Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 02:03, курсовая работа
В последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира. Массовое развитие туризма позволяет миллионам людей расширить знания по истории своего Отечества и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями той или иной страны. С экономической точки зрения туризм – это особый вид потребления туристами материальных благ, услуг и товаров, который выделяется в отдельную отрасль хозяйства, обеспечивающую туриста всем необходимым: транспортными средствами, объектами питания, размещения, культурно-бытовыми услугами, развлекательными мероприятиями. Таким образом, туризм входит в число наиболее перспективных отраслей национальной экономики (в некоторых странах).
Традиционным туристическим центром является Европа. На её долю в предкризисном 2008 году приходилось 53% поездок. Следующим по привлекательности регионом, чей удельный вес в последние годы стабильно растёт, выступает Азиатско-Тихоокеанский регион (20%). На третьем месте – американское направление, чья доля за 1990–2008 годы снизилась с 21% до 16%. Самыми же быстрорастущими регионами въездного туризма в 2000-е годы стали Ближний Восток и Африка, прибавлявшие в среднем по 11% и 7% в год соответственно. Если говорить о странах-лидерах, то в Европе ими являются Франция и Испания, в АТР – Китай и Малайзия, в Америке – США и Мексика, на Ближнем Востоке – Саудовская Аравия и ОАЭ, а в Африке – Египет и ЮАР.
На этом фоне наша страна выглядит не очень привлекательно. По данным Росстата, в 2009 году Россию посетили 2 млн иностранных туристов (на 8% меньше, чем в 2008 году), тогда как за рубеж отправились 11 млн наших туристов (–15% к 2008 году). При этом если иностранный турист тратил в России в среднем $700, то его российский «коллега» – чуть более $1000. Таким образом, Россия импортирует туристические услуги почти в семь раз больше, чем сама оказывает, и налицо гигантский дисбаланс. Однако он же – источник колоссальных возможностей для развития не только российской туристической сферы, но и смежных отраслей. Ведь до 2020 года мировой туристический поток может вырасти по сравнению с 2010 годом в 1,5 раза и достигнуть 1,3 млрд человек, а доходы от него могут увеличиться вдвое (в 1,5 раза в реальном выражении), крупнейшим регионом останется Европа (47% мирового туристического потока). При этом доля межрегиональных путешествий возрастёт с нынешних 20% до 25%. Что касается российской индустрии гостеприимства, её потенциал, по оценкам Международного совета по путешествиям и туризму, к 2020 году может превысить 20 млн человек, а доход – $30 млрд в год.
Международные туристские потоки РФ за 2010г.
В 2010г. число поездок иностранных граждан в Россию составило 22,3 млн. из 224 стран мира, из которых большинство - 14,0 млн. поездок совершено гражданами государств-участников СНГ и 8,3 млн. - из стран дальнего зарубежья. По сравнению с 2009г. число поездок увеличилось на 4,4%. Из общего количества международных поездок 61,5% - по частным приглашениям, 19,9% - в служебных целях, 9,6% - с целью туризма.
Число поездок российских граждан за границу в этот же период составило 39,3 млн. и увеличилось по сравнению с 2009г. на 5,1 млн., или на 14,8%. Из общего числа выездов 64.9% - осуществлялись в страны дальнего зарубежья и 35,1% - в государства-участники СНГ. Наибольшую долю занимали поездки по частным приглашениям - 58,2% и с целью туризма - 32,1%.
Всего
В том числе
тыс.
поездок
в % к
2009г.
страны дальнего зарубежья
государства-участники СНГ
тыс.
поездок
в % к 2009г.
тыс.
поездок
в % к 2009г.
Число поездок
иностранных граждан в Россию1)
22272,2
104,4
8266,1
108,0
14006,1
98,9
из них по целям:
служебные
4432,1
114,2
3035,1
124,1
1397,0
110,2
туризм
2133,9
101,6
2024,6
108,6
109,3
101,2
частные
13696,0
102,0
2174,4
107,0
11521,5
81,7
транзит
271,0
96,0
49,0
100,2
222,0
80,7
обслуживающий персонал2)
1739,3
106,3
983,0
100,4
756,3
111,4
Число поездок
российских граждан за рубеж3)
39304,1
114,8
25487,1
117,8
13817,0
109,6
из них по целям:
служебные
1344,4
103,9
1133,0
108,7
211,3
83,9
туризм
12605,1
132,1
12230,6
133,1
374,5
106,9
|
|
| ||||
|
|
|
| |||
|
|
|
| |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
частные
| 22890,1
| 106,9
| 10187,9 | 103,1
| 12702,2
| 110,2
|
обслуживающий персонал2)
| 2464,6 | 122,9
| 1935,6 | 126,9
| 529,1
| 110,2
|
1) Без учета граждан, въехавших на постоянное место жительства. 2) Водители автотранспортных средств и экипажи морских, речных и воздушных судов, бригады железнодорожного транспорта. 3) Без учета граждан, выехавших на постоянное место жительства, и военнослужащих. |
Международный туризм (III)
1. Александрова А. Ю. География мировой индустрии туризма. М., 1998.
2. Александрова А. Ю. Международный туризм. М., 2004.
3. Александрова А. Ю. Структура туристского рынка. М., 2002.
4. Александрова А. Ю. Экономика и территориальная организация международного туризма. М., 1996.
5. Беликов М. Ю., Гужин Г. С., Клименко Е. В. Менеджмент в иностранном и внутреннем туризме (Введение в специальность). Краснодар, 1997.
6. Борисов К. Г. Международный туризм и право. М., 1999.
7. Веселова Н. Ю. Организация туристского бизнеса. Краснодар, 2005.
8. Волков Ю. Ф. Введение в гостиничный и туристический бизнес. Ростов-на-Дону, 2003.
9. Володоманова Н. Ю., Морозов М. А. Макроэкономика туриндустрии. М., 2002.
10. Воскресенский В. Ю. Международный туризм. М., 2006.
11. Воскресенский В. Ю. Международный туризм с основами туристического страноведения. М., 2004.
12. География международного туризма. Зарубежные страны.//Под ред. Л. М. Гайдукевича. Мн., 2003.
13. География международного туризма. Страны СНГ и Балтии.//Под ред. Л. М. Гайдукевича. Мн., 2004.
14. География международного туризма. Монографический сборник.//Под ред. А. Ю. Александровой, Н. С. Мироненко. М., 2003.
15. Данильчук В. Ф. Мировой рынок услуг турбизнеса. Донецк, 2000.
16. Долматов Г. М. Международный туристический бизнес: история, реальность, перспективы. Ростов-на-Дону, 2001.
17. Елисеева Т. И., Косолапов А. Б. Практикум по организации и менеджменту туризма и гостиничного хозяйства. М., 2005.
18. Жарков Г. Н. Правовое обеспечение международного туризма. М., 2004.
19. Квартальнов В. А. Теория и практика туризма. М., 2003.
20. Ковалев Д. А. Мировая индустрия владения отдыхом. М., 2003.
21. Косолапов А. Б. Документальное оформление зарубежного тура. Владивосток, 2000.
22. Косолапов А. Б., Руденко Л. Л. Организация и менеджмент туризма в вопросах и ответах. Владивосток, 1999.
23. Менеджмент туризма. Основы менеджмента.//Ю. П. Анискин, В. А. Квартальнов, Н. К. Моисеева, Е. В. Мошняга и др. М., 2003.
24. Менеджмент туризма. Туризм и отраслевые системы.//Н. И. Волошин, И. В. Зорин, Т. А. Ирисова, В. А. Квартальнов, В. В. Нелюбин, Т. К. Сергеева и др. М., 2001.
25. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности.//Н. И. Гаранин, И. В. Зорин, Е. Н. Ильина, В. А. Квартальнов и др. М., 2001.
26. Менеджмент туризма. Туризм как объект управления.//Ю. П. Анискин, Н. И. Волошин, Н. И. Гаранин, И. В. Зорин, Е. Н. Ильина и др. М., 2004.
27. Монтанер Х. Монтехано Структура туристического рынка.//Под ред. Н. С. Мироненко. Смоленск, 1997.
28. Окладникова Е. А. Международный туризм. География туристских ресурсов мира. М.-СПб., 2002.
29. Организация туризма.//Под ред. Н. И. Кабушкина. Мн., 2005.
30. Палтусова Е. К. Методические указания по курсу «Международный туризм». Хабаровск, 2004.
31. Папирян Г. А. Международные экономические отношения. Маркетинг в туризме. М., 2000.
32. Писаревский Л. Е. Основы безопасности туризма: учебно-методическое пособие. М., 2007
33. Романов А. А., Саакянц Р. Г. География туризма. М., 2004.
34. Самойленко А. А. География туризма. Ростов-на-Дону, 2005.
35. Сенин В. С. Организация международного туризма. М., 2003.
36. Теория и практика международного туризма. Монографический сборник.// Под ред. А. Ю. Александровой. М., 2003.
37. Уокер Дж. Управление гостеприимством. М., 2006.
38. Ушаков Д. С. Прикладной туроперейтинг. Ростов-на-Дону, 2004.
39. Ушаков Д. С. Технологии выездного туризма. Ростов-на-Дону, 2005.
40. Черевичко Т. В. Теория и организация рынка услуг гостеприимства. Саратов, 2006.
41. Щербакова С. А. Геоэкономика международного туризма. Смоленск, 2003.
42. Экономика и организация туризма: международный туризм.//Под ред. Ю. В. Забаева, Е. Л. Драчевой, И. А. Рябовой. М., 2005.