Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого Российской Академии Наук

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2011 в 03:42, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в музее действует несколько постоянных экспозиций, посвящённых этнографии народов Америки, Африки, Китая, Японии, Индонезии, Австралии, Океании и других стран, а также выставка "Анатомические редкости петербургской Кунсткамеры". На этнографических выставках представлены макеты жилых и культовых построек, традиционная одежда населения различных стран мира, домашняя утварь, орудия труда, керамика, художественное стекло, изделия из металлов, в том числе драгоценных, музыкальные инструменты, предметы культа и обрядовые атрибуты, традиционное оружие.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Общая характеристика музея ………………..………………....4

Этапы развития………………………………………………………...4
Структура музея……………………………………………………….8
Кунсткамера «тюремного заключения» (фондохранилище)……….9
Глава 2. Коллекции музея...………………………………………………13

2.1 Первые естественнонаучные коллекции Кунсткамеры…………….13

2.2 Экспозиции Кунсткамеры…………………………………………….14

Глава 3. Современный музей………………………………………..........22

Заключение………………………………………………………………...24

Список литературы………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Курсач Музееведение.doc

— 582.00 Кб (Скачать)

    Внимание  посетителей музея привлекает большая  модель традиционного жилища монголов — юрты, а также коллекция масок мистерии Цам, сделанных из папье-маше. Это образы гневных буддийских божеств — защитников веры. Монгольские монахи использовали их во время мистерий.

    Корея.

    На  экспозиции удачно сочетаются современные  изделия и археологические находки. Они иллюстрируют преемственность мировосприятия, самобытность художественных традиций и секреты мастерства многих поколений корейцев.

    Коллекции одежды, дворцовой утвари, бытовой  и ритуальной посуды, орудий земледелия и ремесленных инструментов отражают особенности жизни различных представителей корейского общества — крестьян, горожан, знати и военного сословия.

    Уникальны коллекции старинных изделий  из селадона, металла и белого фарфора  с подглазурной росписью.

    Индокитай.

    Экспозиция  знакомит с культурой многочисленных народов Таиланда, Лаоса, Камбоджи, Вьетнама и Бирмы. Основу коллекции, посвященной материковой части Юго-Восточной Азии — Индокитая, составляют предметы, собранные сотрудниками музея и российскими востоковедами, а также вещи, подаренные коллекционерами или приобретенные у них.

    На  экспозиции представлены образцы традиционной одежды и музыкальные инструменты. Интересны коллекции буддийской скульптуры и парадного оружия из Таиланда, маски традиционного тайского театра кхон, предметы быта, в частности посуда.

    Этническое  разнообразие орнаментов и техник создает  выразительный и запоминающийся образ региона. 
 

    Индия.

    Экспозиция  рассказывает о быте и культуре народов  Индии и сопредельных стран. Археологические  находки, представленные на ней, позволяют заглянуть в историю древнеиндийских культур начиная с палеолита.

    Центральное место отведено индийскому текстилю — хлопчатобумажным, шелковым и  шерстяным тканям, образцам набоек и штампам для них, парче.

    В коллекциях Музея достаточно полно представлены одежда и украшения народов Индостана.

    Привлекают  внимание и изделия из металла: оружие и доспехи, сосуды и утварь. Они  отличаются тонкой ювелирной работой, украшены гравировкой, чеканкой, инкрустацией3, эмалью, узорами, выполненными в технике прорезной эмали.

    К уникальным экспонатам относится портик XVIII века дворца маратхских правителей из города Насик.

    Первые  естественнонаучные коллекции Кунсткамеры.

    Экспозиция  рассказывает о коллекциях «кабинета  натуралий» Кунсткамеры и их экспонировании в XVIII веке. В 1716 году Петр I приобретает для музея у голландского аптекаря и коллекционера Альберта Себы собрание препаратов экзотических животных, рыб, рептилий и насекомых, показывающее огромное разнообразие фауны земного шара. Сегодня посетители экспозиции могут видеть небольшую сохранившуюся часть этой коллекции.

    Известно, что особый интерес Петра I вызывала анатомия человека. Прекрасно понимая, как много дает знание анатомии для  хирургии и общей медицины, Петр купил прославившееся в те времена на всю Европу собрание препаратов знаменитого анатома Фредерика Рюйша, которого называл своим учителем. С точки зрения науки начала XVIII века, для постижения нормы было чрезвычайно важно изучить аномалии развития организмов. Петр I издал указы о доставлении в Кунсткамеру живых и мертвых уродов для составления научной коллекции. Она послужила основой для исследований первых анатомов, приглашенных работать в Санкт-Петербургскую академию наук.

    Русская анатомическая коллекция и коллекция  Ф. Рюйша отражают определенный этап развития знаний об анатомии человека и до настоящего времени привлекают пристальное внимание историков науки.

    Все экспонаты, демонстрирующиеся в  этом зале, связаны с деятельностью  Петра I, его научными интересами, замыслами  и распоряжениями.

    Академия  наук XVIII века и М.В. Ломоносов

    В здании Кунсткамеры в XVIII–XIX веках  располагалась основанная Петром Великим  в 1724 году Санкт-Петербургская академия наук, одним из первых академиков которой  был русский ученый-энциклопедист  Михаил Васильевич Ломоносов. Часть экспозиции музея в башне Кунсткамеры рассказывает о раннем этапе истории Российской академии наук.

    Собрание  включает такие ценные коллекции, как  немногие уцелевшие личные вещи М. В. Ломоносова, мозаичные портреты, изготовленные в его мастерской, уникальные научные приборы и инструменты XIV– XIX века, книги, среди которых немало библиографических редкостей. Представляют интерес произведения живописи, графики и скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства, мебель.

    На  экспозиции воссоздана атмосфера научного учреждения XVIII века. Здесь работали приглашенные Петром I в Санкт-Петербургскую академию наук такие всемирно знаменитые ученые, как Н. и Д. Бернулли, Ж. Делиль, Г. Ф. Миллер, Л. Эйлер, а также М. В. Ломоносов — первый российский член Академии. 

    Первая  астрономическая  обсерватория Академии наук.

    В башне Кунсткамеры в XVIII веке велись наблюдения над звездным небом, работали службы времени и картографии. Побывав  здесь, посетитель Музея увидит разнообразный  научный инструментарий, измерительные приборы, сложные по конструкции астролябии4, изящные часовые механизмы, подзорные трубы и телескопы.

    В стенах обсерватории петербургской  Кунсткамеры зародились отечественные  астрономия, метеорология, география, геодезия, топография, служба времени. Через нее проходил первый петербургский меридиан, ставший основой картографирования страны и планировки города.

    Здесь работали выдающиеся ученые Санкт-Петербургской  академии наук Л. Эйлер, Г. В. Крафт, Х. Н. Винсгейм, Ф. Х. Майер, Г. Гейнсиус и другие. Наблюдения велись в здании Кунсткамеры до завершения строительства в 1839 году Пулковской обсерватории.

    На  экспозиции воспроизведено рабочее  место астронома XVIII века. Большая  раздвижная зрительная труба — один из немногих сохранившихся инструментов М. В. Ломоносова. С ее помощью он наблюдал прохождение Венеры через диск Солнца в 1763 году.

    Готторпский глобус.

    В музее экспонируется Большой Готторпский глобус. Один из первых в мире планетариев, он уникален по размерам и конструкции, позволяющей внешнему глобусу с картой земной поверхности и внутреннему планетарию с картой звездного неба вращаться одновременно.

    Глобус  был создан в 1654–1664 годах под  руководством А. Олеария в городе Готторпе, резиденции герцога Голштинского, и подарен Петру I в ходе Северной войны.

    В 1717 году глобус поместили в башню  строящегося здания Кунсткамеры. Во время пожара 1747 года он сильно пострадал, поверхность его была уничтожена. Благодаря работе русских мастеров XVIII века, современных реставраторов, исследователей и хранителей посетители музея сегодня могут разделить гордость и восхищение, которые вызывал этот уникальный памятник у людей прошлых веков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 3. Современный музей

    Кунсткамеру превращают в "музей будущего". Так здесь называют проект, который откроет доступ к экспонатам музея - как представленным посетителям, так и находящимся в закрытых фондах. По словам заместителя директора Юлии Купиной, в Кунсткамере насчитывается около двух миллионов единиц хранения.

    В ходе работы над электронным каталогом были сопоставлены описания 916 препаратов, хранящихся сегодня в коллекциях музея, с описаниями, сделанными самим Рюйшем и опубликованными им около трехсот лет назад, а также с описаниями в самом раннем печатном каталоге Кунсткамеры. Описания даны на четырех языках: русском, английском, староголландском и латинском.

    Работа  по съемке, оцифровке и подготовке материалов только началась, сейчас на сайте доступны три коллекции. Среди  них - знаменитая коллекция профессора Фредерика Рюйша, ставшая в 1717 году одним из первых приобретений музея. Это собрание анатомических препаратов - органов и эмбрионов - считается визитной карточкой Кунсткамеры. В ходе работы над электронным каталогом были сопоставлены описания 916 препаратов, хранящихся сегодня в коллекциях музея, с описаниями, сделанными самим Рюйшем и опубликованными им около трехсот лет назад, а также с описаниями в самом раннем печатном каталоге Кунсткамеры.

    Сотрудники  музея создали автоматизированный фотодепозитарий архивных фотографий и электронный научный каталог фондов. Так, за полтора года было отсканировано более 40 тысяч снимков, стеклянных пластинок, пленок и других иллюстраций. Разработан специальный электронный каталог на русском и английском языках, удобный рубрикатор, система поиска. В музее уверены, что фотокаталог Кунсткамеры – это своего рода семейный фотоальбом человечества. С его помощью каждый может ознакомиться с нарядами и жилищем предков, увидеть, как выглядела его родина лет сто назад.

    Кроме архивных фотографий на сайте музея  можно получить доступ к научному каталогу одной из самых ранних коллекций  Кунсткамеры – собранию анатомических препаратов, созданных Фредериком Рюйшем, профессором анатомии и ботаники в Амстердаме (Петр I приобрел эту коллекцию специально для музея в 1717 году).

    Пользователям Интернета доступны также электронный  каталог "Корея, ожившая на берегах Невы" и гигантская фотоколлекция Кунсткамеры, насчитывающая более 40 тысяч фотоотпечатков, стеклянных пластинок, негативных и позитивных пленок, других иллюстративных материалов (самый ранний датируется 1840-ми годами). Это своего рода семейный фотоальбом человечества, где каждый житель нашей планеты может увидеть, как выглядела его родина столетие назад.

    Как объясняют в музее, таким образом, реализуется миссия Кунсткамеры, сформулированная в XVIII веке ее основателем Петром I: "Я  хочу, чтобы люди смотрели и учились!" 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

    Кунсткамера была создана с целью собирания  и исследования раритетов, созданных  природой и руками человека. В настоящее  время собрание Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук является одним из наиболее полных и интересных в мире. Оно насчитывает более миллиона экспонатов и отражает все многообразие культур народов Старого и Нового Света. Одновременно Музей всегда был и продолжает оставаться одним из крупнейших исследовательских центров по изучению культурного наследия человека, продолжая традиции великих русских этнографов и антропологов XVIII–XX вв.

    Здание, в котором размещается музей, также несет культурно-историческую ценность.

    Курсовая  работа о Кунсткамере была определена с условием изучения коллекции Рюйша и культуры народов мира посредством изучения костюмов, предметов быта, украшений и т.п. Музей антропологии и этнографии является историческим, культурным и научно-просветительским центром, который привлекателен для посетителей с самыми разными запросами и интересами – для специалистов, коллекционеров, студентов  и школьников. Все это обеспечено целенаправленной подготовкой специальных музейных программ и проектов.

    Сегодня здание Кунсткамеры по праву считается символом Российской академии наук и одним из самых популярных музеев Санкт-Петербурга. 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  литературы:

  1. М. Грабарь «Петербургская архитектура». Лениздат С.-Петербург 1994.
  2. П.П. Пирогов «Васильевский остров». Лениздат, 1966.
  3. Ч.М. Таксами «Петровская Кунсткамера», «Альфа-Колор», Санкт-Петербург, 2000г.
  4. www.museum.ru/N39718
  5. www.kunstkamera.ru
  6. www.russkiymir.ru; №6, Июнь 2010.

Информация о работе Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого Российской Академии Наук