процесс личностного саморазвития современного человека, будет обеспечен ростом конкурентоспособного предложения со стороны музея, у него возникают реальные шансы занять среди других субъектов туристского рынка одну из ключевых, экономически выигрышных позиций...»
Глобализация процессов, идущих в современном обществе.
«Продукт, являющийся главным результатом музейной деятельности, – это локальное, региональное, национальное культурное наследие, являющееся неиссякаемым источником и главным признаком своеобразия конкретного места, региона, страны. До тех пор пока существуют музеи, собирающие и показывающие то, чем та или иная территория отличается от всех прочих, сохраняется повод или психологический мотив поехать в сколь удаленное место. Непрерывно изменяющиеся по мере комплектования коллекций и их интерпретации музеи – это тот продукт, который всегда будут способны производить регионы, стремящиеся сохранить или нарастить свое присутствие на мировом туристском рынке».
Таким образом, по мнению Н. А. Никишина, в современном туристском комплексе музей выступает в нескольких качествах:
– как способ производства символических ценностей, в основе которого лежат интерпретационные и коммуникационные техники;
– как символический ресурс, обладающий значительным созидательным потенциалом;
– как своеобразный культурный продукт, непрерывно генерируемый региональным сообществом;
– как инструмент организации многостороннего продуктивного взаимодействия в региональном экономическом пространстве.
3.2 Музейный туризм как направление стратегического развития музеев
Музейный туризм, как уже говорилось выше, не является изначально традиционным направлением деятельности музеев. Это явление в России возникло сравнительно недавно – в середине 1990-х годов, в то время, когда музеи, как и другие учреждения культуры, были поставлены в ситуацию предельного самоопределения, поиска новых путей развития и новых внебюджетных источников привлечения средств, в том числе через участие в туристской деятельности. Причем если большие музеи, которые в советское время уже были встроены в серьезные туристские маршруты, как, например, музей-заповедник «Кижи», могли просто совершенствовать прием туристов, осваивать маркетинговые, информационные и другие новые технологии, то для муниципальных музеев выбор общей стратегии развития подчас становился вопросом жизни и смерти. Выбирая туристскую стратегию, муниципальным музеям приходилось иногда с нулевой точки, не имея достаточных ресурсов, доказывать свою значимость и значимость своей территории (района) для турфирм и туристов, встраиваться в уже существующие маршруты, осваивать неведомые им туристские технологии, корректировать консервативные «музейные» психологические установки и т.д.
Необходимо отметить тот факт, что на фоне ожидаемого быстрого успеха и известной эйфории по этому поводу в подавляющем большинстве случаев музеи ожидало фиаско, главным образом потому, что турфирмы не увидели по разным причинам в музеях полноценных партнеров. Известный российский музеолог В.Ю. Дукельский очень четко описывает сложившуюся ситуацию и ее развитие в одной из своих статей, посвященных вопросам музейного туризма: «Оказалось, что для турагентств музей не более чем искусственный объект познавательного характера, служащий для усиления привлекательности того или иного маршрута. На муниципальном уровне у музеев даже рождается идея «оседлать» местные турфирмы. На самом деле предлагается некая сделка, которая никому не интересна. Скорее, турфирмам интересны отношения с муниципалитетом и частными предприятиями, которые обеспечивают необходимый цикл. При малейшем проявлении характера музей просто исключают из турмаршрута. Последним спасением представляется создание собственной музейной турфирмы и захват лидерства на рынке, хотя бы в масштабах своего муниципального образования». Однако, как справедливо отмечает В.Ю. Дукельский, проблема состоит в том, что для этого музею самому надо стать фирмой.
Именно таким образом, обозначается кардинальная проблема, стоящая перед музеями (и вообще организациями культуры) в настоящее время, связанная с целым комплексом не только организационных, но и в немалой степени психологических факторов. И как цель – переход от социально-обслуживающей модели к модели рыночно-сервисной. Одна из стратегических задач при этом – развитие музея как своеобразной туристской фирмы. Однако туризм в данном случае становится для музеев нечто большим, чем просто направлением деятельности. В.Ю. Дукельский описывает это следующим образом:
«Музейный туризм – это средство внутренней мобилизации и адаптации к условиям рынка;
Музейный туризм – это не добывание денег, не получение доходов, а способ формирования деловой политики, прояснения для себя целей деятельности и определения стратегии;
Музейный туризм – это возможность выстроить внешние отношения, выработать новую политику музея, открытого окружающему миру. Таким образом, в системе музейной работы туризм не побочная, а структурообразующая деятельность [4].
Там, где культура, готовая для внешнего предъявления, отсутствует, музей превращает в ресурс все, что попадается под руку: бабушек с яблоками, ремесленников с поделками, экспозицию, но экспозиция другая. «Сюжет, интрига, действие, тайна - вот арсенал музейного туризма в добавление к памятникам архитектуры и объектам природы.
Итак, музей, работающий в сфере туризма, – это:
• музей, изменивший свое отношение к людям;
• музей, где никто не остается в стороне от общего дела;
• музей, готовый приспосабливаться к пожеланиям других вплоть до изменения графика работы и прочее, словом, музей, где тепло зимой и прохладно летом.
Заключение
Музей как социальное и культурное явление выполняет функции культурной памяти, образовательную и коммуникативную. Включаясь в систему туристской деятельности, музей выступает в качестве элемента индустрии туризма, приобретая ее институциональные свойства. В литературе понятие музейного туризма не разработано. Ресурсами культурно-познавательного туризма являются памятники архитектуры и искусства, обычаи и верования людей, их быт и культурные традиции, творчество музыкантов, актеров, ученых, народных умельцев и т. д. Соответственно, культурно-познавательные туры бывают искусствоведческие, исторические, литературные, театральные, этнографические, фольклорные, музыкальные и прочее. В сохранении этих ресурсов туризма особое значение приобретают различные виды музеев. В этой связи роль музея и роль туризма как разных культурных институтов переплетаются, создавая единое институционализированное культурное пространство. Институционализация туризма имеет сервисную сторону, которая связана с его экономической стороной. В этом смысле музей выступает как сервисное и как экономическое явление [16]. Туризм как сервис непосредственно связан с развитием сферы услуг. Организация туристской деятельности сегодня выступает как важная часть этой сферы. Однако музей выполняет эту функцию более опосредованно, и, прежде всего, в качестве составляющего туристской индустрии.
Информация о работе Музейный туризм в современной России: проблемы и перспективы развития