Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 02:03, курсовая работа
В последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира. Массовое развитие туризма позволяет миллионам людей расширить знания по истории своего Отечества и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями той или иной страны. С экономической точки зрения туризм – это особый вид потребления туристами материальных благ, услуг и товаров, который выделяется в отдельную отрасль хозяйства, обеспечивающую туриста всем необходимым: транспортными средствами, объектами питания, размещения, культурно-бытовыми услугами, развлекательными мероприятиями. Таким образом, туризм входит в число наиболее перспективных отраслей национальной экономики (в некоторых странах).
3. Присоединившиеся члены ВТО, статус которых предоставляется по уставу «международным организациям, межправительственным и неправительственным, имеющим специальные интересы в туризме, а также коммерческим организациям и ассоциациям, деятельность которых находится в связи с целями, преследуемыми организацией или входящими в ее компетенцию» . Для вступления в эту категорию необходимо заявление о приеме в письменном виде на имя генерального секретаря ВТО, а также одобрение со стороны государства, на территории которого расположена штаб-квартира кандидата.
В последние годы в связи с невыполнением со стороны ряда членов своих обязательств по уплате членских взносов усилился контроль по вопросам приема в эту категорию. Кандидатуры рассматриваются специальным подкомитетом (в рамках Комитета присоединившихся членов ВТО) с последующим направлением рекомендаций в адрес генеральной ассамблеи ВТО.
Генеральная ассамблея большинством в две трети голосов присутствующих и голосующих действительных членов может принять резолюцию о приостановлении прав и привилегий членства в ВТО, если будет признано, что «какой-либо член организации проводит политику, противоречащую основным целям организации» . В последние годы в практике ВТО под такое уставное положение подпадают те члены, которые имеют хроническую (более 3 лет) задолженность по уплате членских взносов. На этот счет имеются специальные решения генеральной ассамблеи и исполнительного совета ВТО.
Любой действительный член может выйти из организации (через год) после соответствующего письменного уведомления, направленного правительству-депозитарию. Выход из организации ассоциированных членов аналогичен, однако уведомление направляется действительным членом, который обеспечивает внешние сношения данного ассоциированного члена. Присоединившийся член может выйти из организации через год после направления генеральному секретарю ВТО письменного уведомления.
Членский состав ВТО (по состоянию на апрель 2007 г.): 150 членов.
Российская Федерация является членом ВТО как правопреемник
бывшего СССР, состоявшего в ВТО с момента ее образования.
2 СОСТОЯНИЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ
2.1. Нормативно-правовое регулирование туристической деятельности в РФ
Регулирование туристской деятельности в Российской Федерации осуществляется федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами и нормативными и правовыми документами субъектов Российской Федерации.
К числу основных относятся:
Федеральный закон Российской Федерации от 24 ноября 1996 года Ф132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»;
Федеральный закон Российской Федерации от 21 декабря 1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2003 г. №15 ФЗ «О лицензировании»;
Постановление Правительства РФ от 24 января 1998 г. №83 «О специализированных службах по обеспечению безопасности туристов».
Туристическая деятельность на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1996 г. №132-ФЗ «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» (далее Федеральный закон №132).
Этим законом определены принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулирует отношения, возникающие при реализации прав граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации.
В законе даются определения таких понятий как туристические ресурсы, туристическая индустрия, туристический продукт. Определяются вопросы продвижения туристического продукта, услуги гида-переводчика. Вводятся понятия туристической путевки и ваучера.
В соответствии со статьей 3 данного федерального закона деятельность государства направлена на поддержку и содействие туристической деятельности, осуществление защиты российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.
Цели, приоритетные направления и способы государственного регулирования туристической деятельности определены статьей 4 данного федерального закона. Государство обеспечивает создания нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере туристской индустрии, а так же вопросы защита прав и интересов туристов, обеспечение их безопасности.
Координацию туристской деятельности в Российской Федерации осуществляет федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма.
В статье 6 данного закона прописано право туриста на обеспечение личной безопасности, своих потребительских прав и сохранности своего имущества, беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи.
В соответствии со статьей 7 данного закона турист обязан соблюдать во время путешествия правила личной безопасности.
В соответствии со статьей 14 данного закона под безопасностью туризма понимаются личная безопасность туристов, сохранность их имущества и ненанесение ущерба окружающей природной среде при совершении путешествий. В этой же статье прописаны действия федеральных органов власти, средств массовой информации, а так же туроператоров и турагенств, направленные на обеспечение личной безопасности туристов.
На основании статьи 15 данного закона оказание необходимой помощи туристам, терпящим бедствие в пределах территории Российской Федерации, осуществляется специализированными службами, определяемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 января 1998 г. №83 «О специализированных службах по обеспечению безопасности туристов» специализированные службы МЧС России входящие в состав сил постоянной готовности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществляют необходимую помощь туристам, терпящим бедствие в пределах территории Российской Федерации.
В случаях возникновения чрезвычайных ситуаций, в соответствии со статьей 16 данного федерального закона государство принимает меры по защите интересов российских туристов за пределами Российской Федерации, в том числе меры по их эвакуации из страны временного пребывания.
Статья 17 данного федерального закона определяет, что одним из видов обеспечения безопасности туризма является страхование. Статьей 20 предусматривается ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о туристической деятельности. Это нужно учитывать при регистрации фирм, осуществляющих туристическую деятельность.
Обеспечение безопасности туристов и экскурсантов организуется в соответствии с ГОСТ Р 50644-94. В нем даны классификации основных факторов риска, а также основные действия, направленные на их снижение. Приводятся требования к компаниям, работающим в сфере туризма, прописаны основные методы контроля туристической деятельности, а именно:
o туристическое предприятие должно иметь комплект действующих нормативных документов по обеспечению безопасности туристов;
o в каждом туристическом предприятии должны быть разработаны и утверждены планы действий персонала в чрезвычайных ситуациях, включающие в себя вопросы взаимодействия с местными органами управления участвующими в проведении спасательных работ.
Вместе с тем, действующие федеральные нормативные правовые акты не в полном объеме раскрывают проблему обеспечения безопасности в туристической деятельности.
Приведенные в статье 14 данного федерального закона положения по вопросам обеспечения безопасности, трактуются лишь по вопросам личной безопасности туриста (защита от уголовного посягательства на жизнь и достоинство туриста как гражданина).
Функции федерального органа исполнительной власти в сфере туризма сводятся к информированию «туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания» и больше ориентированы на выездной туризм.
Туроператоры и турагенты обязаны предупреждать туристов об опасностях с которыми они (туристы) могут встретиться при совершении путешествий, хотя статьей 1 «Основные понятия» данного федерального закона термин «путешествие» не определен. Это вносит путаницу и неясность в обязанности туроператоров и турагентов «осуществить предупредительные меры, направленные на обеспечение безопасности туристов». Не ясно, что отнести к предупредительным мерам, кто разрабатывает эти меры и насколько они обязательны к исполнению туроператорами и турагентами.
Обязанность туроператоров и турагентов «незамедлительно информировать органы исполнительной власти и заинтересованных лиц о чрезвычайных происшествиях с туристами во время путешествия, а также о не возвратившихся из путешествия туристах» является декларативной, так как неясно какие органы исполнительной власти необходимо информировать: федеральные или субъектов Российской Федерации? Кого можно и нужно отнести к заинтересованным лицам, а кого нет?
Статья 15 данного федерального закона определят, что «оказание помощи туристам, терпящим бедствие осуществляют специализированные службы, определяемые Правительством Российской Федерации». Однако Федеральный закон Российской Федерации от 21 декабря 1994 года №68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» четко прописывают ответственность за обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций (к которому относятся и туристы). Тем более, что Постановление Правительства РФ от 24 января 1998 г. №83 «О специализированных службах по обеспечению безопасности туристов» при определении специализированных служб обращается к силам и средствам постоянной готовности которые и так определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. №794. Таким образом, данная статья является декларативной и вносит определенный элемент путаницы при определении служб ответственных за оказание помощи туристам, попавшим в экстремальную (чрезвычайную) ситуацию.
Одним из эффективных элементов обеспечения безопасности при организации и проведении туристской деятельности является использование механизмов страхования. Статья 17 «Страхование при осуществлении туристской деятельности» данного федерального закона полностью просвещена только вопросам выездного туризма. Вопросы страхования внутреннего туризма отсутствуют.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2006 г. №1255-р на рассмотрение в Государственную Думу Российской Федерации внесены поправки в Федеральный закон №132. Ключевым моментом данных поправок является введение механизм финансовых гарантий деятельности туристских организаций.
Необходимо отметить, что если в старой редакции Федерального закона №132 основной упор делался на решение вопросов выездного туризма, то предлагаемые поправки в основном коснулись хозяйственных, экономических и финансовых вопросов деятельности туристских организаций. Данные вопросы, несомненно, являются важными и позволяют решить ряд накопившихся проблем в деятельности туристической отрасли. Вместе с тем в предлагаемых поправках не отражены вопросы, связанные с обеспечением безопасности туристской деятельности.
2.2. Основные направления въездного и выездного туризма
По оценкам Всемирной туристической организации и Международного совета по путешествиям и туризму, доход мировой туристической отраcли в 2008 году составил $940 млрд, а с учётом услуг транспорта – $1,2 трлн (это около 82% ВВП России). Экономический кризис сбил в прошлом году туристическую активность на 13%, но уже в текущем ожидается её рост на 7%. Выйти же на предкризисный уровень отрасль сможет уже в 2011 году.
Впечатляют не только цифры доходов, но и масштаб охвата пользователей. В 2008 году насчитывалось 922 млн человек, отправившихся в другие страны более чем на один день. Если предположить, что за год человек совершает только одну поездку, то туристами оказались бы 14% населения планеты. В 2009 году из-за экономического кризиса желающих путешествовать стало меньше на 5%. Но при этом стоит заметить, что туризм – динамично развивающаяся отрасль в долгосрочной перспективе. Так, например, в 1950 году в заграничные поездки отправились всего 25 млн человек, и с тех пор туристический поток прирастал каждый год в среднем на 6%.
На направление туристических потоков оказывает влияние множество различных факторов: социально-экономических, природных, инфраструктурных. И несмотря на это, географическую структуру путешествий можно назвать достаточно стабильной. Так, на протяжении последних двадцати лет в Европу и Азиатско-Тихоокеанский регион едут 73% туристов, а оставшиеся 27% путешественников направляются в регион обеих Америк, в Африку и на Ближний Восток. Однако внутри каждой из этих групп наблюдается чёткая тенденция: снижение интереса к традиционным и рост внимания к новым направлениям. Так, Европа и Американский регион (Северная и Южная Америка, а также Карибские острова) уступают Африке, Азии и Океании. При этом стоит отметить тот факт, что на внутрирегиональный выездной туризм приходится около 80% всех поездок.