Методы научных исследований в туризме

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 11:14, курс лекций

Описание работы

Методология – это учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Методология, как учение о методах исследования в туризме составляет совокупность взглядов, результат познания и осмысления практики жизни, что позволяет создавать конкретные теоретические суждения об изучаемых явлениях и процессах в данной сфере деятельности.

Содержание

1. Понятие методологии в туризме. Виды методологии.
2. Методика научных исследований в туризме. Этапы исследований.
3. Функциональные особенности науки о туризме ( функции ).
5. Туризм в системе наук.
6. Основные принципы методологии туризма.

Работа содержит 1 файл

Методы научных исследований в туризме ( Рубцов ).docx

— 139.91 Кб (Скачать)

3. В социальном познании исключительное внимание уделяется единичному, индивидуальному (даже уникальному), но на основе конкретно-обшего закономерного.

4. Социальное познание - всегда ценностно-смысловое освоение и воспроизведение человеческого бытия, которое всегда есть осмысленное бытие.

5. Социальное познание неразрывно и постоянно связано с предметными ценностями (оценка явлений с точки зрения добра и зла, справедливого и несправедливого и т.п.) и "субъективными" (установки, взгляды, нормы, цели и т.п.). Они указывают на человечески значимую и культурную роль определенных явлений действительности.

6. Важное значение в социальном познании имеет процедура понимания как приобщение к смыслам человеческой деятельности и как смыслообразование.

7. Социальное познание имеет текстовую природу, т.е. между объектом и субъектом социального познания стоят письменные источники (хроники, документы и т.п.) и археологические источники. Иными словами, тут происходит отражение отражения: социальная реальность предстает в текстах, в знаково-символическом выражении.

8. Весьма сложным и очень опосредованным является характер взаимосвязи объекта и субъекта социального познания.

9. Особенностью социального познания является его преимущественная ориентация на "качественную окраску событий". Явления исследуются главным образом со стороны качества, а не количества.

Структура естественно-научного познания:

Научное познание — это  особая форма человеческой деятельности. Научный метод — это способ организации средств познания (приборов, инструментов, приемов, предметных и  теоретических операций и др.) для  достижения научной истины, система  регулятивных принципов познавательной деятельности. Научный метод рационализирует  и оптимизирует научное познание. Научный метод выступает и  как форма опосредования познания и практики. Метод объединяет теорию и практику.

В структуре естественнонаучного  познания четко выделяются два уровня познавательной деятельности — эмпирический и теоретический, каждый из которых  характеризуется особенными формами  организации научного знания и его  методами.

К эмпирическому уровню относятся  приемы, методы и формы познания, связанные с непосредственным отражением объекта, материально-чувственным взаимодействием  с ним человека. На этом уровне происходят накопление, фиксация, группировка  и обобщение исходного материала  для построения опосредованного  теоретического знания.

К теоретическому уровню относятся  все те формы, методы и способы  организации знания, которые характеризуются  той или иной степенью опосредованности и обеспечивают создание, построение и разработку научной теории (логически  организованного знания о законах, необходимых связях и отношениях предметной области данной науки). Сюда относятся теория и такие ее элементы и составные части, как научные абстракции, идеализации и мысленные модели; научная идея и гипотеза; различные методы оперирования с научными абстракциями и построения теорий, логические средства организации знания и т.д.

 
23. Методы научного познания. Их  характеристика.

 

 

 

 

24. Общенаучные методы.

Интернет: Методы науки (способы познания) обеспечивают обобщение – как движение от эмпирии к теории все более высоких порядков. Эти способы различаются: а) глубиной проникновения в действительность (наличным знанием). б) активностью познающего.

Различают: 1) Наблюдение; 2) Эксперимент; 3) Моделирование.

Наблюдение – фиксация существующего. Чем меньше вмешательство субъекта в действительность, тем более качественно (“объективно”) наблюдение.

Эксперимент – создание условий, при которых проявляется то, что  нужно исследователю. Эксперимент  аналитичен и абстрактен. Переменные, которые исследователь изменяет по своему усмотрению, называются независимыми (в математике – «аргумент»; в психологии – условия для возникновения и существования психики.)

Переменные, изменение которых  исследователь учитывает, наблюдает, называются зависимыми; в математике это – функция; в психологии –  поведение.

Зависимые переменные – это  реакции человека на оказанные воздействия.

Моделирование – воспроизведение  известного об объекте для получения  новых сведений о нем. Моделирование  предполагает синтез и конкретизацию. Создав модель, исследователь манипулирует ею, помещает в различные условия, наблюдает и экспериментирует. Результаты могут: 1) подтверждать исходное знание; 2) опровергать его; 3) стимулировать исследователя к пересмотру наличных знаний.

В общем случае наблюдение, эксперимент и моделирование  – общие уровни в пределах цикла  научного познания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25. Методы эмпирического и теоретического  познания.

Интернет: Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Одни общенаучные методы применяются только на эмпирическом уровне (наблюдение, эксперимент, измерение), другие — только на теоретическом (идеализация, формализация), а некоторые (например, моделирование) — как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях.

Эмпирический уровень  научного познания характеризуется  непосредственным исследованием реально  существующих, чувственно воспринимаемых объектов. Особая роль эмпирии в науке заключается в том, что только на этом уровне исследования мы имеем дело с непосредственным взаимодействием человека с изучаемыми природными или социальными объектами. На этом уровне осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах, явлениях путем проведения наблюдений, выполнения разнообразных измерений, поставки экспериментов. Здесь производится также первичная систематизация получаемых фактических данных в виде таблиц, схем, графиков и т. п. Кроме того, уже на втором уровне научного познания — как следствие обобщения научных фактов — возможно формулирование некоторых эмпирических закономерностей.                     

Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента - понятий, теорий, законов и других форм и «мыслительных операций». Отсутствие непосредственного практического взаимодействия с объектами обуславливает ту особенность,  что объект на данном уровне научного познания может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в реальном. Однако живое созерцание здесь не устраняется, а становится подчиненным (но очень важным) аспектом познавательного процесса. На данном уровне происходит раскрытие наиболее глубоких существенных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам, явлениям путем обработки данных эмпирического знания. Эта обработка осуществляется с помощью систем абстракций «высшего порядка» — таких как понятия, умозаключения, законы, категории, принципы и др.

Теоретический уровень - более  высокая ступень в научном  познании. «Теоретический уровень познания направлен на формирование теоретических законов, которые отвечают требованиям всеобщности и необходимости, т.е. действуют везде и всегда». Результатами теоретического познания становятся гипотезы, теории, законы. Эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны между собой. Эмпирический уровень выступает в качестве основы, фундамента теоретического. Гипотезы и теории формируются в процессе теоретического осмысления научных фактов, статистических данных, получаемых на эмпирическом уровне.

 

 

 

 

 

 

 

26. Формы научного познания.

 

Интернет: Рассмотрим 3 понятия, такие как: теория, проблема, гипотеза.

Теория – это достоверное знание об определенной области действительности, представляющее собой систему понятий и утверждений и позволяющее объяснять и предсказывать явления из данной области. А также - самая развитая организация научных знаний, которая дает целостное отображение закономерностей некоторой сферы действительности и представляет собой знаковую модель этой сферы. Эта модель строиться таким образом, что некоторые из ее характеристик, которые имеют наиболее общую природу, составляют ее основу, другие же подчиняются основным или выводятся из них по логическим правилам. Особенностью теории является то, что она обладает предсказательной силой. В теории имеется множество исходных утверждений, из которых логическими средствами выводятся другие утверждения, то есть в теории возможно получение одних знаний из других без непосредственного обращения к действительности. Теория не только описывает определенный круг явлений, но и дает им объяснение.

Проблема - это вопрос, с которым мы обращаемся к самой природе, к жизни, к практике и теории. Поставить проблему, порой, не менее трудно, чем найти ее решение: правильная постановка проблемы в известной мере направляет поисковую активность мысли, ее устремленность. Когда ученый ставит проблему и пытается решить ее, он неизбежно разрабатывает и исследовательскую программу, строит план своей деятельности. При этом он исходит из предполагаемого ответа на свой вопрос. Этот предполагаемый ответ выступает в виде гипотезы.

Лучше всего представление  о методе гипотезы дает ознакомление с его структурой. Первой стадией метода гипотезы - ознакомление с эмпирическим материалом, подлежащим теоретическому объяснению, по этому материалу стараются дать объяснение с помощью уже существующих в науке законов и теорий. Если таковые отсутствуют, ученый переходит ко второй стадии — выдвижению догадки или предположения о причинах и закономерностях данных явлений. Третья стадия - стадия оценки серьезности предположения и отбора из множества догадок наиболее вероятной. Гипотеза проверяется прежде всего на логическую непротиворечивость, особенно если она имеет сложную форму и разворачивается в систему предположений. Далее гипотеза проверяется на совместимость с фундаментальными интертеоретическими принципами данной науки. На четвертой стадии происходит разворачивание выдвинутого предположения и дедуктивное выведение из него эмпирически проверяемых следствий.  На пятой стадии проводится экспериментальная проверка выведенных из гипотезы следствий. Гипотеза или получает эмпирическое подтверждение, или опровергается в результате экспериментальной проверки. Однако эмпирическое подтверждение следствий из гипотезы не гарантирует ее истинности, а опровержение одного из следствий не свидетельствует однозначно о ее ложности в целом. Знакомство с общей структурой метода гипотезы позволяет определить ее как сложный комплексный метод познания, включающий в себя все многообразие его и форм и направленный на установление законов, принципов и теорий.

 

27. Процесс научного познания. – No.

29. Практические основы научных  исследований в туризме. – NO.

 

 

 

 

27-29?: 

 


Информация о работе Методы научных исследований в туризме