Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2011 в 03:42, курсовая работа
В настоящее время в музее действует несколько постоянных экспозиций, посвящённых этнографии народов Америки, Африки, Китая, Японии, Индонезии, Австралии, Океании и других стран, а также выставка "Анатомические редкости петербургской Кунсткамеры". На этнографических выставках представлены макеты жилых и культовых построек, традиционная одежда населения различных стран мира, домашняя утварь, орудия труда, керамика, художественное стекло, изделия из металлов, в том числе драгоценных, музыкальные инструменты, предметы культа и обрядовые атрибуты, традиционное оружие.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Общая характеристика музея ………………..………………....4
Этапы развития………………………………………………………...4
Структура музея……………………………………………………….8
Кунсткамера «тюремного заключения» (фондохранилище)……….9
Глава 2. Коллекции музея...………………………………………………13
2.1 Первые естественнонаучные коллекции Кунсткамеры…………….13
2.2 Экспозиции Кунсткамеры…………………………………………….14
Глава 3. Современный музей………………………………………..........22
Заключение………………………………………………………………...24
Список литературы………………………………………………………..
В
Музее в настоящее время
1.3 Кунсткамера «тюремного заключения» (фондохранилище)
Издалека
видна башня первого
В 2014 году Кунсткамере исполнится 300 лет. Руководство музея надеется, что юбилей поможет, наконец, решить вопрос создания достойного фондохранилища.
Коллекция Кунсткамеры рассредоточена по нескольким местам, но основная ее часть находится в соседнем здании - Санкт-Петербургском центре Российской академии наук. Здесь под этнографические фонды петровского кабинета редкостей выделено несколько комнат общей площадью около тысячи квадратных метров. Для богатейшей коллекции музея этого ничтожно мало.
- Один из самых востребованных музеев в России, да и за рубежом, испытывает проблемы катастрофического масштаба, - бьет тревогу директор Кунсткамеры Юрий Чистов. - Уникальные коллекции, собранные на протяжении трехсотлетней истории, хранятся в ужасающих условиях!
Место, где содержатся артефакты, собранные Миклухо-Маклаем, Джеймсом Куком и другими известнейшими учеными, путешественниками, мореплавателями и дипломатами, похоже на гигантскую, заполненную до предела кладовку. Стеллажи, густо заставленные уникальными статуэтками, вазами и другой утварью, уходят под высоченные потолки с обвалившейся штукатуркой. Чтобы добраться до верхних полок, хранители поднимаются по шаткой лестнице и вооружаются фонариком - тусклая лампочка дает лишь рассеянный полумрак. В шкафах плотно висят китайские одежды из тончайшего шелка, а снаружи стены шкафов увешаны разнообразными копьями и ножами - другого места для экспонатов, привезенных в Санкт-Петербург два века назад, попросту нет. Сотрудники Кунсткамеры подсчитали: на одном квадратном метре хранилища располагается триста предметов, которые, между прочим, обладают статусом национального достояния. Музей старается сводить пополнение фондов к минимуму, но все равно каждый год к коллекции добавляется по две тысячи экспонатов.
- Конечно, содержать фонды в таких условиях недопустимо, - говорит главный хранитель Кунсткамеры Павел Погорельский. - Все предметы должны находиться отдельно, не соприкасаясь друг с другом, так, чтобы не приходилось каждый раз разбирать весь завал, пытаясь дотянуться до чашки или статуэтки в дальнем углу. Вот, например, тарелки стоят стопкой - так же как в буфете на кухне. Только это не обычная посуда по рубль девяносто, а среднеазиатские произведения искусства, привезенные в середине XIX века знаменитым исследователем. Шелковые халаты тоже не должны висеть на плечиках - это непростительная нагрузка на тончайшую старую ткань. Одежда должна лежать в специальных контейнерах - каждый предмет отдельно.
Скученное хранение не только портит ценные предметы из музейной коллекции, но и не позволяет нормально работать с ними. Кунсткамера постоянно принимает ученых из России и других стран, приезжающих, чтобы исследовать определенные экспонаты. Однако полноценной рабочей комнаты своим гостям музей предоставить не может - приходится ютиться, выискивая свободные уголки столов.
Проблема не только в нехватке территории, но и в неподходящих условиях хранения: слабые перекрытия, отсутствие вентиляции и температурного режима, древняя и ненадежная электропроводка.
-
Мы не располагаем
довольно крепкие, они выдерживают. Хотя дерево и кожа тяжело переносят перепады влажности и температуры.
По словам Погорельского, проблема с содержанием фондов назрела очень давно - она была актуальна и двадцать, и тридцать лет назад. Ремонтом или реконструкцией вопрос не решить - необходимо полноценное хранилище, такое же, как у Эрмитажа в Старой Деревне. Понятно, что дело это не быстрое: тот же проект по строительству фондохранилища Эрмитажа начал реализовываться в 1980-х годах, и лишь в 2003 году первые помещения были введены в эксплуатацию. Сейчас обсуждается вопрос создания единого фондохранилища для всех музеев Санкт-Петербурга. Однако, даже если эта идея будет воплощена в жизнь, для коллекции Кунсткамеры там вряд ли найдется место, ведь музей подведомственен не городу, а Российской академии наук, следовательно, деньги на решение его проблем должны найтись в федеральном бюджете.
По мнению председателя президиума Санкт-Петербургского центра РАН Жореса Алферова, отчасти помочь могло бы создание Северо-Западного отделения Российской академии наук, о котором уже давно говорится. Это дало бы возможность привлечь ресурсы для создания достойной материальной базы - в том числе и для Кунсткамеры. К слову, именно на основе этого старейшего публичного музея страны в 1724 году была создана Академия наук.
В
Кунсткамере подсчитали, что за последние
годы обращались к правительству
с просьбой о помощи 32 раза. Грядущее
300-летие музея здесь
-
Конечно, к 2014 году фондохранилище
не построить. Но если бы
нам выделили участок для
Глава 2. Коллекции музея
2.1 Первые естественнонаучные коллекции Кунсткамеры
Первый публичный Музей России – Кунсткамера – был любимым детищем Петра Великого. Для него он покупал наиболее известные, прекрасные коллекции.
Первое зарубежное путешествие молодого царя (1697-1698) дало ему возможность познакомиться с западным собирательством. Он увидел многочисленные галереи, кабинеты и кунсткамеры, хозяева которых коллекционировали различные категории вещей, воспроизводящих в своей совокупности весь мир в миниатюре. Петра, знакомившегося с разного рода собираниями, привлекали не столько драгоценности и диковины, сколько открывающиеся возможности исследования природы, перспективы использования коллекций для образования и просвещения. Именно поэтому им были приобретены для России лучшие в Европе, знаменитые естественнонаучные коллекции амстердамского аптекаря Альберта Себы (1665-1736) и голландского анатома Фредерика Рюйша (1638-1731).
А. Себа создал прекрасную коллекцию натуралий, содержащую насекомых, моллюсков, животных, собранных во всех концах света, а так же предметы искусства. Он поставлял в Россию лекарства, а в 1715 году предложил купить его огромное собрание.
Вторым приобретением Петра I было собрание знаменитого анатома Ф. Рюйша, которого Петр I называл своим учителем. Во время пребывания в Голландии царь слушал его лекции, присутствовал на вскрытиях и брал у анатома частные уроки. Домашний музей Рюйша в Амстердаме и каталоги его коллекций были широко известны в Европе. Виртуозная техника введения специального состава и сосуды мертвого тела позволяла создавать впечатление свежести препаратов, сохранивших прижизненную окраску тела. Их можно постоянно использовать для преподавания и даже просто рассматривать как шедевры. Анатомическое искусство превзошло здесь простое мастерство и стало волшебным могуществом художника, способного победить смерть. Знаменитая коллекция профессора Фредерика Рюйша, ставшая в 1717 году одним из первых приобретений музея. Это собрание анатомических препаратов - органов и эмбрионов - считается визитной карточкой Кунсткамеры.
Третьей основополагающей коллекцией стала собираемая по указу царя коллекция «монстров». Так назывались тогда дети с грубыми нарушениями развития. Люди приписывали их появление сверхъестественным силам. Царь считал своей задачей бороться с подобными суевериями и создал свой Музей именно для того, чтобы люди «смотрели и учились».
К сожалению, пожар в Музее в 1747 году погубил изначальную экспозицию Кунсткамеры. Показывая первые, оригинальные, естественнонаучные коллекции Кунсткамеры, сотрудники музея постарались воссоздать наиболее характерные черты ее прежнего облика.
2.2 Экспозиции Кунсткамеры
Северная Америка. Амазония.
Экспозиция
«Коренное население Северной Америки»
— это путешествие с севера
на юг, от Аляски до Калифорнии. Она
открывает нам красоту
Байдарки и поворотные гарпуны, ступательные лыжи и снежные жилища, нарты и меховые парки (изделия эскимосов и алеутов — великих морских охотников Арктики) позволяют познакомиться с культурой народов самого северного региона планеты и удивиться достижениям арктической цивилизации.
Особая гордость музея — алеутские деревянные головные уборы для морской охоты; замшевая одежда атапасков, украшенная вышивкой из игл дикобраза; предметы из снаряжения тлинкитских воинов и атрибуты тлинкитских шаманов; ритуальные костюмы из перьев птиц и плетеные корзины калифорнийских индейцев; керамика и ткани пуэбло2.
Увлекая нас вглубь континента, экспозиция знакомит с культурами индейцев Равнин и ирокезов района Великих Озер, индейцев пуэбло юго-запада США и индейцев Калифорнии.
Япония.
На экспозиции, посвященной традиционной культуре японцев, представлены коллекции орудий сельского хозяйства и рыболовства, образцы инструментов и предметов для производства шелка. Макеты традиционного жилища дают представление о функциональности и эстетике японского дома. Широко представлены произведения японских ремесленников.
Интересны экспонаты, относящиеся к традиционным праздникам мальчиков и девочек, образцы традиционной одежды, принадлежности чайной церемонии, маски и другие атрибуты японского театра (но, кабуки, кагура), предметы культа основных для Японии религий — синтоизма и буддизма. Большую ценность имеет собрание старинных доспехов и холодного оружия самураев.
Африка.
Большая часть африканской коллекции МАЭ была собрана во второй половине XIX — начале ХХ века, но ее пополнение продолжается до сих пор. Особенно богато представлена культура христианской Эфиопии, саванн Западного Судана, народов верховьев Нила, Центральной Африки. Жемчужина экспозиции — «бенинская бронза»: литые изображения царедворцев, правителей Бенина и их матерей, животных.
В
зале Африки показаны повседневная жизнь
людей, важнейшие события в жизни
человека, оккультные практики, война
и отдых.
Ближний и Средний Восток.
Разнообразны и красочны коллекции Музея по культуре народов Ирана, Афганистана, Турции, арабских стран.
Материалы
экспозиции показывают особо важные
для населения региона
В зале демонстрируются великолепные шелка из подношений бухарских эмиров царской семье Романовых, другие художественные изделия населения Центральной Азии, а также некоторые особо яркие предметы быта народов Северной Африки.
Китай.
Китайские коллекции являются одним из наиболее ранних и полных этнографических собраний МАЭ РАН.
Музей гордится коллекцией художественных изделий XVIII-XIX вв. и собранием китайского фарфора. Китайские мастера достигли совершенства в резьбе по слоновой кости, лаку, камню и дереву.
Коллекции одежды знакомят с особенностями костюма различных социальных слоев китайского общества, народов многонационального Китая.
Широко представлены предметы культов и погребального обряда, дающие представление о многообразии религиозных учений населения этой страны.
Монголия.
Экспозиция знакомит с традиционной одеждой монголов, домашней утварью и украшениями, музыкальными инструментами, ремесленными изделиями и предметами традиционного искусства. Особое место отведено предметам быта скотоводов. Снаряжение для верховой езды, изделия из войлока и кожи всегда составляли особую гордость кочевников-монголов.
Информация о работе Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого Российской Академии Наук