Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:20, курсовая работа
Цель курсовой работы рассмотреть проблемы и перспективы музейного туризма нашей страны.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
– дать определение музейного туризма, понять его сущность;
– рассмотреть классификацию музеев;
– рассмотреть проблемы музеев;
– рассмотреть ресурсы для развития музейного туризма.
Введение………………………………………………………………………….. 4
1. Музейный туризм: сущность и классификация 6
1.1 Общее представление музейного туризма 6
1.2 Классификация музеев 9
2. Проблемы развития музейного туризма в России 15
2.1 Актуальные проблемы развития музеев 15
2.2 Правовые проблемы 19
3. Ресурсы для развития музейного туризма 22
3.1 Стратегические ресурсы для развития музейного туризма как туроператорской деятельности 22
3.2 Музейный туризм как направление стратегического развития музеев 24
Заключение……………………………………………………………………… 27
Список используемой литературы и источников……………………………... 28
– общеисторические музеи (широкого профиля);
– археологические музеи;
– этнографические музеи;
– военно-исторические музеи;
– музеи политической истории;
– музеи истории религии;
– историко-бытовые музеи, воссоздающие или сохраняющие картину быта различных слоёв населения, при этом в отличие от этнографических музеев они документируют не этнические, а социально-психологические особенности быта, которые наиболее ярко проявляются в интерьерах жилищ;
– монографические музеи, посвящённые конкретному лицу, событию, учреждению, коллективу;
– прочие исторические музеи;
Художественные музеи делятся на:
– музеи изобразительного искусства (национального и зарубежного);
– музеи декоративно-прикладного искусства;
– музеи народного искусства;
– монографические;
– прочие художественные музеи.
Естественнонаучные музеи делятся на палеонтологические, антропологические, биологические (широкого профиля), ботанические, зоологические, минералогические, геологические, географические и прочие музеи.
Существуют музеи, собрания и деятельность которых связаны с несколькими научными дисциплинами или отраслями знаний. Их называют музеями комплексного профиля. Самыми распространёнными среди них являются краеведческие музеи, сочетающие как минимум историческую и естественнонаучную специализацию, ведь их собрания документируют не только историю, но и природу края. В них нередко создаются художественные и литературные отделы, что еще более усложняет их профиль.
Комплексным профилем обладают и музеи-ансамбли, созданные на основе памятников архитектуры, их интерьеров, окружающей территории и различных сооружений. В зависимости от характера ансамбля они могут быть историко-художественными, историко-архитектурными, историко-культурными музеями.
Наряду с профильной классификацией используется и не совпадающее с ней типологическое деление музеев. Существует типология по признаку общественного назначения музеев, в соответствии с которой они делятся на научно-исследовательские, научно-просветительные и учебные музеи.
Научно-исследовательские музеи функционируют при научно-исследовательских институтах и академиях наук, в состав которых они обычно входят в качестве структурных подразделений. Их фонды используются в научных целях, а экспозиции ориентированы прежде всего на специалистов.
К самому распространенному типу относятся научно-просветительные музеи. Они тоже занимаются исследовательской работой, но поскольку ориентированы прежде всего на массового посетителя, их фонды широко используются в культурно-образовательных целях. В их деятельности большое внимание уделяется созданию экспозиций, выставок и различных культурно-образовательных мероприятий.
Главное назначение учебных музеев – обеспечить наглядность и предметность процессу образования и подготовки кадров. Этот тип музеев существует, в основном, при различных учебных заведениях и специальных ведомствах. Кроме традиционного экскурсионного показа учебные музеи широко используют специфические формы и методы работы с коллекциями: демонстрация отдельных музейных предметов на лекциях, научное описание и обработка материалов полевых исследований во время практических занятий, копирование произведений изобразительного искусства. В отдельных случаях фонды и экспозиции учебных музеев могут быть недоступны для массового посетителя. Таковы, например, некоторые музеи криминалистики системы Министерства внутренних дел.
Типология по признаку общественного назначения музеев носит достаточно условный характер, и жёсткой грани между названными типами не существует. Научно-просветительные музеи используются в учебном процессе, а их собрания – в научных целях. Многие научные и учебные музеи посещают не только учащиеся и специалисты, но и широкая публика.
Существует и другая типология музеев, в соответствии с которой выделяют музеи коллекционного типа и музеи ансамблевого типа. В её основе лежит деление по такому признаку, как способ осуществления музеями функции документирования. Музеи коллекционного типа строят свою деятельность на основе традиционного собрания вещественных, письменных, изобразительных материалов, соответствующих их профилю. Таким образом, функцию документирования они осуществляют путем комплектования и сохранения фонда музейных предметов. В основе деятельности музеев ансамблевого типа лежат памятники архитектуры с их интерьерами, прилегающей территорией, природной средой. Функцию документирования они выполняют путём сохранения или воссоздания ансамбля недвижимых памятников и присущего им окружения. Наиболее распространённые формы этого типа музеев – музей под открытым небом, дворец-музей, дом-музей, музей-квартира, музей-мастерская.
Среди музеев под открытым небом существует особая группа музеев, которые создаются на основе недвижимых памятников, музеефицированных на месте их нахождения с сохранением или восстановлением историко-культурной и природной среды. Ввиду особой ценности они имеют статус музеев-заповедников.
Особую типологическую группу образуют и мемориальные музеи, создающиеся с целью увековечить память о выдающихся людях и событиях.
Типология по признаку осуществления функции документирования тоже носит в известной мере условный характер, поскольку коллекционные музеи могут находиться в архитектурных памятниках, сохраняемых в исторической неприкосновенности, а музеи-ансамбли не ограничивают свою деятельность только сохранением памятников архитектуры, но и создают профильные коллекции.
Как профильная классификация, так и типология направлены на выявление групп сопоставимых музеев. Это позволяет координировать работу музеев одного профиля или одного типа, выявлять закономерности их развития, способствовать большей эффективности музейной деятельности в целом.
Существуют и другие принципы классификации, не совпадающие ни с профильным делением, ни с типологией. В основе классификации музеев может лежать административно-
Государственные музеи являются собственностью государства и финансируются из государственного бюджета. Вместе с тем существует значительная группа государственных музеев, которые подчиняются не органам управления культурой, а различным министерствам и ведомствам, решая поставленные ими задачи. Это так называемые ведомственные музеи; они финансируются из государственного бюджета через Министерство финансов и соответствующие ведомства.
К категории общественных музеев относятся музеи, созданные по инициативе общественности и действующие на общественных началах, но под научно-методическим руководством государственных музеев. Финансируют общественные музеи те учреждения, при которых они созданы. До 1978 г. в значении «общественный музей» использовался термин «народный музей».
Общественные музеи создаются при органах культуры, в школах, учреждениях, организациях, на предприятиях; они выполняют те же социальные функции, что и государственные музеи. Независимо от профиля их деятельность имеет чаще всего краеведческую направленность, в фондах преобладают материалы, собранные на территории района и связанные с местной историей. В собрании общественных музеев могут быть и памятники, имеющие большую научную, художественную и мемориальную ценность.
Ещё один вид музеев – это частные музеи, то есть музеи, в основе которых лежат собрания, принадлежащие частным лицам, но доступные для изучения и осмотра [17].
2. Проблемы развития музейного туризма в России
2.1 Актуальные проблемы развития музеев
Современный мир трудно представить без музеев. Они уже прочно вошли в наш быт. Музей как социокультурное явление позволяет сохранять историческую память, способствует социализации личности, помогает провести досуг.
Музейный мир современной России охватывает около двух тысяч музеев, входящих в систему Министерства культуры РФ, среди которых 86 музеев федерального и 1715 местного подчинения. Кроме того, работают ведомственные, общественные, муниципальные и частные музеи. Только в музеях Министерства культуры сосредоточено около 60 миллионов единиц хранения. Ежегодно музеи посещает до 70 миллионов человек. В процессе своего развития музеи сталкиваются с рядом новых проблем и задач. И это не только проблемы финансирования и сохранности музейного фонда [12].
Музеефикация новых памятников.
Развитие современных музеев как хранителей исторической памяти и опыта предполагает дальнейшую музеефикацию памятников прошлого. В настоящее время на государственной охране находится около 7000 памятников. Проводится, прежде всего силами общественности, работа по их сохранению, изучению, музеефикации, использованию в просветительских целях. Идёт активная музеефикация памятников истории и культуры, предполагающая их преобразование в объекты музейного показа с целью максимального сохранения, выявления их историко-культурной, научной, эстетической ценности и активного включения в современную культуру. Объектами музеефикации становятся памятники истории и культуры, природы, памятные места и культурно-историческая среда, элементы жизнедеятельности людей.
Создание и развитие новых видов музеев.
Пройдя этапы создания музеев-заповедников, музеев под открытым небом, музеи сегодня вплотную подошли к созданию экомузеев. Экомузеи предполагают сохранение естественной среды обитания людей с включением их самих в музейный комплекс. Изучение среды обитания и людей во взаимодействии является перспективным направлением музейного развития, только еще начинающего развиваться в нашей стране. Являясь историко-культурным срезом общества в его естественной среде, экомузеи позволяют ему развиваться в сотрудничестве со всем окружающим миром. Примерами российских экомузеев могут быть Нижнетагильский музей-заповедник горнозаводского дела Среднего Урала, Музей соли в Соликамске, ряд этнографических музеев в Сибири.
Кроме того, в современных условиях большое значение в деле воспитания нового поколения имеют детские музеи. Они создаются для детской аудитории с учетом своеобразия приобретения детьми знаний. Их задача – помочь детям познать окружающий мир. Работа таких музеев строится с учетом возрастных особенностей детей, объединяя элементы игры и учебы в единое целое. Детские музеи позволяют детям включаться в непосредственное взаимодействие с находящимися в их экспозициях музейными предметами, познавая музейную тематику не только умозрительно, но и эмоционально. Опыты создания таких музеев показывают их перспективность. Повседневная практика детского исторического музея в Петербурге, Музея детских театров в Москве, Детской художественной галереи в Волгограде, детских уголков и экспозиций в краеведческих музеях направлены на эмоционально-чувственное воспитание детей. Новыми направлениями в развитии музеев являются также музейно-культурные центры и интегрированные музеи. Музейно-культурные центры являются коммуникативными центрами камерного характера. Примером их может быть созданный в Москве в 1995 г. музей и общественный центр «Мир, прогресс, права человека» имени А.Д. Сахарова. Музей – общественный центр использует свои возможности для проведения экскурсий, встреч, общественных мероприятий, рассчитанных на разные уровни посетителей. Еще одним перспективным направлением развития музеев является создание при помощи Интернета виртуальных музеев.
Привлечение молодых кадров.
На данный момент, актуальнейшей проблемой для музея в целом является его кадровое обеспечение. Несмотря на то, что ежегодно выходят выпускники отделений музееведения российских вузов, молодые специалисты не спешат пополнить ряды музейщиков. Основная причина – это низкая заработная плата. Вопрос в кадрах стоит остро, потому что большой процент сотрудников – люди пенсионного возраста. А такая организация, как музей, нуждается в молодых силах и свежем интеллектуальном потенциале. Но молодые сотрудники не готовы работать на одном энтузиазме.
Необходимость создания каталога музейного фонда РФ.
Разработка государственной музейной политики невозможна без информации о масштабах, содержании и состоянии коллекций, хранящихся в музеях. Только зная, чем мы обладаем и где все это располагается, можно должным образом отвечать за сохранность государственного имущества сегодня и в будущем. Очевидная необходимость иметь информацию о музейных коллекциях всей страны была высказана очень давно. Практически идея создания общегосударственного каталога музейных предметов оформилась ещё в 30-е годы, правда, тогда речь шла об археологических материалах. При этом утверждалось, что характеристика описаний коллекций должна быть сведена к минимуму, где сжатость будет возмещена полнотой их перечня.
О том же говорит опыт создания банка данных музейных предметов всех технических музеев СССР. Важно подчеркнуть, что данный банк предполагалось создавать последовательно: список регионов, список музеев, список коллекций, список предметов, описание предметов. Таким образом, поэтапно создается как бы каркас банка, который постепенно и последовательно заполняется информацией.
К сожалению, работа по созданию общесоюзного каталога музейных коллекций пошла не по пути создания единого первичного списка-реестра, а по пути разработки как можно более полных описаний конкретных предметов. В 1975-1977 годах силами Научно-исследовательского института культуры по данной теме было проведено экспериментальное исследование на базе музеев Тамбовской области. Судя по тому, что даже к 2005 году музеи Тамбовской области не прислали в Министерство культуры Российской Федерации ни одного акта проверки наличия коллекций, они не достигли поставленной цели.
Принимая во внимание предыдущий опыт, есть все основания предполагать, что, начав работу по созданию Каталога Музейного фонда РФ с разработки полных описаний предметов и ввода этих описаний в каталог, конечный продукт не будет готов никогда, поскольку процесс описания предметов бесконечен. Следует принять во внимание, что значительная часть времени будет потрачена на корректировку неизбежных несоответствий и ошибок в описаниях предметов по каталогу и по учетным документам музеев, о чем говорили сами разработчики Каталога, выступая на форуме «ИНТЕРМУЗЕЙ-2007». На первых этапах создания Каталога, главной задачей стоит поставить поэтапное введение информации о количестве и названиях предметов. Фонд музея — это постоянно меняющийся организм, поскольку прием предметов и их списывание идет постоянно, а количество предметов в отдельном музее или в общероссийском каталоге имеет смысл фиксировать только на определенную дату. В связи с этим двухмесячный срок подачи информации о предметах, хранящихся в музеях, в Музейный фонд России не имеет смысла, поскольку эта информация устаревает раньше, чем доходит до адресата. Рационально контролировать музейный фонд один раз в год, особенно учитывая сложную ситуацию с учетно-хранительской деятельностью в российских музеях. Также, нет необходимости включения в Каталог предметов не только основного, но и научно-вспомогательного и даже сырьевого фондов российских музеев. Организуя работу поэтапно, рационально ограничиться в начале предметами только основного фонда, поскольку, берясь за окончательное решение сразу всех задач, есть риск не довести до конца ни одной. Учитывая предыдущий опыт, нужно логично и оптимально построить работу по созданию Каталога Музейного фонда РФ, необходимость которого очевидна [13].
Информация о работе Музейный туризм в современной России: проблемы и перспективы развития