Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 19:05, курсовая работа
Операции по международному туризму - это вид деятельности, направленный на предоставление различного рода услуг и товаров туристского спроса с целью содействия удовлетворению широкого круга культурных и духовных потребностей иностранного туриста. Международный туризм выезжающих за границу лиц, не занимающихся там оплачиваемой деятельность.
Международный туризм как одна из форм международных экономических отношений приобрел в современных условиях огромные масштабы и стал оказывать существенное влияние на политические, экономические и культурные связи между государствами.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Станы Шенгенского соглашения как направление международного туризма…………………………………………………………………………...5
1.1. Общая туристская информация о странах Шенгенского соглашения…………………………………..…………………….5
1.2. Современное состояние туротрасли……………………………...8
1.3. Основные виды туризма………………………………………….10
Глава 2. Анализ статистических данных въездного и выездного туризма.....14
2.1. Анализ въездных турпотоков…………………………………...14
2.2. Анализ выездных турпотоков…………………………………..18
Глава 3. Прогноз развития туррынка стран Шенгенского соглашения…......21
Заключение…………………………………………………………………...23
Список использованных источников и литературы………………………26
Приложение………………………………………………………………….27
Экскурсионный туризм. Для экскурсионного туризма, как и для рекреационного, характерны поездки как на индивидуальной, так и на групповой основе. Этот вид туризма включает поездки с познавательными целями.
Следовательно, при анализе необходимо выделить по каждой стране категории населения, интересующейся познавательными поездками вообще и в данную страну в частности, а также те туристические организации, которые специализируются на таком виде туризма.
Необходимо иметь в виду, что познавательные цели могут сочетаться с целью отдыха. Познавательная поездка может предшествовать отдыху на курорте либо во время отдыха туристы могут совершать экскурсии, включая даже посещение других городов.
Этот вид туризма развит во всех странах Шенгенского соглашения: во Франции - вы увидите Елисейские поля, Лувр, Собор Парижской Богоматери, Нотр - Дам де Пари, множество прекрасных замков. В Италии - увидите Египетский музей, Венецию, дом - музей Николо Паганини, площадь Святого Петра. В Чехии - увидите знаменитый Карлов мост, Староместскую плошадь. Еврейское кладбище, Старый город, Пражский град. Перечислять можно долго.
Научный туризм. Данный вид туризма, включающий поездки с целью участия в различных конгрессах, симпозиумах и совещаниях, занимает все большее место в современном международном туризме. По имеющимся оценкам, участники подобных международных мероприятий составляют 6 - 7% общего количества иностранных временных посетителей, и на их долю приходится около 10% валютных поступлений от туризма. Участники международных мероприятий в основном используют авиационный транспорт.
Во многих странах Шенгенского соглашения проходят международные ярмарки, конференции и конгрессы по различным сферам науки.
Деловой туризм. Поездки с деловыми целями рассматриваются как одна из важнейших составных частей современного международного туристского обмена. Более того, этот вид поездок считается одним из самых перспективных, так как он базируется на объективной закономерности дальнейшего международного разделения труда. Одной из разновидностей деловых поездок являются также поездки для участия или для посещения международных и национальных выставок и ярмарок. Весьма распространенной формой деловых поездок являются конгрессы и совещания различных международных организаций. Еще одной формой делового туризма являются поездки в составе специализированных групп по профессиям. За последние годы спрос на такие поездки также постоянно растет.
Деловой туризм развит в Германии, Чехии, Италии.
Этнический туризм. Этот вид туризма, связанный с посещением родственников или мест рождения родителей. В этом крайне своеобразном виде туризма за последние годы происходят определенные структурные изменения, меняющие его характер. Разновидностью этнического туризма является приграничный обмен.
В 20-х и последующих годах ХХ столетия некоторая часть населения России эмигрировала за рубеж, в Европу (Франция, Греция, Германия, Австрия, Швейцария).
Приключенческий туризм. Обеспечивает пребывание туристов в привлекательном для них месте и занятием необычным видом деятельности. Приключенческий туризм делится на походные экспедиции, сафари - туры и морские путешествия, связан с риском, поэтому используются высококвалифицированные инструкторы, проводники.
Этот вид туризма развит во Франции, Австрии, Швеции и многих других странах.
Спортивный туризм. Основными потребителями являются спортивные клубы, ассоциации и туристы. Главная задача - это предоставление гостям мест занятий определенным видом спорта. Черта этого вида туризма состоит в наличии трасс, подъёмников, площадок, инвентаря. К этому виду туризма относятся горнолыжные курорты такие как: Оре - Швеция, Гармиш - Партенкирхен – Германия и другие страны.
Обучающий туризм. Этот вид туризм относится к обучению различным языкам. Большую популярность приобретает обмен студентами между ВУЗами различных стран. Обучающий туризм развит в Испании, Франции.
Религиозный или паломнический туризм. Пользуется большой популярностью. Это посещение святых мест для поклонения. Греция - гора Афон, Италия – Ватикан, Франция.
Развлекательный туризм. Это поездки на карнавал, парады, игорные заведения, корриду. Длительность поездки 2-4 дня. Германия, Италия, Испания особенно выделяются из часто посещаемых стран.
Хобби - туризм. Позволяет отдыхающему заниматься любимым видом деятельности (концерты, футбольные матчи и т.д.). Австрия, Германия, Франция.
Шоппинг - туризм. Поездки за границу с целью покупок и последующей реализацией. Среди туристов большой популярностью пользуются такие страны как Испания, Италия, Греция, Германия.
Глава 2. Анализ статистических данных въездного и выездного туризма.
2.1. Анализ въездных турпотоков.
По данным Всемирной туристской организации, Европа основная туристопринимающий регион, но его доля в мировом туризме имеет тенденцию к спаду, в то время как другие регионы растут более быстрыми темпами.
В Южной и Западной Европе Франция, Испания и Италия больше других стран выигрывают от туристских потоков в этот регион и являются главными туристскими центрами.
В странах шенгенской зоны вообще нет возможности учесть туристов при пересечении границы. Здесь, согласно методике ВТО, считают ночевки и прибытия в отели. По закону гостиницы всех уровней – от бутик-отелей до кемпингов, обязаны регистрировать гостей, прибытия фиксируются в каждой гостинице. Правда, в гостиничной анкете нет пункта, из которого бы было ясно, откуда приехал гость – из своей страны или из другого города. Поэтому наиболее объективную картину дает количество ночевок туристов. В Австрии методика ВТО в силу специфики российского рынка наиболее объективно отражает ситуацию с выездом россиян в эту страну. До 80% ночевок россиян приходится на горные лыжи. Горнолыжники, как правило, весь отдых живут в одном отеле, поэтому 80% от числа прибытий приближается к реальному числу туристов. Но эта цифра превышает число россиян, прибывших в Австрию вообще, и по туристическим визам, в том числе, представленное в сведениях Росстата. Дело в том, что некоторая часть российских горнолыжников прилетает в Австрию из Мюнхена и, таким образом, пересекает границу шенгенской зоны в Германии.
Статистические органы большинства стран оперируют понятием «ночевка», поскольку именно этот показатель влияет на экономическую эффективность отрасли. По сути, неважно, сколько иностранных граждан приехало в страну, главное, чтобы каждый из них задержался в ней дольше и, соответственно, оставил больше денег. Впрочем, поскольку для каждой страны Шенгена известна средняя продолжительность пребывания гостей из той или иной страны, можно с достаточной долей вероятности пересчитать «ночевки» в «людей». Некоторые офисы проделывают это самостоятельно, что позволяет сопоставить их данные с российской статистикой. Так, по Испании данные, представленные национальным турофисом, превышают российские на 11%, а по Италии и Франции, наоборот: данные Росстата демонстрируют более высокие цифры. В значительной степени такое расхождение можно отнести на счет мультивиз.
Почти каждая десятая виза страны Шенгенского соглашения (1,125,659 или 9,2% всех виз) в течение 2009 года была выдана в Украине. По этому показателю Украина уверенно занимает второе место в мире, уступая лишь Российской Федерации (3,578,672 виз или 29,4%).
Третьим по этому показателю идет Китай (544,586 или 4,5%), четвертой - Сербия (в 2009 году эта страна еще была для ЕС "визовой"), пятой - Турция, шестой - Беларусь, седьмой - Индия. Об этом сообщает общественная организация "Европа без барьеров.
В течение 2009 года консульские учреждения стран-участниц Шенгенского соглашения выдали гражданам третьих стран, нуждающихся в визе для въезда в ЕС, 12,190,687 виз всех категорий, среди которых 10,241,000 (более 80%) - визы категории С или шенгенские визы для краткосрочного пребывания. Более 1 млн из числа выданных виз относятся к категории D - национальные визы, которые, как правило, дают владельцу право на долгосрочное пребывание, связанное с семейными обстоятельствами, работой или учебой.
Статистика международного туризма включает два основных раздела: статистика туристских потоков и статистика туристских доходов и расходов.
Важнейшими показателями туристских потоков по внутреннему и внешнему туризму являются показатели количества прибытий (отъездов) и продолжительность пребывания туристов в стране.
Показатели туристских потоков применяются в статистике туризма при учете как иностранных туристов, так и местного населения, путешествующего в пределах своей страны. Таким образом, обеспечивается сопоставимость данных въездного и внутреннего туризма.
Количество прибытий (отъездов) служит основным показателем, характеризующим туристское движение. Прибытия (отъезды) учитываются в абсолютном выражении в виде числа поездок за тот или иной отрезок времени.
По сравнению с аналогичным периодом 2008 года, в первой половине 2009 года наблюдалось снижение активности внутреннего туризма (путешествия резидентов) практически по всем направлениям.
Особенно сильно кризис ударил по жителям Латвии и Литвы, где резко сократилось число поездок жителями в пределах своей страны. И только в Словении, Австрии и на Мальте наблюдалось некоторое оживление внутреннего туризма.
Что касается международного (въездного) туризма, то число посещений стран Шенгенского соглашения иностранными туристами (нерезидентами) также значительно снизилось. Более, чем на 20% упала активность поездок туристов в Грецию в остальных странах снижение составило от 8 до 18 %. Относительно высокую устойчивость к кризису продемонстрировали только Австрия и Швеция, снижение зарубежного туристического потока в эти страны составило менее 5%.
Абсолютные показатели туристических потоков не отражают полную информацию об уровне туристской активности в стране, поскольку они не привязаны к общей численности населения этой страны. Поэтому оценка интенсивности туризма выражается в виде относительной величины - количества поездок в расчете на 100 человек населения.
Заметим, что Европа традиционно отличается высокими показателями туристической активности, т.е. здесь количество прибытий в расчете на 100 человек больше среднемирового уровня.
Внутренний туризм наиболее развит в Норвегии, Швеции, Франции, Финляндии, Австрии, Германии, Испании и Швейцарии (более 40 поездок по стране на 100 человек населения), а наименее активными жителями стран Шенгенского соглашения, с точки зрения путешествий по своей стране, являются жители Латвии, (менее 10 поездок на 100 человек населения).
Наряду с количеством прибытий (отъездов) в статистике туризма используется показатель, характеризующий продолжительность пребывания в стране, который измеряется в ночевках, проведенных в местах коллективного размещения туристов.
Пропорционально количеству прибытий (отъездов) в первой половине 2009 года сокращалось и число ночевок туристов в гостиницах и подобных учреждениях, по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Данные по всем направлениям внутреннего и международного туризма принципиально не отличаются от данных таблицы 1.
В 1 полугодии 2009 года страны с ярко-выраженным внутренним туризмом (по количеству ночей, проведенных в гостиницах жителями страны) - это Германия, Франция и все скандинавские страны, а страны с преобладанием международного (въездного) туризма – Испания, Австрия, Швейцария, Чехия и Мальта.
В целом, можно сказать, что финансовый кризис достаточно сильно ударил по туризму в Европе в первой половине 2009 года. По сравнению со статистикой туризма в России за этот же период, в Европе произошло стойкое снижение по всем направлениям внутреннего и въездного туризма, в то время как в России показатели по въезду и выезду из страны не такие пессимистичные.
2.2. Анализ выездных турпотоков.
Исследования национальной принадлежности гостей, приезжающих в страны Шенгенского соглашения, показывают, что 90% - это туристы из европейских стран. Так, немцы путешествуют в основном внутри региона и составляют 19% общего числа международных туристов. Британские путешественники составляют 10% общего числа европейских туристов, французы - 7%, датчане - 6%. США являются единственной неевропейской страной среди первых десяти туристообразующих стран для Европы.
Внутри региональный туризм является следствием высокой концентрации международного туризма в регионе. Здесь существуют множество государственных границ на относительно малой площади и превосходная наземная пространная сеть коммуникаций.
Осознав то положение, в котором оказался международный туризм в этих странах, и понимая, какую экономико-составляющую роль может сыграть туризм в жизни этих стран, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия предприняли действенные шаги по реформированию национальных туристских комплексов.
В настоящее время рынок туристских услуг в этих странах является свободным и функционирует в условиях конкуренции. Как правило, государство не вмешивается напрямую в деятельность субъектов туристского бизнеса, а регулирует ее за счет налогов на обслуживание туристов и конкретно произведенные услуги.
Так, например, венгерское правительство признало развитие туристской отрасли стратегическим вопросом (туризм здесь сегодня дает более 10 % ВВП, обеспечивает работой около 250 тыс. чел.) и в правительственном плане социально-экономического развития страны зафиксировало возможности развития туристского сектора национальной экономики. Основными целями правительственной программы являются:
-- повышение эффективности иностранного туризма за счет улучшения туристского обслуживания;
-- упрочение стабильности отрасли за счет развития внутреннего туризма;
-- привлечение туристов из нетрадиционно туристских для Венгрии стран.
На развитие туризма выделяются денежные средства частным предпринимателям и муниципалитетам, чтобы те, с добавлением собственного капитала, инвестировали их в те области, где имеется соответствующая инфраструктура. И хотя Венгрия занимает 14-е место в мире по количеству иностранных туристов (ежегодно страну посещает около 30 млн иностранцев), все же здесь идет активный поиск потенциальных резервов более интенсивного развития национального туризма. Особое место в программе развития туризма на ближайшую перспективу отводится курортному, бальнеологическому и конференц-туризму. На территории Венгрии имеется 800 термальных источников, причем треть из них может быть использована для целебных целей. Страна также занимает 15-е место в мире по количеству проводимых международных мероприятий.