Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 11:14, курс лекций
Методология – это учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Методология, как учение о методах исследования в туризме составляет совокупность взглядов, результат познания и осмысления практики жизни, что позволяет создавать конкретные теоретические суждения об изучаемых явлениях и процессах в данной сфере деятельности.
1. Понятие методологии в туризме. Виды методологии.
2. Методика научных исследований в туризме. Этапы исследований.
3. Функциональные особенности науки о туризме ( функции ).
5. Туризм в системе наук.
6. Основные принципы методологии туризма.
Методология – это учение
о структуре, логической организации,
методах и средствах
В науке о туризме ученые-
2. Методика научных исследований в туризме. Этапы исследований.
Лекция:
Содержанию исследования в области туризма относят: Изучение состояния проблемы; Постановка целей и определение задач; Выработка гипотезы исследования; Подбор методов и методик исследования и их обработка; Сбор фактических данных; Теоретическая и статистическая обработка данных; Интерпретация полученных данных.
Этапы исследования. В связи с необходимостью повышения уровня достоверности необходимо определить этапы исследования: Сформулировать ту или иную проблему туризма с использованием научного познания реальности; Определить меры неизвестного в известном с использованием терминов научной дисциплины.
Научное исследование. В качестве основных направлений научного исследования можно выделить: Обзорно-аналитическое (обзорно-критическое) исследование; Теоретическое исследование; К теоретическому исследованию предъявляются следующие требования: Точность определения используемых понятий и логичность, непротиворечивость рассуждений; Особенностью теоретического знания является его обобщенность и абстрактность. К методам теоретического исследования относят: Восхождение от абстрактного к конкретному; Анализ и синтез; Структурно-системный подход; Индуктивно-дедуктивный подход; Моделирование; Историко-логический метод.
Задачами исследования, преследующего указанную цель могут быть: Конкретизация проблемы; Изучение связанной с ней литературой, практики; Уточнение гипотез исследования; Выбор методов диагностики процесса; Разработка методики эксперимента; Проведение эксперимента; Обработка и анализ результатов; Формулировка теоретических выводов и практических рекомендаций.
Функции исследования: Познавательная; Мировоззренческая; Нормативно-регулирующая; Материально-производственная; Управленческая и педагогическая; Прогностическая.
Интернет: Обычно исследование состоит их трех основных этапов. Первый этап работы включает в себя: выбор проблемы и темы; определение объекта и предмета, целей и задач; разработку гипотезы исследования.
Второй этап работы содержит: выбор методов и разработку методики исследования; проверку гипотезы; непосредственно исследование; формулирование предварительных выводов, их апробирование и уточнение; обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций.
Тетий этап (заключительный) строится на основе внедрения полученных результатов в практику. Работа литературно оформляется.
3. Функциональные особенности науки о туризме ( функции ).
Функции туризма: Эстетическая; Нормативная; Информативная; Правовая; Экономическая.
5. Туризм в системе наук.
Лекция: Значение научных дисциплин при методологическом исследовании в туризме.
История; Педагогика; Социология: решает разведывательные задачи: анкетирование, наблюдение, опрос. Функции: описательная и аналитическая; Информатика: сохранение информации, постоянное сравнение информации, анализ информационных процессов в туризме; Системология – наука об управлении: как руководить своими подчиненными, какой кадровый персонал должен быть, правовые и нравственные формы, содержание, территориальные аспекты, иерархия; Метрология – наука об измерениях, методах их достижения, их единства и точности; Квалиметрия – отрасль науки, объединяющая количественные методы оценки качества турпродукта и услуг: способствует выбору методов определения показателя качества и их оптимизации, позволяет определить конкурентоспособность, соответствие качества и цены; Статистика; Логистика – управленческий процесс в обеспечении туристских предприятий.
13. Сущность и явление.
Сущность составляет внутреннее содержание предмета, проявляющееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; Явление — то или иное выражение предмета, внешние формы его существования. В мышлении эти категории выражают переход от многообразия изменчивых форм предмета к его внутреннему содержанию и единству — к понятию. Постижение сущности предмета и содержание понятия о нем составляют задачи науки.
6. Основные принципы методологии туризма.
Лекция: Объективность; Субъективность.
Интернет: Методология - теоретическое обоснование определенных методов достижений поставленной цели. Методология подразделяется: на а) нормативную (методические рекомендации, нормы, стандартные правила, ГОСТы и предписания); б) описательную (обобщение опыта экскурсионно-методической деятельности туристско-экскурсионной фирмы, отдельных этапов развития, организации работы на конкретном участке и т. д.).
Знание требований методологии
является обязательным для менеджеров,
методистов и экскурсоводов. Нормативная
методология определяет порядок
разработки новых экскурсий, устанавливает
права и обязанности
Над созданием методологии
работают многие теоретики, практики,
исследователи туристско-
Пути совершенствования методологии: совершенствование менеджмента и имеющейся материальной базы; создание новых видов услуг; решение проблем в вопросах создания и совершенствования условий труда персонала.
7. Теоретическое исследование в туризме.
В нем помимо обзора и критического анализа литературы имеются собственные предложения, направленные на решение поставленной проблемы, что может явиться авторским вкладом в теорию решаемой проблемы, новым ее видением, оригинальной точкой зрения.
К теоретическому исследованию
предъявляются следующие
8. Эмпирические исследования в туризме.
В основе эмпирических исследований лежат достоверные факты, сбор и анализ которых осуществляется с использованием определенных методов, основанных на наблюдении и изучение туристкой деятельности. Эмпирические исследования не предполагают создание искусственной, экспериментальной ситуации для выявления и сбора необходимых фактов. Этими фактами являются реальные события в туризме, происшедшие в процессе туристкой деятельности. Их анализируют и делают выводы о происходящих событиях.
Эмпирическое исследование может быть описательным и объяснительным. При описательном исследовании отражают факты, касающиеся малоизученных объектов или явлений в туризме.
Объяснительное эмпирическое
исследование включает в себя сбор
и анализ фактов, объяснение причин
и причинно-следственных зависимостей
между фактами, с помощью которых
неизвестное событие или
Цели и задачи исследований ( Вопрос 7 + Вопрос 8 ).
Исследовательские цели – называют те промежуточные и конечные цели, которые должны быть достигнуты в итоге исследований. Промежуточные цели – это оценка уровня ресурсного обеспечения турпредприятия, функционирования его на рынке услуг в момент проведения экспериментальной работы.
Задачи представляют собой
последовательные этапы организации
и проведения исследования с начала
и до конца. Задачами исследования могут
быть: конкретизации проблемы, изучение
связанной с ней литературы и
практики; выбор методов диагностики
процессов; разработка методики формирующего
эксперимента; разработка плана и
программы эксперимента, его проведение,
обработка результатов
Цели и задачи формулируют определенно и четко. Задачи исследования должны быть адекватны основной цели исследования, которой подчинены промежуточные цели.
10. Закон перехода количественных изменений в качественные в туризме.
Закон перехода количества в качество записывается в следующем виде: «накопление незаметных, постепенных изменений в определенный для каждого процесса момент с необходимостью приводит к существенным, коренным, качественным изменениям, к скачкообразному переходу от старого качества к новому».
Этапы перехода количества в качество: этап подготовки – сбор фактов, данных наблюдения и эксперимента и их обобщение; этап скачка, или открытия - качественный скачок означает переход от одной структуры к другой; медленные, качественные изменения происходят внутри одной структуры; этап дальнейшего развития – воплощение идеи в теорию или конкретный план действий.
9. Закон единства и борьбы противоположностей в туризме.
Лекция: Закон единства и борьбы противоположностей обычно записывается следующим образом: «наличие противоречий в системе вызывает движение, направленное на разрешение этих противоречий».
Интернет: Движущую силу развития выражает закон единства и борьбы противоположностей. Сущность этого закона состоит в том, что предметы и явления объективного мира в процессе своего развития, вытекающего из взаимодействия и противоречия между различными предметами и явлениями и различными сторонами внутри предметов и явлений, переходят из состояния незаметного, несущественного различия составляющих данное явление сторон, тенденций к существенным различиям моментов целого и к противоположностям, которые вступают между собой в противоречие, борьбу, составляющую внутренний источник развития данного явления. Каждый предмет содержит в себе иное самого себя. Внутренняя противоречивость любого объекта состоит в том, что в едином предмете в одно и то же время имеет место и взаимопроникновение и взаимоисключение противоположностей. Развитие возможно только благодаря противоречию, т. е. возникновению активного взаимодействия, столкновения, борьбы противоположностей. Борющиеся противоположности находятся между собой в единстве в том смысле, что они присущи одному предмету, явлению. Противоречие, выражающееся в борьбе противоположностей в рамках данного единства, составляет источник развития.
11. Закон отрицания отрицания в туризме.
Лекция: Закон отрицание отрицания позволяет выявить направленность развития тризма – отрицание тормозящего старого при сохранении основ нового.
Интернет: Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым. Примеры: смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу); смена вкусов в культуре, музыке; эволюция рода (дети – частично родители, но уже на новой ступени); ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых.
Отрицание старых форм новыми – причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития – дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения: развитие – только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие; развитие может быть как восходящим, так и нисходящим; развитие хаотично, не имеет никакой направленности.
Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим., хотя общая тенденция все же восходящая. Примеры: организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие); исторический процесс идет по восходящему направлению развития, но со спадами – расцвет Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, новое время и т.д.). Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом ( по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне.
12. Содержание и форма. Целое и часть.
Содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций, а форма есть внутренняя организация содержания. Отношение содержания и формы характеризуется единством, доходящим до их перехода друг в друга, однако это единство является относительным. Во взаимоотношении содержание и форма содержание представляет подвижную, динамичную сторону целого, а форма охватывает систему устойчивых связей предмета. Возникающее в ходе развития несоответствие содержание и форма, в конечном счёте, разрешается «сбрасыванием» старой и возникновением новой формы, адекватной развивающемуся содержанию.
Философские категории, выражающие
отношение между совокупностью
предметов и объективной