Методы научных исследований в туризме

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 11:14, курс лекций

Описание работы

Методология – это учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Методология, как учение о методах исследования в туризме составляет совокупность взглядов, результат познания и осмысления практики жизни, что позволяет создавать конкретные теоретические суждения об изучаемых явлениях и процессах в данной сфере деятельности.

Содержание

1. Понятие методологии в туризме. Виды методологии.
2. Методика научных исследований в туризме. Этапы исследований.
3. Функциональные особенности науки о туризме ( функции ).
5. Туризм в системе наук.
6. Основные принципы методологии туризма.

Работа содержит 1 файл

Методы научных исследований в туризме ( Рубцов ).docx

— 139.91 Кб (Скачать)

14. Причина и следствие.

Лекция: Причина - обычно мыслится как явление, действие которого производит, определяет или вызывает другое явление; последнее называют следствием. "Что есть это?” (формальная причина); “из чего состоит?” (материальная причина); “как это произведено?” (действующая причина) и “для чего это?” (целевая причина).

Интернет: Под причиной понимается явление, действие которого вызывает, определяет, изменяет, производит или влечёт за собой др. явление; последнее называют следствием. Производимое причиной следствие зависит от условий. Одна и та же причина при разных условиях вызывает неодинаковые следствия. Различие между причиной и условием относительно. Каждое условие в определ. отношении является причиной, а каждая причина в соответств. отношении есть следствие. П. и с. находятся в единстве: одинаковые причины в одних и тех же условиях вызывают одинаковые следствия. В области обществ. наук причины отличаются от поводов — процессов, способствующих их проявлению. П. и с. могут меняться местами: следствие может стать причиной другого следствия. Во мн. областях объективной действительности само взаимодействие П. и с. выступает как причина изменения явлений и процессов. В природе и обществе существует бесчисленное многообразие форм взаимодействия, взаимосвязи и взаимообусловленности явлений и соответственно — многообразие причинно-следств. зависимостей. В совр. науке классификация причинно-следств. связей проводится по различным признакам. Так, по признаку природы отношений причинно-следств. связи подразделяются на материальные и идеальные, информационные и энергетические, физические, химические, биологические, социальные; по характеру связей — на динамические и статистические; по числу и связности воздействий — на простые, составные, однофакторные, многофакторные, системные, внесистемные. Причинно-следств. связи подразделяются также на внешние и внутренние, главные и неглавные, объективные и субъективные, всеобщие, особенные, единичные и др.

15. Необходимость и случайность.

Лекция: Необходимость в туризме проявляется через познание сущности, роли в развитии, в определении потенциала, в расстановке экономически мощных туроператоров на международном рынке услуг. Под случайностью необходимо понимать определенные связи между явлениями, не вытекающими из сущности данного процесса и не обязательные для его развития.

Интернет: Философские категории, выражающие отношение к основанию (сущности) процесса его отдельных форм (проявлений). Те или иные явления, будучи осуществлением и развитием сущности, необходимы, но в своей единичности, неповторимости выступают как случайные. Иными словами, Н. есть то, что обязательно должно произойти в данных условиях, С. же имеет свое основание не в сущности явления, а в воздействии на него др. явлений, это то, что может быть, а может и не быть, может произойти так, а может произойти и иначе. При метафизическом, рассудочно-эмпирическом подходе к взаимодействию явлений, их развитию человек оказывается перед неразрешимым противоречием. С одной стороны, все явления, события и т. п. возникают под действием какой-то причины, и, следовательно, они не могли не возникнуть. С др. стороны, их появление зависит от бесконечного числа разнообразных условий, при к-рых данная причина действует, и непредугадываемое их сочетание делает такое появление необязательным, случайным. Не будучи в состоянии разрешить это противоречие, метафизическое мышление приходит либо к фатализму, при к-ром любое событие оказывается изначально предопределенным, либо к релятивизму и индетерминизму (Детерминизм и индетерминизм), при к-ром события превращаются в конечном счете в хаос случайностей. И в том и в др. случае целесообразная человеческая деятельность оказывается бессмысленной.

Постигнуть Н. и с. в их внутренней взаимосвязи можно лишь на пути диалектического понимания процесса развития как становления в неповторимых формах единичных событий на основе определенного способа разрешения исходного противоречия. Задача целесообразной человеческой деятельности заключается в этом случае в том, чтобы соотнести разнообразные единичные, случайные события, обстоятельства с их общей основой и, выделяя способы разрешения противоречий, изменять эти обстоятельства. Марксистская философия исходит из того, что в любом события можно выделить существенные (необходимые) и несущественные (случайные) свойства. Н. и с.- диалектические противоположности, не существующие друг без друга. Задача науки состоит в том, чтобы вскрывать в случайных связях явлений их необходимую основу. Диалектический материализм помогает понять не только связь, но и взаимопереходы Н. и с.

16. Возможность и действительность.

Возможность — объективная тенденция становления предмета, выражающаяся в наличии условий для его возникновения. Действительность — объективно существующий предмет как результат реализации некой возможности, в широком смысле — совокупность всех реализованных возможностей. Различают абстрактную (формальную) и реальную (конкретную) возможности. Абстрактная возможность характеризует отсутствие принципиальных препятствий для становления предмета («все возможно, что не противоречит себе»), однако для её осуществления нет всех необходимых условий. Реальная возможность обладает для своей реализации всеми необходимыми условиями: скрытая в действительности, она при определенных условиях становится новой действительностью.

17. Общее и единичное.

Лекция: Единичное — признак конкретного предмета, отличный от признаков всех предметов, входящих в некоторый фиксированный класс, общее — признак этого предмета, сходный с признаком, по крайней мере, еще одного предмета данного класса.

Категории единичное и общее характеризуют предмет как со стороны его уникальности, так и со стороны схожести с другими предметами. Единичное – категория, отражающая в предмете только ему присущие, неповторимые свойства и признаки. Общее – категория, характеризующая в предмете те его признаки, свойства, которые объединяют его с множеством других предметов. Связь между общим и единичным в предмете выражается категорией  особенное.

Единичное, особенное, общее – соотносимые категории, отражающие различные, но взаимосвязанные аспекты развития предмета. Развиваясь, предмет изменяется во всех трех аспектах. Но в зависимости от природы рассматриваемого образования в нем преобладает тот аспект развития, которым характеризуется способ его существования. Так, у животного преобладает общее – родовая программа поведения. Человек развивается привзаимодополнительности процессов социализации и индивидуализации. Главное в диалектике единичного, особенного, общего состоит в том, что они существуют в тесной взаимосвязи как стороны реального предмета, процесса, явления.

18. Мышление и роль фактов  в туроперейтинге.

Мышление – есть обобщенное, опосредованное отражение в сознании человека, существенные свойства и  закономерности объективной действительности. Значение фактов. Факт в нашем случае имеет 2 смысловых значения: факт – явление, вещь, процесс объективной реальности; это так называемый факт-событие; факт  - знание о реальных процессах, обладающих определенными последствиями; это так называемый факт-знание.

 
19. Законы логического мышления  и их роль в туроперейтинге.

Закон противоречия, который гласит, что два несовместимых (противоречащих либо противоположных) суждения не могут быть одновременно истинными. По крайней мере, одно из них необходимо ложно. Закон тождества (равенства), который гласит, что предмет суждения должен оставаться тождественным самому себе в этом суждении. Если А, то А, или А ≡ А. Закон исключенного третьего, состоящий в том, что из двух высказываний — «А» или «не А» — одно обязательно является истинным, то есть два суждения, одно из которых является отрицанием другого, не могут быть одновременно ложными (либо истинными), одно из них необходимо истинно, а другое ложно. Закон исключённого третьего является одним из основополагающих принципов современной математики.

Принцип достаточного основания, требующий, чтобы в случае каждого утверждения мысль была обоснованной, и указывались убедительные основания.

 
20. Формы логического мышления  при исследовании туризма.

Форма логического мышления — это способ, которым мы выражаем наши мысли, или схема, по которой  они строятся. Существует три формы  мышления. Наши мысли возникают и  строятся по одним и тем же законам, подчиняются одним и тем же принципам, укладываются в одни и  те же схемы или формы. Причем, если содержание нашего мышления, бесконечно разнообразно, то форм, в которых  выражается это разнообразие, совсем немного. Формы логического мышления при исследовании:

Понятие отражает в предметах или видах деятельности не все его стороны, а только существенное, общее, без второстепенных признаков. Объем понятия характеризует тот класс предметов, на которое оно распространяется, а содержание понятия выражает совокупность существенных признаков, предметов данного класса.

Содержание  - это форма размышления, выражающая какое-либо свойство и связь одного вида туризма с другими посредством сочетания понятий.

Умозаключение – это получение нового суждения, вывод из данных суждений. Виды умозаключения: Индуктивное умозаключение – от частного к общему; Дедуктивное умозаключение – от общего к частному; Традуктивное умозаключение – от частного к частному, от  общего к общему.

21. Теоретическое и практическое  мышление.

Мышление  теоретическое — вид мышления, основанный на выделении и анализе основного исходного противоречия исследуемой ситуации или решаемой задачи. Поиск средства разрешения противоречия приводит к формированию способа действия, последний позволяет решать целые классы задач. Мышление т. основано на анализе внутренних характеристик изучаемых явлений, позволяет мысленно изменять объект исследования и тем самым наиболее полно изучить его, вскрыв внутренние характеристики и отношения. Мышление т. отличается от эмпирического мышления, основанного на обобщении чувственно воспринимаемых наглядно данных свойств и отношений. Мышление т. характерно для научной деятельности.

 

Мышление  практическое — один из видов мышления, который обычно сравнивают с мышлением теоретическим. Мышление п. связано с постановкой целей, выработкой планов, проектов и часто развертывается в условиях дефицита времени, что подчас делает его еще более сложным, чем мышление теоретическое.

 

Теоретическое и практическое мышление. Теоретическое и практическое мышление не являются генетически последовательными. Оба вида занимают свое место в познавательной сфере взрослого человека, хотя в житейской психологии довольно часто теоретическому мышлению отдается предпочтение, как более полезному для научной деятельности.

Способы теоретического мышления представляют собой единство двух родов познавательных актов: а) актов непосредственно связанных с исследованием условий задач - это анализ; б) актов, связанных с рассмотрением особенностей этого исследования - это рефлексия.

Различие теоретического и практического мышления заключается  в том, как каждое из них связано с практикой.

Работа теоретического мышления в основном направлена на нахождение общих закономерностей. Даже если она  касается, например, производства, то теоретическое  мышление интересуется принципами организации  производства, тактическими и стратегическими  закономерностями. Практическое мышление в основном направлено на разрешение частных конкретных задач: организовать работу данного учреждения, разработать  и осуществить план реконструкции  микрорайона и т.п.

Теоретическое мышление тактически временно как бы отступает от практики, чтобы выявить скрытые повседневной рутиной общие закономерности. Работа практического ума непосредственно  вплетена в практическую деятельность, подвергается постоянному испытанию  практикой. Теоретический ум отвечает перед практикой только за конечный результат своей деятельности, в  то время как каждый этап практического  мышления проходит сиюминутную проверку практикой. Одна из самых характерных особенностей работы практического ума - жесткие условия времени.

 

28. Критерии истинности научного  познания.

Существуют различные  способы и методы, которыми проверяется  истинность знания. Они называются критериями истины. Главными такими критериями являются экспериментальная проверка знания и возможность его применения на практике.

Экспериментальная проверка знания характерна прежде всего для науки. Научное познание отличается от других форм познания (повседневного, философского и т. п.) тем, что наука тщательно проверяет результаты познания путем наблюдения и проведения эксперимента. Эксперимент — это целесообразно сконструированная ситуация, в которой предположительное знание (гипотеза) подтверждается или опровергается опытом. В экспериментах часто используют точные методы измерения и сложные приборы, чтобы максимально точно проверять знание. Оценка истинности знания может осуществляться также с помощью практики. (Например: на основе определенного знания люди могут создать некоторое техническое устройство, провести определенные экономические реформы или разработать метод лечения людей. Если это техническое устройство будет успешно функционировать, реформы дадут ожидаемые результаты, а больные исцелятся, то это будет важным показателем истинности знания.)

Следует указать еще на один важный критерий истинности знания — его логическую непротиворечивость. Полученное знание не должно быть путаным и внутренне противоречивым. Оно должно логически согласовываться с хорошо проверенными и достоверными теориями. 
(Например: если кто-то выдвинет теорию наследственности, которая принципиально не совместима с современной генетикой, то можно предположить, что она вряд ли окажется истинной.)

Необходимо отметить, что  современная теория познания считает, что нет универсальных и однозначных  критериев истины. Эксперимент не может быть полностью точным, практика изменяется и развивается, а логическая непротиворечивость связана с отношениями  внутри знания, а не с соотношением знания и реальности. Поэтому даже то знание, которое выдерживает проверку по указанным критериям, не может  считаться абсолютно истинным и установленным раз и навсегда.

22. Особенности естественнонаучного  и гуманитарного методов познания.

Специфика социального (гуманитарного) познания проявляется  в следующих основных моментах:

 
1. Предмет социального познания - мир человека, а не просто вещь как таковая. Гуманитарное познание имеет дело с обществом, социальными отношениями, где тесно переплетаются материальное и идеальное, объективное и субъективное, сознательное и стихийное и т.п., где люди выражают свои интересы, ставят и реализуют определенные цели и т.д.  
2. Социальное познание ориентировано прежде всего на процессы, т.е. на развитие общественных явлений. Главный интерес тут - динамика, а не статика, ибо общество практически лишено стационарных, неизменных состояний.

Информация о работе Методы научных исследований в туризме