Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:20, курсовая работа
Цель курсовой работы рассмотреть проблемы и перспективы музейного туризма нашей страны.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
– дать определение музейного туризма, понять его сущность;
– рассмотреть классификацию музеев;
– рассмотреть проблемы музеев;
– рассмотреть ресурсы для развития музейного туризма.
Введение………………………………………………………………………….. 4
1. Музейный туризм: сущность и классификация 6
1.1 Общее представление музейного туризма 6
1.2 Классификация музеев 9
2. Проблемы развития музейного туризма в России 15
2.1 Актуальные проблемы развития музеев 15
2.2 Правовые проблемы 19
3. Ресурсы для развития музейного туризма 22
3.1 Стратегические ресурсы для развития музейного туризма как туроператорской деятельности 22
3.2 Музейный туризм как направление стратегического развития музеев 24
Заключение……………………………………………………………………… 27
Список используемой литературы и источников……………………………... 28
5
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
“Саратовский государственный технический университет
имени Гагарина Ю. А.”
Институт развития бизнеса и стратегий
Кафедра “Менеджмент и логистика”
По учебной дисциплине “Научно практическая работа
СКСиТ”
Курсовая работа на тему «Музейный туризм в современной России: проблемы и перспективы развития»
Выполнила:
студентка 5 курса
группы СКСиТ-51
Воробьева А.А.
Проверил: к.э.н. доцент кафедры МКЛ
Миронов С.П.
Саратов2011
СОДЕРЖАНИЕ
|
|
Введение
Музей и туризм. Как эти понятия, к счастью, близки, как, к сожалению, далеки!
Культурный туризм – полноправная форма музейной работы. И все же в большинстве российских музеев постоянной прописки она не получила. Музеи в большинстве своем продолжают оставаться изолированными от общего туристического пространства. Причин тому немало, причем материальная, похоже, не главная. Виной тому и малая взаимная информированность, (между музейной и туристической сферами) и просто отсутствие навыков в работе такого рода.
Конечно, решение вопроса о включении музея в туристические маршруты, степень востребованности его туристической сферой зависит и от качества музея. Легко рассуждать о музейном туризме, применительно, скажем, к Лондону или Праге, Риге или Каунасу: красивые, чистые города с компактными по территории историческими центрами, прекрасное сообщение и все прочие прелести европейской жизни. Там гораздо проще организовать поток туристов, обеспечив экскурсантам впечатления, а музеям – прибыль. Туристов здесь больше, чем в глубине России – да странно было бы, если бы наоборот.
В нашей стране лидерами в сфере музейного туризма являются две столицы. Можно еще назвать несколько городов с крупными музейными комплексами – типа Владимиро-Суздальского, Ярославского, Новгородского. Здесь дело тоже более или менее поставлено, и уже не первый год туризм является источником постоянной прибыли. Но список таких центров невелик.
А что же десятки и сотни малых музеев, разбросанных по бескрайним просторам российской провинции, обитающих в крестьянских избах, купеческих особняках, дворянских усадьбах, храмах, иногда – просто под открытым небом? Эти сокровищницы, хранящие бесценные редкости, широко известны разве что местным школьникам.
Достойны же они, и это скажет любой музейщик, безусловно, большего. Где как не в сердце России живет русская душа? Ласковый свет ее озаряет пространство, в котором судьба собрала вологодскую прялку, елецкое кружево, тульский самовар. И в какой бы они музейной оранжировке не оказались – свет этот ясен и чист. И он должен быть доступен тем, кто ищет этого света. Другими словами: сокровища нужно показывать [9]. Актуальность темы заключается в том, что музеи – неотъемлемая часть сферы культурного туризма и, потенциально любой, даже небольшой, российский музей при правильной постановке дела – беспроигрышный объект туристского показа.
Цель курсовой работы рассмотреть проблемы и перспективы музейного туризма нашей страны.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
– дать определение музейного туризма, понять его сущность;
– рассмотреть классификацию музеев;
– рассмотреть проблемы музеев;
– рассмотреть ресурсы для развития музейного туризма.
1. Музейный туризм: сущность и классификация
1.1 Общее представление музейного туризма
Туризм является неотъемлемой частью жизни людей на нашей планете. Этот сложный, высокодоходный межотраслевой комплекс представляет собой один из основных секторов мировой экономики, способствует обеспечению высокого уровня занятости, социального благосостояния и качества жизни людей, а также экономическому единству и культурному разнообразию государств и регионов мира.
Музейный туризм не являлся изначально традиционным направлением деятельности музеев. Это явление возникло сравнительно недавно — в середине 1990-х гг. в России, в 1970-х гг. на Западе, в то время, когда музеи были поставлены в ситуацию предельного самоопределения, поиска новых путей развития и новых внебюджетных источников привлечения средств, в том числе участия в туристской деятельности. «Меняющийся музей в меняющемся мире» — это выражение прочно вошло в современную жизнь в последней четверти XX века. Раньше главным в определении статуса музея были его коллекции. Сегодня эта точка зрения меняется: в центре деятельности музея — посетитель. Вырабатывается новый подход к пониманию сущности музея и его общественного предназначения. Во главу угла поставлен не музейный предмет с его свойствами и функциями, а вовлеченный в сферу деятельности музея человек со свойственными ему социокультурными, психологическими и возрастными особенностями. Глобализация экономики и специфика постиндустриального общества с превалированием сферы услуг над сферой производства оказали влияние и на туризм, придав ему рыночный характер.
Объектом научного изучения в музейном туризме следует считать музеи и туристические дестинации, связанные с ними.
Предметом исследования музейного туризма является управление и структура музеев, рынок сбыта музейной продукции (интеллектуальной, информативной, полиграфической, сувенирной, книжной и др.), и в этом направлении музейный туризм опирается на исследования других дисциплин: менеджмента и маркетинга. Предмет исследования в музейном туризме — и аудитория музеев (целевая, реальная, потенциальная), изучаемая с помощью достижений в социологии и психологии. Музеи управляют значительными финансовыми активами, обладают в своем штате функциональными специалистами — людьми, связанными с продажей, покупкой, продукцией, финансами, что является также предметом изучения музейного туризма.
Музейный туризм, будучи новой развивающейся дисциплиной, прикладной по отношению к всеобъемлющей науке музеологии, использует различные методы гуманитарных, общественных и экономических наук, в зависимости от решения конкретных задач. Музейный туризм активно пользуется методами маркетинга и менеджмента, в то же время на более высоком уровне обращается к методам дисциплин, общим срезом которых является культурология — междисциплинарное знание, использующее парадигмы исторической, социологической, психологической и других наук.
Музейный туризм представляет собой объектную форму межкультурной коммуникации, под которой понимается коммуникация между субъектом и «предметами» культуры и искусства, часто в процессе невербальной коммуникации. В этом случае можно говорить о передаче информации через архитектуру, музейные экспонаты. Своеобразие межкультурной коммуникации в сфере музейного туризма проявляется в том, что объем воспринятой невербальной информации часто превышает объем воспринятой вербальной информации.
Среди главных задач музейного туризма условно можно выделить общетеоретические и прикладные. К общетеоретическим задачам могут быть отнесены:
1) изучение музея как социокультурного феномена, общественного предназначения и роли музея в зависимости от исторических условий;
2) изучение институциональной основы музея, организационной структуры, функций;
3) разработка теории музейной коммуникации и методов ее применения в музейном туризме;
4) создание и развитие научного языка музейного туризма, специальной терминологии и понятийного аппарата;
К прикладным задачам относятся:
1) изучение коллекций музеев и «выведение» их в современное культурное пространство;
2) интерпретация музейных коллекций как специфической формы интеллектуального и художественного наследия;
3) интеграция музейного туризма в международную туристическую деятельность;
4) разумное сочетание просветительской ориентации музея и развлекательной составляющей туризма;
5) привлечение при подготовке специальных туристических программ разнообразных форм художественной деятельности и различных видов искусства, позволяющих с новой точки зрения показать музейную коллекцию [10].
Музейный туризм по сути специфическая деятельность музеев в сфере познавательного туризма по производству и реализации различных туристских продуктов музейного характера (создание экспозиций, организация внутренних и внешних экскурсий, музейных магазинов), а также в ряде случаев по организации туристского цикла (размещение, питание, трансфер, информационное обеспечение).
Музейный туризм основывается на идее комплексного показа (освещения) истории и культуры территорий, входящих в орбиту научных, просветительских и других традиционных интересов музея, не в последнюю очередь обусловленных спецификой и составом тех или иных музейных коллекций.
Базовыми процессами, связанными с созданием музейно-туристских продуктов, являются:
• интерпретация культурного наследия территории;
• разработка специфического музейно-туристского креатива (творческих решений).
Музейный туризм направлен как на работу с индивидуальными туристами или малыми группами, путешествующими самостоятельно, не прибегая к услугам туристских фирм, так и с организованными группами. В зависимости от этого музеи могут занимать различные позиции в сфере туризма.
Когда речь идет о самостоятельных туристах, музей может занимать позицию туроператора – фактически принимающей стороны, обеспечивающей вместе с другими местными партнерами (ДК, местным сообществом, муниципалитетами) собственный туристский цикл, включая организацию культурных программ, развлечения и т.д.
В случае с организованными группами музей выступает в качестве одного из элементов внешних культурно-туристских программ (маршрутов), работая по договорному принципу с теми или иными турфирмами [15].
Существуют на практике и другие формы участия музеев в туристской деятельности, например, когда музей для той или иной турфирмы на договорной основе разрабатывает туристский маршрут, оказывает рекламно-информационные услуги и т.д.
1.2 Классификация музеев
Каждый из музеев уникален и неповторим. И вместе с тем в составе их собраний, масштабе деятельности, юридическом положении и других характеристиках есть некоторые сходные черты, которые позволяют распределять всё многообразие музейного мира на определённые группы, иными словами, осуществлять классификацию.
Одной из важнейших категорий классификации является профиль музея, то есть его специализация. Основополагающим признаком классификации здесь выступает связь музея с конкретной наукой или видом искусства, техникой, производством и его отраслями. Эта связь прослеживается в составе фондов музея, в тематике его научной, экспозиционной и культурно-образовательной деятельности. Например, исторические музеи связаны с системой исторических наук, хранящиеся в их фондах музейные предметы позволяют воссоздавать историю и образ жизни ушедших эпох или недавнего прошлого.
Музеи одной специализации, то есть одного профиля, объединяются в профильные группы: естественнонаучные музеи, исторические музеи, художественные музеи, архитектурные музеи, литературные музеи, театральные музеи, музыкальные музеи, музеи науки и техники, промышленные музеи, сельскохозяйственные музеи, педагогические музеи. В зависимости от структуры профильной дисциплины или отрасли знаний эти основные профильные группы делятся на более узкие. Исторические музеи делятся на:
Информация о работе Музейный туризм в современной России: проблемы и перспективы развития