Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого Российской Академии Наук

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2011 в 03:42, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в музее действует несколько постоянных экспозиций, посвящённых этнографии народов Америки, Африки, Китая, Японии, Индонезии, Австралии, Океании и других стран, а также выставка "Анатомические редкости петербургской Кунсткамеры". На этнографических выставках представлены макеты жилых и культовых построек, традиционная одежда населения различных стран мира, домашняя утварь, орудия труда, керамика, художественное стекло, изделия из металлов, в том числе драгоценных, музыкальные инструменты, предметы культа и обрядовые атрибуты, традиционное оружие.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Общая характеристика музея ………………..………………....4

Этапы развития………………………………………………………...4
Структура музея……………………………………………………….8
Кунсткамера «тюремного заключения» (фондохранилище)……….9
Глава 2. Коллекции музея...………………………………………………13

2.1 Первые естественнонаучные коллекции Кунсткамеры…………….13

2.2 Экспозиции Кунсткамеры…………………………………………….14

Глава 3. Современный музей………………………………………..........22

Заключение………………………………………………………………...24

Список литературы………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Курсач Музееведение.doc

— 582.00 Кб (Скачать)

Балтийский  государственный технический университет  «Военмех»

им. Д.Ф. Устинова 
 
 

Кафедра менеджмента 
 
 
 

Курсовая  работа по теме: 

«Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого

Российской  Академии Наук» 
 
 
 

Выполнила:

Студентка группы Р175 

Васильева В. Ф.        

         Проверила:

 Алиева  Г.П. 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

    2011

    Содержание

    Введение……………………………………………………………………3

    Глава 1. Общая характеристика музея ………………..………………....4

    1. Этапы развития………………………………………………………...4
    2. Структура музея……………………………………………………….8
    3. Кунсткамера «тюремного заключения» (фондохранилище)……….9

    Глава 2. Коллекции музея...………………………………………………13

    2.1 Первые естественнонаучные коллекции Кунсткамеры…………….13

    2.2 Экспозиции Кунсткамеры…………………………………………….14

    Глава 3. Современный музей………………………………………..........22

    Заключение………………………………………………………………...24

    Список  литературы………………………………………………………..25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    Главной целью данной курсовой работы является – показать и наглядно продемонстрировать важную роль научного подхода к изучению этнографии и антропологии. И для того, чтобы достичь данную цель, в работе рассматриваются следующие вопросы:

  • дать общую характеристику музея и здания, в котором он находится;
  • выявить этапы развития;
  • определить вид и структуру музея;
  • ознакомиться с фондами;
  • определить используемые режимы хранения;
  • ознакомиться с современной деятельностью музея;
  • определить предназначение музея.

    Музей Кунсткамера  является старейшим  государственным музеем России. Он создан по указу императора Петра I в 1704 г. и послужил фундаментом созданной несколько позже Санкт-Петербургской (а затем – Российской) Академии Наук, ряда ее научных и музейных учреждений. До настоящего времени силуэт Кунсткамеры является логотипом Российской Академии Наук – РАН.

    В настоящее время в музее действует  несколько постоянных экспозиций, посвящённых  этнографии народов Америки, Африки, Китая, Японии, Индонезии, Австралии, Океании  и других стран, а также выставка "Анатомические редкости петербургской  Кунсткамеры". На этнографических выставках представлены макеты жилых и культовых построек, традиционная одежда населения различных стран мира, домашняя утварь, орудия труда, керамика, художественное стекло, изделия из металлов, в том числе драгоценных, музыкальные инструменты, предметы культа и обрядовые атрибуты, традиционное оружие. 
 

    Глава 1. Общая характеристика музея

     1.1 Этапы развития 
 
 
 
 
 
 

    Над городом, задуманным Петром Великим  и построенным по его приказу, – три парящих символа: ангел  на шпиле Петропавловского собора, кораблик над Адмиралтейством и планетарная (армиллярная) сфера над Кунсткамерой. Три символа – христианской веры, покорения стихий и постижения Вселенной. И хотя армиллярная сфера была утрачена в пожаре 1747 г. и вновь появилась на башне Кунсткамеры только через двести лет, первый общедоступный музей России, несмотря на все перемены, сохранял дух Просвещения, участвуя по мере сил в грандиозном деле инвентаризации Вселенной, завещанном Петром.

    Расположенное на набережной Невы в историческом центре Санкт-Петербурга здание Кунсткамеры является с начала XVIII в. символом Российской академии наук. Музей, основанный по указу Петра I, открыл свои двери для посетителей в 1714 г. Именно в здании Кунсткамеры располагалась основанная Петром Великим Академия наук, которая стала колыбелью современной Российской академии наук, Санкт-Петербургского государственного университета, Библиотеки академии наук, Главной астрономической обсерватории и еще десятков других современных российских научных и музейных учреждений. Недаром изображения здания Кунсткамеры являются логотипами не только Музея, но и Российской академии наук в целом.

    Здание, в котором располагается Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН – МАЭ РАН, это историческое здание Кунсткамеры и пристроенный к нему в XIX в. так называемый «Музейный флигель». Основное здание Музея антропологии и этнографии – выдающийся образец барокко петровской эпохи. Это самое старое музейное здание в мире.

    Выбор места для нового здания, по преданию, был сделан непосредственно Петром I. Его внимание привлекли две сосны, росшие на диком берегу Невы. Петр приказал осторожно срубить эти деревья с причудливо переплетенными и вросшими в ствол сучьями, а наиболее курьезные части их передать в Кунсткамеру. Этот один из самых ранних экспонатов Кунсткамеры и сегодня можно увидеть в экспозиции музея. На месте, где росли деревья, было решено заложить фундамент для постоянного здания Музея. Размеры задуманной постройки по тому времени были необычайно велики: длина ее достигала без малого 100 м (97.2 м), а ширина равнялась 15 м. Петр I интересовался состоянием постройки и неоднократно торопил ее окончание. Однако при его жизни здание достроено не было. К началу 1725 г. были возведены лишь стены. Кладка башни, венчавшей здание, и внутренняя отделка были осуществлены Академией уже после смерти царя-реформатора.

    Первоначальный  проект здания был составлен архитектором Георгом Иоганном Маттарнови, начавшим постройку, но не закончившим ее (1718–1719). После смерти Маттарнови работами руководил Николай Федорович Гербель (1719–1724), несколько видоизменивший проект. Так, оконные проемы украшались кирпичной кладкой, что выглядело богаче, но не соответствовало тому, что было на первоначальном чертеже. Нижний остов башни из двухэтажного стал трехэтажным. При Гербеле здание было выстроено вчерне, с незаконченной башней, в кладке которой появились угрожающие трещины.

    Сменивший Гербеля итальянский архитектор Гаэтано Киавери (1724–1727), обнаружив  дефекты в башне, настоял на создании комиссии, в которой приняли участие известнейшие архитекторы того времени Доменико Трезини, Михаил Земцов и ряд других зодчих. По предложению комиссии башня была разобрана. Г. Киавери составил новый проект оформления здания. Облик всей башни резко меняется. Нижняя объемная часть становится выше. Вместо четырех павильонов вокруг цилиндра башни появляется легкая колоннада. Высота цилиндрической части башни увеличивается. Наконец, башня увенчивается вышкой с установленной на ней астрономической (армиллярной) сферой.

    Указанный вариант оформления башни является последним из нескольких выполненных  Г. Киавери по требованию известного астронома Делиля, приглашенного  Петром для работы в обсерватории. По проекту Г. Киавери над боковыми ризалитами по фасаду со стороны набережной вместо скромной балюстрады появились вычурные барочные фронтоны с богатой скульптурой на академические мотивы. Г. Киавери не достроил вышку башни, которую по его проекту завершил в 1734 г. архитектор Михаил Земцов.

    Одновременно  М. Земцов заканчивал верхнюю часть башни, увенчанную сферой. Кроме того, в 1735 г. из липового дерева мастером Кохом (вероятно по рисункам М. Земцова) были выполнены скульптуры, установленные в нишах северного и южного фасадов. Двенадцать статуй олицетворяли собой разные науки.

    Круглый зал первого этажа предназначался для Анатомического театра, в зале же третьего этажа был установлен «славный Готторпский глобус», переданный академии наук по сенатскому указу  от 30 сентября 1725 г..

    Здание  значительно пострадало во время  пожара 1747 г. В последующие годы оно было восстановлено С.И. Чевакинским без верхнего яруса башни. Одновременно производились работы по укреплению берега, близость которого к зданию Кунсткамеры давно вызывала опасение архитекторов. В бурную погоду волны Невы достигали ее фундамента и подмывали его. В результате работ по укреплению берег Невы был отодвинут от здания Кунсткамеры на 5 м. От стрелки Васильевского острова до 7-й линии появилась деревянная, из половинчатых бревен, набережная, а перед академическими домами выросли на высоких сваях 2 новые нарядные пристани.

    Первоначальный  облик был возвращен зданию только в 1948 г., когда башню увенчала знаменитая армиллярная сфера (проект Р.И. Каплан-Ингеля). Капитального ремонта здания не проводилось  с середины XVIII в., поэтапный ремонт и реконструкция здания были начаты лишь в 1998 г. и из-за недостаточного финансирования они далеки от завершения.

    В 1887 г. Музею было предоставлено сравнительно просторное выставочное помещение, состоящее из двух залов (архитектор Р.Р. Марфельд) в здании, пристроенном перпендикулярно зданию Кунсткамеры. В этом помещении 23 сентября 1889 г. и открылась первая экспозиция объединенного Музея антропологии и этнографии. В 1912 г. над Музейным флигелем был надстроен третий этаж.

    В связи с тем, что коллекционные фонды отдела антропологии МАЭ занимали до 1972 г. большую часть подвалов и чердака здания Кунсткамеры, МАЭ в 1973 г. было предоставлено здание Андреевского собора на Большом проспекте Васильевского острова. В этом здании до 1995 г. и находились коллекции и рабочие кабинеты сотрудников отдела. После возвращения Андреевского собора Русской православной церкви МАЭ было выделено здание (первоначально в оперативное управление, а с 2004 г. оно находится на балансе МАЭ РАН) по адресу Средний проспект Васильевского острова, д. 24 (так называемый «дом Аладова»). Это двухэтажное здание, которое часто в архитектурных справочниках называют типичным примером жилой постройки русского классицизма, было возведено в 1806–1809 гг. для подполковника В. Серебрякова, служившего в Адмиралтейств-коллегии. В центре — воротный проезд, оформленный четырехколонным тосканским портиком, поддерживающим балкон. Фасад завершен треугольным фронтоном. Внутри сохранились лестница на сводах и архитектурная обработка внутренних помещений начала XIX века.

    В 1830-х годах участок перешел  к статскому советнику С.Н. Аладову  и принадлежал его семье до 1918 г. В дворовом флигеле (был перестроен в 60-х гг. XX в.; ныне – два дворовых крыла здания) в середине XIX –  начале XX вв. жили ряд известных литераторов, журналистов и художников, среди которых можно назвать А.В. Тимофеева (один из поэтов пушкинской поры, печатавшийся в журнале «Библиотека для чтения»), выдающегося русского художника А.Г. Венецианова, академика исторической живописи А.Н. Новоскольцева, известного своими полотнами на библейские и исторические сюжеты.

    1.2 Структура музея

    Сегодня МАЭ РАН – это не только академический  музей, но и один из ведущих исследовательских  центров Российской академии наук. Здесь продолжаются традиции великих русских этнографов и антропологов XVIII – XX вв. Музей имеет статус государственного учреждения. Указами Президента Российской Федерации (№ 294 от 18 декабря 1991 г. и № 1487 от 30 ноября 1992 г.) МАЭ РАН отнесен к особо ценным объектам культурного наследия народов РФ, включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ.

    Музей состоит из демонстрационных залов  антропологии и этнографии, музейных фондов, реставрационных помещений, помещений для персонала.

    На  всем протяжении своей истории Музей занимал в структуре академии наук особое место. Среди людей, руководивших Музеем в различные годы, были выдающиеся ученые: естествоиспытатель, зоолог, путешественник академик Л.И. Шренк, востоковеды и историки академики В.В. Бартольд, Б.А. Дорн, В.В. Радлов, В.В. Струве, А.А. Шифнер, африканист, член-корреспондент АН СССР Д.А. Ольдерогге, языковеды академики Е.Ф. Карский и И.И. Мещанинов.

    До 1992 г., пока МАЭ являлся Ленинградской  частью Института этнографии и антропологии, его возглавляли профессор Л.П. Потапов, а затем кандидат исторических наук Л.М. Сабурова. Целая эпоха в жизни Института и Музея связана с именем профессора Р.Ф. Итса, который в 1982 – 1990 гг. много способствовал сохранению и приумножению лучших научных традиций российской этнографической школы. В наши дни в МАЭ продолжают работать много коллег и учеников Р.Ф. Итса, который одновременно возглавлял воссозданную им на историческом факультете Ленинградского государственного университета кафедру этнографии и антропологии. В 1991 – 2001 гг. МАЭ возглавляли доктор исторических наук А.С. Мыльников, а затем доктор исторических наук Ч.М. Таксами.

    Сейчас  директором Музея является доктор исторических наук Ю.К. Чистов, заместителем директора  по научной работе – доктор исторических наук Е.А. Резван, заместителем директора по музею – кандидат исторических наук Ю.А. Купина, главным хранителем Музея – кандидат исторических наук П.И. Погорельский, ученым секретарем – кандидат исторических наук Е.А. Михайлова. Заместитель директора по общим вопросам А.А.Мельников руководит работами по техническому обслуживанию зданий и помещений музея.

Информация о работе Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого Российской Академии Наук