Методика подготовки и проведения городской обзорной экскурсии «Мой белый город»

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 12:50, курсовая работа

Описание работы

Тема городских обзорных экскурсий на сегодняшний день весьма актуальна. Это обосновано тем, что городские обзорные экскурсии – самые посещаемые; обзорные городские экскурсии представляют наибольший интерес как для местных, так и, особенно, иногородних граждан; количество обзорных экскурсий, проводимых туристско-экскурсионными организациями города, всегда намного превышает количество любых тематических; на городских обзорных экскурсиях экскурсанты получают возможность познакомиться с основными памятниками и памятными местами города, важнейшими страницами его истории, со своеобразием его современного вида.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….….3
1. Методика подготовки городской обзорной экскурсии …………………..4
2. Методика проведения городской обзорной экскурсии ……………...….10
3. Методическая разработка экскурсии «Мой Белый город»……………...15
3.1. Характеристика экскурсии………………………………………….15
3.2. Маршрут……………………………………………………………..16
3.3. Контрольный текст………………………………………………….17
Заключение………………………………………………………………….....30
Список использованных источников……………………………………..….31
«Портфель экскурсовода»…………………………………………………….33

Работа содержит 1 файл

Курсовик по ИЭД.docx

— 67.89 Кб (Скачать)

Все методические приемы, правильное использование которых составляет одну из основ профессионального  мастерства экскурсовода, могут быть по своему назначению подразделены следующим  образом:

– приемы непосредственного  ведения экскурсии (показ и рассказ);

– приемы, направленные на создание условий для эффективного проведения экскурсии.

При проведении обзорной экскурсии используются следующие приемы показа:

1. Предварительный осмотр помогает  экскурсантам остаться как бы  наедине с памятником искусства  или природой, самостоятельно оценить  их, всмотреться в них.

Предварительный осмотр основывается на наблюдении экскурсантов, помогая  им осознать существенные свойства и  признаки экскурсионного объекта.

2. Прием панорамного  показа дает возможность экскурсантам  с панорамной площадки наблюдать  вид местности. В качестве панорамной  площадки могут выступать точки, откуда открывается панорама какой-либо местности.

Во время  панорамного показа в поле зрения попадает много объектов, поэтому  экскурсоводу следует решить, какие  объекты показать, а какие «оставить  за кадром», с чего начать и в какой  последовательности вести показ, как  логически и визуально связать  следующие друг за другом объекты.

3. Прием локализации событий.  Этот прием дает возможность  ограничить внимание участников  экскурсии известными рамками,  приковать их взгляды в данной  конкретной территории именно  к тому месту, где произошло  событие. 

4. Прием абстрагирования  представляет собой мысленный  процесс выделения из целого  каких-либо частей с целью последующего  глубокого наблюдения. Этот прием  позволяет экскурсантам рассмотреть  те признаки предмета, которые  служат основой для раскрытия  темы.

5. Прием интеграции построен  на объединении отдельных частей  наблюдаемого объекта в единое  целое. Действие методического  приема интеграции в экскурсии  связано с методом синтеза  - соединение отдельных частей, деталей,  обобщения разорванных фактов  в единое целое.

6. Прием зрительного сравнения построен на зрительном сопоставлении различных предметов или частей одного объекта с другим, находящимся перед глазами экскурсантов.

7. Зрительная реконструкция или образное воссоздание. Это мысленное воссоздание несохранившегося,  сохранившегося не полностью или изменившего свой облик объекта в его первоначальном виде.    

8. Прием движения –  целенаправленное наблюдение объекта  в процессе передвижения экскурсионной  группы. Показ проводится из окна  автобуса при движении на обычном  ходу.

9. Показ наглядных пособий проводится  с приемами демонстрации, анализа,  сравнения и т.д. Это показ  наглядных пособий из «Портфеля  экскурсовода» [4] .

Рассказ – это условно  принятое в экскурсионном деле название устной части экскурсии, то есть сообщения  и пояснения, которые экскурсовод  дает группе.

Для того чтобы тема экскурсии была полностью раскрыта и цель достигнута в обзорных экскурсиях используют следующие методические приемы рассказа:

1. Прием экскурсионной  справки используется в сочетании  с приемами зрительной реконструкции,  локализации, абстрагирования. Экскурсовод  сообщает краткие данные о  наблюдаемом объекте: дату постройки,  авторов проекта, размеры, назначение. По своему содержанию и построению  данный прием напоминает путевую  экскурсионную информацию.

2. Прием описания предполагает  изложение экскурсоводом характерных  черт, примет, особенностей внешнего  вида объекта в определенной  последовательности.

3. Прием характеристики  представляет собой перечисление  свойств и особенностей, совокупность  которых дает наиболее полное  представление о данном объекте,  позволяет лучше понять его  сущность.

4. Прием объяснения - форма  изложения материала, когда в  рассказе, помимо справки об историческом  событии, раскрываются сущность  и причины, его вызвавшие. Прием  объяснения характерен для экскурсий  с показом произведений изобразительного  искусства. Экскурсовод поясняет  смысл изображенного художником  в картине, содержание памятника  монументальной скульптуры.

5. Прием комментирования  используется экскурсоводом при  изложении материала, разъясняющего  смысл события или замысел  автора памятника истории и  культуры, который в данный момент  наблюдается экскурсантами.

6. Прием репортажа. В  экскурсии репортаж – это краткое  сообщение экскурсовода о событии,  явлении, процессе, очевидцами, которых  являются экскурсанты. Сложность  использования такого приема  состоит в том, что рассказ в значительной своей части не готовится заранее, он не входит целиком в индивидуальный текст экскурсовода, а носит характер импровизации, то есть составляется экскурсоводом на ходу, во время наблюдения происходящего.

7. Прием цитирования. Цитата  в экскурсии направлена на  то, чтобы вызвать в сознании  экскурсантов зрительный образ,  то есть выступает в роли  зрительно воспринимаемой информации. Особенно эффективно цитирование  в тех случаях, когда необходимо  воссоздать картины жизни в  далекие времена, быт и деятельность  наших предков.

8. Прием вопрос – ответ  состоит в том, что в ходе  рассказа экскурсовод задает  различные вопросы экскурсантам  с целью их активизации.

9. Прием литературного  монтажа. Используя этот метод,  экскурсовод свой рассказ строит  на наборе отрывков из различных  литературных произведений, документальных  материалов, опубликованных в периодической  печати. Этот прием дает возможность  воссоздать картину событий.

10. Прием соучастия ставит  своей задачей  помочь экскурсантам  стать участниками того события,  которому посвящена экскурсия. 

11. Прием новизны материала  состоит в том, что в ходе  рассказа по теме сообщаются  факты и примеры, неизвестные  экскурсантам. Этот прием используется  экскурсоводом в тот момент, когда  необходимо привлечь внимание  группы к объекту, сделать восприятие  наблюдаемого более эффективным  [5].

Начинающие экскурсоводы ведут себя робко, смущаются, и жесты  их кажутся как бы застывшими, неуверенными, напряженными. Неприятное впечатление  производят небрежные и невыразительные  жесты, сделанные, например, рукой из-за плеча, когда экскурсовод стоит  лицом к экскурсантам и спиной к объекту. Точный, выразительный  жест, правильно  воспринятый и понятый экскурсантами, способствует не только зрительному восприятию объекта, но и установлению контакта с аудиторией. В некоторых так называемых конфликтных ситуациях сознательно подчинить эмоциональные жесты всем правилам выразительной и точной жестикуляции экскурсоводу бывает нелегко, Однако сдержанность, самообладание позволяют экскурсоводу взвешивать, контролировать свои слова, движения, жесты.

Экскурсоводу, как и актеру, необходимо технически отрабатывать, шлифовать, разнообразить жесты. Существуют жесты-паразиты: беспрестанное поправление  очков, прически, частое снимание и  надевание перчаток, неуместное постукивание пальцами и т.д. От жестов-паразитов  необходимо избавляться, постоянно  контролировать свои движения во время  проведения экскурсии. Вредно также  прибегать к беспрерывной жестикуляции. Обычно сумбурная, неосмысленная жестикуляция сопровождает сбивчивую речь. Недопустимы  неоправданно грубые, несдержанные жесты, выражающие недовольство экскурсовода, жесты предупреждающего или даже угрожающего характера. Эти жесты  свидетельствуют о беспомощности  экскурсовода, его неумении найти  правильный подход к группе, заинтересовать экскурсией, установить должный контакт с экскурсантами [11].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Методическая разработка экскурсии «Мой Белый Город»

 

3.1. Характеристика экскурсии

 

Тема: «Мой Белый город».

Цель: показать туристскую привлекательность г. Белгорода, создать четкое представление об экскурсионных объектах и памятных местах города;

повысить общую культуру и расширить  кругозор экскурсантов.

Задачи: познакомить туристов с достопримечательностями города, особенностями его архитектуры,  памятниками истории, культуры;

показать его место  в общероссийской истории, ознакомить экскурсантов с современным этапом развития города.

Продолжительность – 46 мин.

Для каких групп  экскурсантов предназначена – студенты группы.

Автор-разработчик –.

Объекты экскурсии: Белгородская и Старооскольская епархия, Преображенский собор, бюст Косенкова, бюст Попова, старое городское кладбище, Иосафовский собор, государственная научная универсальная библиотека, памятник слову, Дворец творчества, хлебозавод «Колос», мемориальная доска им. Шершнева, кинотеатр «Радуга», государственный театр кукол.

Подтемы: История города, особенности архитектуры,  краткая характеристика промышленности, науки, культуры в городе.

Маршрут: Экскурсия проводится с использованием мультимедийного оборудования в аудитории.

 

 

 

 

 

3.2. Маршрут

 

 Точка 1. Слайд №1: Вступительное слово, знакомство с маршрутом  и тематикой экскурсии (1 мин.)

Точка 2. Слайд № 2: Белгородская и Старооскольская епархия (5 минут); (история, культура, наука)

Точка 3. Слайд № 3 - 4: Преображенский кафедральный собор (4 минуты); (история)

Точка 4. Слайд № 5: Бюст С.С. Косенкова (4 минуты); (культура)

Точка 5. Слайд № 6: Бюст А. Попова (4 минуты); (история)

Точка 6. Слайд № 7: Иосафовский собор. Старое городское кладбище (5 минут); (история, архитектура)

Точка 7. Слайд № 8 –9: Государственная научная библиотека, Памятник русскому слову (6минут); (культура)

Точка 8. Слайд № 10 –11: Дворец творчества (3 минуты); (культура)

Точка 9. Слайд № 12 – 13: Хлебозавод «Колос» (3 минуты); (характеристика промышленности)

Точка 10. Слайд № 14 –15: Улица Шершнева. Мемориальная доска (3 минуты); (история)

Точка 11. Слайд № 16 - Кинотеатр Радуга (3 минуты); (культура)

Точка 12. Слайд № 17 - Государственный театр кукол (3 минуты); (культура)

Точка 13. Слайд № 18 - Заключительное слово (2 минуты)

 

 

 

 

 

 

 

3.3. Контрольный текст

 

      Точка 1. Слайд 1.

Добрый день, уважаемые  экскурсанты! Сегодня мы  с вами посетим обзорную экскурсию. Вашим экскурсоводом буду я – Чуева Марина. Продолжительность нашей экскурсии – 46  минут.

 Я хочу познакомить  вас с замечательным городом  Белгородом.  Тема нашей экскурсии:  «Мой Белый город». В ходе экскурсии вы  познакомитесь с городом и осмотрите самые знаменитые места. Сегодня мы посетим: Белгородскую и Старооскольскую епархию, Преображенский собор, бюст Косенкова, бюст Попова, старое городское кладбище, Иосафовский собор, государственная научная универсальная библиотека, памятник слову, дворец творчества, хлебозавод «Колос», мемориальная доска им. Шершнева, кинотеатр «Радуга», государственный театр кукол.

       Точка 2. Слайд 2.

Первым объектом, с которым  мы в вами познакомимся будет Белгородская и Старооскольская епархия. Белгородская земля по праву именуется Святым Белогорьем: множество православных храмов, монастырей, часовен, целебных источников, чудотворных икон и других святынь издавна привлекали не только паломников, но и вообще, всех известных путешественников, ученых, поэтов, и писателей, посещавших Белгород и область, и оставивших об этом крае и его святынях свои воспоминания в письмах, научных и художественных произведениях, в шедеврах искусства прошлых веков. К концу XX столетия из всего этого богатства и обилия осталось чрезвычайно мало. 29 сентября 1996 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил построенный в г. Губкине второй по величине и благолепию после московского храма Христа Спасителя Спасо -Преображенский кафедральный собор как храм примирения народов, вынесших на своих плечах трагедию, тяготы и скорби Великой Отечественной войны. А накануне, 28 сентября, была торжественно открыта Святейшим Патриархом Белгородская Православная Духовная семинария с миссионерской направленностью, первая и пока единственная семинария такого профиля в России. Ныне в семинарии, получившей в 1998 году статус высшего учебного заведения, обучаются 209 воспитанников дневного и заочного отделений, несут послушание 33 преподавателя, из которых 22 являются священнослужителями.

Одним из важных направлений  возрождающейся миссии Православной Церкви является ее социальное служение. Священнослужители, монашествующие и миряне епархии, воспитанники Духовной семинарии совершают духовное окормление и оказывают практическую помощь людям, находящимся в больницах, домах престарелых и инвалидов, а также заключенным, отбывающим срок наказания в местах лишения  свободы. Совместными трудами администрации  области и епархии создан и  открыт 10 октября 1997 года Территориальный  центр обслуживания престарелых  и инвалидов, освященный во имя блаженной  Ксении Петербургской в селе Горки  Красненского района. В Белгородской и Старооскольской епархии насчитывается более 200 храмов.

Точка 3. Слайд 3.

Немного поднявшись по улице, можно увидеть Преображенский кафедральный собор – главный собор епархии.

Преображенский храм был  построен в 1813 году на деньги прихожан на месте обветшавшего деревянного  храма.

В 1925 году, после закрытия старинного Троицкого собора, Преображенский храм получил статус кафедрального  собора.

В 1962 году Преображенский собор  был закрыт, и здание его было передано краеведчекому музею. Музей был открыт в 1973 году после ремонта и перепланировки.

Информация о работе Методика подготовки и проведения городской обзорной экскурсии «Мой белый город»