Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 11:18, реферат
Международный туризм стал частью международного обмена услугами. С развитием межгосударственных контактов сфера услуг вышла за рамки отдельных стран и превратилась в одну из важнейших сторон внешнеэкономических связей, финансовые результаты которой оказывают все большее влияние на итоги платежных балансов отдельных стран. Около 0,5 млрд человек ежегодно посещают зарубежные страны в туристических целях.
Следующая особенность туризма как объекта управления выражается в комплексности туристских услуг. Туристская услуга складывается для туриста из целого комплекса услуг (как материальных, так и нематериальных), которые являются специфическим туристским продуктом. Эти отдельные туристские услуги являются дополняющими. Понятие "дополняющий" - важное для менеджмента туризма. Турист, который собирается в отпуск, вряд ли отправится в путешествие, если в конечном пункте поездки не будет возможности для проживания, или если он не будет обеспечен питанием; лыжник не станет бронировать в энном месте гостиницу, если у него не будет возможности покататься на лыжах. Эти примеры показывают тесную связь между отдельными услугами в сфере туризма. Эта зависимость может иметь значительные последствия при управлении предприятием. Так как отдельные дополнительные услуги выполняются различными фирмами, предлагающими их, следовательно, эти предприятия в высокой степени зависят друг от друга. Выход из такой ситуации видится только в кооперации.
Большое значение
в рыночных отношениях уделяется
осуществлению партнерских
К первой группе относятся собственники предприятия (акционеры или представители государства, если оно владеет всем пакетом или частью акций). Они вложили в уставной фонд собственный капитал с целью получения дивидендов.
Вторая группа - это кредиторы (заимодавцы). Они предоставили предприятию заем и ожидают, что оно выполнит свои обязательства по кредитным договорам, т.е. вовремя выплатит соответствующие проценты.
Третья группа - наемные менеджеры предприятия, высший уровень администрации. Они вкладывают в дело свои знания, опыт, квалификацию, предпринимательские способности и рассчитывают получить за это достойную компенсацию в виде зарплаты, доли от прибыли сверх оговоренной суммы и, возможно, каких-либо льгот и привилегий (это часто имеет место на государственных предприятиях и в крупных компаниях).
Четвертая группа - наемный персонал (служащие) предприятия. Они выполняют определенные виды работ согласно заключенным договорам, получая зарплату, премии и определенные социальные гарантии.
Пятая группа - поставщики средств и предметов труда. Это владельцы (производители) факторов производства, часто связанные с данным предприятием долгосрочными соглашениями.
Шестая группа - покупатели (клиенты) предприятия. Они обеспечивают платежеспособный спрос на его продукцию.
Седьмая группа - общество, а также государство в лице налоговых и иных контролирующих органов.
К не основным партнерским группам относятся группы, непосредственно не заинтересованные в успехах рассматриваемого предприятия. Это страховые компании, аудиторские и консалтинговые фирмы, фондовые биржи, юридические фирмы, ассоциации, пресса, профсоюзы, регулирующие органы и т.п.
Договоры могут
заключаться как между
"Туристское
агентство (Travel Agency) - это розничная
фирма, выступающая
Для того чтобы иметь возможность продавать отдельные виды туристских услуг (билеты на транспорт, номера в гостинице и др.), турагентство заключает с соответствующими транспортными и гостиничными предприятиями агентские соглашения, на основе которых получает лицензию на продажу или франшизу. Реализация отдельных видов услуг на базе лицензии осуществляется по ценам, установленным производителем этих услуг.
При реализации
отдельных видов услуг на базе
лицензии турагентство получает определенную
комиссию от производителя услуг. В
случае оказания туристу разрозненных
услуг по его выбору турагентство
может взимать с него определенные
(торговые) наценки к розничным
ценам производителей услуг. Услуги
информационного характера
Турагентства по своему положению могут быть двух категорий [3, с.93]:
1) независимые,
т.е. не связанные
2) выступающие
в форме дочерних компаний
и филиалов туроператорских
"Туроператорская
фирма (Tour Operator) - это туристская
оптовая фирма, выступающая
При составлении туров туроператоры ориентируются на спрос на туристские услуги на международном рынке, определяемый на основе тщательного изучения рынка с использованием принципов маркетинга.
Туроператор обычно
выдает лицензию на продажу своих
туров на основе заключаемого между
ним и турагентством агентского
договора. Он снабжает турагента рекламно-
Туристские корпорации. Мелкие и средние турагентства иногда объединяются в кооперативы или консорциумы с целью выработки общей политики и общих условий соглашений с туристскими оптовыми фирмами. Примером такого объединения в США может служить кооператив "Джай-ентс", включающий 210 розничных турагентств. Этот кооператив осуществляет централизованное исследование туристического рынка и совместную рекламу, а также бронирование мест в гостиницах, на транспорт, обмен клиентурой.
Взаимоотношения между основными субъектами операций туризма юридически оформляются несколькими договорами (контрактами), например между туристической фирмой и туристом.
Юридический аспект деятельности в договоре с клиентом отражается в виде таких сведений, как дата заключения договора, сроки предоставления услуг, вид транспорта до места отдыха и обратно, класс гостиницы, ее наименование и место расположения.
В зависимости от содержания отношений между турфирмами договор между туроператором и турагентом может быть нескольких видов.
Агентские соглашения предусматривают, что производитель услуг передает туристическому агенту право на продажу отдельных видов услуг и инклюзив-туров от имени и за счет туоператора.
В договоре обычно содержатся четкие инструкции по выполнению возложенных задач, территориальное ограничение сферы действия, устанавливаются права и обязанности сторон, а тюке порядок выплат комиссионных вознаграждений.
В отдельных
случаях соглашение предусматривает
внесение оговорки, обязывающей агента
не вступать в деловые отношения
с другими фирмами, а также
оговорки о монопольном праве
продажи отдельных
Кроме того, агент зачастую слишком зависит от туроператора и, по сути дела, лишен самостоятельности.
Агентское соглашение может быть оформлено как в письменном, так и устном виде. Оформленное в письменном виде на специальном бланке агентское соглашение обычно подтверждается лицензией. В ней обозначаются наименование и адрес фирмы, получившей лицензию, вид предоставляемых туристических услуг и район, на который распространяется деятельность агента, наименование и адрес туристического агентства. Крупные компании, выступающие в роли таких агентств, обычно имеют свои типовые бланки лицензий или используют варианты, разрабатываемые различными туристическими ассоциациями.
Большое распространение получила и система взаимоотношений между производителем туристских услуг и турагентством, называемая системой франшизы. Она во многом совпадает у системой лицензирования, однако идет дальше, привязывая франшизополучателя к методам управления и технологическим процессам франшизодателя [18, с.48].
По системе франшизы между двумя сторонами заключается договор франшизы, предусматривающий передачу прав и привилегий на сбыт туристских услуг, охраняемых торговой маркой либо производимых на основе технологии франшизодателя.
Содействуют заключению
туристических договоров между
туроператорами и потребителями
услуг такие специализированные
учреждения, как агентство курортно-
Оценка эффективности туристической деятельности предприятий и фирм, работающих на международном рынке может быть проведена с помощью оценки нижеприведенных показателей.
Для туристической фирмы независимо от видов ее деятельности и форм собственности важно знать, может ли она при носить достаточный доход или прибыль, т.е. знать конечный финансовый результат работы. Маркетинговый подход рассматривает прибыль как основной фактор стимулирования деятельности фирмы. Она создает возможность для расширения деятельности, удовлетворения социальных и материальных потребностей членов коллектива, служит основным источником формирования бюджета. За счет прибыли погашаются долговые обязательства туристических фирм. Рентабельность работы туристических фирм и рентабельность продуктов рассматриваются со следующих позиций: чем выше уровень рентабельности, тем больше эффективность деятельности фирмы.
Тенденции в развитии международного туризма на современном этапе развития
Большинство исследователей, занимающихся проблемами международного туризма (Пирожник И.И., Папирян Г.А., Зорин И.В., Квартальнов В. А.,. Александрова А. Ю), отмечают высокую рентабельность приема иностранных туристов и указывают на большие выгоды, вытекающие из ориентации на развитие хозяйства в направлении туристской международной специализации по сравнению со специализацией в традиционном экспорте.
Международный
туризм считается эффективной формой
экспорта, которая реализуется на
территории страны во всех местах обслуживания
интуристов при реализации основных
(размещение, питание, транспорт) и дополнительных
(курортное лечение, экскурсии, спортивно-туристские
и рекреационные занятия) услуг
и товаров, необходимых для туристского
потребления. Ориентация на создание экспортного
туристского сектора
Информация о работе Международный туризм: сущность и классификация