Международный туризм и его развитие в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 14:51, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Целью курсовой работы является анализ и развитие теоретико-методологических представлений о роли и месте международного туризма на основе выявления и изучения тенденций и особенностей его развития в условиях современного рынка (на примере Республики Башкортостан).
Реализация этой цели потребовала последовательного решения системы взаимосвязанных задач:
- раскрыть сущностные характеристики понятия международный туризм, его принципы;
- исследовать основные формы совершенствования организации международного туризма в современных условиях;
- выявить основные тенденции, проблемы и перспективы развития рынка туристских услуг Республики Башкортостан;
- разработать рекомендации по повышению международной привлекательности Республики Башкортостан как туристского региона.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......3
Глава 1. Международный туризм как форма МЭО: его сущность, виды и принципы
Понятие и виды международного туризма…..
Значение, принципы и правовая основа международного туризма …….
Глава 2. Российской Федерации на рынке туристских услуг.
2.1. Современные тенденции развития международного туризма
2.2. Состояние рынка туристских услуг в Российской Федерации
Глава 3. Оценка развития международного туризма в Республике Башкортостан и повышение ее международной туристской привлекательности.
3.1. Международный туризм Республики Башкортостан: проблемы развития………………………………………
3.2. Программа повышения международной туристской привлекательности Республики Башкортостан………………….
Заключение…………………………………………………………………….27
Список литературы……………………………………………………………29

Работа содержит 1 файл

международный туризм.docx

— 58.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА»

(УГУЭС)

 

 

Кафедра «Экономическая теория

и мировая экономика»

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Мировой рынок услуг»

На тему: «Международный туризм и его развитие в современных  условиях»

(на примере Республики Башкортостан)

 

 

                                                                                      Выполнила: ст. гр МЭД-5

                                                            Сараева А. Р.

                                                                                       Проверила: к.э.н.,

                                                                                      доцент Нигматуллина Р. А.

 

 

 

Уфа – 2012 г.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......3

Глава 1. Международный туризм как форма МЭО: его сущность, виды и принципы

    1. Понятие и виды международного туризма…..
    2. Значение, принципы и правовая основа международного туризма …….

Глава 2. Российской Федерации на рынке туристских услуг. 
2.1. Современные тенденции развития международного туризма

2.2. Состояние рынка туристских услуг в Российской Федерации

Глава 3. Оценка развития международного туризма в Республике Башкортостан и повышение ее международной туристской привлекательности.

3.1. Международный туризм Республики Башкортостан: проблемы развития………………………………………

3.2. Программа повышения международной  туристской привлекательности Республики Башкортостан…………………. 
Заключение…………………………………………………………………….27

Список литературы……………………………………………………………29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 
Актуальность темы исследования. В  условиях современной мировой экономики, формирующейся под влиянием процессов глобализации экономического, политического, культурного и социального пространств, международный туризм является одной из самых высокодоходных (3-е место после топливно-энергетического и военно-промышленного комплексов) и динамично развивающихся отраслей. По данным Всемирной Туристской Организации в сфере туризма в мире занято свыше 250 млн. чел., то есть каждый десятый работник. На его долю приходится 7% общего объема инвестиций, 11% мировых потребительских расходов, 5% всех налоговых поступлений, 1/3 мировой торговли услугами. Количество прибытий в 2006 г. Составило 842 миллиона, что соответствует 4,5% роста (в Азиатских странах -8,4%). Значение туризма, как источника финансовых, в том числе валютных поступлений иллюстрирует тот факт, что каждый турист тратит в среднем не менее 300-500 долларов в месте своего пребывания. А по прогнозам экспертов ВТО к 2015 году доход от каждого туриста возрастет почти на 40%.Деньги, вложенные в туризм, оборачиваются быстрее, чем в других отраслях. Это приводит к эффекту мультипликации, то есть подталкивает к развитию другие отрасли народного хозяйства.

Во многих странах международный  туризм играет значительную роль в  формировании валового внутреннего продукта, обеспечении занятости населения, является источником валютных поступлений, активизации внешнеторгового баланса и в целом выступает в качестве фактора экономического роста. Воздействуя на такие ключевые отрасли, как транспорт, связь, строительство, сельское хозяйство, производство потребительских товаров, туризм выступает своеобразным катализатором развития всего социально-экономического пространства страны.

Цель и задачи исследования. Целью  курсовой работы является анализ и  развитие теоретико-методологических представлений о роли и месте  международного туризма на основе выявления  и изучения тенденций и особенностей его развития в условиях современного рынка (на примере Республики Башкортостан).

Реализация этой цели потребовала  последовательного решения системы  взаимосвязанных задач:

- раскрыть сущностные характеристики  понятия международный туризм, его принципы;

- исследовать основные формы  совершенствования организации  международного туризма в современных  условиях;

- выявить основные тенденции,  проблемы и перспективы развития  рынка туристских услуг Республики  Башкортостан;

- разработать рекомендации по  повышению международной привлекательности Республики Башкортостан как туристского региона.

Объектом исследования является международный  туризм как форма экономических  отношений, специфический вид экономической  деятельности стран и регионов мира, а также способ отдыха и использования  свободного времени.

Предмет исследования – состояние, тенденции, новые формы организации и направления развития международного (въездного) туризма как одного из видов внешнеэкономической деятельности страны (на примере Республики Башкортостан).

 

 

 

 

 

Глава 1. Международный туризм как форма МЭО: его сущность, виды и принципы

    1. Понятие и виды международного туризма

 

Слово «туризм» имеет различные  определения. Так, Манильская декларация по мировому туризму 1980 года определяет его как деятельность, имеющую  большое значение в жизни народов. В рекомендациях по статистике туризма  Всемирной туристкой организации  под туризмом понимается «деятельность  лиц, которые путешествуют…». Гаагская межпарламентская декларация по мировому туризму 1989 года определяет туризм как  явление, которое включает все свободные  перемещения людей, а так же сферу  услуг, созданную для удовлетворения потребностей, возникающих в результате этих перемещений.

Туризм, по определению Международной  академии туризма (Монте-Карло, Монако), представляет общее понятие для  всех форм временного выезда людей  с места постоянного жительства в оздоровительных целях и (или) для удовлетворения познавательных интересов в свободное время  или в профессионально-деловых  целях без занятий оплачиваемой деятельностью вместе временного пребывания.

В настоящее время, наиболее распространенным понятием «международного туризма», получившим легализацию в правовых системах различных стран мира, является определение, сформулированное в 1993 году Статистической комиссией ООН для целей статистики туризма (Концепции, определения и классификации для статистики туризма), а также Рекомендации по статистике туризма Всемирной туристской организации. Согласно данным документам – туризм представляет собой деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и другими целями.

Определение туризма базируется на следующих признаках:

- туризм есть результат  передвижения людей;

- туризм всегда включает  два элемента: путешествие в пункт  назначения и остановку там;

- путешествие означает  выезд из страны (или региона), где турист постоянно проживает;

- путешествие – являет  собой временное движение туриста  по туристскому маршруту.

Туризм можно классифицировать по следующим признакам.

По целям выделяются:

  • рекреационный туризм — с целью отдыха, для физического и/или психического восстановления организма.

В свою очередь рекреационный туризм делится на:

  • бальнеологические курорты, где главным лечебным фактором являются природные минеральные воды;
  • грязевые, привязанные к месторождениям лечебных грязей;
  • климатические: лесные, горные, приморские и др. В том числе с активными видами отдыха, например, пешими путешествиями;
  • деловой туризм — путешествия с деловыми целями, по профессиональным и коммерческим интересам.
  • познавательный (экскурсионный) туризм-с целью изучения культуры, социальных и экономических отношений посещаемого региона:

По видам передвижения выделяются:

  • автотуризм;
  • мототуризм;
  • велосипедный туризм;
  • водный туризм;
  • парусный туризм;
  • конный туризм;
  • лыжный туризм;
  • пешеходный туризм;
  • комбинированный туризм.

По ландшафтному и географическому признаку

  • горный туризм;
  • спелеотуризм;
  • индустриальный туризм;
  • сельский туризм;
  • лесной туризм.

1.2 Значение, принципы  и правовая основа международного  туризма

Значение международного туризма определяется в привлечение иностранных туристов –это, прежде всего солидный доход для страны. Чем больше они расходуют денег в принимающей стране, тем это лучше для экономики этой страны, тем выше ее национальный доход. Однако не следует думать, что все деньги, потраченные туристами в стране, могут автоматически исправить ее платежный баланс. Имеется целый ряд расходов, которые необходимо понести стране, принимающей иностранных туристов.

Расходы на импорт. Менее развитые страны или страны с небольшими материальными ресурсами вынуждены их импортировать и при этом расплачиваться иностранной валютой за многие товары, необходимые туристам, которые эти страны сами не производят и не потребляют.

Расходы на модернизацию сферы обслуживания. Увеличение числа посещаемых туристами мест, развитие сети гостиниц и других элементов инфраструктуры может создать большую напряженность в работе сферы обслуживания и других сфер, например, водо- и электроснабжения, канализационной системы, дорог, системы связи, службы безопасности и полиции. Некоторые страны для обеспечения наплыва туристов должны затратить огромные суммы на модернизацию существующих аэропортов, морских портов, дорог или на строительство новых, причем значительная часть денег должна быть получена от внешних займов.

Расходы на оплату иностранных специалистов. Развитие туризма в стране часто вызывает необходимость на короткий или длительный период использовать труд иностранных специалистов. Часть заработной платы они переводят в свою страну, кроме того, создают дополнительную нагрузку на местную сферу обслуживания.

Выплата процентов  по займам. Развитие туризма в стране вызывает необходимость привлекать капиталы других государств, т.е. прибегать к иностранным инвестициям. В случае займа проценты обычно выплачиваются валютой. Кроме того, когда в развитии туризма принимают участие иностранные фирмы, часть полученного дохода они обязаны возвращать в свою страну.

К специальным принципам  международного туризма можно отнести  такие, как:

- свобода передвижения  и свобода выбора местожительства  в пределах каждого государства  (ст. 13 Всеобщей декларации прав  человека 1948 г.);

- свобода передвижения  и отсутствие дискриминации (ст. 1 Хартии туризма 1985 г.)

Правоведы, принимающие за основу правового регулирования  туризма нормы, выработанные Статистической комиссией ООН 1993 года, а также  Рекомендации по статистике туризма  Всемирной туристской организации, определяют туризм как деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся  за пределами их обычной среды, в  течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и другими целями. Критерием, положенным в основу данного определения, является то, что туризм представляет собой вид путешествия. Главным отличием туризма от путешествия являются цель и массовость.

Международно-правовое регулирование  туризма и туристических услуг  основывается на международных договорах  и международных обычаях, а также  актах специализированных международных  организаций.

Можно выделить следующие  многосторонние международные договора:

- Всеобщая декларация  прав человека от 10 декабря 1948 года;

- Международный пакт об  экономических, социальных и культурных  правах от 16 декабря 1966 года;

- Международный пакт о  гражданских и политических правах  от 16 декабря 1966 года;

- Варшавская конвенция  о воздушном транспорте от 12 октября  1929 года;

- Чикагская международная  конвенция о гражданской авиации  от 7 декабря 1944 года, а также принятые  в связи с ней Токийская,  Гаагская и Монреальская конвенции;

- Конвенция о таможенных  льготах для туризма от 4 июля 1954 года и соответствующий, Протокол  к ней (Дополнительный протокол  к Конвенции о таможенных льготах  для туристов, касающийся ввоза  относящихся к туризму осведомительных  документов и материалов (Нью-Йорк, 4 июня 1954 г.));

- Конвенция о защите  мирового культурного и природного  наследия от 23 ноября 1972 года;

Информация о работе Международный туризм и его развитие в современных условиях