Методы научных исследований в туризме

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 11:14, курс лекций

Описание работы

Методология – это учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Методология, как учение о методах исследования в туризме составляет совокупность взглядов, результат познания и осмысления практики жизни, что позволяет создавать конкретные теоретические суждения об изучаемых явлениях и процессах в данной сфере деятельности.

Содержание

1. Понятие методологии в туризме. Виды методологии.
2. Методика научных исследований в туризме. Этапы исследований.
3. Функциональные особенности науки о туризме ( функции ).
5. Туризм в системе наук.
6. Основные принципы методологии туризма.

Работа содержит 1 файл

Методы научных исследований в туризме ( Рубцов ).docx

— 139.91 Кб (Скачать)
  1. Понятие методологии в туризме. Виды методологии.

Методология – это учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Методология, как учение о методах исследования в туризме составляет совокупность взглядов, результат познания и осмысления практики жизни, что позволяет создавать конкретные теоретические суждения об изучаемых явлениях и процессах в данной сфере деятельности.

В науке о туризме ученые-специалисты  в своих исследованиях опираются  на общую специализацию и частную  методологию. Общая методология обеспечивает правильные и точные представления об общих законах туризма, его своеобразие и составляющих компонентов: Единство; Переход количественных изменений в качественные; Отрицание отрицания. Специальная методология позволяет сформулировать законы и закономерности, относящиеся к своеобразному формированию, развитию, функционированию туризма. В основе специальной методологии лежат следующие принципы: Научность; Наглядность; Доступность; Принцип единства теории и практики; Принцип, воспитывающий характер обучения ; Принцип научных исследований. Частная методология представляет собой совокупность методов, способов, приёмов и методик исследования конкретных явлений туристской деятельности. В основе частной методологии лежат следующие принципы: Детерминизм; Единство сознания и деятельности; Принцип развития; Личностный подход в обучении.

2.  Методика научных исследований в туризме. Этапы исследований.

Лекция:

 

Содержанию исследования в области туризма относят: Изучение состояния проблемы; Постановка целей  и определение задач; Выработка  гипотезы исследования; Подбор методов  и методик исследования и их обработка; Сбор фактических данных; Теоретическая  и статистическая обработка данных; Интерпретация полученных данных.

Этапы исследования. В связи с необходимостью повышения уровня достоверности необходимо определить этапы исследования: Сформулировать ту или иную проблему туризма с использованием научного познания реальности; Определить меры неизвестного в известном с использованием терминов научной дисциплины.

Научное исследование. В качестве основных направлений научного исследования можно выделить: Обзорно-аналитическое (обзорно-критическое) исследование; Теоретическое исследование; К теоретическому исследованию предъявляются следующие требования: Точность определения используемых понятий и логичность, непротиворечивость рассуждений; Особенностью теоретического знания является его обобщенность и абстрактность. К методам теоретического исследования относят: Восхождение от абстрактного к конкретному; Анализ и синтез; Структурно-системный подход; Индуктивно-дедуктивный подход; Моделирование; Историко-логический метод.

Задачами исследования, преследующего указанную цель могут быть: Конкретизация проблемы; Изучение связанной с ней литературой, практики; Уточнение гипотез исследования; Выбор методов диагностики процесса; Разработка методики эксперимента; Проведение эксперимента; Обработка и анализ результатов; Формулировка теоретических выводов и практических рекомендаций.

Функции исследования: Познавательная; Мировоззренческая; Нормативно-регулирующая; Материально-производственная; Управленческая и педагогическая; Прогностическая.

Интернет: Обычно исследование состоит их трех основных этапов. Первый этап работы включает в себя: выбор проблемы и темы; определение объекта и предмета, целей и задач; разработку гипотезы исследования.

Второй этап работы содержит: выбор методов и разработку методики исследования; проверку гипотезы; непосредственно исследование; формулирование предварительных выводов, их апробирование и уточнение; обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций.

Тетий этап (заключительный) строится на основе внедрения полученных результатов в практику. Работа литературно оформляется.

 

3. Функциональные  особенности науки о туризме  ( функции ).

Функции туризма: Эстетическая; Нормативная; Информативная; Правовая; Экономическая.

5. Туризм в системе наук.

Лекция: Значение научных дисциплин при методологическом исследовании в туризме.

История; Педагогика; Социология: решает разведывательные задачи: анкетирование, наблюдение, опрос. Функции: описательная и аналитическая; Информатика: сохранение информации, постоянное сравнение информации, анализ информационных процессов в туризме; Системология – наука об управлении: как руководить своими подчиненными, какой кадровый персонал должен быть, правовые и нравственные формы, содержание, территориальные аспекты, иерархия; Метрология – наука об измерениях, методах их достижения, их единства и точности;  Квалиметрия – отрасль науки, объединяющая количественные методы оценки качества турпродукта и услуг: способствует выбору методов определения показателя качества и их оптимизации, позволяет определить конкурентоспособность, соответствие качества и цены; Статистика; Логистика – управленческий процесс в обеспечении туристских предприятий.

13. Сущность и явление.

Сущность составляет внутреннее содержание предмета, проявляющееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; Явление — то или иное выражение предмета, внешние формы его существования. В мышлении эти категории выражают переход от многообразия изменчивых форм предмета к его внутреннему содержанию и единству — к понятию. Постижение сущности предмета и содержание понятия о нем составляют задачи науки.

 

 

6. Основные принципы методологии  туризма.

 

Лекция: Объективность; Субъективность.

Интернет: Методология - теоретическое обоснование определенных методов достижений поставленной цели. Методология подразделяется: на а) нормативную (методические рекомендации, нормы, стандартные правила, ГОСТы и предписания); б) описательную (обобщение опыта экскурсионно-методической деятельности туристско-экскурсионной фирмы, отдельных этапов развития, организации работы на конкретном участке и т. д.).

Знание требований методологии  является обязательным для менеджеров, методистов и экскурсоводов. Нормативная  методология определяет порядок  разработки новых экскурсий, устанавливает  права и обязанности экскурсовода, пути повышения квалификации туристско-экскурсионных  кадров. Требования методологии положены в основу взаимоотношений между  работниками, на их основе разрабатывается  туристско-экскурсионный продукт, создается  сфера предоставления услуг.

Над созданием методологии  работают многие теоретики, практики, исследователи туристско-экскурсионной  деятельности, рассматривая опыт работы крупных и малых, государственных  и частных туристско-экскурсионных  организаций и фирм. Методология  постоянно совершенствуется и дополняется. Новое время вносит новые коррективы в деятельность экскурсионных фирм, расширяется перечень предоставляемых  услуг, повышается качество экскурсионного продукта.

Пути совершенствования  методологии: совершенствование менеджмента и имеющейся материальной базы; создание новых видов услуг; решение проблем в вопросах создания и совершенствования условий труда персонала.

7. Теоретическое  исследование в туризме.

В нем помимо обзора и критического анализа литературы имеются собственные  предложения, направленные на решение  поставленной проблемы, что может  явиться авторским вкладом в  теорию решаемой проблемы, новым ее видением, оригинальной точкой зрения.

К теоретическому исследованию предъявляются следующие требования: точность определения используемых понятий и логичность, непротиворечивость рассуждений. Особенностью теоретического знания является его обобщенность и абстрактность, отличающиеся своей системностью. Изменение части этого знания ведет к изменению системы в целом. К методам теоретического исследования относят: восхождение от абстрактного к конкретному, анализ и синтез, структурно-системный подход, индуктивно-дедуктивный подход, моделирование, историко-логический метод.

8. Эмпирические  исследования в туризме.

В основе эмпирических исследований лежат достоверные факты, сбор и  анализ которых осуществляется с  использованием определенных методов, основанных на наблюдении и изучение туристкой деятельности. Эмпирические исследования не предполагают создание искусственной, экспериментальной  ситуации для выявления и сбора  необходимых фактов. Этими фактами  являются реальные события в туризме, происшедшие в процессе туристкой  деятельности. Их анализируют и делают выводы о происходящих событиях.

Эмпирическое исследование может быть описательным и объяснительным. При описательном исследовании отражают факты, касающиеся малоизученных объектов или явлений в туризме.

Объяснительное эмпирическое исследование включает в себя сбор и анализ фактов, объяснение причин и причинно-следственных зависимостей между фактами, с помощью которых  неизвестное событие или нетипичный результат объясняется с позиций  фактов уже известных.

 

Цели  и задачи исследований ( Вопрос 7 + Вопрос 8 ).

Исследовательские цели –  называют те промежуточные и конечные цели, которые должны быть достигнуты в итоге исследований. Промежуточные  цели – это оценка уровня ресурсного обеспечения турпредприятия, функционирования его на рынке услуг в момент проведения экспериментальной работы.

Задачи представляют собой  последовательные этапы организации  и проведения исследования с начала и до конца. Задачами исследования могут  быть: конкретизации проблемы, изучение связанной с ней литературы и  практики; выбор методов диагностики  процессов; разработка методики формирующего эксперимента; разработка плана и  программы эксперимента, его проведение, обработка результатов эксперимента; формулирование теоритических выводов  и практических рекомендаций.

Цели и задачи формулируют  определенно и четко. Задачи исследования должны быть адекватны основной цели исследования, которой подчинены  промежуточные цели.

10. Закон перехода количественных  изменений в качественные в туризме.

Закон перехода количества в  качество записывается в следующем  виде: «накопление незаметных, постепенных  изменений в определенный для  каждого процесса момент с необходимостью приводит к существенным, коренным, качественным изменениям, к скачкообразному  переходу от старого качества к новому».

Этапы перехода количества в  качество: этап подготовки – сбор фактов, данных наблюдения и эксперимента и их обобщение; этап скачка, или открытия - качественный скачок означает переход от одной структуры к другой; медленные, качественные изменения происходят внутри одной структуры; этап дальнейшего развития – воплощение идеи в теорию или конкретный план действий.

 

9. Закон единства и борьбы  противоположностей в туризме.

Лекция: Закон единства и борьбы противоположностей обычно записывается следующим образом: «наличие противоречий в системе вызывает движение, направленное на разрешение этих противоречий».

Интернет: Движущую силу развития выражает закон единства и борьбы противоположностей. Сущность этого закона состоит в том, что предметы и явления объективного мира в процессе своего развития, вытекающего из взаимодействия и противоречия между различными предметами и явлениями и различными сторонами внутри предметов и явлений, переходят из состояния незаметного, несущественного различия составляющих данное явление сторон, тенденций к существенным различиям моментов целого и к противоположностям, которые вступают между собой в противоречие, борьбу, составляющую внутренний источник развития данного явления. Каждый предмет содержит в себе иное самого себя. Внутренняя противоречивость любого объекта состоит в том, что в едином предмете в одно и то же время имеет место и взаимопроникновение и взаимоисключение противоположностей. Развитие возможно только благодаря противоречию, т. е. возникновению активного взаимодействия, столкновения, борьбы противоположностей. Борющиеся противоположности находятся между собой в единстве в том смысле, что они присущи одному предмету, явлению. Противоречие, выражающееся в борьбе противоположностей в рамках данного единства, составляет источник развития.

11. Закон отрицания отрицания в туризме.

Лекция: Закон отрицание отрицания позволяет выявить направленность развития тризма – отрицание тормозящего старого при сохранении основ нового.

Интернет: Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым. Примеры: смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу); смена вкусов в культуре, музыке; эволюция рода (дети – частично родители, но уже на новой ступени); ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых.

Отрицание старых форм новыми – причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития – дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения: развитие – только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие; развитие может быть как восходящим, так и нисходящим; развитие хаотично, не имеет никакой направленности.

Практика показывает, что  из трех точек зрения наиболее близкой  к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим., хотя общая тенденция все же восходящая. Примеры: организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие); исторический процесс идет по восходящему направлению развития, но со спадами – расцвет Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, новое время и т.д.). Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом ( по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне.

12. Содержание и форма. Целое  и часть.

Содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций, а форма есть внутренняя организация содержания. Отношение содержания и формы характеризуется единством, доходящим до их перехода друг в друга, однако это единство является относительным. Во взаимоотношении содержание и форма содержание представляет подвижную, динамичную сторону целого, а форма охватывает систему устойчивых связей предмета. Возникающее в ходе развития несоответствие содержание и форма, в конечном счёте, разрешается «сбрасыванием» старой и возникновением новой формы, адекватной развивающемуся содержанию.

Философские категории, выражающие отношение между совокупностью  предметов и объективной связью, которая их объединяет и приводит к появлению новых свойств  и закономерностей. Эта связь  выступает как целое, а предметы - в качестве его частей. Свойства целого несводимы к свойствам  его частей.

Информация о работе Методы научных исследований в туризме